№408924Добавлено: Пн 30 Апр 18, 19:36 (7 лет тому назад)Соотношение понятий "жажда" и "омрачение"
Как-то Гвоздь объяснил мне, что классификация видов жажды и видов клеш (килес, омрачений) - это две разные классификации. Словно один пирог поделили двумя разными способами.
С тех пор я часто их упоминаю рядом, например - "освобождение от жажды и омрачений".
Интуитивно чувствую, что "килесы" - более широкое и важное понятие, чем "жажда", потому что пратитья-самутпада начинается с авидьи (синоним килесы "моха"), а не жажды.
Также важность именно килес отображено в одном из названий прижизненной Ниббаны - килеса-Париниббана (а не танха-Париниббана).
Разбираясь с терминами в буддийском словаре пали, обнаружила, что в килесу "рага" входят кама-рага, рупа-рага и арупа-рага.
Rāga: 'lust', 'greed', is a synonym of lobha see: mūla, tanhā, and abhijjhā see: kamma-patha For kāma-, rūpa-, arūpa-rāga see: samyojana
Может, килеса "рага" - это и есть жажда?
Тогда кама-рага - это кама-танха, рупа-рага - бхава-танха, арупа-рага - вибхава-танха.
Кстати, по мнению Антарадханы вибхава-танха - это жажда существования в мире арупа-локи. А это соответсвует арупа-раге.
Тогда жажда - один из видов омрачений - "рага".
Недостатком такого вывода является то, что в таком случае освобождение от жажды - это лишь частичное освобождение от омрачений (только лишь от омрачения "рага"), а значит, освобождения от жажды недостаточно для освобождения от страданий. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 30 Апр 18, 19:39), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Анабхогин, Серж, Тренер, ТМ
№408934Добавлено: Пн 30 Апр 18, 19:55 (7 лет тому назад)
Рага - это скорее "пристрастие". Соответственно, камарага - пристрастие к чувственным, особенно эротическим наслаждениям. Рупарага - это можно назвать пристрастием к эстетическим (имеющим формы) наслаждениям, и арупарага - пристрастие к чисто умственным, интеллектуальным наслаждениям (игры ума чистыми идеями). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 30 Апр 18, 19:55), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото
Как-то Гвоздь объяснил мне, что классификация видов жажды и видов клеш (килес, омрачений) - это две разные классификации. Словно один пирог поделили двумя разными способами.
С тех пор я часто их упоминаю рядом, например - "освобождение от жажды и омрачений".
Интуитивно чувствую, что "килесы" - более широкое и важное понятие, чем "жажда", потому что пратитья-самутпада начинается с авидьи (синоним килесы "моха"), а не жажды.
Также важность именно килес отображено в одном из названий прижизненной Ниббаны - килеса-Париниббана (а не танха-Париниббана).
Разбираясь с терминами в буддийском словаре пали, обнаружила, что в килесу "рага" входят кама-рага, рупа-рага и арупа-рага.
Rāga: 'lust', 'greed', is a synonym of lobha see: mūla, tanhā, and abhijjhā see: kamma-patha For kāma-, rūpa-, arūpa-rāga see: samyojana
Может, килеса "рага" - это и есть жажда?
Тогда кама-рага - это кама-танха, рупа-рага - бхава-танха, арупа-рага - вибхава-танха.
Кстати, по мнению Антарадханы вибхава-танха - это жажда существования в мире арупа-локи. А это соответсвует арупа-раге.
Тогда жажда - один из видов омрачений - "рага".
Недостатком такого вывода является то, что в таком случае освобождение от жажды - это лишь частичное освобождение от омрачений (только лишь от омрачения "рага"), а значит, освобождения от жажды недостаточно для освобождения от страданий.
Да, тришна — это рага, а рага — это самскара. А нирвана клеш есть нирвана скандх.
Рага - это скорее "пристрастие". Соответственно, камарага - пристрастие к чувственным, особенно эротическим наслаждениям. Рупарага - это можно назвать пристрастием к эстетическим (имеющим формы) наслаждениям, и арупарага - пристрастие к чисто умственным, интеллектуальным наслаждениям (игры ума чистыми идеями).
Желание жить в мире форм (рупа-рага) является, по будд. учению, 6-й оковой, от к-рой нужно избавиться, а желание жить в мире высших небес (арупа-рага) — 7-й оковой.
Рага - это скорее "пристрастие". Соответственно, камарага - пристрастие к чувственным, особенно эротическим наслаждениям. Рупарага - это можно назвать пристрастием к эстетическим (имеющим формы) наслаждениям, и арупарага - пристрастие к чисто умственным, интеллектуальным наслаждениям (игры ума чистыми идеями).
Желание жить в мире форм (рупа-рага) является, по будд. учению, 6-й оковой, от к-рой нужно избавиться, а желание жить в мире высших небес (арупа-рага) — 7-й оковой.
Верно. Пристрастие беременно страданием.
Как бы мы сейчас, современными понятиями выразили древнее понятие "жить в мире прекрасных, чистых форм". Я бы сказал - "жить в мире искусства и религиозных символов", окружить себя чисто эстетическими наслаждениями. Этот мир весьма оторван от грубого "животного" мира обычного, сугубо мирского человека.
И как бы мы сказали, что значит "жить в мире высших небес чистых идей"? Я бы сказал - "жить в мире возвышенной философии и науки, религиозных принципов и гуманистических идей". Этот мир полностью оторван от грубого "животного" мира сугубо материального человека и весьма отстоит от мира любителя изящных искусств и возвышенных манер. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 30 Апр 18, 20:11), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото
№408940Добавлено: Пн 30 Апр 18, 20:06 (7 лет тому назад)
What is ignorance (avidyā)? It is the absence of knowledge (ajñāna) in regard to the three realms of existence (traidhātuka). Its function is to provide a basis for the appearance of the defilements, erroneous decisions and doubts concerning the teachings (dharma).
What is ignorance (avidyā)? It is the absence of knowledge (ajñāna) in regard to the three realms of existence (traidhātuka). Its function is to provide a basis for the appearance of the defilements, erroneous decisions and doubts concerning the teachings (dharma).
Да, из этих двух определений видна связь авидьи и раги (тришны) - "to the three realms of existence".
Я поняла! _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Рага - это скорее "пристрастие". Соответственно, камарага - пристрастие к чувственным, особенно эротическим наслаждениям. Рупарага - это можно назвать пристрастием к эстетическим (имеющим формы) наслаждениям, и арупарага - пристрастие к чисто умственным, интеллектуальным наслаждениям (игры ума чистыми идеями).
Желание жить в мире форм (рупа-рага) является, по будд. учению, 6-й оковой, от к-рой нужно избавиться, а желание жить в мире высших небес (арупа-рага) — 7-й оковой.
Верно. Пристрастие беременно страданием.
Как бы мы сейчас, современными понятиями выразили древнее понятие "жить в мире прекрасных, чистых форм". Я бы сказал - "жить в мире искусства и религиозных символов", окружить себя чисто эстетическими наслаждениями. Этот мир весьма оторван от грубого "животного" мира обычного, сугубо мирского человека.
И как бы мы сказали, что значит "жить в мире высших небес чистых идей"? Я бы сказал - "жить в мире возвышенной философии и науки, религиозных принципов и гуманистических идей". Этот мир полностью оторван от грубого "животного" мира сугубо материального человека и весьма отстоит от мира любителя изящных искусств и возвышенных манер.
Да, состояния сознания соответствуют мирам, а аспекты ума - существам (например, божествам ваджраяны, животному началу в человеке и др.) _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
состояния сознания соответствуют мирам, а аспекты ума - существам (например, божествам ваджраяны)
Существа соответствующих миров - аспекты ума, познающего эти миры. Ваджраянцы ведь так прямо и говорят. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№408950Добавлено: Пн 30 Апр 18, 20:31 (7 лет тому назад)
Рупа.. и арупа.. - это миры дхьян. Состояния в них - как в соответствующих дхьянах. Это очень далеко от артистических бомондов и наслаждений философией, как бы они туда ни напрашивались. _________________ Буддизм чистой воды
состояния сознания соответствуют мирам, а аспекты ума - существам (например, божествам ваджраяны)
Существа соответствующих миров - аспекты ума, познающего эти миры. Ваджраянцы ведь так прямо и говорят.
Про ваджраянское понимание существ как "аспектов ума" я знала, а про "аспекты ума, познающего соответствующие миры" буду знать _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Рупа.. и арупа.. - это миры дхьян. Состояния в них - как в соответствующих дхьянах. Это очень далеко от артистических бомондов и наслаждений философией, как бы они туда ни напрашивались.
Понятно. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы