Ни то, ни другое. Четасики проявляются только вместе с читтой. Читта - только вместе с семью универсальными четасиками. В числе семи универсальных четасик - ментальная дживитиндрия. Каким образом читта может проявляться без универсальных четасик (в том числе - без дживитиндрии)? Каким образом могут какие бы то ни было четасики проявляться без читты?
Это ведь всё относится к "существу". У архата всё очень иначе, по очень большой часть дхарм идут исключения. Что именно и как у архата (даже с остатком) - это сложно, нужно долго рыться в абхидхаммах, изучать. Я не особо интересовался этой темой, поэтому сходу не могу это даже обсуждать. Вы, наверняка, ведь тоже не изучали?
Насколько я помню Дхаммасангани и Абхидхамматха Сангаха - семь универсальных четасик сопровождают и читту пути и читу плода араханта. В этом у араханта (с остатком) исключений нет. Но, конечно, могут быть какие-то детали, которых я не знаю. Было бы более чем странно утверждать, что у меня нет и не может быть пробелов.
Так сарватрага-сампрайога (объединение сарватраг в одном моменте) включает и остаток (спаршу и ведану). Понятно, что если их нет, то или "ничего нет", или есть что-то вовсе иное. _________________ Буддизм чистой воды
Ни то, ни другое. Четасики проявляются только вместе с читтой. Читта - только вместе с семью универсальными четасиками. В числе семи универсальных четасик - ментальная дживитиндрия. Каким образом читта может проявляться без универсальных четасик (в том числе - без дживитиндрии)? Каким образом могут какие бы то ни было четасики проявляться без читты?
Это ведь всё относится к "существу". У архата всё очень иначе, по очень большой часть дхарм идут исключения. Что именно и как у архата (даже с остатком) - это сложно, нужно долго рыться в абхидхаммах, изучать. Я не особо интересовался этой темой, поэтому сходу не могу это даже обсуждать. Вы, наверняка, ведь тоже не изучали?
Насколько я помню Дхаммасангани и Абхидхамматха Сангаха - семь универсальных четасик сопровождают и читту пути и читу плода араханта. В этом у араханта (с остатком) исключений нет. Но, конечно, могут быть какие-то детали, которых я не знаю. Было бы более чем странно утверждать, что у меня нет и не может быть пробелов.
Так сарватрага-сампрайога (объединение сарватраг в одном моменте) включает и остаток (спаршу и ведану). Понятно, что если их нет, то или "ничего нет", или есть что-то вовсе иное.
Ну вот это "вовсе иное", если и есть, то нигде не описано. Я об этом и говорю. _________________ Границы мира - это границы языка
Ну вот это "вовсе иное", если и есть, то нигде не описано. Я об этом и говорю.
Вы не только об этом говорите, а еще и делаете метафизический вывод, что "после ничего и никак нет". Это при том, что сам Будда этого избегал - это же классический вопрос без ответа: "существует ли Татхагата после смерти?". _________________ Буддизм чистой воды
Вот здесь: Читта, вин'няна, мано получают полностью идентичные определения уже в Дхаммасангани
Либо они идентичны, либо они разные. И одного и другого одновременно не бывает.
Я Вам написал, что принимаю то, что в MN43 - а там ничего про отличия винняны от читты и мано нет. Там определения вин'няна, пан'ня, сан'ня, ведана - которые и легли в основу абхидхаммического анализа. А по поводу различий вин'няна/мано/читта - давайте конкретные сутты (только, желательно всё-таки не в этой теме), где они явным образом определяются по-разному - можно будет и обсудить. _________________ Границы мира - это границы языка
А зачем отличать одно от другого?
Пустота не содержит в себе ничего и одновременно она содержит в себе всё.
Ну так и незачем. В Ниббане достаточно одной Ниббаны.
Видимо, для вас нет разницы между Пустотой, которая не содержит в себе ничего, и Пустотой, которая не содержит в себе ничего и содержит в себе все.
Нет разницы между небытием и непроявленным.
Для меня эта разница есть. И она существенна. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№393133Добавлено: Пн 12 Мар 18, 22:43 (7 лет тому назад)
Цитата:
можно будет и обсудить
Можно обсуждать, когда поставлен вопрос. А пока так и непонятно считаете ли Вы vinnana эквивалентом русского "сознание" или нет.
Если не считаете, то и нет смысла создавать отдельную тему и что-то обсуждать.
Ну вот это "вовсе иное", если и есть, то нигде не описано. Я об этом и говорю.
Вы не только об этом говорите, а еще и делаете метафизический вывод, что "после ничего и никак нет". Это при том, что сам Будда этого избегал - это же классический вопрос без ответа: "существует ли Татхагата после смерти?".
Нет, такого вывода я не делаю. Если я спорю с гражданами, которые про опыт после париниббаны на все лады рассказывают - так именно потому, что опыт - это не неизвестно что, а вполне конкретная структура актов познания, в Абхидхамме весьма подробно описанная. Поэтому если и есть после париниббаны нечто неизвестное, то применять к нему термин "опыт" (как будто речь идёт о наших привычных читтах, четасиках, арамманах, и т.д.) - некорректно. _________________ Границы мира - это границы языка
№393135Добавлено: Пн 12 Мар 18, 22:45 (7 лет тому назад)
Цитата:
Нет разницы между небытием и непроявленным.
"Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие" (с) Булгаков
Можно обсуждать, когда поставлен вопрос. А пока так и непонятно считаете ли Вы vinnana эквивалентом русского "сознание" или нет.
Если не считаете, то и нет смысла создавать отдельную тему и что-то обсуждать.
Я считаю, что конкретно к вин'няна ближе подходит "представление", а применительно к пяти вин'нянам, опирающимся на пять органов чувств, даже и "восприятие". Но перевод "сознание" уже почти устоялся, что с этим сделаешь? _________________ Границы мира - это границы языка
А зачем отличать одно от другого?
Пустота не содержит в себе ничего и одновременно она содержит в себе всё.
Ну так и незачем. В Ниббане достаточно одной Ниббаны.
Видимо, для вас нет разницы между Пустотой, которая не содержит в себе ничего, и Пустотой, которая не содержит в себе ничего и содержит в себе все.
Нет разницы между небытием и непроявленным.
Для меня эта разница есть. И она существенна.
Я бы сказал, что Ниббана - это и не то, и не другое. Просто из другой категориальной сетки. Пустота, которая содержит в себе и ничего, и всё (но в этой фразе я уже говорю только от себя - никакие авторитеты об этом, насколько я знаю, не рассуждали) - это скорее сансара. А Ниббана - это бесстрастие по отношению к этой Пустоте, содержащей в себе и ничего, и всё. _________________ Границы мира - это границы языка
№393138Добавлено: Пн 12 Мар 18, 22:50 (7 лет тому назад)
Цитата:
Но перевод "сознание" уже почти устоялся, что с этим сделаешь?
А вот надо что-то делать. Так как с таким переводом исчезновение vinnana это совсем не то же самое, что исчезновение сознания. А потом прочитавши некорректный перевод "исчезновение сознания" делается вывод, что достигшее Нирваны существо исчезает так как исчезают 5 скандх ну и далее начинаются противоречия, споры, заблуждения, включая ересь аннигиляционизма.
Ну вот это "вовсе иное", если и есть, то нигде не описано. Я об этом и говорю.
Вы не только об этом говорите, а еще и делаете метафизический вывод, что "после ничего и никак нет". Это при том, что сам Будда этого избегал - это же классический вопрос без ответа: "существует ли Татхагата после смерти?".
Нет, такого вывода я не делаю. Если я спорю с гражданами, которые про опыт после париниббаны на все лады рассказывают - так именно потому, что опыт - это не неизвестно что, а вполне конкретная структура актов познания, в Абхидхамме весьма подробно описанная. Поэтому если и есть после париниббаны нечто неизвестное, то применять к нему термин "опыт" (как будто речь идёт о наших привычных читтах, четасиках, арамманах, и т.д.) - некорректно.
Тогда у нас больше нет предмета для спора. Я спорю только против метафизических утверждений о бытии или небытии после конечной ниббаны. Хочу только заметить, что это принципиально отлично от сомнений по этому вопросу (хоть они и тоже есть, конечно). _________________ Буддизм чистой воды
Ну вот это "вовсе иное", если и есть, то нигде не описано. Я об этом и говорю.
Вы не только об этом говорите, а еще и делаете метафизический вывод, что "после ничего и никак нет". Это при том, что сам Будда этого избегал - это же классический вопрос без ответа: "существует ли Татхагата после смерти?".
окончательная Ниббана - это просто-напросто, окончательное устранение всех килес (клеш). И происходит это ещё при жизни. После этого, после достижения Ниббаны, происходит смерть араханта (париниббана) - и она от смерти материалиста отличается, насколько можно судить, только тем, что у материалиста вплоть до смерти килесы отнюдь не устранены (не буддист и задачи такой перед собой не ставит).
П.С. Ниббана и Париниббана - синонимы. Поэтому для анупадидесса Ниббаны лучше использовать "Ниббана без остатка" или "окончательная Ниббана". _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 12 Мар 18, 23:01), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
А зачем отличать одно от другого?
Пустота не содержит в себе ничего и одновременно она содержит в себе всё.
Ну так и незачем. В Ниббане достаточно одной Ниббаны.
Видимо, для вас нет разницы между Пустотой, которая не содержит в себе ничего, и Пустотой, которая не содержит в себе ничего и содержит в себе все.
Нет разницы между небытием и непроявленным.
Для меня эта разница есть. И она существенна.
Я бы сказал, что Ниббана - это и не то, и не другое. Просто из другой категориальной сетки. Пустота, которая содержит в себе и ничего, и всё (но в этой фразе я уже говорю только от себя - никакие авторитеты об этом, насколько я знаю, не рассуждали) - это скорее сансара. А Ниббана - это бесстрастие по отношению к этой Пустоте, содержащей в себе и ничего, и всё.
Насчет Пустоты - это уже Махаяна _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы