Я всегда замечал за собой, что когда я начинаю стараться "снимать покров" с таинственного и строго определять Ниббану, Сансару, давать четкие определения Дхамме - все становится сухим и неприветливым.
Человека, как жаждущее существо, не вдохновляют схемы и теории. На подвиг не сподвигнут концепции дуккха и концепции прекращения дуккха. Матики не станут кладезем живой воды, списки дхамм не введут в мистический экстаз.
По этому лично для себя я постоянно ищу поэтическую сторону, красоту и эстетику, духовность, а не букву.
Дхамма выраженная в поэзии и образах вдохновляет человека, исполняет восторга. Единственный путь познать Дхамму - это ощутить ее дух, пережить ее сердцем
Мистический экстаз это, по-моему, не совсем о Дхамме. В ней нет мистики - это сама природа, Реальность. Но экстаз, восторг, глубокий покой появляются действительно не от схем и теорий, а от медитации. Тут открываются такие глубины, что вся болтовня или книжные знания теряют всякую ценность. Изучать Дхамму по матрикам, согласна с Вами - весьма унылое занятие.
Мистический экстаз в смысле йогических достижений, самадхи.
Наши востоковеды любили использовать слово "экстаз" в этом смысле. В такой конотации я его использовал. Сейчас конечно экстаз используетя в другом значении - опьянение, чувственнсть. Да и "мистицизм" тоже изрядно подпортили.
Все-таки предпочитаю олдскульную терминологию _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
шива с брахманом так то тоже "Абсолютная Пустота, прекращение, невозникающее, постоянное, невыразимое, немыслимое, свободное от домысливания"...
Спора нет - Ниббану можно взять и назвать хоть "Шивой", хоть "Брахманом", хоть "Единым", хоть "Божеством", хоть Эйн Соф. Бумага всё стерпит, как известно. Но вопрос ведь не в названиях, а в том, какие с называемым сопряжены практики и ментальные установки? И вот здесь вылезают различия (о чём уже неоднократно говорилось).
Во всех иных религиях, где присутствует бескачественный, невыразимый и т.п. Абсолют, цель практики, в конечном счёте, в том, чтобы с ним соединиться, отождествиться с ним. А в случае с Ниббаной отождествление с ней - это как раз то, что Будда отвергает, чего он говорит не делать (см. MN1).
у будды все из тактических, а не догматических соображений. как только вы сказали - я в нирване, или нирвана - это я, так и улетели оттуда, грубо говоря.
Дополнил пост уже после Вашего ответа. Дублирую здесь:
Вместо того, чтобы пытаться соединиться с этим покоем, Будда говорит - среди возникающих и исчезающих феноменов есть феномен неведения, и есть феномен жажды - влечения к приятным феноменам и отторжения от неприятных. Надо устранить жажду, устранить невежество. И тогда будет видно, и будет восприниматься с невозмутимостью следующее: все возникающие феномены - разрушаются. Пустота, свободная от возникновения феноменов, свободна и от их исчезновения. А иллюзорные предметы, среди которых "я", тоже не появляются и не исчезают, потому что они иллюзорны.
Так что это у Будды, я бы сказал, не "тактика", а "стратегия", или даже целое "оперативное искусство".
ну да устрани неведение-маю и откроется океан брахман - пустой, бескачественный.
все как герман упорно говорил.
Только без всяких спекуляций на предмет отождествления с этим океаном.
верно. поэтому и было молчание. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Я всегда замечал за собой, что когда я начинаю стараться "снимать покров" с таинственного и строго определять Ниббану, Сансару, давать четкие определения Дхамме - все становится сухим и неприветливым.
Человека, как жаждущее существо, не вдохновляют схемы и теории. На подвиг не сподвигнут концепции дуккха и концепции прекращения дуккха. Матики не станут кладезем живой воды, списки дхамм не введут в мистический экстаз.
По этому лично для себя я постоянно ищу поэтическую сторону, красоту и эстетику, духовность, а не букву.
Дхамма выраженная в поэзии и образах вдохновляет человека, исполняет восторга. Единственный путь познать Дхамму - это ощутить ее дух, пережить ее сердцем
вы пришли к этому выводу (ваше мышление сформировано) благодаря такому тренду в 20-веке и переводам зума-зома. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Эмпириокритик, вот меня всегда в Вас поражал этот феномен, что Вы все понимаете правильно в уме (на мой взгляд) и нравственность свою тоже контролируете в диалогах, но однако все еще не достигли переживания Нирваны. Получается понимание ума далеко не все определяет?
Нравственность контролировать в диалогах - это дело нехитрое. Видеть некоторые феномены - на самом деле, тоже.
Но о какой Ниббане может идти речь в случае с существом, чей ум омрачён привязанностью к чувственным удовольствиям, привязанностью к существованию, беспокойством, недоброжелательностью, тщеславием?
Вы так легко это констатируете и остаетесь при этом спокойным? Ведь Вам не откуда ждать помощь, Вы в нее не верите, то есть все только в Ваших руках, а Вы так спокойно продолжаете страдать.
Будда много раз говорил о том, что не существует никакого вечного сознания
Если вы не слышали Будду лично, то это ваши/чьи угодно интерпретации.
«Сознание непроявляющееся,
Безграничное, сияющее повсюду – не относится к земельности земли, не относится к водянистости воды… …не относится к Всеобщности Всего»
Цитата:
Предполагать какое-то особое сознание в Ниббане - это спекуляции, которыми так увлекаются тайские аджаны и многие-многие другие.
Тайские аджаны делают это на основе сутт ПК, в которых есть "винняна анидассанам". Разница лишь в том как вы это интерпретируете.
Цитата:
Бхаваниродха Ниббана
Ну, так все верно. Бхава-ниродха. Просто вы слово "бхава" не так понимаете.
Цитата:
А если отпустить свое Я, то можно увидеть, что возникающее и исчезающее - это не стоит ничего
То есть возникающее и исчезающее вы видите, а не-возникающее и не-исчезающее - не видите? А оно есть: Монахи, есть нерождённое, ненаступившее, несотворённое, несформированное. И это не "не рождение" (как действие), потому что "не рождение" не может "быть" (аттхи). А вот "нерожденное" (как причастие) может быть. И согласно словарю пали это и есть причастие, то есть признак чего-то (того что есть, что "быть") по действию.
Цитата:
В Ниббане ничего не исчезает, потому что там ничего не возникает
Если ниббана для вас просто небытие, голое отсутствие всего - то ваша фраза "в ниббане" некорректна. Небытие это не место, где что-то может или не может возникать.
Ну почему же нельзя сказать "в ниббане"? Можно же сказать "в покое" (пребывать в покое). Когда удается увидеть возникающее и исчезающее, то по моему скромному опыту никакого не-возникающего и не-исчезающего взамен не видно, но иногда получается раствориться в покое, когда ничего кроме покоя нет вообще. Вполне возможно, что это и есть промельк ниббаны. Относительно того, кто чего достиг, то тут уже много было разговоров о том, что пока вы сами арахантом с иддхами не станете, вы этих достижений у других не увидите, т.к. никто на себя табличку с указанием о том, какого плода достиг, вешать не будет (кроме Ламера, конечно). Вы назвали всего двух тхеравадинских учителей с точкой зрения, отчасти схожей с вашей и упомянули, что есть многие другие. Многих других нет. Большинство тхеравадинских учителей не придерживается точки зрения Тханиссаро Бхикху.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№380682Добавлено: Ср 07 Фев 18, 19:19 (7 лет тому назад)
Рената Скот
Как раз наоборот. Мало кто придерживается из учителей мнения что окончательная ниббана это небытие и просто прекращение, кроме бирманской или австралийской Никаи. Но никак не тайский и не шри-ланскийский буддизм. Анандамайтрея я еще упоминал, кстати. А это ланкийский буддизм, известнейший монах был.
Нельзя сказать "в ниббане" в значении "в небытии", я же написал. Если для вас "покой" как окончательная посмертная ниббана это существующий опыт, то что есть - а не прекращение всего, небытие и т.д. это совсем другой вопрос.
Если вы не вешаете на себя табличку какого плода вы достигли, тогда и не стоит категорично заявлять чем является ниббана, как к ней прийти, где Истинная Дхамма и т.д. а все остальное объявлять ересью. Так как все это очевидно необоснованно и обоснований не имеет.
"Возникающее и исчезающее" в суттах согласно переводчику относится к контексту рождения и смерти, а не всего чего угодно что может возникать и исчезать. То есть, это совершенно не об абхидхаммических дхаммах речь, которые возникают и исчезают.
Эмпириокритик, вот меня всегда в Вас поражал этот феномен, что Вы все понимаете правильно в уме (на мой взгляд) и нравственность свою тоже контролируете в диалогах, но однако все еще не достигли переживания Нирваны. Получается понимание ума далеко не все определяет?
Нравственность контролировать в диалогах - это дело нехитрое. Видеть некоторые феномены - на самом деле, тоже.
Но о какой Ниббане может идти речь в случае с существом, чей ум омрачён привязанностью к чувственным удовольствиям, привязанностью к существованию, беспокойством, недоброжелательностью, тщеславием?
Вы так легко это констатируете и остаетесь при этом спокойным? Ведь Вам не откуда ждать помощь, Вы в нее не верите, то есть все только в Ваших руках, а Вы так спокойно продолжаете страдать.
Очевидно, в моём случае отчётливое видение дуккхи ещё не настолько неотступно, чтобы возникла мотивация вот прямо сейчас всё бросить, уйти в отшельники, и изо всех сил броситься к Ниббане. Так что остаюсь на своём месте. Стараюсь удерживаться в рамках нравственного поведения. Регулярно занимают прополкой неблагих мыслей, стремлений и т.п. И, собственно говоря, какая мне нужна помощь, кроме самой этой прополки? _________________ Границы мира - это границы языка
Эмпириокритик, вот меня всегда в Вас поражал этот феномен, что Вы все понимаете правильно в уме (на мой взгляд) и нравственность свою тоже контролируете в диалогах, но однако все еще не достигли переживания Нирваны. Получается понимание ума далеко не все определяет?
Нравственность контролировать в диалогах - это дело нехитрое. Видеть некоторые феномены - на самом деле, тоже.
Но о какой Ниббане может идти речь в случае с существом, чей ум омрачён привязанностью к чувственным удовольствиям, привязанностью к существованию, беспокойством, недоброжелательностью, тщеславием?
Вы так легко это констатируете и остаетесь при этом спокойным? Ведь Вам не откуда ждать помощь, Вы в нее не верите, то есть все только в Ваших руках, а Вы так спокойно продолжаете страдать.
Очевидно, в моём случае отчётливое видение дуккхи ещё не настолько неотступно, чтобы возникла мотивация вот прямо сейчас всё бросить, уйти в отшельники, и изо всех сил броситься к Ниббане. Так что остаюсь на своём месте. Стараюсь удерживаться в рамках нравственного поведения. Регулярно занимают прополкой неблагих мыслей, стремлений и т.п. И, собственно говоря, какая мне нужна помощь, кроме самой этой прополки?
Вообщем, хорошо скрываю свои эмоции эт называется.
Рената Скот
Как раз наоборот. Мало кто придерживается из учителей мнения что окончательная ниббана это небытие и просто прекращение, кроме бирманской или австралийской Никаи. Но никак не тайский и не шри-ланскийский буддизм. Анандамайтрея я еще упоминал, кстати. А это ланкийский буддизм, известнейший монах был.
Нельзя сказать "в ниббане" в значении "в небытии", я же написал. Если для вас "покой" как окончательная посмертная ниббана это существующий опыт, то что есть - а не прекращение всего, небытие и т.д. это совсем другой вопрос.
Если вы не вешаете на себя табличку какого плода вы достигли, тогда и не стоит категорично заявлять чем является ниббана, как к ней прийти, где Истинная Дхамма и т.д. а все остальное объявлять ересью. Так как все это очевидно необоснованно и обоснований не имеет.
"Возникающее и исчезающее" в суттах согласно переводчику относится к контексту рождения и смерти, а не всего чего угодно что может возникать и исчезать. То есть, это совершенно не об абхидхаммических дхаммах речь, которые возникают и исчезают.
Никогда не лезу в обсуждения верований других школ, т.к. очень мало о них знаю. Про тхераваду знаю кое-что, потому и разъясняю позицию тхеравады по разным вопросам. Если и думаю о чем-то "ересь", то вслух стараюсь подобного ни про кого не говорить. Не думаю, что вы осилили хоть одну книгу Анандамайтреи (не в укор вам, просто они достаточно скучные и путанные). Если же осилили, то не могли не заметить, что при том, что данный человек был весьма уважаем, в т.ч. как общественный деятель, взгляды его на многие вопросы отличались, мягко говоря, оригинальностью. К тому же большинство своих неоднозначных высказываний он сделал, будучи человеком очень и очень преклонного возраста. Скажем, в свои 92 года (прожил он до 102) он на полном серьезе неоднократно разъяснял, что в определенном месте хранится книга, где любой человек может узнать свою судьбу. Насколько я понимаю, вы тоже пока не в ниббане и табличку на себя не повесили, тем не менее в убеждении, что существует то ли вселенский разум, то ли вселенский потухший огонь то ли оба эти явления, вполне категоричны.
Очевидно, в моём случае отчётливое видение дуккхи ещё не настолько неотступно, чтобы возникла мотивация вот прямо сейчас всё бросить, уйти в отшельники, и изо всех сил броситься к Ниббане. Так что остаюсь на своём месте. Стараюсь удерживаться в рамках нравственного поведения. Регулярно занимают прополкой неблагих мыслей, стремлений и т.п. И, собственно говоря, какая мне нужна помощь, кроме самой этой прополки?
Помощь, на мой взгляд, все равно скрыто присутствует.
Рената Скот
Как раз наоборот. Мало кто придерживается из учителей мнения что окончательная ниббана это небытие и просто прекращение, кроме бирманской или австралийской Никаи. Но никак не тайский и не шри-ланскийский буддизм. Анандамайтрея я еще упоминал, кстати. А это ланкийский буддизм, известнейший монах был.
Нельзя сказать "в ниббане" в значении "в небытии", я же написал. Если для вас "покой" как окончательная посмертная ниббана это существующий опыт, то что есть - а не прекращение всего, небытие и т.д. это совсем другой вопрос.
Если вы не вешаете на себя табличку какого плода вы достигли, тогда и не стоит категорично заявлять чем является ниббана, как к ней прийти, где Истинная Дхамма и т.д. а все остальное объявлять ересью. Так как все это очевидно необоснованно и обоснований не имеет.
"Возникающее и исчезающее" в суттах согласно переводчику относится к контексту рождения и смерти, а не всего чего угодно что может возникать и исчезать. То есть, это совершенно не об абхидхаммических дхаммах речь, которые возникают и исчезают.
Никогда не лезу в обсуждения верований других школ, т.к. очень мало о них знаю. Про тхераваду знаю кое-что, потому и разъясняю позицию тхеравады по разным вопросам. Если и думаю о чем-то "ересь", то вслух стараюсь подобного ни про кого не говорить. Не думаю, что вы осилили хоть одну книгу Анандамайтреи (не в укор вам, просто они достаточно скучные и путанные). Если же осилили, то не могли не заметить, что при том, что данный человек был весьма уважаем, в т.ч. как общественный деятель, взгляды его на многие вопросы отличались, мягко говоря, оригинальностью. К тому же большинство своих неоднозначных высказываний он сделал, будучи человеком очень и очень преклонного возраста. Скажем, в свои 92 года (прожил он до 102) он на полном серьезе неоднократно разъяснял, что в определенном месте хранится книга, где любой человек может узнать свою судьбу. Насколько я понимаю, вы тоже пока не в ниббане и табличку на себя не повесили, тем не менее в убеждении, что существует то ли вселенский разум, то ли вселенский потухший огонь то ли оба эти явления, вполне категоричны.
И чему только в буддийских школах и форумах учат Ведь сказано Готамой - "Засуньте своё уважение в ... нижнюю чакру, и практикой занимайтесь на основании проверки моих слов"
Очевидно, в моём случае отчётливое видение дуккхи ещё не настолько неотступно, чтобы возникла мотивация вот прямо сейчас всё бросить, уйти в отшельники, и изо всех сил броситься к Ниббане. Так что остаюсь на своём месте. Стараюсь удерживаться в рамках нравственного поведения. Регулярно занимают прополкой неблагих мыслей, стремлений и т.п. И, собственно говоря, какая мне нужна помощь, кроме самой этой прополки?
Помощь, на мой взгляд, все равно скрыто присутствует.
Да, Ламер и Дрон всегда тута. А теперь будет и Корректор хе-хе
И чему только в буддийских школах и форумах учат Ведь сказано Готамой - "Засуньте своё уважение в ... нижнюю чакру, и практикой занимайтесь на основании проверки моих слов"
Вот и засуньте свои слова себе куда-нибудь по дальше ( в районе муладхары) и наблюдайте свои ощущения. Вдруг просветлитесь.
И чему только в буддийских школах и форумах учат Ведь сказано Готамой - "Засуньте своё уважение в ... нижнюю чакру, и практикой занимайтесь на основании проверки моих слов"
Вот и засуньте свои слова себе куда-нибудь по дальше ( в районе муладхары) и наблюдайте свои ощущения. Вдруг просветлитесь.
А вы просветлитесь точно если мои слова засунете в район анахаты чакры и отныне будете жить на основании проверки слов чужаков. все и есть чужаки. вы кстати уже близко. я всех вижу, каждого!
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы