Обычно это переводят как "удовольствие которое не чувствуется". Как мне кажется, в таком случае это можно понять так, что Будда называет удовольствием исключительно отсутствие или не существование чего-либо
есть "отрицательное удовольствие" или облегчение от прекращения страдания. Когда Сарипутту спросили: "в чем удовольствие, когда ничего не чувствуется?" - он ответил: "в этом и удовольствие, что ничего не чувствуется". Имея в виду прекращение страдания
... но нет "удовольствия, которое не чувствуется".
... "сукха" - это активное удовольствие вследствие контакта. "Дукха" - активное страдание вследствие контакта. Вы же говорите, насколько я понял про прекращение страдательного контакта. Когда он прекратился, остается то, что не причиняет страдания _________________ живите больше
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№374320Добавлено: Чт 18 Янв 18, 14:34 (7 лет тому назад)
Frithegar
Главное не вкладывать в "удовольствие, когда ничего не чувствуется" смысл "удовольствие, когда ничего нет", как я считаю. Прекращение страдания это не только само прекращение, но и достижение позитивно существующего бессмертного элемента, в котором просто отсутствуют какие-либо чувства. Но не просто достижение "прекращения". Хотя, конечно, однозначного мнения здесь нет и совсем недавно здесь были споры о том, является ли посмертная ниббана и сання-ведайта-ниродха опытом или нет. Есть как сторонники небытия, так и сторонники опыта.
совсем недавно здесь были споры о том, является ли посмертная ниббана и сання-ведайта-ниродха опытом или нет. Есть как сторонники небытия, так и сторонники опыта.
То, что ниббана не опыт - это совершенно точно. Для "опыта" есть много других синонимов, но слово "ниббана" - это выражение прекращения чего-то объективного вообще. А опыт невозможен без познания объективного. ... Ниббана - это прекращение действия воли. Что такое действие воли? - это хотение прекратить страдание. Первичный мотив для воли. В ниббане нет страдания, следовательно и воля не действует. _________________ живите больше
№374331Добавлено: Чт 18 Янв 18, 14:43 (7 лет тому назад)
Если есть страдание - это мотив для действия. Есть мотив для действия - есть опыт. Нет страдания - нет мотива для действия. Воля бездейственна и полностью удовлетворена, потому ей нечего хотеть и не от чего избавляться. Потому и опыта нет. Это ниббана
... в которой и скуки тоже нет, как кто-то может подумать. Как одного из видов страдания. Любой вид страдания - это не ниббана _________________ живите больше
Счастье - это состояние полного отсутствия страданий и каких-либо неприятных воздействия со стороны раздражителей.
В самсаре человек не может постоянно пребывать в состоянии счастье, только лишь моментами или небольшими отрезками времени. Это экзальтированным можно быть годами, а счастливым - нет.
Согласно пояснению Будды, которое я вынужден цитировать опять (в подпись что ли поставить уже...) [Бхагаван сказал]: «Монахи, любой человек, который зарождает усердие в хорошо разъяснённой Дхамме и Винае, пребывает в счастье. И почему? Потому что Дхамма хорошо разъяснена»., идея пребывания в счастье если не постоянно, то во всяком случае продолжительные отрезки времени, основательно так, выглядит вполне реалистичной. Правильно?
Тот же мотив видим в довольно часто упоминаемом Буддой словосочетании dīgharattaṃ hitāya sukhāya - "благополучие и счастье на долгое время". И мой опыт говорит о том же, именно что годами, благодаря практике Дхаммы я пребываю в счастье, могу об этом свидетельствовать определенно и без всякого риска нарушить правило о правдивой речи... И искренне желаю того же всем друзьям по Дхамме. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Счастье в виде кайфов и оргазмов от чтения и думания в данном случае никак не цель, а просто побочный эффект от практик.
Тем более, что подобные кайфы в виде эйфории могут просто быть признаком экзальтированной личности, истеричности или просто повышенной впечатлительности.
Я не утверждаю что цель практикконкретно те или иные ощущения и конкретно при чтении. Согласен, что именно такое проявление это видимо индивидуальная особенность. Но однако это проявление сукхи, несомненно, пусть и не у всех подряд это наблюдается, а у некоторых людей в такой форме. Недавно Майнфулнесс упомянул, что у него тоже имеется опыт сукхи при чтении. Как можно видеть на примерах, опыт пребывания в счастье может быть другим. Вот у Ренаты например слегка иначе, и замечательно, люди все разные, так что всё в порядке. Ещё Фридегар, судя по его постам, тоже может об этом сказать, что у него имеется опыт пребывания в счастье, когда я его спросил напрямую, он не стал об этом подробно говорить, но и отрицать тоже не стал, так что его скромное молчание можно интерпретировать как согласие, что да. Я не буду требовать от друзей чтобы обязательно всё рассказывали в деталях, это как-то было бы не учтиво, а у нас тут культурный форум (правда же?). И Адзамаро, судя по тому как он уверенно рассуждает о сукхе и всем что с этим связано, можно догадаться что это у него не только теоретические знания, но и опыт тоже.
А ещё была на форуме theravada.ru участница Mira, она говорила что у неё есть опыт счастья благодаря практике, и тоже не стала всё рассказывать подробно, и нормально, имеет право, дело в общем-то личное. И там же был юзер Искатель тоже четко заявлял о том, что у него есть такой опыт достижения счастья в практике, ... Так что... [/b] _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№374372Добавлено: Чт 18 Янв 18, 15:25 (7 лет тому назад)
Frithegar
По отношению к слову "ниббана" используется много разных смыслов. Например "прекращение жажды, злобы и неведения". Кроме этого в суттах описывается "бессмертный элемент" (амата-дхату), которого можно достигнуть исключительно в медитации.
Для меня совершенно точно, что ниббана - это опыт. Намерения возникают из-за неведения. В вашей цепочке первичное страдания это уже опыт в любом случае, нет? Значит чтобы опыта не было - необходимо чтобы абсолютно все было страданием. Если все есть страдание - то существа не очаровывались бы существованием. А если бы не было не-рожденного, бессмертного - то нельзя было бы освободиться. Таким образом, уже есть что-то - не являющееся страданием. Но из-за неведения возникают намерения, и далее по цепочке - страдания.
Но мнений разных много. Кто-то считает так, кто-то так. Каждому свое.
Последний раз редактировалось: Adzamaro (Чт 18 Янв 18, 15:32), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Frithegar
Счастье в виде кайфов и оргазмов от чтения и думания в данном случае никак не цель, а просто побочный эффект от практик.
Тем более, что подобные кайфы в виде эйфории могут просто быть признаком экзальтированной личности, истеричности или просто повышенной впечатлительности.
Я не утверждаю что цель практикконкретно те или иные ощущения и конкретно при чтении. Согласен, что именно такое проявление это видимо индивидуальная особенность. Но однако это проявление сукхи, несомненно, пусть и не у всех подряд это наблюдается, а у некоторых людей в такой форме. Недавно Майнфулнесс упомянул, что у него тоже имеется опыт сукхи при чтении. Как можно видеть на примерах, опыт пребывания в счастье может быть другим. Вот у Ренаты например слегка иначе, и замечательно, люди все разные, так что всё в порядке. Ещё Фридегар, судя по его постам, тоже может об этом сказать, что у него имеется опыт пребывания в счастье, когда я его спросил напрямую, он не стал об этом подробно говорить, но и отрицать тоже не стал, так что его скромное молчание можно интерпретировать как согласие, что да. Я не буду требовать от друзей чтобы обязательно всё рассказывали в деталях, это как-то было бы не учтиво, а у нас тут культурный форум (правда же?). И Адзамаро, судя по тому как он уверенно рассуждает о сукхе и всем что с этим связано, можно догадаться что это у него не только теоретические знания, но и опыт тоже.
А ещё была на форуме theravada.ru участница Mira, она говорила что у неё есть опыт счастья благодаря практике, и тоже не стала всё рассказывать подробно, и нормально, имеет право, дело в общем-то личное. И там же был юзер Искатель тоже четко заявлял о том, что у него есть такой опыт достижения счастья в практике, ... Так что... [/b]
Ericsson, Вы можете дать определение понятию - счастья, хочется узнать, что Вы вкладываете в это понятие? Если определить, что это такое будет проще понять друг друга. Сначала нужно разобраться с терминологией.
Я даю своё определение: Счастье - это состояние полного отсутствия страданий и каких-либо неприятных воздействия со стороны раздражителей.
Следовательно: в самсаре человек не может постоянно пребывать в состоянии счастья, только лишь моментами или небольшими отрезками времени. _________________ Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)
№374378Добавлено: Чт 18 Янв 18, 15:39 (7 лет тому назад)
На мой взгляд состояние счастья это состояние доброжелательного отношения ко всему, в том числе и к "неприятным воздействиям со стороны раздражителей". Учитывая, что чем дольше практикуешь, тем меньше раздражаешься, можно предположить, что у практика подобное состояние будет иметь всё большую продолжительность.
Я даю своё определение: Счастье - это состояние полного отсутствия страданий и каких-либо неприятных воздействия со стороны раздражителей.
Следовательно: в самсаре человек не может постоянно пребывать в состоянии счастья, только лишь моментами или небольшими отрезками времени.
если количество моментов и отрезков увеличить, то будет вполне ничего. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Счастье в виде кайфов и оргазмов от чтения и думания в данном случае никак не цель, а просто побочный эффект от практик.
Тем более, что подобные кайфы в виде эйфории могут просто быть признаком экзальтированной личности, истеричности или просто повышенной впечатлительности.
Я не утверждаю что цель практикконкретно те или иные ощущения и конкретно при чтении. Согласен, что именно такое проявление это видимо индивидуальная особенность. Но однако это проявление сукхи, несомненно, пусть и не у всех подряд это наблюдается, а у некоторых людей в такой форме. Недавно Майнфулнесс упомянул, что у него тоже имеется опыт сукхи при чтении. Как можно видеть на примерах, опыт пребывания в счастье может быть другим. Вот у Ренаты например слегка иначе, и замечательно, люди все разные, так что всё в порядке. Ещё Фридегар, судя по его постам, тоже может об этом сказать, что у него имеется опыт пребывания в счастье, когда я его спросил напрямую, он не стал об этом подробно говорить, но и отрицать тоже не стал, так что его скромное молчание можно интерпретировать как согласие, что да. Я не буду требовать от друзей чтобы обязательно всё рассказывали в деталях, это как-то было бы не учтиво, а у нас тут культурный форум (правда же?). И Адзамаро, судя по тому как он уверенно рассуждает о сукхе и всем что с этим связано, можно догадаться что это у него не только теоретические знания, но и опыт тоже.
А ещё была на форуме theravada.ru участница Mira, она говорила что у неё есть опыт счастья благодаря практике, и тоже не стала всё рассказывать подробно, и нормально, имеет право, дело в общем-то личное. И там же был юзер Искатель тоже четко заявлял о том, что у него есть такой опыт достижения счастья в практике, ... Так что... [/b]
Верующие определенного склада ума вообще склонны испытывать разные кайфы от чтения священных религиозных текстов и во время всяческого рода молитв.
Я даю своё определение: Счастье - это состояние полного отсутствия страданий и каких-либо неприятных воздействия со стороны раздражителей.
Следовательно: в самсаре человек не может постоянно пребывать в состоянии счастья, только лишь моментами или небольшими отрезками времени.
если количество моментов и отрезков увеличить, то будет вполне ничего.
Скажу за себя.
Любые моменты моих переживаний, а счастье - это одно из таких состоянии, большие или маленькие эти моменты не важно. Это в любом случаи переживание каких-либо эмоций, чувств, состояний. Все эмоции чувства, состояния напрямую зависят от тела, поскольку любые состояния/переживания - это химические реакции нашего организма, это изменение гормонального фона, это воздействие этих самых хим.реакций на определенные центры коры головного мозга. Любое состояние - внутри нашего мозга. Посредством этого и формируется иллюзорное "Я". Моё иллюзорное "Я" формируется именно под воздействием переживаний, чувствованием всевозможных состояний - того же самого счастья.
Причем еще одно из состояний - смерть, тела и самого мозга - заключительный этап. Умирать нужно осознанно, что бы не быть захваченным этим чувством, иначе следующее рождение гарантированно. _________________ Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)
Последний раз редактировалось: BonZa (Чт 18 Янв 18, 17:29), всего редактировалось 1 раз
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы