Виджнана — осознавание органов (наличие внимания по отношению к ним), а не объектов восприятия органов. Объекты воспринимают органы, а не совокупность виджнан.
Органы лишь воспринимают сигналы.
Виджняна это распознавание воспринятого органами.
Ведана же это именно умственное переживание \ состояние ума - сукха, духкха, асукха адухкха. И всё, всё остальное в опыте, это не называется ведана.
Виджнана — осознавание органов (наличие внимания по отношению к ним), а не объектов восприятия органов. Объекты воспринимают органы, а не совокупность виджнан.
Органы лишь воспринимают сигналы.
Виджняна это распознавание воспринятого органами.
Ведана же это именно умственное переживание \ состояние ума - сукха, духкха, асукха адухкха. И всё, всё остальное в опыте, это не называется ведана.
Мой опыт это опровергает.
А у меня февраль месяц, за окном снег и ягоды в снегу стоят )
Давайте посмотрим, как сам Эриксон описывает свое переживание счастья, переживание "суккхи":
"Предлагаю в этой теме поделиться .. эмоциями наверное, по поводу того как переживается практика в позитивном ключе. Об изменениях к лучшему.
У меня например много эмоций восторженных. Правда выразить их не просто, откровенно говоря. Как-то это отчасти выглядит похоже на щенячий восторг.
Да-да, согласен, это следует считать не сукхой а пити. Короткие интенсивные переживания. Я когда говорю о сукхе, имею в виду сукху. В этом отрывке видимо выразился недостаточно четко, но это не страшно. Меня можно переспросить и я всё объясню. Пити это отдельный, и тоже законный опыт, но более редкий, и потому нельзя сказать например "пребывает в пити", но можно сказать "пребывает в сукхе" (сукхам вихарати). Конкретно о пити я редко говорю что-то, и Будда тоже обычно относит это к фактору первой джханы, и у меня это сравнительно редко, бывает, но это событие а не повседневность. В моменты чтения сутт, бывает что в моменты обдумывания. Но это не то, о чем хочется лишний раз говорить, и анализировать не станешь на форуме. Сукха это более интересно как тема обсуждения. О ней часто Будда говорит, например когда упоминает о счастье и благополучии на долгое время как результатах практики.
Несколько замечаний по поводу сукха и пити.
1. О термине "сукха". Этот термин может употребляться в очень разных контекстах. И в том контексте, когда речь идёт о вполне мирских вещах, и о вещах, связанных с практикой Дхаммы, и когда речь идёт конкретно о джхановом факторе, и когда речь идёт уже непосредственно о достижении Ниббаны. Много разных сукх бывает. Отрицать, что они вообще бывают - это полемический перегиб, причём полемический перегиб, осуждаемый в канонической литературе.
" That all conditioned things are absolutely cinderheaps.
You affirm this; but is there not such a thing as pleasurable feeling, bodily pleasure, mental pleasure, celestial happiness, human happiness, the pleasures of
gain, of being honoured, of riding-and-driving, of resting, the pleasures of ruling, of administrating, of domestic-and secular life, of the religious life, pleasures involved in the intoxicants and pleasures that are not, the happiness [of Nibbana], both while stuff of life remains and when none remains, worldly and spiritual pleasures, happiness with zest and without zest, Jhana - happiness, the bliss of liberty, pleasures of sense-desire, and the happiness of renunciation, the bliss of solitude, of peace, of enlightenment?* Of course. How then can you maintain your general affirmation?"
Английский перевод снабжён выдержкой из комментариев: "The opinion of the Gokulikas, from grasping thoughtlessly the teaching of such Suttas as ‘ All is on fire, bhikkhus! ‘ All conditioned things [involve] ill, is that all conditioned things are without qualification no better than a welter of embers whence the flames have died out, like an inferno of ashes. To correct this by indicating various forms of happiness, the Theravadin puts the question".
Так что, повторюсь, есть много разных видов сукхи. Но верно и то, что далеко не все из них одинаково полезны. Ясно, например, что pleasures involved in the intoxicants ("sāsavaṃ sukhaṃ") должны в ходе практики устраняться - и, в конце пути, будет только счастье освобождения, vimuttisukha. Так что если говорить просто о "сукха", без уточнений - это порождает много недоразумений. А лучше, если есть возможность, уточнять - о каких именно видах сукхи идёт речь? Какие из них (для мирянина, коль скоро речь идёт о ситуации буддиста-мирянина) полезны и желательны, какие, скажем так, нормальны, какие допустимы, а какие неприемлемы? Вот в чём вопрос.
2. О пити. То, что описано в Ваших словах, процитированных уважаемым Валерием - это, ИМХО, не джхановый фактор пити.
Это другое - тоже важное и ценное переживание. Я бы сказал, что это восторг от встречи с истиной, восторг влюбленности в истину. Человек ведь, на самом деле, любопытное существо. Не зная, как устроен мир, в котором мы живём, мы испытываем некоторый дискомфорт, некоторое беспокойство (иногда еле заметное, но иногда и сильное). И вот, мы встречаем учение, которое даёт ответы на наши вопросы. Наши представления расширяются, обогащаются, складываются в целостную картину. Теперь всё понятно! Ура! Это очень хорошее, светлое, воодушевляющее переживание. Вы его испытываете не от встречи с каким-нибудь ложным учением, а от встречи с Дхаммой - и это вдвойне хорошо! До тех пор, пока его Вам достаточно - пусть так. Но когда-нибудь его станет недостаточно - и тогда будет важно идти от него вперед, а не назад.
А пити, который испытывается в джханах, возникает несколько иначе. Для этого должно возникнуть переживание отстраненности от всего обычного потока эмоций и мыслей - и от влечений к (любым) чувственно воспринятым явлениям, от недоброжелательности по отношению к тому, что мешает или же кажется неприятным, отвратительным, возмутительным. "Отстраненность" - это не значит, что предметы перестают восприниматься, или что тело перестаёт ощущаться, или даже что ментальные феномены перестают возникать.
Отстраненность (viveka) - это отчётливое ощущение/понимание, что всё это (даже процессы в "собственном" теле) происходит как бы вовне, что это просто возникает и исчезает "на глазах" у безучастного наблюдателя. И вот, когда это ощущение не разрушается ни вялостью и инертностью, леностью ума, ни его же возбужденностью и беспокойством, когда в отношении этой отстраненности нет никакой нерешительности, тогда и возникает экстатический восторг - восторг именно от этого переживания отстраненности, свободы, незатронутости телесными и ментальными проблемами и беспокойствами. И вместе с этим восторгом естественно возникает и сукха (а не так, что одно есть, а другого нет). Можно сказать, что когда они переживаются вместе, сукха - это фон, на котором разворачивается пити. Сукха - это та лёгкость, та ясность, тот покой, которые испытываются умом и всем телом, когда возникает отстраненность от вещей, которые обычно это тело затрагивают и этот ум возбуждают и приводят в беспокойство. А пити - это реакция на то, что эта сукха вдруг возникла (собственно, поэтому сукха относится к ведана-кхандха, а пити - к санкхара-кхандха). Затем пити начинает успокаиваться, а фон - сукха - остаётся. _________________ Границы мира - это границы языка
№388001Добавлено: Ср 28 Фев 18, 15:01 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Кмк., там просто приводится перечень переживаний счастья не деля их на полезные и нет.
Какраз в противовес гокуликам, отрицающим счастье и непонимающим высказывания Будды относительно страданий, точнее превратно понимающие эти высказывания.
sāsavaṃ sukhaṃ
довольно интересное неоднозначное выражение: сукха с асава
empiriocritic_1900
Кмк., там просто приводится перечень переживаний счастья не деля их на полезные и нет.
Какраз в противовес гокуликам, отрицающим счастье и непонимающим высказывания Будды относительно страданий, точнее превратно понимающие эти высказывания.
sāsavaṃ sukhaṃ
довольно интересное неоднозначное выражение: сукха с асава
Разумеется, в цитируемом тексте они просто перечисляются, все какие есть. А то, что не все из них полезны, это уже я добавляю, приводя наиболее очевидный пример. _________________ Границы мира - это границы языка
empiriocritic_1900
Кмк., там просто приводится перечень переживаний счастья не деля их на полезные и нет.
Какраз в противовес гокуликам, отрицающим счастье и непонимающим высказывания Будды относительно страданий, точнее превратно понимающие эти высказывания.
sāsavaṃ sukhaṃ
довольно интересное неоднозначное выражение: сукха с асава
Разумеется, в цитируемом тексте они просто перечисляются, все какие есть. А то, что не все из них полезны, это уже я добавляю, приводя наиболее очевидный пример.
Так оно и приводится, как пример опровержения жёстких заявлений : счастья нет.
Хотя, возможно и от асав, от примесей.
Но это также счастье.
Мне кажется, что счастье именно от асав - такое вряд ли бывает. Но счастье, испытываемое в связи с асавами - более или менее корректно указывает на смысл. _________________ Границы мира - это границы языка
Хотя, возможно и от асав, от примесей.
Но это также счастье.
Мне кажется, что счастье именно от асав - такое вряд ли бывает. Но счастье, испытываемое в связи с асавами - более или менее корректно указывает на смысл.
sāsavaṃ
в том то и дело что там возможны прочтения, как бы это сказать, вот русском языке допустим возможно былобы и употребление с асава и слово образованное от этого сасава и приэтом как произносится(с асава практически произносится без интервала) так бы и писалось и то и то сасава
тогда с окончанием -и:
сасавами
Можно понять : и (создано) сасавами, и (в связи) с асавами, и (просто) с асавами.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы