Если и есть какое-то посмертное знание Ниббаны, в Абхидхамме и абхидхаммических комментаторских трактатах оно никак не описывается.
Ниббана это дхамма. Где-то в комментаторских трактатах есть разъяснение понятия "дхамма" (может быть, есть и полемика с Вайшешикой, где от её дравья параматтха отличается). Бхикку Бодхи упоминает комментаторские разъяснения термина "дхамма" как факт, а ссылку я не знаю.
"Подлинное счастье... Есть много видов счастья, но его апогеем является нирвана. Нет более великого счастья, чем нирвана. Нет более великого блаженства, чем нирвана. Нирвана — это наивысшее блаженство, наивысшее счастье. «Ниббана парама сукхам». Будда говорит, что нирвана — наивысшее счастье. В «Сачча-санкхепе» дается и другое объяснение. Нирвана — это не разрушение, не уничтожение и не небытие. Нирвана — это состояние, превосходящее пять скандх. Вы должны сами испытать нирвану. Никто другой не сможет показать вам ее."
"Подлинное счастье... Есть много видов счастья, но его апогеем является нирвана. Нет более великого счастья, чем нирвана. Нет более великого блаженства, чем нирвана. Нирвана — это наивысшее блаженство, наивысшее счастье. «Ниббана парама сукхам». Будда говорит, что нирвана — наивысшее счастье. В «Сачча-санкхепе» дается и другое объяснение. Нирвана — это не разрушение, не уничтожение и не небытие. Нирвана — это состояние, превосходящее пять скандх. Вы должны сами испытать нирвану. Никто другой не сможет показать вам ее."
Где тут сказано, что Ниббана переживается/осознаётся и после смерти? _________________ Границы мира - это границы языка
характеристика дхаммы, делающая её именно этой дхаммой, не совпадает с тем, как она проявляется. Проявляются все дхаммы посредством читты, да. Но характеризоваться они могут и как внешние по отношению к читте.
Вы разделяете феномен (проявленный посредством читты) и ноумен (внешний по отношению к читте).
Дхаммы даны в опыте (или, другими словами, познаются читтой). Но если их характеристики, познаваемые читтой, свидетельствуют, что они не зависят от читты, и продолжат существовать и без читты - значит, так и есть. Вот Ниббана - это именно такая, независящая от читты, дхамма.
Вы разделяете дхамму Ниббана на феномен и ноумен. Ниббана при жизни (опытная, феноменальная) у Вас не та же самая, что после распада скандх (внеопытная, ноуменальная).
Дхаммы не являются ноуменами, скрывающимися за феноменами, как и не являются «вещами в себе» в противоположность «воспринимаемым проявлениям» (Бхикку Бодхи)
характеристика дхаммы, делающая её именно этой дхаммой, не совпадает с тем, как она проявляется. Проявляются все дхаммы посредством читты, да. Но характеризоваться они могут и как внешние по отношению к читте.
Вы разделяете феномен (проявленный посредством читты) и ноумен (внешний по отношению к читте).
Нет, та же дхамма, которая проявляется посредством читты, может считаться существующей без читты - если на это указывает её характеристика. А моя фраза, которую Вы цитируете, говорит о том, что характеристика, познаваемая читтой - это не сама читта. _________________ Границы мира - это границы языка
Где тут сказано, что Ниббана переживается/осознаётся и после смерти?
Нирвана — это состояние, превосходящее пять скандх. Вы должны сами испытать нирвану.
И что? Да, Ниббана - это дхамма вне пяти кхандх. И да, дхамма Ниббана дана в опыте (познаётся соответствующей сверхмирской читтой - сознанием плода араханта). _________________ Границы мира - это границы языка
Где тут сказано, что Ниббана переживается/осознаётся и после смерти?
Нирвана — это состояние, превосходящее пять скандх. Вы должны сами испытать нирвану.
И что? Да, Ниббана - это дхамма вне пяти кхандх. И да, дхамма Ниббана дана в опыте (познаётся соответствующей сверхмирской читтой - сознанием плода араханта).
Дхаммы даны в опыте (или, другими словами, познаются читтой). Но если их характеристики, познаваемые читтой, свидетельствуют, что они не зависят от читты, и продолжат существовать и без читты - значит, так и есть. Вот Ниббана - это именно такая, независящая от читты, дхамма.
Вы разделяете дхамму Ниббана на феномен и ноумен. Ниббана при жизни (опытная, феноменальная) у Вас не та же самая, что после распада скандх (внеопытная, ноуменальная).
Дхаммы не являются ноуменами, скрывающимися за феноменами, как и не являются «вещами в себе» в противоположность «воспринимаемым проявлениям» (Бхикку Бодхи)
У него нет ничего после распада скандх. Сам распад скандх для него и есть окончательная нирвана.
Где тут сказано, что Ниббана переживается/осознаётся и после смерти?
Нирвана — это состояние, превосходящее пять скандх. Вы должны сами испытать нирвану.
И что? Да, Ниббана - это дхамма вне пяти кхандх. И да, дхамма Ниббана дана в опыте (познаётся соответствующей сверхмирской читтой - сознанием плода араханта).
Вы разделяете дхамму Ниббана на феномен и ноумен.
Нет, не разделяю. Но Вы считайте как Вам больше нравится. _________________ Границы мира - это границы языка
характеристика дхаммы, делающая её именно этой дхаммой, не совпадает с тем, как она проявляется. Проявляются все дхаммы посредством читты, да. Но характеризоваться они могут и как внешние по отношению к читте.
Вы разделяете феномен (проявленный посредством читты) и ноумен (внешний по отношению к читте).
Нет, та же дхамма, которая проявляется посредством читты, может считаться существующей без читты - если на это указывает её характеристика. А моя фраза, которую Вы цитируете, говорит о том, что характеристика, познаваемая читтой - это не сама читта.
Феномен - то, что дано в опыте. Ноумен - то, что за опытом. Вы разделяете дхаммы на феномен (опытное, проявленное посредством читты) и ноумен (внеопытное, не проявленное посредством читты).
Последний раз редактировалось: Hermann (Пн 08 Янв 18, 20:40), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Shtamm
характеристика дхаммы, делающая её именно этой дхаммой, не совпадает с тем, как она проявляется. Проявляются все дхаммы посредством читты, да. Но характеризоваться они могут и как внешние по отношению к читте.
Вы разделяете феномен (проявленный посредством читты) и ноумен (внешний по отношению к читте).
Нет, та же дхамма, которая проявляется посредством читты, может считаться существующей без читты - если на это указывает её характеристика. А моя фраза, которую Вы цитируете, говорит о том, что характеристика, познаваемая читтой - это не сама читта.
Феномен - то, что дано в опыте. Ноумен - то, что за опытом. Вы разделяете дхаммы на феномен (проявленное посредством читты) и ноумен (не проявленное посредством читты).
Нет - именно то, что осознаётся посредством читты, и продолжается после прекращения читты. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы