№345028Добавлено: Пн 25 Сен 17, 21:01 (7 лет тому назад)
В молодости Пушкин написал Гавриилиаду (в 22 года), в это же время, живя в Кишиневе, он изучал атеизм от какого-то англичанина. Стоит учесть, что воспитывался Пушкин во многом на французской литературе того времени - светской, часто антирелигиозной. Но с годами у людей обычно и взгляды в той или иной мере и в ту или иную сторону изменяются, и творчество Пушкина в поздние годы отличается от его же юношеских стихов.
В последние годы жизни, например, он написал такие стихи как "Отцы пустынники и жены непорочны..." - переложение молитвы св. Ефрема Сирина, которую читают в Великий пост:
Отцы-пустынники и жены непорочны...
В последние годы Пушкин не допускал дерзостей в отношении религии, а в его стихах встречаются религиозные мотивы (например, переложение известной молитвы Ефрема Сирина «Отцы пустынники и жёны непорочны»). Однако власть продолжала относиться к поэту с подозрением. Вскоре после смерти Пушкина глава Третьего отделения граф А. X. Бенкендорф дал ему своеобразную эпитафию: «Осыпанный благодеяниями Государя, он однако же до самого конца жизни не изменился в своих правилах, а только в последние годы стал осторожнее в изъявлении оных»[8]. Петербургский митрополит Серафим (С. В. Глаголевский), а за ним и несколько архимандритов отказались участвовать в отпевании Пушкина[9], и заупокойную службу исполнил местный священник, протоиерей А. И. Малов. В письме вдовы Карамзина приводятся слова императора Николая I, сказанные В. А. Жуковскому: «Пушкина мы насилу заставили умереть, как христианина»[10].
№345076Добавлено: Вт 26 Сен 17, 13:45 (7 лет тому назад)
"Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. «Сказка о попе и о работнике его Балде» - сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники. Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые поручения, например собрать оброк с чертей. «Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840 году в журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. «Поп» был превращен в «купца Кузьму Остолопа». Начиналась она так:Жил-был купец Кузьма Остолоп,По прозванью Осиновый Лоб."
Сказка была написана в 1830 году.
№345107Добавлено: Вт 26 Сен 17, 16:19 (7 лет тому назад)
Герда
О чем я и говорю - попытка записать Пушкина в православные выглядит нелепо.
Современники не поверили в сближение Пушкина с церковью - больше приняли за показуху.
Пушкина остепенила цензура - то, что он раньше мог изъявлять открыто, теперь уже говорить открыто нельзя, и надо демонстрировать некую лояльность к власти.
О том, как относились современные православные к Пушкину можно понять по тому, что его отказались отпевать - судя по этому православных просто воротило от него.
№345115Добавлено: Вт 26 Сен 17, 17:53 (7 лет тому назад)
Вольтер, которым восхищался Пушкин, был ярым анти-католиком, и в то же время предлагал свою - философскую веру в бога.
Борьба с католиками
Цитата:
В борьбе с католической церковью Вольтер не жалел ни времени, ни сил. Чтобы «сокрушить негодную», он использовал всю силу своего многостороннего таланта: он анализировал и сопоставлял историчёские источники христианского учения, выявляя его внутренние логические противоречия; яркими, хотя подчас и грубыми мазками изображал преступления церкви — инквизицию, религиозные войны, судебные процессы против «еретиков»; с подлинным моральным пафосом громил в своих памфлетах ее нетерпимость и жестокость.
Вольтеровская критика книг Ветхого и Нового Завета представляется нам теперь — после успехов в этой области исторической науки XIX—XX веков — чрезвычайно упрощенной. Но цель, которую ставил себе Вольтер, этой критикой достигалась. Тщательно выискивая и выставляя напоказ «нелепости» этих «священных» книг, Вольтер стремился доказать их земное происхождение, рассеять окружавший их и делавший их неприкосновенными для человеческого разума ореол «божественного откровения». Вольтер разъяснял своим читателям, что библия представляет собой смесь преданий, хроник, по учительных рассказов, принадлежавших маленькому невежественному и суеверному пастушескому племени-. Признавая историческое существование Иисуса, Вольтер доказывал, что он был только человеком, что он не создал ни христианской догматики, ни христианской иерархии, что канонические евангелия возникли гораздо позднее, что дальнейшая история христианства изобилует измышлениями, основанными на подделках и фальсификациях. Христианство, утверждал он, добилось господствующего положения при помощи денег: разбогатевшие на торговых операциях христиане кредитовали императоров и тем поставили их от себя в зависимость
Воззрение Вольтера
Цитата:
Учение Вольтера о верховном существе и о его отношении к миру и к человеку имеет своеобразные черты, на которых следует остановиться: они еще раз показывают значение практических, социальных мотивов в просветительной работе Вольтера. Основным теоретическим аргументом в пользу существования бога является для Вольтера аргумент разумного устройства мира. Если мы видим прекрасную машину, говорит Вольтер, мы заключаем, что есть хороший машинист, ее создавший. Мир — изумительная машина, следовательно в нем есть изумительный разум, где бы таковой ни находился. Платон удачно назвал бога великим геометром. Однако, как нельзя представить себе мира без бога — нельзя представить себе существование бога без мира. Бог вечен; но и мир вечен. Они связаны, как солнце связано с его лучами. Божественный разум — сила, организующая материю. Творение не есть единовременный акт божества, которое, совершив этот акт, более ничего не делает. Вечный геометр вечно творит. Мир — это вечная эманация. Однако все явления в мире связаны причинной связью, и не следует думать, что, установив законы природы, божество повседневно вмешивается в ход событий, нарушая установленные связи, и как бы исправляет на ходу самого себя. Законы бытия, данные богом, незыблемы. Молитвы бессильны их изменить. Молиться — значит, подчиняться.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы