А кого еще тролить, как не подобных фарисеев от Дхаммы?
Просьба к админам обратить внимание, на распоясавшегося остроглазого мастера.
Просьба к Вам обратить внимание, что это Вас уязвляет и Вы реагируете. С чего бы?
Я вполне могу оставить эту намеренную язвительность. Но Ваше самодовольство в ней нуждается. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
empiriocritic_1900, я уже дважды привел цитату из МН 14, что тут еще обсуждать? Хочется поправить Будду?
"Но когда ученик Благородных ясно увидел правильной мудростью в соответствии с действительностью, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, но больше страданий и отчаяния, и что опасность, заключённая в них, и того больше, и [когда] он достигает восторга и счастья, что отделены от чувственных удовольствий, отделены от неблагих состояний, или же [когда он достигает] чего-то более умиротворённого, нежели это, то тогда его более не привлекают чувственные удовольствия".
До этого, по моему в другой похожей теме, я приводил сутту, где Будда говорит, что немыслимо, чтобы монах, достигший четвертой джханы вернулся к чувственным удовольствиям и оставил жизнь отшельника.
Хочется поправить Вас, а не Будду
Будда приводит два условия. Восторг и счастье, отделенные от чувственных удовольствий (то есть, признаки первой джханы), или "что-то более умиротворенное" (то есть, признаки следующих джхан, вплоть до четвертой) - второе. А вот первое условие - созерцание опасности в предметах, вызывающих влечение (предметах цепляния). Монах, который входит в джханы, и интенсивно работает с созерцанием опасности в предметах цепляния, действительно, полностью освобождается от чувственных влечений, и становится анагамином, а затем, если успеет в текущем существовании, то и арахантом. Это в точности то, что я и писал выше.
Но без практики созерцания опасности в предметах цепляния, на одних только джхановых состояниях, этого не будет. А практика созерцания опасности не может выполняться правильно, если нет устойчивого видения непостоянства и безличности. Другими словами, наиболее продуктивно практика созерцания опасности в предметах цепляния будет выполняться после вступления в поток. _________________ Границы мира - это границы языка
Будда приводит два условия. Восторг и счастье, отделенные от чувственных удовольствий (то есть, признаки первой джханы), или "что-то более умиротворенное" (то есть, признаки следующих джхан, вплоть до четвертой) - второе. А вот первое условие - созерцание опасности в предметах, вызывающих влечение (предметах цепляния). Монах, который входит в джханы, и интенсивно работает с созерцанием опасности в предметах цепляния, действительно, полностью освобождается от чувственных влечений, и становится анагамином, а затем, если успеет в текущем существовании, то и арахантом. Это в точности то, что я и писал выше.
Поэтому я всегда и приписывал, что имею в виду буддиста, правильно практикующего в рамках БВП, а не какого-нибудь тиртхика, достигшего джханы.
Цитата:
Но без практики созерцания опасности в предметах цепляния, на одних только джхановых состояниях, этого не будет. А практика созерцания опасности не может выполняться правильно, если нет устойчивого видения непостоянства и безличности. Другими словами, наиболее продуктивно практика созерцания опасности в предметах цепляния будет выполняться после вступления в поток.
Опять же нет предмета для спора или поправления. Я говорил именно о последовательном буддийском пути, как его описывает Будда в суттах, о понимании опасности и оставлении чувственных желаний. Разумеется, практика джхан в рамках БВП начинается после достижения плода вступления в поток, или даже после достижения плода однажды возвращающегося. "Быстрорастворимые джханы" - это только у профанаторов из необуддизма.
empiriocritic_1900, я уже дважды привел цитату из МН 14, что тут еще обсуждать? Хочется поправить Будду?
"Но когда ученик Благородных ясно увидел правильной мудростью в соответствии с действительностью, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, но больше страданий и отчаяния, и что опасность, заключённая в них, и того больше, и [когда] он достигает восторга и счастья, что отделены от чувственных удовольствий, отделены от неблагих состояний, или же [когда он достигает] чего-то более умиротворённого, нежели это, то тогда его более не привлекают чувственные удовольствия".
До этого, по моему в другой похожей теме, я приводил сутту, где Будда говорит, что немыслимо, чтобы монах, достигший четвертой джханы вернулся к чувственным удовольствиям и оставил жизнь отшельника.
Хочется поправить Вас, а не Будду
Будда приводит два условия. Восторг и счастье, отделенные от чувственных удовольствий (то есть, признаки первой джханы), или "что-то более умиротворенное" (то есть, признаки следующих джхан, вплоть до четвертой) - второе. А вот первое условие - созерцание опасности в предметах, вызывающих влечение (предметах цепляния). Монах, который входит в джханы, и интенсивно работает с созерцанием опасности в предметах цепляния, действительно, полностью освобождается от чувственных влечений, и становится анагамином, а затем, если успеет в текущем существовании, то и арахантом. Это в точности то, что я и писал выше.
Но без практики созерцания опасности в предметах цепляния, на одних только джхановых состояниях, этого не будет. А практика созерцания опасности не может выполняться правильно, если нет устойчивого видения непостоянства и безличности. Другими словами, наиболее продуктивно практика созерцания опасности в предметах цепляния будет выполняться после вступления в поток.
Ваши слова можно понять так, что условием вхождения в первую джхану является созерцание опасности влечений как уже нечто состоявшееся (т.е. не процесс, не практика, не техника, а результат, плод - о, я вижу опасности всех влечений). Это не предшествующее условие, а сопровождающее, поддерживающее.
Трудно отстраниться от влечений, если не видеть никакой пользы отстранения, не видеть грубости влечений.
Конечно же, сама речь об отстранении может начинаться лишь тогда, когда влечения не видятся исключительно очаровывающими. Но это и не является сколько нибудь серьезным препятствием, о котором стоило бы говорить, что нужна некая безупречная святость и это условие непреодолимо обычным взрослым человеком, сталкивающимся с горестями, страданиями, неудачами, поражениями, болью, сожалением и т.п.
Разумеется, без хотя бы общего понимания и принятия первой истины и речи быть не может о том, чтобы сознательно практиковать отстранение от влечений. Но при этом, случайное увлечение формами все равно может быть осознано как приятное ощущение свободы от диктата тела.
Кто-то это может обнаружить при анестезии, наркозе или алкогольном опьянении, кто-то в состоянии глубокого сосредоточения на задаче, загадке или сюжете фильма, игры - не важно.
Мастер просто может указать на это состояние.
Поэтому есть много методов, как научить человека с самыми разными заблуждениями, благо у человека есть способность к осознанности, к направлению внимания и удержанию внимания. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ваши слова можно понять так, что условием вхождения в первую джхану является созерцание опасности влечений как уже нечто состоявшееся (т.е. не процесс, не практика, не техника, а результат, плод - о, я вижу опасности всех влечений). Это не предшествующее условие, а сопровождающее, поддерживающее.
Нет, разумеется, я не это имел в виду. Переживание первой джханы очевидно предшествует "созерцанию опасности влечений как уже состоявшемуся". При этом я не отрицаю, что определенное понимание первой Благородной истины необходимо, чтобы начать практиковать, и испытывать хотя бы и временную отстраненность. Конечно, это понимание - основа всего. Но я сейчас говорил о практике созерцания опасности в предметах цепляния в узком смысле слова (о котором в Висуддхимагге речь идёт применительно к весьма поздним этапам практики, в XXI главе). _________________ Границы мира - это границы языка
В сексуальном влечении нет никакой особенной проблемы. Так же как нет проблемы в желании пить, есть, дышать, согреться, отдохнуть. Если сексуальное влечение не омрачает Ваш ум, не толкает на проступки - значит оно в достаточное степени обуздано, чтобы не мешать в Вашей практике.
Не создавайте себе монстра в воображении. Чтобы побороть похоть - нужно умение, а не самобичевание.
Возникает вопрос: что о сексе говорил Будда монахам и как он сам к нему относился? Любая страсть у Будды была обуздана, а вернее после пробуждения у не было больше страстей. Так неужеле ему секс помешал бы? Тогда почему полное воздержание от секса традиционно рассматривалось как важная практика для людей, серьезно следующих духовному пути?
"Желание" пить, есть, дышать, согреться, отдохнуть. - это жизненно важные потребности человеческого организма. Исключив что-либо, например, дыхание или отдых человек может умереть. А исключив секс еще ни кто не умер. Потребность в сексе нельзя сравнивать с потребностью пополнения организма водой - это не сопоставимо. Секс в любых дозах - это одно из проявлений омраченности ума. Я даже не допускаю мысли, что Будда, его монахи или, например, Нагарджуна бегали по бабам. Человек и отличается от животного тем, что осознав может отказаться от секса, а животные не могут. Отказ от секса (в том числе и от самоудовлетворения) - это первый признак, что ищущий истины встал на верный путь.
Исключительно, ИМХО. _________________ Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)
Опять же нет предмета для спора или поправления. Я говорил именно о последовательном буддийском пути, как его описывает Будда в суттах, о понимании опасности и оставлении чувственных желаний. Разумеется, практика джхан в рамках БВП начинается после достижения плода вступления в поток, или даже после достижения плода однажды возвращающегося. "Быстрорастворимые джханы" - это только у профанаторов из необуддизма.
Ни за что "быстрорастворимое" я не выступаю. Мне просто жаль, что Вы путаете некоторые вещи, и воображаете себе какую-то особую "практику джхан". Да, достигать их можно множеством различных способов - свои способы есть у каждой уважающей себя религии
Но как раз с точки зрения Б8П "достижение джхан" какой-то особой практикой, или каким-то отдельным (пусть и промежуточным) плодом практики не является. Это не вступление в поток, не достижение уровня сакадагамина, или анагамина - вот "промежуточные" арийские плоды, а не джханы. Джханы - это не практика, а состояния! Состояния, которые закономерно возникают в результате практики осознанности (вновь сошлюсь на MN44, SN47.8, и множество сутт, посвященных факторам пробуждения).
Если осознанность практикуется мало-мальски успешно, то будут и они - на разных уровнях, у мирянина, у монаха, до вступления в поток, после вступления в поток. На любом этапе практики джхановые состояния, от восторга до невозмутимости, могут стать или стимулом для дальнейшего продвижения (если они сопровождаются правильным пониманием, то есть, если практик осознает, что и они непостоянны и обусловлены), или препятствием (если практик начнёт к ним привязываться, начнёт видеть в них достижение, желанный плод).
У практика высокого уровня - укоренившегося в видении непостоянства и безличности всех явлений, непосредственно работающего над изживанием чувственных влечений, ведущего монашеский образ жизни - джхановые состояния служат стимулом и опорой для достижения уровня анагамина или даже уже араханта (что и описано во многих суттах).
Практику без таких достижений, обычному человеку, не вступившему в поток, джхановые состояния ничего подобного не обеспечивают - но просто стимулируют практиковать дальше, поскольку позволяют на короткий промежуток времени почувствовать вкус освобождения, дают понять, о чём Дхамма. _________________ Границы мира - это границы языка
В сексуальном влечении нет никакой особенной проблемы. Так же как нет проблемы в желании пить, есть, дышать, согреться, отдохнуть. Если сексуальное влечение не омрачает Ваш ум, не толкает на проступки - значит оно в достаточное степени обуздано, чтобы не мешать в Вашей практике.
Не создавайте себе монстра в воображении. Чтобы побороть похоть - нужно умение, а не самобичевание.
Возникает вопрос: что о сексе говорил Будда монахам и как он сам к нему относился? Любая страсть у Будды была обуздана, а вернее после пробуждения у не было больше страстей. Так неужеле ему секс помешал бы? Тогда почему полное воздержание от секса традиционно рассматривалось как важная практика для людей, серьезно следующих духовному пути?
"Желание" пить, есть, дышать, согреться, отдохнуть. - это жизненно важные потребности человеческого организма. Исключив что-либо, например, дыхание или отдых человек может умереть. А исключив секс еще ни кто не умер. Потребность в сексе нельзя сравнивать с потребностью пополнения организма водой - это не сопоставимо. Секс в любых дозах - это одно из проявлений омраченности ума. Я даже не допускаю мысли, что Будда, его монахи или, например, Нагарджуна бегали по бабам. Человек и отличается от животного тем, что осознав может отказаться от секса, а животные не могут. Отказ от секса (в том числе и от самоудовлетворения) - это первый признак, что ищущий истины встал на верный путь.
Исключительно, ИМХО.
Отказ от секса - это только симуляция, имитация, культ карго. О, я отказался от секса, я молодец! А потом начинается - влечения то остались, не угасли. Но поскольку "я молодец" нужно теперь это скрывать.
А вот если не молодец, а сознательно обнаружил, что нет сильного влечения, и без особых обстоятельств оно и не возникает, тогда и отказ - вполне естественный и говорить не о чем.
К примеру у меня нет проблем с сексуальным влечением, но это не значит, что нет никакого способа меня возбудить. К тому же я обычный мирянин и у меня есть любимая, и я доставляю ей радость теми способами, которыми могу. Она чувствует себя плохо, если я это делаю без возбуждения, поэтому я иногда уделяю внимание возбуждению.
С этим нет проблемы у меня. А у Вас с этим очевидная проблема. Я могу жить без женщин и не задумываться о них, а когда вижу не испытывать к ним сексуального влечения. Поэтому меня никак не волнует это обстоятельство и эта сфера жизни, я ее воспринимаю спокойно, как еду или дыхание, в меру необходимости, потому что не испытываю похоти, не испытываю омрачения этим желанием, у меня не возникает разнузданных чувств в сексуальном отношении, я не добиваюсь секса разнообразными манипуляциями и насилием, я не соблазняюсь другими женщинами и не изменяю любимой.
Поэтому я вижу, что многие вопросы секса волнуют именно тех, у кого с ним глубокие психологические проблемы и омрачения, но не тех, у кого таких проблем нет. Поэтому я говорю, что скорее проститутка, пресыщенная сексом постигнет Дхарму, чем молодой человек, имитирующий отказ от секса ради имиджа хорошего монаха.
Кого Вы так пытаетесь обмануть? Только себя. Поэтому у Вас проблема там, где у Будды и монахов проблемы нет. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№340439Добавлено: Вс 20 Авг 17, 23:53 (7 лет тому назад)
Цитата:
Джханы - это не практика, а состояния! Состояния, которые закономерно возникают в результате практики осознанности (вновь сошлюсь на MN44, SN47.8, и множество сутт, посвященных факторам пробуждения).
О да. И это знакомые каждому человеку состояния. Ничего нового. Они возникают в результате устремления и увлечения внимания к формам. А формы это что? Вы знаете ответ на этот вопрос?
Формы это представления ума. То, что отражается в уме. Не зная, что такое формы, Вы себе воображаете рупалоку как сказку.
Практика сосредоточения и осознанности - это все одна практика. Весь Б8П это одна практика, просто Вы не видите этого, а видите разрозненные части, не понимая даже их объединения в группы.
Вступивший поток идет по пути. Он входит в джханы, утверждается в джханах, объединяет ум в джханах, сосредотачивает ум в джханах. Это не само собой происходящие действия. Это совершенно конкретные действия, которые необходимо выполнять в джханах, сохраняя к этому бдительность, а не просто какой-то абстрактной бдительностью до джхан, типа отпустили качели и полетелеи и все зависит только от того, как подняли и отпустили.
Из-за того, что для Вас правильное сосредоточение это пустые слова, Вы себе и фантазируете сказочные состояния, которые никому не доступны и Вы готовы порицать тех, кто утверждает, что входит в джханы (не спросясь у Вас совета). Вы не один такой, не Вы это придумали, но это все одна и та же заморочка всей Вашей компании плохих людей. Заморочка недостатка веры и симуляции пути. Придумывание разных занятий. Обсуждение этих занятий как прекрасных и возвышенных, вдохновляющих и прекрасных, но, умалчивать об их бесплодности.
Зато как питает самомнение, правда? Никто не подступится. А кто подступится - спасите, защитите, гоните прочь силой! Вот и вся духовная кочерыжка.
Вы читайте и молчите. Капля камень точит. И до Вас истина пробьется, пока в компании есть хотя бы один благой друг. Ну или друг на пути к благости, хороший ученик благородных. Учащийся не за статус, а за освобождение от страданий.
Благо таких друзей здесь есть. И пусть мы не благие на 100%, но вместе мы помогаем друг-другу, а не сбиваем с пути разными страшилками и оправданиями лени и праздности. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
В сексуальном влечении нет никакой особенной проблемы. Так же как нет проблемы в желании пить, есть, дышать, согреться, отдохнуть. Если сексуальное влечение не омрачает Ваш ум, не толкает на проступки - значит оно в достаточное степени обуздано, чтобы не мешать в Вашей практике.
Не создавайте себе монстра в воображении. Чтобы побороть похоть - нужно умение, а не самобичевание.
Возникает вопрос: что о сексе говорил Будда монахам и как он сам к нему относился? Любая страсть у Будды была обуздана, а вернее после пробуждения у не было больше страстей. Так неужеле ему секс помешал бы? Тогда почему полное воздержание от секса традиционно рассматривалось как важная практика для людей, серьезно следующих духовному пути?
"Желание" пить, есть, дышать, согреться, отдохнуть. - это жизненно важные потребности человеческого организма. Исключив что-либо, например, дыхание или отдых человек может умереть. А исключив секс еще ни кто не умер. Потребность в сексе нельзя сравнивать с потребностью пополнения организма водой - это не сопоставимо. Секс в любых дозах - это одно из проявлений омраченности ума. Я даже не допускаю мысли, что Будда, его монахи или, например, Нагарджуна бегали по бабам. Человек и отличается от животного тем, что осознав может отказаться от секса, а животные не могут. Отказ от секса (в том числе и от самоудовлетворения) - это первый признак, что ищущий истины встал на верный путь.
Исключительно, ИМХО.
Полностью с вами согласен! А то БТР уже договорился до того, что отказ от секса - это плохо, а в сексуальном желании - нет ничего омрачающего. Видимо так учат в необуддийских сектах. А его подмена понятий, при сравнении жизненных необходимостей с сексом, вообще фэйспалм вызывает.
В сексуальном влечении нет никакой особенной проблемы. Так же как нет проблемы в желании пить, есть, дышать, согреться, отдохнуть. Если сексуальное влечение не омрачает Ваш ум, не толкает на проступки - значит оно в достаточное степени обуздано, чтобы не мешать в Вашей практике.
Не создавайте себе монстра в воображении. Чтобы побороть похоть - нужно умение, а не самобичевание.
Возникает вопрос: что о сексе говорил Будда монахам и как он сам к нему относился? Любая страсть у Будды была обуздана, а вернее после пробуждения у не было больше страстей. Так неужеле ему секс помешал бы? Тогда почему полное воздержание от секса традиционно рассматривалось как важная практика для людей, серьезно следующих духовному пути?
"Желание" пить, есть, дышать, согреться, отдохнуть. - это жизненно важные потребности человеческого организма. Исключив что-либо, например, дыхание или отдых человек может умереть. А исключив секс еще ни кто не умер. Потребность в сексе нельзя сравнивать с потребностью пополнения организма водой - это не сопоставимо. Секс в любых дозах - это одно из проявлений омраченности ума. Я даже не допускаю мысли, что Будда, его монахи или, например, Нагарджуна бегали по бабам. Человек и отличается от животного тем, что осознав может отказаться от секса, а животные не могут. Отказ от секса (в том числе и от самоудовлетворения) - это первый признак, что ищущий истины встал на верный путь.
Исключительно, ИМХО.
Полностью с вами согласен! А то БТР уже договорился до того, что отказ от секса - это плохо, а в сексуальном желании - нет ничего омрачающего. Видимо так учат в необуддийских сектах. А его подмена понятий, при сравнении жизненных необходимостей с сексом, вообще фэйспалм вызывает.
Ну так и фэйспалмте на здоровье. Кого это волнует?
Я говорю то, в чем глубоко уверен и это согласуется с Дхармой настолько глубоко, насколько я ее узнал и освоил.
И я вижу, что Ваше отношение легковесное и мелочное, что же мне об этом не сказать?
Вы себе нашли единомышленника, поздравляю. Поддерживайте друг-друга в том, чтобы охаиваить и порицать традиции, которые для Вас недостаточно святы, это прекрасная и возвышенная практика. В такой компании грех Вас благославлять, но что же еще остается? Для таких омраченных святостью нет другого способа, как собираться в кучки и отбрехиваться, защищаясь Святой Дхармой. Только Вы светочь буддизма, другие стесняются.
А уж секс, ну прям лакмусовая бумажка. Возьмите к себе всех, кто постоянно думает о сексе, постоянно подавляя и отвергая его. Вам всем нужно очень много святости. Больше всех.
И назовите себя как-нибудь. Чтобы было удобно наставляя благих друзей предостерегать от общения с Вами.
Вот же замороченные люди. Всю Дхарму на антисекс спустили. Ничего не оставили. Пока не отпустит поклялись не вступать в поток, дабы не опозорить святейшую общину
Любая проститутка стократ святее таких фарисеев как вы, мои неблагие друзья. Стыдно даже упоминать имя Будды рядом с Вами Так жаждать и подавлять сексуальное влечение, что даже случайно подслушанные и толком не разобранные слухи взрывают мозг и заставляют целые традиции обливать плохо пахнущими извержениями изо рта.
Заметьте, я же не поливаю Тхераваду гноем и соплями из-за того, что в ней есть такой вот монах Нет, только Вас. Исключительно лично. А Вам бы пообщаться с учителем на тему Вашей проблемы. Но это уже Ваше дело, что Вы осознаете и как поступите.
А я Вас публично обличил, и будет. Радости от этого никакой, да и польза весьма отдаленная. Когда там Вас отпустит и Вы осознаете свою ошибку и проступок. Может не в этой жизни даже.
Только не надейтесь, что я после этого не буду Вам здесь возражать. Еще как буду. Ваши взгляды пагубны, особенно под прикрытием Дхармой. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ну так и фэйспалмте на здоровье. Кого это волнует?
Я говорю то, в чем глубоко уверен и это согласуется с Дхармой настолько глубоко, насколько я ее узнал и освоил.
И я вижу, что Ваше отношение легковесное и мелочное, что же мне об этом не сказать?
Вы себе нашли единомышленника, поздравляю. Поддерживайте друг-друга в том, чтобы охаиваить и порицать традиции, которые для Вас недостаточно святы, это прекрасная и возвышенная практика. В такой компании грех Вас благославлять, но что же еще остается? Для таких омраченных святостью нет другого способа, как собираться в кучки и отбрехиваться, защищаясь Святой Дхармой. Только Вы светочь буддизма, другие стесняются.
А уж секс, ну прям лакмусовая бумажка. Возьмите к себе всех, кто постоянно думает о сексе, постоянно подавляя и отвергая его. Вам всем нужно очень много святости. Больше всех.
И назовите себя как-нибудь. Чтобы было удобно наставляя благих друзей предостерегать от общения с Вами.
Вот же замороченные люди. Всю Дхарму на антисекс спустили. Ничего не оставили. Пока не отпустит поклялись не вступать в поток, дабы не опозорить святейшую общину
Любая проститутка стократ святее таких фарисеев как вы, мои неблагие друзья. Стыдно даже упоминать имя Будды рядом с Вами Так жаждать и подавлять сексуальное влечение, что даже случайно подслушанные и толком не разобранные слухи взрывают мозг и заставляют целые традиции обливать плохо пахнущими извержениями изо рта.
Заметьте, я же не поливаю Тхераваду гноем и соплями из-за того, что в ней есть такой вот монах Нет, только Вас. Исключительно лично. А Вам бы пообщаться с учителем на тему Вашей проблемы. Но это уже Ваше дело, что Вы осознаете и как поступите.
А я Вас публично обличил, и будет. Радости от этого никакой, да и польза весьма отдаленная. Когда там Вас отпустит и Вы осознаете свою ошибку и проступок. Может не в этой жизни даже.
Только не надейтесь, что я после этого не буду Вам здесь возражать. Еще как буду. Ваши взгляды пагубны, особенно под прикрытием Дхармой.
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Мне просто жаль, что Вы путаете некоторые вещи, и воображаете себе какую-то особую "практику джхан".
Понятно.
Я надеюсь, Вы не обиделись? Должен Вас уверить, что не имел в виду ничего оскорбительного или обидного. Я простой человек, ни на какие арийские плоды не претендую, достижениями не хвалюсь; всё, что я знаю или умею, сводится к тому, что прочитал несколько сотен сутт, Висуддхимаггу (несколько трактатов других, тибетских и китайских школ, здесь не упоминаю, потому что не о них речь), несколько современных книжек, и несколько лет практически проверял прочитанное на себе.
Но если есть что-то, что я знаю, то я об этом говорю. Поэтому я и говорю, что практика развития осознанности должна приводить к таким результатам:
1) во-первых, она должна переключать внимание с самих предметов, вызывающих страсть или недоброжелательность, на то, как возникают и исчезают восприятия, мысли, чувства, намерения (в том числе, вызванные вышеуказанными предметами). Тем самым, практика осознанности создаёт временную отстраненность, дистанцию от чувственных влечений и неблагих мыслей. Так практика осознанности создаёт возможность развивать нравственность.
2) во-вторых, развитие осознанности должно приводить к хотя бы временному видению, наблюдению непостоянства и обусловленности (а значит - безличности) явлений, входящих в состав пяти совокупностей. Тем самым, практика осознанности порождает убежденность в правоте Будды, в истинности Дхаммы.
3) при наличии и первого, и второго пунктов (временно) возникает переживание свободы от непостоянных и безличных явлений. Переживание этой свободы рождает экстатический восторг, охватывающий всего человека, и превосходящий по силе чувственные удовольствия. Успокаиваясь, восторг оставляет после себя блаженство, безмятежность, лёгкость, от которых, по мере дальнейшего успокоения, остаётся невозмутимость. Всё это, конечно, временные и обусловленные эффекты, порожденные практикой, а не какие-то особые достижения.
И вот, Вы с такой страстью и убежденностью говорите, что таких эффектов не бывает, и быть не может. Что я должен об этом думать? Очевидно, что у Вас, несмотря на многолетний опыт, какие-то проблемы, какие-то сложности с практикой осознанности.
В принципе, в этом нет ничего страшного. Не было бы, если бы Вы не увлекались (как это следует из Ваших сообщений на форуме) гораздо более сложными, "продвинутыми" практиками - созерцанием непривлекательности, созерцанием опасности в явлениях. А вот делать это, не развив предварительно осознанность, просто опасно. Эти практики нужны, чтобы непосредственно наблюдать болезненность жажды; но без предварительно развитой осознанности человек не болезненность жажды созерцает, а запугивает себя отвратительными картинками. Это верный путь к ожесточению, к неудовлетворенности, даже к неврозу.
Вот просто хочется Вас предостеречь - только поэтому я и пишу всё это. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы