Хорошо пошло. Теперь давайте по регламенту мероприятия. Абхава-йога - это - сосредоточение - или ещё что - на чём? Технически - как она выглядит?
Если объектом абхавы-йоги считать "ничто", то технически это может выглядеть только лишь как размышления на тему "ничто". Ничто в опыте не существует как не существует и "сын бесплодной женщины", "рога зайца" или "круглый квадрат".
И что же это за значительная часть? Тханиссаро Бхиккху?
Тханиссаро Бхикку, да, Бхиккху Бодхи, Тхиттила Саядо, например:
Ниббана не аннигиляция, ни вид ничто, это состояние свободы от любой возможности перевозникновения или обусловленного существования, окончательный покой и счастье. В Буддийских писаниях, она всегда постоянно в положительных терминах, таких как высшее прибежище, безопасность,освобождение, покой и.т.п. (с) Тхиттила Саядо
Во всем тайском буддизме, на сколько мне известно, окончательная ниббана считается опытом.
Из наших русских монахов - Топпер Панньяавудхо, хотя его взгляд специфичен, однако он тоже не считает ниббану полным "ничто".
Под традиционной тхеравадой я подразумевал людей официально имеющих отношение к данной традиции, монахов, без учета расовой принадлежности.
В первой сутте Сутта-Нипаты достижение ниббаны сравнивается со змеей сбросившей и покинувшей отжившую, изношенную кожу. Змея при этом никуда не исчезает
Кто разрушил пять преград, свободный от страдания,
Победивший сомнения, недоступный печали,
Тот монах покидает оба берега,
Как змея свою отжившую кожу.
Я кроме него никого не знаю, кто-бы продвигал идею пребывающей ниббаны в тхераваде.
Анандамайтрея? Например вот из книги "Раскрывая Дхарму": "В Сача-санкхепе, говорится что нирвана это не разрушение, не уничтожение и небытие, нирвана, это состояние превосходящее пять скандх". Его ученик - бхиккху Бодхи в интервью Алену Уоллесу говорил, что Анандамайтрея толковал ниббану близко к пониманию Брахмана в традиции адвайты-веданты (с незначительными расхождениями). По поводу пребывающей и не-пребывающей нирваны, то с этими понятиями нужно разобраться, так как для махаянских традиций, как раз характерна apratistha-nirvana (не-пребывающая нирвана), которая не может классифицироваться как мир или не-мир, поэтому и называется не-пребывающей нирваной.
Последний раз редактировалось: Nima (Вт 08 Авг 17, 10:53), всего редактировалось 11 раз(а)
№338726Добавлено: Вт 08 Авг 17, 09:21 (7 лет тому назад)
Кстати по поводу недавнего спора на счёт чань-буддизма, то мы правы оказались, все классические чаньские тексты говорят о необусловленной самоприроде, которая свободна от рождения и прекращения, это то что Банкэй называл нерождённым. В трактате "Учение чань о мгновенном постижении", эта самоприрода называется алмазным телом, насколько я понял она синоним Дхармакайи. По поводу мышления, то чаньские тексты говорят только об отбрасывании ложного мышления. Например в трактате "Учение чань о мгновенном постижении", вот что говорится:
Вопрос: Что такое неправильное и правильное мышление?
Ответ: Мышление с точки зрения существования и не–существования называется неправильным [мышлением], тогда как мышление, которое не имеет таких точек зрения, называется правильным.
В этом трактате есть такой интересный фрагмент:
Вопрос: Куда сознание должно поселиться и где обитать?
Ответ: Сознание должно поселиться в не–обитель и там обитать.
Вопрос: Что такое эта не–обитель?
Ответ: Это — не позволять сознанию обитать (поселяться, обосновываться) где–либо вообще.
Вопрос: А какое это имеет значение?
Ответ: Обитание нигде означает то, что сознание не цепляется ни за существование ни за не–существование, ни за внутреннее ни за внешнее или за что–то между ними. Это обитание нигде есть то состояние, в котором оно должно находиться; говорят, что те, кто достигает его, имеют не–находящееся нигде сознание, другими словами, они имеют Сознание Будды!
Adzamaro, как Вам такие фрагменты из трактата "Учение чань о мгновенном постижении"?
№338729Добавлено: Вт 08 Авг 17, 09:42 (7 лет тому назад)
Цитата:
Ответ: Обитание нигде означает то, что сознание не цепляется ни за существование ни за не–существование, ни за внутреннее ни за внешнее или за что–то между ними. Это обитание нигде есть то состояние, в котором оно должно находиться; говорят, что те, кто достигает его, имеют не–находящееся нигде сознание, другими словами, они имеют Сознание Будды!
Это как раз и есть то состояние, которое называют просветлением, или состоянием Будды. От слова Бодхи - просветленный.
То есть, сконцентрированная, собранная, не рассеянная на желания, эмоции, мысли, переживания - природа сознания, в таком вот освобожденном виде, есть ничто иное как сознание Будды. И достигается оно в состоянии здесь и сейчас.
№338741Добавлено: Вт 08 Авг 17, 12:41 (7 лет тому назад)
Не привязываться к правильному и неправильному - такова исходная точка. Тот, кто одержим правильным и неправильным еще не обнаружил самоприроду. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№338752Добавлено: Вт 08 Авг 17, 13:59 (7 лет тому назад)
О ниббане, со слов Будды, мы знаем, что там нет становления, нет рождения, нет формирования живого существа. Так же мы знаем, что окончательная ниббана - это окончательное угасание пяти кхандх, составляющих живое существо, и вне которых нет ничего, что можно было бы назвать живым существом или существованием.
Ниббана за пределами всех миров
В текстах сказано «найям локо, на паралоко», что означает «ни в этом мире, ни в других мирах». Когда нет материи, то не может быть концепции тьмы; и если нет концепции тьмы, то нет концепции света. Поэтому [сказано, что] в ниббане нет ни солнца, ни луны. Там, где новые тела не появляются, не может быть тьмы или света. Может возникнуть вопрос, может ли чувствующее существо достичь ниббаны также, как существа из низших миров приходят в мир людей, или существа из мира людей приходят в мир дэвов. В ниббане нет таких «перехождений». Обычно говорят, что Будды и Архаты «входят» в ниббану, и особенно, в анупадисеса ниббану (париниббану). Это не означает, что у них формируются новые совокупности, а наоборот, происходит отсечение потока ума и материи, которые порождают существование. Это полное прекращение совокупностей; и это прекращение и является ниббаной без остатка. Это не какое-то место, куда приходят существа из других миров.
Ниббана нигде не находится
Ниббана нигде не находится. Поэтому нельзя определить её месторасположение. Это ни здесь, ни там. Она не на небесах. В термине «намарупа» нама означает, что ум охватывает ниббану, но в этом контексте, это не означает, что ниббана - это ум или умственный фактор. Поэтому три аспекта сознания - возникновение, длительность, исчезновение - не существуют в ниббане. Только образно можно сказать, что ниббана находится в этом самом уме-и-теле.
Вы не можете указать местоположение ниббаны. Прежде чем вступить в париниббану, Архаты всё ещё несут тяжкий груз совокупностей, которые прекращаются после их париниббаны. Можно сказать, что это прекращение наступает внутри тела Архата. Поэтому мы условно говорим о существовании ниббаны внутри наших тел, совокупностей.
Отсутствие ума и материи в ниббане
В ниббане нет таких вещей как ум или сопутствующие факторы ума, которые имеют место в мире чувств и мире Форм. Естественным образом следует, что ум и материя, принадлежащие 31 сфере существования, полностью отсутствуют в ниббане. Однако некоторые любят заявлять, что после париниббаны Будды и Архаты обретают особый вид ума и материи в ниббане. Такое чрезмерное умствование характерно для тех, кто не может отпустить своё эго.
На этот счёт один учёный Саядо сказал, что если в ниббане есть особый вид ума и материи, то там также должен быть особый вид перерождений, который порождает особые виды старости, болезней, смерти, а эти в свою очередь являются причиной особых видов страданий, стенаний, печали, отчаяния и боли. Когда учения ясным образом говорят о прекращении, не надо пытаться заглядывать ещё дальше и формулировать идею об особом виде сущестования. Прекращение указывает на ничто иное как на «ничто». Ниббана, которая не связана с умом и материей, не может быть связана ни с этим миром, ни с другими мирами.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№338774Добавлено: Вт 08 Авг 17, 15:33 (7 лет тому назад)
Nima
Хорошие цитаты. В ПК окончательная ниббана описывается еще так:
«Где лишены основания вода и земля, огонь, воздух? Где лишены основания длинное и короткое, тонкое и грубое, приятное и неприятное? Где уничтожаются без остатка имя и образ?»
И вот ответ на это:
«Вот лишённое признаков, бесконечное, отовсюду имеющее доступ разумение. Здесь лишены основания вода и земля, огонь и воздух.
Здесь лишены основания длинное и короткое, тонкое и грубое, приятное и неприятное;
Здесь уничтожаются без остатка имя и образ.
С уничтожением разума всё это уничтожается здесь».
Кеватта сутта: К Кеваттхе
ДН 11
Viññāṇaṃ anidassanaṃ - невидимое (anidassanaṃ:The unseen) сознание. То есть, очевидно, тоже самое чаньское нигде-не-обитающее сознание из этого трактата "Учение чань о мгновенном постижении".
Или еще так:
«Там нет ни земли, ни воды
Там не существуют ни огонь, ни воздух,
Там нет ни сияния звезд, ни света солнца,
Ни света луны, ни самой темноты.
Когда святой, брахман познал это
На личном опыте, путём личного переживания,
Тогда он стал свободен от формы или бесформенности.
Свободен от счастья и боли».
Бахия сутта: Бахия
Уд 1.10
То есть Будда говорит что окончательная ниббана это там, которое можно познать путем личного переживания, на личном опыте. С "ничто" такое конечно невозможно, так как это не опыт, это чисто концептуальное понятие, как и уже упомянутый мной "круглый квадрат" или "сын бесплодной женщины".
Таким образом, есть разные представления по поводу окончательной ниббаны. Махаси Саядо вот считает что это "ничто" и говорит что представления обратного это невозможность отпустить свое эго. Я же думаю как раз обратное, что невозможность представить ниббану как реальный безличный опыт это и есть невозможность отпустить свое эго.
Я же думаю как раз обратное, что невозможность представить ниббану как реальный безличный опыт это и есть невозможность отпустить свое эго.
Что-бы объяснить это, вам необходимо вводить некие новые сущности, помимо пяти кхандх. Ведь насколько я понял, со словами Будды о том, что все пять кхандх прекращаются/угасают, при наступлении окончательной ниббаны - вы согласились.
№338779Добавлено: Вт 08 Авг 17, 15:51 (7 лет тому назад)
Сознание бывает 4-х видов.
Три первых относятся к "лаукика": кама-, рупа- , арупа-
Четвертое - локоттара.
Три первых - самкхатам, 4-е - ниббанам
Это еще из палийского текста "Абхидхаммасамгани" (причем эта "классификация" преподносится сразу же - вслед за восхвалениями [которых якобы нет в палийском каноне])
В этих "4-х сферах" задействованы индрии, общим числом 22.
Васубандху (в согласии и с палийскими источниками) скрупулезно перечисляет как их "общее количество", так и "поименно" - для каждой из 4-х "сфер".
"Три чистые" [индрии] (которым "видна" нирвана) "не принадлежат трем мирам", актуализируются только в локоттара (в 9-й дхьяне), которую могут достигать исключительно арьи.
И не могут тиртхики - так как у них нет учения об анатмане и нихсвабхаве.
А чистоты от загрязнений, соответствующей даже бхавагре тиртхики достигать могут (и это признается буддистами - см. опять же Васубандху)
То, что буддийская нирвана "неодушевлена", "подобна камню" ("чурбану", "пустому месту") было прекрасно известно дискуссирующим сторонам (буддистам и их идейныи оппонентам) в прошлые века, понятно и совр. учёным - и лишь только здесь этот вопрос всё еще вызывает какие-то эмоции. Которые, кстати, созвучны тиртхическим критикам
Возможно ли, — спрашивает Ватсьяяна, — чтобы просветленный человек стремился к конечному освобождению, в котором нет ни блаженства, ни сознания
Джаянта также восклицает: "Возможно ли, чтобы разумный человек делал бы усилия для того, чтобы превратить себя в камнеподобное (неодушевленное) состояние?"
К слову "совр. учёные" отмечают, что "камнеподобная" (как и у буддистов) нирвана "имеется" еще у вайшешиков
("подобная" - не значит "тождественная", а вайшешики интересны еще тем, что единственные из тиртхиков признавали дробность времени)
Угасают все скандхи, все явления сознания, отсутствует кармическая деятельность, отсутствует сознание, самскары никогда не возникнут.
Буддизм - учение о достижении выхода из перевоплощений, т.е. нирваны
А не о беззаботном потреблении пива в пивной (чая в чайной) или дома за монитором _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Махаси Саядо вот считает что это "ничто" и говорит что представления обратного это невозможность отпустить свое эго. Я же думаю как раз обратное, что невозможность представить ниббану как реальный безличный опыт это и есть невозможность отпустить свое эго.
Уважаемый Ассаджи писал:
Досточимый Махаси Саядо говорит о прекращении жажды (танха) и совокупностей (кхандха), но не более.
Он там вначале своего сообщения пишет: ... следующее за смертью Араханта не описуемо в терминах существования или несуществования.
Да, Ассаджи является сторонником пребывающей ниббаны, и насколько я понял, разделяет мнение Тханиссаро Бхиккху.
Так он в том сообщении утверждает, что и Махаси Саядо не говорит о полном прекращении, даёт на него ссылки, на английском. А ещё раньше, он меня спрашивает: А разве кто-то из тхеравадинских учителей учит полному прекращению?
№338790Добавлено: Вт 08 Авг 17, 16:25 (7 лет тому назад)
Вообще эта бинарность мышления: существование, не-существование - отбрасывается. Такую подачу можно встретить в Анурадха и Ямака суттах, там где говорится про сущность Татхагаты.
Да, Ассаджи является сторонником пребывающей ниббаны, и насколько я понял, разделяет мнение Тханиссаро Бхиккху.
Так он в том сообщении утверждает, что и Махаси Саядо не говорит о полном прекращении, даёт на него ссылки, на английском. А ещё раньше, он меня спрашивает: А разве кто-то из тхеравадинских учителей учит полному прекращению?
Я выше приводил слова Махаси Саядо. Тут нужно просто различать, что Будда не говорил о ниббане как о уничтожении некоего "Я", личности, атты в ниббане, так как этого никогда и не существовало, а то что не существует, невозможно уничтожить. Но все пять кхандх, кроме которых не существует ничего, что можно было бы назвать существом - полностью исчезают при наступлении окончательной ниббаны.
«Тело уничтожено,
Восприятие прекращено,
Боль и восторг полностью растрачены,
Формации успокоены:
Сознание угасло».
Уд. 8.9
«Когда сознание прекратится
Того, кто стал свободным с разрушением жажды,
Освобождение его ума
Подобно будет лампы угасанию»
АН 3.90
«Но как, друг Сарипутта, он может обрести такое состояние сосредоточения?»
«Однажды, друг Ананда, я пребывал прямо здесь, в Саваттхи, в роще Слепых. И тогда я достиг такого состояния сосредоточения, что я не воспринимал землю в отношении земли… …иной мир в отношении иного мира, но, [при этом], всё равно [что-то] воспринимал».
«Но что воспринимал Достопочтенный Сарипутта в том случае?»
«Одно восприятие возникло, а другое восприятие прекратилось во мне: «Прекращение существования – ниббана; прекращение существования – ниббана». Подобно тому, как когда горит хворост, одно пламя возникает, а другое пламя прекращается, то точно также одно восприятие возникло, а другое прекратилось во мне: «Прекращение существования – ниббана; прекращение существования – ниббана». В том случае, друг, я воспринимал: «Прекращение существования – ниббана».
АН 10.7
"Когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с телом, он понимает: «Я чувствую чувство, прекращающееся вместе с телом». Когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с жизнью, он понимает: «Я чувствую чувство, прекращающееся вместе с жизнью». Он понимает: «После распада тела, после истощения жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом, прямо здесь и угаснет».
Подобно тому, монахи, как масляная лампа горит в зависимости от масла и фитиля, и с истощением масла и фитиля она гаснет из-за недостатка топлива, то точно также, монахи, когда монах чувствует чувство, прекращающееся вместе с телом… прекращающееся вместе с жизнью… он понимает: «После распада тела, после истощения жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом, прямо здесь и угаснет»".
СН 54.8
"Когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с телом, он понимает: «Я чувствую чувство, прекращающееся вместе с телом». Когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с жизнью, он понимает: «Я чувствую чувство, прекращающееся вместе с жизнью». Он понимает: «После распада тела, после истощения жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом, прямо здесь и угаснет. Одни лишь телесные останки останутся».
Представьте, монахи, как если бы человек вынул бы горячий [глиняный] горшок из гончарской печи для обжига и поставил бы его на ровную [поверхность] земли: его тепло тут же бы иссякло, и одни глиняные черепки бы остались. Точно также, когда он чувствует чувство, прекращающееся вместе с телом… прекращающееся вместе с жизнью… он понимает: «После распада тела, после истощения жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом, прямо здесь и угаснет. Одни лишь телесные останки останутся»".
СН 12.51
P.S. Пустоту не возможно понять омраченным умом, любое представление о пустоте будет лишь ложным образом, нарушающим пустоту. Ее можно только достигнуть и познать напрямую.
"Далее, Ананда, монах – не обращая внимания на восприятие сферы отсутствия всего, не обращая внимания на восприятие сферы ни восприятия, ни не-восприятия – обращает внимание на единственность, зависящую от беспредметного сосредоточения ума. Его ум входит в это беспредметное сосредоточение ума и обретает уверенность, устойчивость, решительность. Он понимает так: «Это беспредметное сосредоточение ума обусловлено и порождено волевым намерением. Но всё обусловленное и порождённое волевым намерением является непостоянным, подвержено прекращению»3. Когда он знает так, когда он видит так, его ум освобождён от пятна чувственного желания, от пятна существования, от пятна невежества. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования». Он понимает так: «Любые возмущения, зависящие от пятна чувственного желания, которые могли бы быть, не присутствуют здесь. Любые возмущения, зависящие от пятна существования, которые могли бы быть, не присутствуют здесь. Любые возмущения, зависящие от пятна невежества, которые могли бы быть, не присутствуют здесь. Здесь наличествует только вот такое-то количество возмущения, то есть, то, что связано с шестью сферами [чувств], которые зависят от этого тела и обусловлены жизнью». Он понимает так: «Это поле восприятия пусто от пятна чувственного желания. Это поле восприятия пусто от пятна существования. Это поле восприятия пусто от пятна невежества. Здесь наличествует только эта не-пустотность, то есть, то, что связано с шестью сферами [чувств], которые зависят от этого тела и обусловлены жизнью». Так он считает это пустым от того, чего здесь нет, а что касается того, что остаётся, он понимает, что это наличествует: «Это наличествует». Ананда, это также его подлинное, неискажённое, чистое погружение в пустотность – высшее и непревзойдённое".
МН 121
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Вт 08 Авг 17, 16:56), всего редактировалось 1 раз
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы