Индивидуальность после окончательной реализиации не утрачивается ни в христианстве, ни в буддизме. Но есть разница. Душа не пуста от само-бытия (подкладка опыта), и Бог не пуст от само-бытия (сущность Божия отдельно от всего). А вот в буддизме всё пусто от самобытия: субстанций нет.
Сущностный Ум Татхагаты - Махаатман. Читайте махапаринирвана сутру и другие. Он не Пустота, хотя и пустотный по своей природе(не субстанциональный), потому что является Истинной Сущностью. "Я" пребывает в Великой Нирване.
Это вне субстанциональное бытие. "Не-я" это пустота, сансара.
И сансара, и нирвана несубстанциональны - пусты от самобытия, и пустота пуста (не субстанция и не скрывает её).
... о дитя благородной семьи, так называемая "Самость" означает Татхагатагарбху. Существование Будда-природы во всех живых существах имеет значение "Самости"...
Отсутствие самости — это циклическое существование;
Так называемая "Самость" — это Татхагата.
[...]
Так называемая "Самость" означает "Будда".
[...]
О дитя благородной семьи, колесо учения, ранее повёрнутое в Варанаси, учит непостоянству, страданию, пустотности и отсутствию самости. Когда колесо учения было повёрнуто здесь, в Кушинагаре, я учил постоянству, блаженству, самости и совершенной пустотности.
[...]
Несоставное — это великая нирвана; постоянное — это нирвана. Постоянное — это Самость; Самость — это совершенно чистое. Совершенно чистое называется "блаженством". Постоянное, блаженное, Самость и совершенно чистое — это Татхагата.
Тантра ваджрной вершины:
Поскольку все явления чисты,
Они лишены всех недостатков.
Возникающая безначально сущность явлений
Становится клешами из-за случайных загрязнений.
Я сам есть лишь великая Дхарма;
Я называюсь сущностью дхарм;
Поэтому я — великий владыка.
[...]
Чистая татхагатагарбха
Называется Сущностью саттвы.
Я — Татхагатагарбха,
И все существа подобны мне.
[...]
Только Я есть великая Дхарма.
Я зовусь сущностью явлений.
Следовательно, Я — великий владыка.
Я звучу в трёх мирах.
Скажи, что такое три мира?
Все существа мира желания,
А также формы и отсутствия формы
Называются тремя мирами.
Только Я есть самовозникающая ваджрная вершина,
Обладающий качеством, называющимся "желание".
Поскольку чистота является искомым,
Таковость того, что называется "явлениями
Воспринимаемого и воспринимающего", постигается индивидуально.
Поскольку являюсь неотдельным от Дхармадхату,
Я делаю эти явления чистыми.
Следовательно, Я — великий Владыка,
Раскрывающийся как Хозяин трех миров.
Таким образом, провозглашаюсь как сферы желания,
Формы и отсутствия формы.
Но, будучи неотдельным от пустотности,
Я называюсь чистой Сущностью.
Каково значение трёх сфер?
Сфера желания, сфера формы
И сфера отсутствия формы чисты;
И эти три благие сферы
Есть лишь я — самовозникающая ваджрная вершина.
Это Дхату, незагрязнённая причина и абсолютный смысл.
Причина этих трёх сфер — саттва;
[...]
Я — творец и источник;
Я — Владыка всех существ;
Я — Владыка всего разнообразия,
Творец, источник и прародитель.
[...]
Я — самовозникающ.
Я — Вишну.
Полностью отбросивший воспринимаемое и т. д.,
Самость чистого сознания Таковости,
Без беспокоящих чувств;
Поэтому я называюсь Вишну.
[...]
Только Я — прародитель.
Я — этот мир желания,
Я — охватывающий Свабхавикакаю,
Самбхогакаю и Нирманакаю.
[...]
Великий владыка ваджрного собрания,
Я называюсь Буддой, другим Ишварой;
Великий нектар, великий град освобождения,
Я — великий и могучий, посвящение Ишвары.
[...]
Поскольку Я определённо освобождаю от старения и смерти,
Я называюсь Брахмой.
[...]
Будда, ваджра и драгоценность,
Дхарма, карма и хранитель тайны,
Великая колесница шести аспектов,
Я — шестиликий, великий и высочайший.
Тантры капли изначальной мудрости:
Даже Будде трудно найти то, что
Не другая Самость, то есть ты Сам, не существуешь.
Если ты не существуешь, то три мира
Подобны человеку с отсечённой головой.
Коренная тантра Дзогчен Кунджед Гьялпо:
Поскольку вы, существа трех миров, все мною созданы - вы мои дети, равные мне. Вы есть я - всевышний источник, и нераздельны со мной. Я являюсь вам и через пять учителей учу единству пяти сущностей (элементов первоначал). Я, всевышний источник, есть единство, а также и вы - уверьтесь в этом.
Внемлите, существа трёх миров! Не будь меня, не было бы и вас. Не будь вас, не проявились бы пять учителей и не было бы передано учение о состояние превыше понятий.
(25. Глава, которая показывает, что собственный ум и есть учитель.)
Человек без понимания пустоты видит здесь всё то же самое - атман тиртхиков- и не способен стать буддистом. В буддизме же, в жентонге Третьего Кармапы, абсолютное это изначальное осознавание (ясный свет) и пустота от самобытия 18 видов. Абсолютное пусто от самобытия и пустота пуста.
№287739Добавлено: Чт 14 Июл 16, 22:49 (8 лет тому назад)
Что касается "недвойственного" индуизма, Бог либо оказывается осознающим, и тогда омрачённым (если кроме Бога никого на самом деле нет, больше некому и омрачаться) - либо бессознательной Тотальностью, по ту сторону любого опыта (и тогда он ничем не отличается от материи у В.И. Ленина).
№287742Добавлено: Чт 14 Июл 16, 23:04 (8 лет тому назад)
Христиане наиболее убедительны, когда говорят примерно следующее: "я почувствовал присутствие Бога, нашёл в себе силы любить и почувствовал наконец-то покой". С этим не поспоришь. Особенно когда христианин демонстрирует живой пример альтруизма. На интеллектуальном уровне, нельзя не оценить и христианскую ценность свободы. Особенно когда есть христианские страны, в которых живётся свободно.
Вроде бы как рантонг и жентонг должны совместно применяться.
А вот и нет. Жентонг и без усердно критикуемого в нём рантонга постулирует на абсолютном уровне пустоту от самобытия, признавая её и на относительном уровне. Сводить пустоту от самобытия сугубо к относительному уровню, и так "совместно применять рантонг" - ложный жентонг.
Последний раз редактировалось: Евгений Бобр (Чт 14 Июл 16, 23:17), всего редактировалось 2 раз(а)
№287747Добавлено: Чт 14 Июл 16, 23:12 (8 лет тому назад)
Введение в Серединный Путь
Лекции Дзонгсара Джамьянга Кхьенце Ринпоче, посвящённые трактату Чандракирти "Мадхьямакаватара", основанные на
комментарии Горампы:
По этому поводу в Тибете было много споров, в особенности, когда рантонг – прини-
мающие пустоту от себя – сказали, что все учения, в которых говорится о просветлѐнной
природе, не являются учениями окончательного смысла, в то время как шентонг – при-
нимающие пустоту от другого – принимают эти учения как окончательные. Обе стороны
предоставляют прекрасную логику, доказательства и у каждой есть свои преимущества.
Многие философы были согласны с тем – и я думаю, это правильно – что во время уста-
новления воззрения, когда практик пытается избавиться от цепляний за действительно
существующие явления, метод рантонг замечателен, поскольку он опровергает "действи-
тельно существующую" реальность. А, поскольку, наш курс изучения текста Чандракирти
направлен на то, чтобы установить воззрение и, я надеюсь, избавится, в некоторой степе-
ни, от цепляния за эго, то мне более удобно использовать комментарии рантонг. Как вы
можете вспомнить, у Чандракирти получилось опровергнуть идею о том, что что-либо
"действительно существует", и это, в некоторой степени, развило наше мировоззрение, по
крайней мере, интеллектуально. Когда дело касается практики, я думаю, что шентонг
очень подходит и очень вдохновляет. Многие Будды и философы прошлого так говори-
ли, и я думаю, что это прекрасная оценка.
Ранее, я говорил, что рантонг приводят много доказательств, почему такие сутры как
"Ланкаватара" и такие вещи как просветлѐнная природа, являются учениями предвари-
тельного смысла. Грубо говоря, вы можете сказать, что согласно тем, кто следует рантонг,
первый поворот колеса учения содержит учения предварительного смысла, второй –
окончательного и третий – снова предварительного, потому что в нѐм много говорится о
просветлѐнной природе.
Я бы хотел снова повторить, что понимание этого разделения, несѐт большую пользу,
поскольку, не забывайте, нашей целью является обезоружить наше цепляние за "Я". Я ду-
маю, что это прекрасный способ разделения. Это всегда так; даже в нашей повседневной
жизни, когда мы говорим, например: "Это – настоящее, а это – дубликат", и всегда скло-
няемся к настоящему. И бодхисаттвы, зная, что у нас есть эта привычка, согласно тому,
что нам нужно, говорят: "Это – настоящее". И это ловит нас – и это хорошо, потому что
затем, мы начинаем следовать тому, что является настоящим. Есть хороший пример для
понимания этого разделения:
1. Ум
2. Ум не существует
3. Природа ума – ясный свет
Эти три пункта соотносятся с тремя поворотами колеса учения. Многие философы,
многие последователи шентонг, говорят, что ум имеет два аспекта: пустота и ясность. Во
втором повороте колеса учения, Будда больше говорит об аспекте пустоты, а в третьем, в
большей степени, об аспекте ясности. Следовательно, и в том, и в другом случае говорит-
ся об окончательном смысле. Это тоже прекрасный метод разделения. Следовательно,
шентонг говорят, что учения о татхагатагарбхе – просветлѐнной природе, являются уче-
ниями окончательного смысла.
Я бы хотел прояснить здесь кое-что. Посреди аргументов рантонг и шентонг, у нас мо-
жет возникнуть тенденция принизить мастеров прошлого, говоря, например: "Шантарак-
шита – это шентонг". Да, это обосновано, также как и в отношении Джамгона Контрула
Лодро Тайо, и других подобных людей. Но мы должны быть очень аккуратными когда
мы говорим такие вещи, потому что это похоже на то когда люди интересуются: "А был
ли Тилопа буддистом?". Когда мы говорим: "буддист", "шентонг", "рантонг", "не буддист"
и так далее, у нас есть определѐнная идея о том, что значит "буддист" и так далее. И за-
тем, когда мы говорим, что Тилопа был буддистом, мы думаем, что он думал о себе, что
он буддист также как мы понимаем это и думаем о себе, что мы буддисты. Очень опасно
выносить такие суждения. Это слегка похоже на то, как если бы кто-то поинтересовался:
"Был ли Будда буддистом или нет?".
Для нас, очень важно относиться к определѐнной группе или обществу. И в этой группе
должны быть определѐнные уважаемые люди. Это так важно! Разве нет? Например, "ар-
тисты", "Закончившие Кембридж", "Закончившие университет Сарбон" и так далее. Так
важно, иметь такие группы, ведь тогда, мы можем ощущать себя их частью. У нас есть
тенденция делать это даже в Дхарме. Например, если вы поедете в Соединѐнные Штаты,
вы часто сможет услышать вопрос, который, пожалуй, является самым глупым, а именно:
"Какова роль женщины в буддизме?". Это наиболее жалкий вопрос, какой только можно
задать! Это всѐ равно, что спрашивать, какова роль женщины в науке. Одинаково, что для
женщин, что для мужчин, нет никаких ролей! Все – это живые существа и если они прак-
тикуют, то достигнут просветления!
Я говорил ранее, что многие последователи шентонг очень хороши, вдохновляют и,
кроме того, несут большое благословение. Но я бы хотел прояснить, что каждый раз, ко-
гда я говорю что-то хорошее о шентонг, это не означит, что в рантонг этого нет. Вы нико-
гда не должны понимать это таким образом. Как бы там ни было, тибетцы могут быть
очень лицемерны, ограниченны и сектарны. В Тибете было много сектарных философов,
некоторые из которых дошли до того, что меняли слова Будды. Известно, что Пабонка1
,
например, просто стѐр последние слова из фразы: "ум, ум не существует, природа ума –
ясный свет". Он стѐр слова "ясный свет" и заменил их на "пустоту". Это ужасно!
Многие великие мастера известны как мастера шентонг и я бы хотел вам рассказать од-
ну историю. Незадолго до того как Его Святейшеству Дилго Кхьенце Ринпоче исполни-
лось 73 года, он отправился в Непал, чтобы встретиться с Его Святейшеством Дуджомом
Ринпоче. При встрече, Дилго Кхьенце Ринпоче попросил Дуджома Ринпоче сделать
предсказание о продолжительности своей жизни. Его ученики постоянно просили его
пребывать долго, а Джамьянг Кхьенце Чоки Лодро предсказал, что Дилго Кхьенце Рин-
поче, в любом случае, проживѐт до 73х лет и, возможно, немного дольше, если этому по-
содействуют благоприятные обстоятельства. Поэтому Дилго Кхьенце Ринпоче попросил
Дуджома Ринпоче сделать предсказание. Дуджом Ринпоче был известен как очень энергичный человек, никогда не сидевшим на одном месте. Он вскочил, подумал минуту, за-
тем сел и начал отвечать Дилго Кхьенце Ринпоче.
Он рассказал историю Ситу Чоки Джуне, мастера школы Кагъю, который был известен
как мастер рантонг. В конце своей жизни, Чоки Джуне отправился к своему учителю, ко-
торого звали Каток Ригдзин Ченпо, и также попросил сделать предсказание о продолжи-
тельности своей жизни. Каток Ригдзин Ченпо сказал Ситу Чо Джуне, что будет очень хо-
рошо, поскольку это создаст благоприятные обстоятельства, если он сменит своѐ воззре-
ние с рантонг на шентонг и это, определѐнно, продлит ему жизнь. Каток Ригдзин Ченпо,
сказал Ситу Чоки Джуне, который жил в Непале в это время, что он должен поднести ты-
сячу светильников к ступе Будданатх, и, одновременно с этим, изменить своѐ воззрение.
В этот момент, рассказывая историю, Дуджом Ринпоче сложил ладони и сказал Дилго
Кхьенце Ринпоче: "Конечно, ты определѐнно был мастером шентонг, с самого начала, но
также как и в случае с Ситу Чоки Джуне, ты должен пойти к ступе Будданатх, поднести
множество светильников и пересмотреть своѐ воззрение шентонг. Затем, ты снова должен
принять обеты бодхисаттвы никогда не покидать живых существ, пока они не достигнут
просветления. Это, определѐнно, продлит твою жизнь!". Как я упоминал, Дуджом Ринпо-
че был очень энергичным человеком, и затем, он указал на свою жену, Санюм Кущо, и
сказал: "Она гораздо лучше, чем я, она должна делать предсказания. Но то, что я сказал,
определѐнно, поможет!".
Вся эта история – это учение. Дуджом Ринпоче не говорит о том, что если вы не при-
нимаете рантонг, это укорачивает вам жизнь! Я уверен, в этой истории много смыслов, но
для меня, это история о том, что я подразумеваю под благоприятными условиями. Воз-
можно, фраза "благоприятные условия", немного ограничена, и нам лучше использовать
термин тендрел "взаимозависимость". Видите ли, такие великие мастера как Дилго Кхь-
енце Ринпоче, Дуджом Ринпоче, Каток Ригдзин Ченпо и Ситу Джуне, находятся здесь
ради живых существ, таких как мы. Они уже ушли за пределы "длинной жизни" или "ко-
роткой жизни", "рождения", "смерти" и тому подобное. Но у живых существ, таких как
мы, существуют сильная привязанность к "долгой жизни"; мы крепко привязаны к проч-
ности, постоянству и подобным вещам. И я думаю, что такие люди как мы, должны ис-
пользовать оба метода. Когда мы занимаемся установлением воззрения, и избавляемся от
цепляния за явления, как за действительно существующие, мы должны использовать ран-
тонг – пустоту от себя, и мы должны использовать шентонг – пустоту от другого, в боль-
шей степени, когда дело касается непосредственно практики пути, который мы устано-
вили.
№287748Добавлено: Чт 14 Июл 16, 23:13 (8 лет тому назад)
"все Будды учили что пустота
определённо превосходит все понятия
те у кого есть понимание пустоты
зовутся н е и з л е ч и м ы м и"
Дуджом Ринпоче:
"Мадхьямака Прасангиков и Сватантриков это грубая, поверхностная Мадхьямака. Она конечно должна выражаться теми кто обладает хорошо развитым интеллектом во время дебатов со сторонниками крайних воззрений, во время составления великих трактатов и во время составления текстов касающихся верховных рассуждений. Однако, когда тончайшая, внутренняя Мадхьямака взрастает в опыте, должно медитировать на природу Йогачарья-Мадхьямики".
Последний раз редактировалось: Nima (Чт 14 Июл 16, 23:19), всего редактировалось 1 раз
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы