aurum
бодхичитта разве не сводима к парамитам? В плане практикуешь парамиты - значит имеешь бодхичитту? Я полагаю что сводима, в противном случае это не парамиты, а просто добродетель...
Абсолютно неверно. _________________ I see you now!
А вообще, откуда стремление загнать бодхичитту туда, где её нет? Если появится настрой бодхичитты в практике тхеравады, то это уже будет махаянской практикой.
А тхеравада - хинаянская практика?
Классификации несовместимы.
Пока не станет ясно, что значит бодхичитта, нет смысла ее ни искать в каноне, ни ратовать за ее отсутствие.
Чаще всего обсуждающие имеют самые разные представления о бодхичитте. Сначала попробуйте договориться. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№229855Добавлено: Чт 15 Янв 15, 22:45 (9 лет тому назад)
aurum
бодхичитта-"Стремление достичь просветления на благо всех существ."(вики)
" from the time that he makes the aspiration, the bodhisattva becomes like a father to all beings, wishing for their welfare." - http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/wheel409.html#fn-34
По моему идентичная мотивация. Слова те же.
пс. про парамиты и бодхичитту отвечу позже, глянув "тонну ссылок"
А вообще, откуда стремление загнать бодхичитту туда, где её нет? Если появится настрой бодхичитты в практике тхеравады, то это уже будет махаянской практикой.
А тхеравада - хинаянская практика?
Классификации несовместимы.
Про тхераваду вы моё мнение знаете.
Любая буддийская практка без настроя бодхичиты является хинаянской. Да и, насколько я помню, у вас там какая-то своя оригинальная классификация школ с предельными колесницами.
Пока не станет ясно, что значит бодхичитта, нет смысла ее ни искать в каноне, ни ратовать за ее отсутствие.
Чаще всего обсуждающие имеют самые разные представления о бодхичитте. Сначала попробуйте договориться.
Вот я и дал человеку информацию для размышления. Захочет, так погуглит и почитает, сравнит. _________________ I see you now!
№229861Добавлено: Пт 16 Янв 15, 00:07 (9 лет тому назад)
Классификация - один из методов освоения. Но целью должно быть - освоить.
Классификация - не может быть одной единственной. Классификация это способ "разобрать на кусочки", чтобы потом сложить все это в единую картину. Так работает способ изучения "анализ-синтез". При анализе нельзя смешивать разные способы разрезания. Они потом не сложатся.
Тхеравада дает свое метод. Махаяна и хинаяна это способ разрезания Дхармы на фрагменты не такой же, как это делает Тхеравада. Поэтому вкладывая кусочки тхеравады вместо хинаяны - получается бред, а не полная картина.
В Тхараваде нет нужды в Бодхичитте. По той простой причине, что правильные взгляды в тхераваде не препарируются аналитически.
Дзен практически куда ближе Тхераваде. В дзен нет философии, нет размышления, так же как и в тхераваде.
Дзен возвращает махаяне принцип изучения, а не анализа-синтеза.
При этом дзен выходит из школ махаяны. Но так же как правнуки не являются прадедами, а лишь наследуют их образ, так же и современные школы нельзя без потерь классифицировать тысячелетней давности фрагментами анализа.
Есть бесчисленны способы разобрать истину на части, но каждому такому способу нужно следовать от начала (целого) и до конца (целого).
Сравнения способов - это тоже один из способов. Но не единственный.
Кто же будет следовать хиняне, если есть махаяна?
Но следовать махаяне - не значит пикетироваться со всеми, кто тебе кажется хинаяной.
Слабым нужна мотивация, удерживающая их на пути. Иначе слабые не смогут освоить ни одного пути. Поэтому им дается какой-нибудь наилучший. Самый-самый. И тогда, может быть, слабый удержится на пути. Взрастит способности.
В дзен для этого достаточно ударов палкой. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№229863Добавлено: Пт 16 Янв 15, 00:45 (9 лет тому назад)
aurum
Цитата:
The aspiration, made by one endowed with these eight factors, is in denotation the act of consciousness (cittuppaada) occurring together with the collection of these eight factors. Its characteristic is rightly resolving to attain the supreme enlightenment. Its function is to yearn, "Oh, may I awaken to the supreme perfect enlightenment, and bring well-being and happiness to all beings!"
The aspiration, made by one endowed with these eight factors, is in denotation the act of consciousness (cittuppaada) occurring together with the collection of these eight factors. Its characteristic is rightly resolving to attain the supreme enlightenment. Its function is to yearn, "Oh, may I awaken to the supreme perfect enlightenment, and bring well-being and happiness to all beings!"
Production of the thought is desire for perfect enlightenment
for the welfare of others. [Ornament 18ab]
- Абхисамаяламкара
Это не бодхичитта? Слова снова те же самые: и там и там - стремление совершенному просветлению и благу ж.с.
Нет, не бодхичитта.
Цитата из книги Дзонгсара Джамьянга Кхьенце "НЕ СЧАСТЬЯ РАДИ":
Что такое бодхичитта?
В самых общих словах, бодхичитта — это желание привести всех живых существ к полному просветлению. Она — сердце, голова, глаза, кровь и спинной хребет пути махаяны, и её незаменимая практика. В действительности это такая мощная идея, что простая высокая оценка желания делиться мудростью просветления с другими — это самое щедрое подношение из всех возможных.
Однако слишком часто так называемые буддисты неправильно понимают бодхичитту и низводят её всего лишь к состраданию и добросердечию. В наше время любовь, сострадание и желание сделать людей счастливыми — очень популярные идеалы, и их часто выдают за самые важные черты бодхичитты. Мы забываем, что без бодхичитты не было бы ни Махаяны, ни Ваджраяны и что самое важное в обеих этих янах — это понимание шуньяты (пустоты). Одно лишь сострадание без мудрости — уже не бодхичитта, и наоборот: оба эти качества составляют самую суть.
Большинство буддистов уверены, что бодхичитта подразумевает терпимость, чуткое отношение к другим и стремление им помочь, но редко замечают ту её часть — и довольно существенную, — которая связана с мудростью, постигающей недвойственность (пустоту). Однако без полного понимания бодхичитты всякая буддийская практика вырождается в духовный материализм, потому что лишена самой существенной составляющей, которая наполняет духовный путь живой светоносностью, — бодхичитты.
[...]
Те, кто практикует Махаяну, хотят освободить всех живых существ не только от самого страдания, то также и от причин страдания, корень которых — двойственный ум. Вот почему бодхисаттва не ограничивается благотворительной или гуманитарной деятельностью. Как указывал Джигме Лингпа, в нашем мире есть много добрых и глубоко сострадательных людей, есть исключительно деятельные человеколюбцы, но, поскольку бодхичитта — это не просто чуткая забота о живых существах, такие люди не всегда бывают бодхисаттвами.
[...]
Один из наиболее очевидных признаков неправильного понимания бодхичитты проявляется в том, что учителей, на вид добрых и скромных, вечно улыбающихся и никогда не выказывающих раздражения или гнева, называют великими бодхисаттвами, тогда как лам, которые то и дело выходят из себя и могут даже ударить ученика, считают заносчивыми. Такой подход свидетельствует об одном: мы забываем, что неотъемлемая составляющая бодхичитты — мудрость. А поскольку мы никак не можем знать, в полной ли мере владеет бодхичиттой тот или иной лама, то судить о том, является он бодхисаттвой или нет, исходя лишь из собственного понимания его поведения, — полная глупость. Этот пример показывает, как легко попасться в ловушку ложного понимания бодхичитты как доброты, обходительности и бескорыстной заботливости по отношению к другим. Овладев пониманием полной картины бодхичитты, мы начинаем догадываться, что вовсе не внешность и поведение человека определяют, является ли он бодхисаттвой, а понимание им шуньяты, сущность которого — сострадание.
Я уже писал, что не надо путать метту с бодхичиттой. Метта, как часть Четырёх Безмерных является одной из практик относительной бодхичитты (намерения). Бодхичитта больше, чем просто метта. _________________ I see you now!
№229929Добавлено: Пт 16 Янв 15, 11:39 (9 лет тому назад)
aurum
Вы так и не указали отличия. У меня цитата была не из рассуждений о метте, а из рассуждений об условиях практики парами(о том, благодаря чему практика парами ведет к состоянию будды). Еще раз - там не о брахмавихарах вообще и не о метте в частности. Рассуждение было о " the act of consciousness (cittuppaada)... Its characteristic is rightly resolving to attain the supreme enlightenment. Its function is to yearn, "Oh, may I awaken to the supreme perfect enlightenment, and bring well-being and happiness to all beings!..". Вместе с возникновением этой читтупады начинается практика колесницы, ведущей великому просветлению(mahaabodhiyaanapa.tipatti) и обретшего это можно в собственном смысле называть бодхисаттвой.
Цитата Дзонгсара Кьенце только разворачивает определение из Абхисамаяланкары, приведенное мной.
"это желание привести всех живых существ к полному просветлению" - "Through their great compassion and skillful means, the Great Men devote themselves to working uninterruptedly for the welfare of others ...Through wisdom he brings himself across (the stream of becoming), through compassion he leads others across" - аналогично, непрестанная забота о благе других, благо - спасение от сансары
"понимание шуньяты (пустоты)" - "Through wisdom he is free from "I-making" and "mine-making,"(здесь мудрость из пары "сострадание-мудрость"). Здесь надо разбираться насколько аналогично одно другому. Полной аналогии естественно не будет, но и в махаянских школах одного на всех мнения по вопросу познания пустоты нет. Однако утверждается, что понимание такое, опираясь на которые обретаются "тела" будды.
Суть бодхичитты - сострадание и мудрость . Аналогично: "Through his wisdom the bodhisattva perfects within himself the character of a Buddha, through his compassion the ability to perform the work of a Buddha.". - Одно предложение, но там пассаж целый про сострадание и мудрость.
№229937Добавлено: Пт 16 Янв 15, 12:08 (9 лет тому назад)
Дзонгсар Кхъенце приводит очень шаткое и расплывчатое объснение, которое больше похоже на пропагандистский памфлет в защиту "снаружи страшных, добрых внутри" лам.
aurum
Вы так и не указали отличия. У меня цитата была не из рассуждений о метте, а из рассуждений об условиях практики парами(о том, благодаря чему практика парами ведет к состоянию будды). Еще раз - там не о брахмавихарах вообще и не о метте в частности. Рассуждение было о " the act of consciousness (cittuppaada)... Its characteristic is rightly resolving to attain the supreme enlightenment. Its function is to yearn, "Oh, may I awaken to the supreme perfect enlightenment, and bring well-being and happiness to all beings!..".
Вы увидели одинаковые слова в разных цитатах и уже делаете вывод о равном смысле понятий? Практиковать ради счастья других — это еще не бодхичитта.
Цитата Дзонгсара Кьенце только разворачивает определение из Абхисамаяланкары, приведенное мной.
"это желание привести всех живых существ к полному просветлению" - "Through their great compassion and skillful means, the Great Men devote themselves to working uninterruptedly for the welfare of others ...Through wisdom he brings himself across (the stream of becoming), through compassion he leads others across" - аналогично, непрестанная забота о благе других, благо - спасение от сансары
Если вы не заметили, то цитата Дз. Кхенце говорит об определении "в самых общих словах".
"понимание шуньяты (пустоты)" - "Through wisdom he is free from "I-making" and "mine-making,"(здесь мудрость из пары "сострадание-мудрость"). Здесь надо разбираться насколько аналогично одно другому. Полной аналогии естественно не будет, но и в махаянских школах одного на всех мнения по вопросу познания пустоты нет. Однако утверждается, что понимание такое, опираясь на которые обретаются "тела" будды.
Конечно, полной аналогии не будет. Тем более, что шуньявада — это развитая махаянская философия.
Суть бодхичитты - сострадание и мудрость . Аналогично: "Through his wisdom the bodhisattva perfects within himself the character of a Buddha, through his compassion the ability to perform the work of a Buddha.". - Одно предложение, но там пассаж целый про сострадание и мудрость.
Я уже говорил и в очередной раз повторю, что настрой бодхичитты — это корень абсолютно любой махаянской практики. А если и в тхераваде есть нечто напоминющее махаянскую бодхичитту, то как видите, она где-то в джатаках и пост-суб-комментариях, и уж точно никак не корень любой практики тхеравады, а так, где-то мелкий сухой листочек, о котором мало кто вообще знает. _________________ I see you now!
Дзонгсар Кхъенце приводит очень шаткое и расплывчатое объснение, которое больше похоже на пропагандистский памфлет в защиту "снаружи страшных, добрых внутри" лам.
Там книжка не для начинающих, а уже тех, кто теоретически подкован, так и написано в предисловии. Там поясняются отдельные моменты. _________________ I see you now!
№229946Добавлено: Пт 16 Янв 15, 12:36 (9 лет тому назад)
В общем итоге, пока получается версия, что тхеравадинский бодхисаттва это тот, кто практикует 10 парамит и что-то там упоминается где-то в пост-суб-комментариях о бодхичитте, но что подразумевается под ней — не описано и непонятно.
Только что это меняет? Это несравнимо с махаянским бодхисаттвой. _________________ I see you now!
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы