Вера в перерождение во всех приведённых примерах связана с верой в бессмертную душу. У буддистов же, насколько я понимаю, нет веры в бессмертную душу, однако есть вера в перерождение. На чём же она основана, и можно ли проводить аналогию с верованиями, основанными на принципе вечности души?
Скорее можно говорить не о перерождении, а о новом существовании, поскольку из момента в момент ничего не переходит. Основана эта вера на том, что результат действий не может исчезнуть, а тело (даже не "рупа") - это не достаточная причина для возникновения или прекращения.
№146920Добавлено: Вт 30 Апр 13, 17:14 (12 лет тому назад)
Толя
Т.е. если говорить строго, то следует говорить лишь о продолжении кармы, а не о перерождении конкретного существа. И тот отрывок, что привёл ManiKarnika, следует трактовать так, что поскольку всё, о чём там говорится, происходит только в сознании, то "Если он хочет, он видит... как существа умирают и возрождаются" означает ни что иное, как просто игру ума: что хочет, то и видит. _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№146923Добавлено: Вт 30 Апр 13, 17:25 (12 лет тому назад)
Строго говорить можно только о моментах, имеющими причину в других моментах. В строгом смысле, ничего не продолжается - так как все настоящие дхармы есть анитья (не имеют длительности). _________________ Буддизм чистой воды
№146924Добавлено: Вт 30 Апр 13, 17:32 (12 лет тому назад)
КИ
Если ничего не продолжается, то о чём говорится, когда говорится о карме? Что имеется ввиду, когда говорится "существа умирают и возрождаются"? _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№146925Добавлено: Вт 30 Апр 13, 17:35 (12 лет тому назад)
В сознании же происходит много вещей - от полных угонов, до правильного знания, т.е. по признаку "сознания" не получается только смысл "угон".
У каммы есть результат и действия (5 кхандх, как результат и они уже, как действие). Обычно каммой зовут только действие. Випакой, результатом каммы, считается только то, что под категорией "нама". Но есть еще и результат как "рупа", хотя в випаку он не включается. Сказать, что продолжается только камма, наверное нельзя поэтому. Потому что не только она.
№146926Добавлено: Вт 30 Апр 13, 17:38 (12 лет тому назад)
Мне близки соображения, высказанные сейчас коллегами. Я, помнится, долго спорил с Топпером и Зомом по поводу неоднозначности перерождений. У них, да и не только в Тхераваде, а и в других школах, любят говорить о "потоках сознания", которые не пересекаются. Никак не могу с этим согласиться.
Также считаю, что перерождения происходят каждый момент. Не обязательно говорить о разных жизнях. В течении одной этой жизни мы постоянно перерождаемся.
Коллеги из Тхеравады возражали против моего отрицания "взаимной однозначности перерождений", что, мол, тогда теряется смысл Пути. Я же думаю, что важно не то, как "справедливо", а то, как на самом деле .
Алекса тут не хватает . Мы вели на БФ многостраничные дискуссии об этом деле...
№146927Добавлено: Вт 30 Апр 13, 17:43 (12 лет тому назад)
Толя
В сознании происходит много всего, или всё происходит только в сознании?
Говорится, что нет такой субстанции, души, которая переходит из одной жизни в другую. Получается, что есть лишь камма - действие само по себе, вызывающее к жизни имена и формы. Но последние непостоянны, иллюзорны. Не иллюзорной, следовательно, остаётся лишь камма. Или что-то ещё, кроме неё? Что? _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
№146929Добавлено: Вт 30 Апр 13, 17:54 (12 лет тому назад)
Насчёт "на самом деле" согласен с Дмитрий С. Ведь только и об этом Дхарма. Будды. И слава богу это всё практически-то как раз и решаемо. В отличие от иных , абстрактных путей решиния.
Насчёт "на самом деле" согласен с Дмитрий С. Ведь только и об этом Дхарма. Будды. И слава богу это всё практически-то как раз и решаемо. В отличие от иных , абстрактных путей решиния.
Точно. По этому поводу на меня нападали и сторонники Тхеравады (мол, как же это так, без накопления заслуг - и в рай, или с накоплением - и в ад), и сторонники Махаяны (мол, "тонкое сознание" индивидуально, до Просветления имеем непересекающиеся потоки сознания, а после - потоки мудрости, и т. д., и т. п.). В этом смысле мне близки сравнения (в суттах Палийского Канона ) скандх со связками тростника. Ничто не обладает привилегией, ни тело, ни сознание. Они друг друга поддерживают, как тростинки. Причем каждый момент они меняются, продолжая поддерживать друг друга.
№146931Добавлено: Вт 30 Апр 13, 18:11 (12 лет тому назад)
Дмитрий С
Закон взаимозависимости объясняет, как действуют отношения между тем и этим. Учитывая вышесказанное КИ, это отношение и есть камма. Разве может тогда она быть иллюзорной? Разве не получается, что она одна и является реальной? _________________ Всё сложное разложится. Будь усерден.
Дмитрий С
Закон взаимозависимости объясняет, как действуют отношения между тем и этим. Учитывая вышесказанное КИ, это отношение и есть камма. Разве может тогда она быть иллюзорной? Разве не получается, что она одна и является реальной?
Камма предполагает некоторое понятие индивидуальности. Мы ведь никогда не говорим об абстрактной камме, но лишь о камме существа (или существ, или "коллективной камме", которая отвергается многими). В законе же взаимозависимого возникновения (Патичча-самуппада) нет ничего индивидуального. Не говорится так: "Вася невежествен", а говорится: "Есть невежество", оно является необходимым условием для формирователей и т.д., и т. п.
КИ
Если ничего не продолжается, то о чём говорится, когда говорится о карме? Что имеется ввиду, когда говорится "существа умирают и возрождаются"?
"Существа" - это бытовой уровень речи, а не на самом деле. "Святые не видят существ, а видят дхармы" (это цитата). Карма - причинная связь между поступками и другими дхармами (рупой, веданой). _________________ Буддизм чистой воды
КИ
Если ничего не продолжается, то о чём говорится, когда говорится о карме? Что имеется ввиду, когда говорится "существа умирают и возрождаются"?
"Существа" - это бытовой уровень речи, а не на самом деле. "Святые не видят существ, а видят дхармы" (это цитата). Карма - причинная связь между поступками и другими дхармами (рупой, веданой).
Согласен. Хотя все зависит от позиции наблюдателя. Если он мнит себя "существом", то вокруг себя он будет видеть "существ".
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы