№306Добавлено: Сб 05 Мар 05, 21:54 (20 лет тому назад)Кто освобождается в буддизме?
Частичная реконструкция удаленного треда. Оставлена только одна нить сообщений. Некоторые сообщения отредактированы на предмет удаления текста, не относящегося к данной ветви обсуждения. Основная цель: сохранить сообщения Е. А. Торчинова.
Все совпадения анонимных ников считать чистой случайностью. Претензии на копирайт принимаются в письменном виде с юридически обоснованным доказательством своего авторства .
Последний раз редактировалось: КИ (Сб 05 Мар 05, 22:47), всего редактировалось 3 раз(а)
№308Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:04 (20 лет тому назад)
C позиций мадхъямаки-прасангики, здесь нет никакого вопроса. Прошу Вас, также, открыто и не стесняясь, высказать все, усмотренные Вами, противоречия в буддизме. Мы их разберем по косточкам, дабы они более не проявлялись в завуалированной форме.
№309Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:06 (20 лет тому назад)
Тут я полностью согласен с Олегом. И не только с позиции прасангики, а с позиции любой буддийской школы тоже. А что касается противоречий вообще, то да, давайте разбираться. Подозреваю, что большинство этих противоречий мнимые и существуют только в умах брахманских пандитов и следующих им европейцев.
№310Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:07 (20 лет тому назад)
Позвольте мне для начала дискуссии привести некоторые цитаты из моей книги "Введение в буддологию. Курс лекций" (СПб: Петербургское философское общество, 2000).
...Буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть достаточно строгая формулировка принципа анатмавады («без-я», «без-души»), точнее (по крайней мере, с точки зрения махаянского буддизма), одного из его двух аспектов – «бессущностности личности» (пудгала найратмья). Второй его аспект – «бессущностнось дхарм» ... признается не всеми буддистами, а только махаянистами.
С теорией дхарм тесно связана еще одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения а именно, учение о мгновенности (кшаникавада). Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны следующие характеристики: 1) все непостоянно (анитья); 2) все есть страдание (духкха); 3) все бессущностно, или все лишено самости (анатма); 4) все нечисто (ашубха). Учение о мгновенности непосредственно вытекает из первого тезиса о всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что каждая дхарма (и соответственно, и весь комплекс дхарм, то есть живое существо) существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей. Как поется в известной песне, «призрачно все в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, и именно он называется “жизнь”».
Таким образом нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того кто мог бы дважды попытаться это сделать. По существу каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и обусловленная ею.
Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Используя современную метафору, его лучше всего сравнить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые однако мы не видим, когда смотрим фильм и воспринимаем его как чистый континуум. При этом различия между двумя соседними кадрами совершенно ничтожны, и они представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь – новая серия безначального сериала, нирвана – конец фильма.
Здесь, правда, может возникнуть вопрос, если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на этот вопрос достаточно парадоксален: ни что не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он – поток состояний—дхарм, серия кадров – мгновений. Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» или тем более «перевоплощение» и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей. Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьет по шару (условная личность—пудгала), получающий, таким образом, определенное ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и определяет его траекторию и т.д. Здесь передается, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу и в каждое мгновение одной и той же жизни). При этом «ум» (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности. Кстати, буддизм учит, что Будда помнит все «свои» предыдущие жизни, на чем, в частности, построены сюжеты джатак (от джати – рождение), дидактических повествований о предшествовавших пробуждению жизнях Сиддхартхи Гаутамы – Будды Шакьямуни.
Второй пример связан с образом калейдоскопа: определенная комбинация цветных стеклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стеклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно еще раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздает всемогущий Господь – Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании.
Доктрина анатмавады, теория дхарм и учение о мгновенности формируют основу буддийской онтологии, которая является онтологией бессубстратного процесса.
№311Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:09 (20 лет тому назад)
Торчинов>
можно ли поинтересоваться (раз такое дело) ?
прокомментируйте, пожалуйста подробней примеры согласно следующим вопросам:
1. что такое "кармический импульс санскар" ?!
2. что есть "условная личность—пудгала" ?
3. и в связи с этим: откуда берутся шары ? это что-то независимое друг от друга (отдельное) ? если да, то в чем различия ?
исходя из примера, траекторию определяет не только Сила, воздействующая на шар, но и местоположение шара, и прошу заметить, в биллиарде шары расставлены уже, но такова ли Модель Мира изначально ?
правильно ли я понял, что каждая последующая "дхарма" (мгновение) получает Импульс от предыдущей ? Сила (Энергия) одинакова изначально, в чем смысл тогда изменения человека ?
и последнее: "При этом «ум» (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности"
Память - это предыдущий Опыт, и каким образом 5-й шар будет помнить траекторию 4-го, не говоря уже о 3-ем ?!
(надеюсь, что "кармический импульс " здесь ни при чем )
---
насчет второго примера:
тоже самое - стеклышки.. их "поворачивает" одна и та же Сила (надеюсь одинаково действует на всех), почему все калейдоскопы (а их НЕмало) разные ?!
---
ну а главное - выход из сего какой ? когда Сила перестанет действовать ?
чтобы все перестало действовать нужна Равнодействующая, так что это за 2-я обратная Сила (препятствие 1-й) ?
.. и куда ж "эго" деть человеческое ?
---
а вообще меня потрясла фраза, конечно "Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях." - особенно первая ее часть ..
Спасибо. Мир Всем !
№312Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:11 (20 лет тому назад)
С объяснением же Евгения Алексеевича я во многом несогласен, но об этом скажу отдельно. Тред был начат для разговора с Вами. Если Вы не желаете разговаривать, скажите, пожалуйста об этом прямо.
№313Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:11 (20 лет тому назад)
[QUOTE]Первоначальное сообщение от ADept
[B]Торчинов>
можно ли поинтересоваться (раз такое дело) ?
прокомментируйте, пожалуйста подробней примеры согласно следующим вопросам:
1. что такое "кармический импульс санскар" ?!
Самскары (формирующие факторы, мотивации, базовые подсознательные влечения и импульсы), влекущие умершего к новому переживанию бытия, новому рождению. Промежуточное существование заканчивается и происходит зачатие новой жизни. Это второе звено цепи причинно-зависимого происхождения (пратитья-самутпада). Первое -- авидья (неведение), третье -- виджняна (различающее сознание).
2. что есть "условная личность—пудгала" ?
В знаменитом буддийском философском памятнике «Вопросы Милинды» (Милинда паньха) буддийский монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой (Менандром – первая половина II в. до н. э.) – после завоевания части Индии Александром Македонским в IV в. до н. э. там были созданы индо-эллинистические государства. Царь утверждает, что если буддисты считают, что души нет и что ни один из элементов психофизического состава человека, равно, как и совокупность всех этих элементов, не являются личностью, то у буддистов получается, что никакой личности вовсе нет. Возражая царю, Нагасена указывает ему на колесницу и начинает спрашивать царя, что она такое – есть ли колеса колесница? Или может быть, кузов – колесница? Или не являются ли колесницей оглобли или какие-либо еще детали? На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда Нагасена спрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова дает отрицательный ответ, а это дает Нагасене возможность сказать, что в таком случае получается – никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает, и говорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных частей и деталей. Этот ответ дает возможность Нагасене сказать, что точно также и личность суть только имя, обозначающее определенным образом упорядоченное единство пяти групп элементов опыта.
Что же это за группы?
В буддийской традиции они называются пятью скандхами (панча скандха; слово «скандха» дословно означает «куча»). Это
1) группа чувственного (рупа), то есть всего, что мы могли бы отнести к области чувственно воспринимаемого и материального;
2) группа чувствований (ощущение приятного, неприятного или нейтрального) – ведана;
3) группа осознавания различий (круглое – квадратное; белое – черное и т.д.), а также формирования представлений и понятий – самджня;
4) группа мотивирующих факторов – волений и побудительных импульсов (самскара); именно эта группа элементов ответственна за формирование кармы и, наконец,
5) сознание как таковое (виджняна).
Следует обратить внимание, что порядок перечисления скандх не случаен – он отражает порядок восприятия объекта и его освоения сознанием: вначале только сами чувственные данные, затем сопровождающее их чувство приятного или неприятного, затем формирование конкретного образа воспринятого объекта и оформление затем установки на влечение к воспринятому или отвращение к нему; все эти процессы сопровождаются участием в них сознания, которое присутствует даже на уровне восприятия.
3. и в связи с этим: откуда берутся шары ? это что-то независимое друг от друга (отдельное) ? если да, то в чем различия ?
Это только пример, отражающий общую идею. Не следует пытаться найти соответствие всем его элементам. Всякое сравнение условно и просто способствует пониманию.
---
насчет второго примера:
тоже самое - стеклышки.. их "поворачивает" одна и та же Сила (надеюсь одинаково действует на всех), почему все калейдоскопы (а их НЕмало) разные ?!
Поворачивает их карма, т.е. энергия поступков, а карма у каждого "континуума" (существа) естественно, своя.
---
ну а главное - выход из сего какой ? когда Сила перестанет действовать ?
чтобы все перестало действовать нужна Равнодействующая, так что это за 2-я обратная Сила (препятствие 1-й) ?
.. и куда ж "эго" деть человеческое ?
Ну, сударь мой, Вы прямо хотите, чтобы я Вам прямо здесь весь буддизм пересказщал... Может быть, книжку прочтете (мою или не мою, разные есть, здесь на форуме есть специальный список рекомендуемой литературы...)
---
а вообще меня потрясла фраза, конечно "Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях." - особенно первая ее часть ..
Это факт. В буддизме нет ПОСТОЯННОГО "я", которое бы ВОПЛОЩАЛОСЬ или ПЕРЕРОЖДАЛОСЬ, переходя из тела в тело.
№314Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:12 (20 лет тому назад)
Правильный вопрос будет, кто от кого освобождается в буддизме? И правильный ответ гласит: буддизм освобождается от всех учителей, которые думают, что само лицезрение их существования освобождает нас от необходимости думать самостоятельно.
№315Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:13 (20 лет тому назад)
Цитирование: Первоначальное сообщение от bog
Цитата:
С объяснением же Евгения Алексеевича я во многом несогласен, но об этом скажу отдельно. Тред был начат для разговора с Вами. Если Вы не желаете разговаривать, скажите, пожалуйста об этом прямо. Советую также не обращать внимания на замечания Сэма, давайте поговорим спокойно. [/B]
А с чем Вы, собственно, не согласны, Олег. По-моему, это хрестоматийное объяснение, и притом общебуддийское.Конечно, разные школы и даже разные тексты имеют свои нюансы, но это уже особый разговор. Но в принципе я не понимаю, с чем тут можно не соглашаться, тут и "отменятины"-то никакой нет. Так что с нетерпением жду Ваших тезисов и пропозиций.
№316Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:13 (20 лет тому назад)
//...ни что не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях.//
Вчера буквально перечитывал книгу геше Тинлея "Бодхичитта и шесть парамит", именно этот вопрос о перерождениях. У него приведено очень длинное и подробное логическое доказательство прошлых жизней и перерождений. Более того, на этом доказательстве основано все дальнейшее развитие, отречение (от сансары) и зарождение бодхичитты. Вкратце суть его можно свести к выводу, что единственной причиной рождения может быть только предыдущий момент в потоке бытия личности. Конечно, с абсолютной т.з. личность не существует (как самосущая), но эмпирически обнаруживается. Соответственно на соновании этой эмпирики, путем логических заключений может быть сделан вывод о перерождениях. Когда же мы говорим об отсутствии перерождений без добавления характеристи т.з. (абсолютной), это некорректно. Поскольку в тексте нигде не указывается, что мы будем говорить с абсолютной т.з., то подобное высказывание не может быть понято надлежащим образом.
Вместе с тем, в текстах нигде не расшифровывается, какая именно личность перерождается. Представляется, что существует несколько уровней "личности" или "я". На "верхнем" уровне это то "я", которое мы обнаруживаем "в миру", эмпирически как "не я", "мое", и это "я" не отрицается, как существующее условно, с относительной т.з.. На самом "глубинном" уровне находится "я", которое собственно и отделяет одно "я" от другого в отсутствие данной нам в миру эмпирики. К этой теме относится утраченная уже практика переноса сознания. Говорится, что она использовалась йогинами в момент смерти, для "экономии времени". Поскольку в следующем рождении не требовалось время для нового обучения и развития для получения возможности продолжать практику. Т.е. отсюда понятно, что перерождается не та личность,которую мы привыкли обычно видеть и понимать. Перерождается нечто более "глубинное", скрытое от нас в силу наших весьма ограниченных способностей. Возможно это то, что в психологии понимается под "типом личности", "склонностями" и т.п. . Наше "обыденное" "я" несомненно никоим образом не перерождается, поскольку оно обусловленно телом, культурой, воспитанием и пр. факторами текущего рождения.
№317Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:14 (20 лет тому назад)
Торчинов> Спасибо.
понятно из чего исходят - из "пятью скандхами "...
по мне так, он в них пристутствует "НЕДОVidya", из чего сложилось само учение.. (каково Условие, таковы и выводы)
---
то, что "Карма" их переворачивает - это понятно, я же имел ввиду именно почему "своя" и в связи с Вашим ответом почему "естественно" ?- по мне так (исходя из примера) вовсе не естественно, т.к. Сила одна (первоначальный Кий) - почему же шары различны в первоисточнике или эти калейдоскопы ?!
---
я понимаю, что в буддизме "нет ПОСТОЯННОГО "я", которое бы ВОПЛОЩАЛОСЬ или ПЕРЕРОЖДАЛОСЬ, переходя из тела в тело"...
я не сильно понял ПОЧЕМУ "Вопреки распространенному заблуждению" и ПОЧЕМУ "Это факт" ???
---
кстати, очень жаль, что Вы не отреагировали и не ответили на вопрос про:
.. "и последнее: "При этом «ум» (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности"
Память - это предыдущий Опыт, и каким образом 5-й шар будет помнить траекторию 4-го, не говоря уже о 3-ем ?! "
- а это был как раз, что называется "в десятку"..
---
но все равно Спасибо, я узнал ТО, что хотел
---
кстати, насчет Колесницы, .. жаль меня не было.. я бы спросил - а кто заставляет Колесницу ехать (работать) и что она со всеми своими деталями, хоть с каких сторон рассматриваемыми, без этого "КТО" ?
Мир Всем !
№318Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:15 (20 лет тому назад)
bog> верно.. близко..
"Вместе с тем, в текстах нигде не расшифровывается, какая именно личность перерождается"
- в текстах мало, что расшифровывается, но присутствует... хотя я, допустим, читал лекции одного брамана, который достаточно простым языком, но всецело объясняет..(не буддизм, конечно..) __________________
There is no Knowledge - that is no Power..
№319Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:16 (20 лет тому назад)
Вы, Олег, абсолютно правы, вот с Вами у меня несогласий нет. В принципе надо было оговорить, что с точки зрения абсолютной истины и т.д., но это скорее мой недосмотр, чем основание для разногласий. Прошу Вас подключится к ответам ADeptu, а то у меня просто уже не хватает времени на это. Спасибо!
№322Добавлено: Сб 05 Мар 05, 22:24 (20 лет тому назад)
Цитата:
Цитирование: Первоначальное сообщение от Торчинов:
Позвольте мне для начала дискуссии привести некоторые цитаты из моей книги "Введение в буддологию. Курс лекций" (СПб: Петербургское философское общество, 2000).
...Буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть достаточно строгая формулировка принципа анатмавады («без-я», «без-души»), точнее (по крайней мере, с точки зрения махаянского буддизма), одного из его двух аспектов – «бессущностности личности» (пудгала найратмья). Второй его аспект – «бессущностнось дхарм» ... признается не всеми буддистами, а только махаянистами.
С теорией дхарм тесно связана еще одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения а именно, учение о мгновенности (кшаникавада). Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны следующие характеристики: 1) все непостоянно (анитья); 2) все есть страдание (духкха); 3) все бессущностно, или все лишено самости (анатма); 4) все нечисто (ашубха).
Не всё.
Насколько помню из сутр Будда если хотел сократить то говорил "истина о страдании", но никогда не говорил о "всём".
Почему такая неточность?
Цитата:
Цитирование: Учение о мгновенности непосредственно вытекает из первого тезиса о всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что каждая дхарма (и соответственно, и весь комплекс дхарм, то есть живое существо) существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей. Как поется в известной песне, «легко на сердце от песни весёлой, она скучать не дает никогда, и любят песню деревни и села, и любят песни большие города».
Таким образом нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того кто мог бы дважды попытаться это сделать. По существу каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и обусловленная ею.
Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время.
Используя современную метафору, его лучше всего сравнить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые однако мы не видим, когда смотрим фильм и воспринимаем его как чистый континуум. При этом различия между двумя соседними кадрами совершенно ничтожны, и они представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь – новая серия безначального сериала, нирвана – конец фильма.
Тоесть "континуальность" иллюзорна?
Цитата:
Цитирование: Здесь, правда, может возникнуть вопрос, если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на этот вопрос достаточно парадоксален: ни что не перерождается и не переходит.
Ничто постоянное не и т.д.
Почему такая неточность?
Цитата:
Цитирование: Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях.
Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он – поток состояний—дхарм, серия кадров – мгновений. Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» или тем более «перевоплощение» и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей.
Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьет по шару (условная личность—пудгала), получающий, таким образом, определенное ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и определяет его траекторию и т.д. Здесь передается, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу и в каждое мгновение одной и той же жизни).
Вот заряд же передается, а вы говорили "ни что".
Цитата:
Цитирование: При этом «ум» (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности. Кстати, буддизм учит, что Будда помнит все «свои» предыдущие жизни, на чем, в частности, построены сюжеты джатак (от джати – рождение), дидактических повествований о предшествовавших пробуждению жизнях Сиддхартхи Гаутамы – Будды Шакьямуни.
Ну вот, "учения нет", а Будда помнит и целые сюжеты джатак на этом построены..
Цитата:
Цитирование: Второй пример связан с образом калейдоскопа: определенная комбинация цветных стеклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стеклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно еще раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздает всемогущий Господь – Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании.
Разве есть противоречие между "кармические плоды раздает всемогущий Господь – Ишвара" и "закон кармы вполне объективен и неотвратим"?
Закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие совсем не по этому.
Цитата:
Цитирование: Доктрина анатмавады, теория дхарм и учение о мгновенности формируют основу буддийской онтологии, которая является онтологией бессубстратного процесса.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы