№52327Добавлено: Вт 13 Май 08, 18:37 (17 лет тому назад)
abisiana пишет:
test пишет:
abisiana пишет:
Если она есть, где её источник?
Источник свободы в том, что возможно изменять и направлять своё бытиё волевыми поступками.
Тогда как быть со словами академика Щербатского "Буддизм мировая религия, которая не знает ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли." Я понимаю, что это сказано в 1919 году, но какие-то были основания это сказать? Что он понимал под свободой воли?
Видимо он имел ввиду детерминизм, противопоставляя его свободе воли. Но в буддизме свобода воли однозначно определена, а самскарный детерминизм не противоречит свободе воли.
ps. Вот статья к вики энциклопедии, так к слову:
Free will:
In Buddhist philosophy
Buddhism accepts both freedom and determinism (or something similar to it), but rejects the idea of an agent, and thus the idea that freedom is a free will belonging to an agent.[89] According to The Buddha, "There is free action, there is retribution, but I see no agent that passes out from one set of momentary elements into another one, except the [connection] of those elements."[89] Buddhists believe in neither absolute free will, nor determinism. It preaches a middle doctrine, named pratitya-samutpada in Sanskrit, which is often translated as "inter-dependent arising". It is part of the theory of karma in Buddhism. The concept of karma in Buddhism is different from the notion of karma in Hinduism. In Buddhism, the idea of karma is much less deterministic. The Buddhist notion of karma is primarily focussed on the cause and effect of moral actions in this life, while in Hinduism the concept of karma is more often connected with determining one's destiny in future lives.
In Buddhism it is taught that the idea of absolute freedom of choice (i.e. that any human being could be completely free to make any choice) is foolish, because it denies the reality of one's physical needs and circumstances. Equally incorrect is the idea that we have no choice in life or that our lives are pre-determined. To deny freedom would be to undermine the efforts of Buddhists to make moral progress (through our capacity to freely choose compassionate action). Pubbekatahetuvada, the belief that all happiness and suffering arise from previous actions, is considered a wrong view according to Buddhist doctrines. Because Buddhists also reject agenthood, the traditional compatibilist strategies are closed to them as well. Instead, the Buddhist philosophical strategy is to examine the metaphysics of causality. Ancient India had many heated arguments about the nature of causality with Jains, Nyayists, Samkhyists, Cārvākans, and Buddhists all taking slightly different lines. In many ways, the Buddhist position is closer to a theory of "conditionality" than a theory of "causality", especially as it is expounded by Nagarjuna in the Mūlamadhyamakakārikā.[89]
№52328Добавлено: Вт 13 Май 08, 18:42 (17 лет тому назад)
КИ пишет:
abisiana пишет:
Нет, не отрицаю. Если я завишу от своих предпочтений, желаний, которые зависят от чего-то еще, то где место для моего личного произвола?
А от чего зависит "произвол"? Если ни от чего, то это просто случайность, то есть глупость.
То есть я не могу принять собственное решение?
Я все-таки не могу ухватить мысль: кто решает идти мне в нирвану или продолжать сансарическое существование?
И еще. Если пудгала только имя, личность иллюзорна, то к кому обращается Будда? Если я иллюзорен, но воля неиллюзорна, сознание неиллюзорно, то кем я буду в нирване? Какая-нибудь другая пудгала? Или это буду не я?
№52329Добавлено: Вт 13 Май 08, 18:46 (17 лет тому назад)
Цитата:
То есть я не могу принять собственное решение?
Почему нет? Что мешает? Только если хотите точно разобраться, что такое "собственное решение", то нужен подробный анализ, что именно это такое. Нельзя ведь это полагать некоей априорностью.
Цитата:
кто решает идти мне в нирвану или продолжать сансарическое существование?
Решает человек, ум.
Цитата:
И еще. Если пудгала только имя, личность иллюзорна, то к кому обращается Будда?
№52331Добавлено: Вт 13 Май 08, 18:49 (17 лет тому назад)
Есть разница между индивидуальным (индивид) и собственным\присвоенным\моим. Индивидуальность в буддизме не отрицается. Весь дискурс направлен против осебяченности и соответственно абсолютного владельца - атмана\свамина. _________________ Буддизм чистой воды
№52334Добавлено: Вт 13 Май 08, 18:57 (17 лет тому назад)
Тогда что такое человек? Воля обусловленна, ум тоже "непредвзят", цельная личность иллюзорна. Я то где? Была бы свободная воля, можно было бы как-то определится: я - это тот кто может сделать ничем немотивированную глупость.
Так кто же человек в буддизме и какова его судьба? Уход в нирвану - это смерть? или жизнь? Если жизнь, то кто будет жить? Я понимаю, что нирвана не описывается словами, но человек будет частью нирваны или сохранит индивидуальность? И в каком качестве?
№52335Добавлено: Вт 13 Май 08, 19:02 (17 лет тому назад)
Человек это пять скандх - рупа: объекты + органы чувств (эмпирика), ведана: ощущения приятного\неприятного и т.п.
А "я" это название для комбинации скандх.
Нирвана начинается с отсутствия осебяченности и жажды (с пустоты). Это дает освобождение, а оно ведь не предполагает насилия над индивидом, а совсем наоборот. Поэтому, чтобы ни произошло, даже если это будет полное уничтожение, или некая вечная помощь другим существам, это будет не вопреки самому индивиду, то есть его воле . _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Вт 13 Май 08, 19:07), всего редактировалось 1 раз
№52337Добавлено: Вт 13 Май 08, 19:08 (17 лет тому назад)
Это не буддийская позиция. В буддизме щепка может рулить . Но рулежка не без причин, иначе она никакая не рулежка (sic!). _________________ Буддизм чистой воды
№52342Добавлено: Вт 13 Май 08, 19:17 (17 лет тому назад)
Цитата:
Если не на сто, это и есть личная воля?
Вас разве устроит такая "свобода воли", где свобода это случайность, примешанная к причинам? В случайности разве есть какая-то свобода?! _________________ Буддизм чистой воды
№52343Добавлено: Вт 13 Май 08, 19:17 (17 лет тому назад)
Можно попробовать так - есть реальная свобода воли, а есть абстрактная у придуманной души. Как можно доказать, что нечто придуманное, (не существующее кроме как в фантазии), обладает свободой воли? Направляет мои поступки?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы