№97680Добавлено: Пн 29 Авг 11, 00:00 (13 лет тому назад)
test пишет:
Несвободный выбор - принудили нехорошие люди.
Свободынй выбор - сделал по собственному желанию.
A как мы знаем что Свободный выбор это не принуждение всех прошлых причин? Принуждение не обязательно должно исходит извне. Почему оно не может быть также внутреним?
№97688Добавлено: Пн 29 Авг 11, 08:38 (13 лет тому назад)
Alex123 пишет:
Если есть границы, то это уже не свободная воля.
Воля обусловлена желанием? Да. Если воля не обусловлена желанием, то есть, совершается нечто неприятное и нежеланное, то это будет глупость. Хотим одно, а делаем другое - это разве свобода? Нет, это уже не свобода. Свобода, когда делаем то, что хотим. Воля, как понятие, теряет всякий смысл, без обусловленности желанием. Поэтому, нельзя говорить про волю без границ. Так как это глупо.
Далее - а желание, которое обуславливает волю, обусловлено? Если бы не было, то люди желали бы себе неприятного наравне с приятным. Но такое бывает редко. Желание обусловлено различением на приятное и неприятное, иначе оно теряет смысл.
№97694Добавлено: Пн 29 Авг 11, 12:19 (13 лет тому назад)
КИ пишет:
Очевидно же - обеты есть ограничение (сознательное) проявлений свободной воли.
Соаершенно не очевидно. Как раз наоборот: обеты есть ограничение (сознательное) проявления побуждений, проистекающих от клеш, то есть побуждений кармически обусловленных, а потому имеющих характер принуждения.
А СОЗНАТЕЛЬНОЕ ограничение и есть акт свободной воли, то есть свободного выбора, совершаемого из понимания, а не по принуждению.
№97697Добавлено: Пн 29 Авг 11, 18:37 (13 лет тому назад)
А на контекст треда давайте забьем и положим что-то сверху? Пишется же нечто в контексте, а не просто так. Как мы тут определяли "свободу воли" - почитайте, повспоминайте.
1. Трактовка Алекса - свободная, значит без причин.
2. Предложенная мной - свободная, значит следующая за желаниями человека. _________________ Буддизм чистой воды
№97699Добавлено: Пн 29 Авг 11, 19:17 (13 лет тому назад)
КИ пишет:
Alex123 пишет:
Если есть границы, то это уже не свободная воля.
Воля обусловлена желанием? Да. Если воля не обусловлена желанием, то есть, совершается нечто неприятное и нежеланное, то это будет глупость. Хотим одно, а делаем другое - это разве свобода? Нет, это уже не свобода. Свобода, когда делаем то, что хотим. Воля, как понятие, теряет всякий смысл, без обусловленности желанием. Поэтому, нельзя говорить про волю без границ. Так как это глупо.
Далее - а желание, которое обуславливает волю, обусловлено? Если бы не было, то люди желали бы себе неприятного наравне с приятным. Но такое бывает редко. Желание обусловлено различением на приятное и неприятное, иначе оно теряет смысл.
И т.д.
А желание которое обуславливает волю возникает в зависимости от причин или без причин? Некоторые желают одно, другие желают совсем другое. Это случайность или возникнутое в зависимости от причин?
Если желание возникает без причин, (то есть, случайно), то здесь свободы воли нет. Случайно возникло такоето желание которое ведет к такой то воли.
А если желание возникнуло в зависимости от причин, то причины диктуют какое будет желание. И здесь нету Свободы Воли.
№97700Добавлено: Пн 29 Авг 11, 19:51 (13 лет тому назад)
Цитата:
А если желание возникнуло в зависимости от причин, то причины диктуют какое будет желание. И здесь нету Свободы Воли.
Свободная воля это делать то, что желаешь. Не что угодно и как попало, а именно желаемое. Обусловленность желанием это и есть свобода воли. А необусловленность желанием это ОТСУТСТВИЕ свободы воли. _________________ Буддизм чистой воды
№97701Добавлено: Пн 29 Авг 11, 19:54 (13 лет тому назад)
КИ пишет:
Цитата:
А если желание возникнуло в зависимости от причин, то причины диктуют какое будет желание. И здесь нету Свободы Воли.
Свободная воля это делать то, что желаешь. Не что угодно и как попало, а именно желаемое. Обусловленность желанием это и есть свобода воли. А необусловленность желанием это ОТСУТСТВИЕ свободы воли.
A само желание возникает от причин или случайно? Если от причин, то оно не свободно. Если оно возникает случайно, то случайность тоже не может быть свободной, просто случайно случилось что возникло имено это а не то желание. В любом случае нет контроля.
№97702Добавлено: Пн 29 Авг 11, 20:03 (13 лет тому назад)
А свободно ли желание это уже другая тема, и я ведь про это уже написал выше в №97688 - перечитайте. Мы ведь про свободу воли. Если желание несвободно, то это не делает свободную воли, следующую за ним, не свободной волей. Она не свободна только в ином смысле - именно в смысле следования за желаемым, то есть за сансарой. _________________ Буддизм чистой воды
№97703Добавлено: Пн 29 Авг 11, 20:10 (13 лет тому назад)
КИ пишет:
А свободно ли желание это уже другая тема, и я ведь про это уже написал выше в №97688 - перечитайте. Мы ведь про свободу воли. Если желание несвободно, то это не делает свободную воли, следующую за ним, не свободной волей. Она не свободна только в ином смысле - именно в смысле следования за желаемым, то есть за сансарой.
Если воля следует желанию, а желание не свободно, то воля не свободна.
№97705Добавлено: Пн 29 Авг 11, 20:42 (13 лет тому назад)
Alex123 пишет:
Если воля следует желанию, а желание не свободно, то воля не свободна.
Да черт возьми, почему?
Сижу хочу есть. Потому что голодна. Моя свободная воля пойти утолить голод или поголодать.
Что вы вкладываете в понятие "воля"?
Зарегистрирован: 06.09.2005 Суждений: 1302 Откуда: Саратов
№97706Добавлено: Пн 29 Авг 11, 21:21 (13 лет тому назад)
Alex123 пишет:
Wolfshadow пишет:
Alex123, напишите четко и внятно, определения своего понимания свободы и свободного выбора.
Свободный выбор вопреки причинам.
Формулой это можно изобразить так:
Если есть все причины только для Выбора "А", то можно выбрать "Б".
Так. А причем здесь свобода воли? То, о чем вы говорите - прекращение причин, каммы, достигается при ниббане, а свобода воли - это другое, что вам и пытаются сказать на двух форумах.
"Если есть все причины только для выбора "А", то можно выбрать только"А"" - так тотально причины давлеют над выбором, разве что в адах, в мире людей есть свобода выбора - это же очевидно.
Вот представьте: вы проснулись и лежите в кровати, перед вами выбор, либо поваляться, либо немедленно встать, конечно могут быть причины не вставать, например лень, плохо выспались или даже многолетняя привычка поваляться в кровати, но вот именно сегодня вы решаете вопреки всему этому встать немедленно, прикладываете усилие и встаете - это результат свободного выбора. Плыть же по течению - и не делать никаких усилий, не работать над собой - это когда выбор за вас делают обстоятельства. Но так или иначе, возможность сделать выбор в мире людей есть всегда, чем меньше омрачений килесами и больше осознанность и заслуги, тем чаще появляется возможности выбора. Если не было бы возможности делать свободный выбор, но не было бы возможности прекращения страданий, рождений и смерти.
Но я считаю, что в рамках Будда Дхаммы, нет смысла ставить вопрос подобным образом (о свободе выбора вообще). Для нас гораздо важнее думать о возможностях сделать не просто выбор, а правильный выбор. Дхамма учит нас делать правильный выбор образа жизни, действий, слов и мыслей.
Еще ваша формула отсекает прошлое, в виде действий создавших причины в прошлых рождениях. Ведь все эти причины возникли в потоке вашего ума, благодаря действиям ума в прошлом, в т.ч. и действиям со свободной волей
Последний раз редактировалось: Wolfshadow (Пн 29 Авг 11, 21:35), всего редактировалось 2 раз(а)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы