Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Свободная воля.

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28353

97558СообщениеДобавлено: Вт 23 Авг 11, 23:56 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"Я" это нейтральное воззрение. С ним (на его базе) можно совершать как благие, так и неблагие поступки. Рождаться брахмой и т.п.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ЭНКИ



Зарегистрирован: 05.10.2008
Суждений: 104
Откуда: Украина

97560СообщениеДобавлено: Ср 24 Авг 11, 02:45 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я уважаю буддийское воззрение по поводу "Я", но ближе мне точка зрения Санкхья-Йоги, в которой "Я" (имеется в виду эмпирическое ego), вобщем-то тоже можно понимать как воззрение.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 2252

97647СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 03:29 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Сергей Коничев пишет:

П.С. Есть и контр. тезис. "Свобода воли" это фатализм. Человек со свободной волей совершая действия играет в "русскую рулетку" (становится рабом случая), поскольку его поступки не обусловленные причинами (хаотичны). Это можно объяснить таким примером:
Человек хочет выйти из комнаты. Но тут в комнате выключили свет. В темноте, не зная где выход, он может совершать хаотические действия в любом направлении, т.е. быть свободен. Но как только свет включили свобода выбора сужается к единственно верному, идти к выходы (свободы нет).

Ну и вот что.  Если воля без-причина, то есть Полностью Свободна, то мы ни как не сможем повлиять или натренировать ее. Ведь ни какое действие не может быть причиной для Воли.
Да, это называется индетерминизм. События могут быть  случайными. Случайное событие не означает, что оно вообще не обусловлено причинами (сопутствующими или иными), а означает, что  мы не можем сказать с точностью к чему приведет цепочка причин. Это как лото или рулетка. Но теория случайных чисел это такая нудная наука Rolling Eyes
Человек может совершать непредсказуемые (даже для него самого)  действия. Однако будут ли они волевые это уже другой вопрос Rolling Eyes

Alex123 пишет:
А если воля имеет причины, то эти причины и являются тем что "управляет" ей.

То есть в обоих случаях "Свобода Воли" это парадоксальное утверждение.

Я бы всегда предпочел обусловленость чем хаос.  При хаосе, никакое влияние не можеть быть (так как нету причино - следственой связи).

Да, но это неважно. Важно то, что в буддизме человек это совокупность процессов, воления или самскары это тоже процессы. Но процессы могут быть собственными и внешними. Это можно продемонстрировать на примере машины. Двигатель машины может вращаться под действием внешней причины, например его кто-то будет вращать ручным стартером, а может опираясь на собственный процесс, когда двигатель уже в рабочем состоянии. О работающем двигателе мы можем сказать, что он свободен от внешнего воздействия (причины). Так же и здесь. Человек может действовать импульсивно, подчиняясь действию внешних событий, а может применять волю опираясь на внутренний процесс. Первую ситуацию можно назвать фатализмом. Вторую свободной волей. Примерно также пишется и в джатаке о "Махабодхи" где он опровергает тиртхиков, один из которых был фаталистом.
Вот почему важна "внешняя данность". Без не воля перестает существовать. Стирается грань между внешними процессами и собственными.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СХ
Гость


Откуда: Moscow


97649СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 11:28 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Воля обусловлена желанием? Да.
Вероятно, имеет смысл различать между желанием как результатом действия одной из клеш, и намерением, возникшим в результате следования некоему идеалу.
В этом втором случае и можно говорить о свободе выбора=воли, который свободен в той мере, в которой этот идеал осмыслен.
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28353

97650СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 11:32 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вы считаете, что свободная воля есть только у тех, кто выдумал (обрел свыше, и т.п.) для себя некий идеал? А у простых тварей? Наличие идеала обуславливает свободу?
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
СХ
Гость


Откуда: Moscow


97651СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 11:41 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Вы считаете, что свободная воля есть только у тех, кто выдумал (обрел свыше, и т.п.) для себя некий идеал? А у простых тварей? Наличие идеала обуславливает свободу?
Нет, я думаю, что в конечном итоге (то есть при достаточной глубине анализа) про поступок любого разумного существа можно сказать, что он есть результат свободного выбора. Просто этот выбор может быть сделан в пользу влечения, исходящего от клеши, но и в этом случае он свободен.
Просто при следовании идеалу свобода выбора становится очевиднее. Для этого и даются обеты.
Наверх
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18023

97653СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 13:28 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Несвободный выбор - принудили нехорошие люди.
Свободынй выбор - сделал по собственному желанию.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28353

97655СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 13:31 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Обеты это как раз ограничение свободы.
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Wolfshadow
Корнеплод сансары


Зарегистрирован: 06.09.2005
Суждений: 1302
Откуда: Саратов

97656СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 13:40 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Обеты это как раз ограничение свободы.

Это иллюзия, обусловленная узким взглядом и отсутствием видения всей полноты картины.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18023

97658СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 13:51 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Обеты это как раз ограничение свободы.

Там хорошие люди. Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28353

97659СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 13:54 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Wolfshadow пишет:
КИ пишет:
Обеты это как раз ограничение свободы.

Это иллюзия, обусловленная узким взглядом и отсутствием видения всей полноты картины.

Узкий взгляд это считать любую свободу лучше любой несвободы. Очевидно же - обеты есть ограничение (сознательное) проявлений свободной воли. Нет, все равно надо спорить на ровном месте, да еще и аж три отрицательных эпитета умудриться дать?

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18023

97661СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 14:04 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кстати, в буддизме принуждение (приказ начальника) не избавляет от плодов кармы. Так что в этом смысле карме на свободу воли пофиг.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Wolfshadow
Корнеплод сансары


Зарегистрирован: 06.09.2005
Суждений: 1302
Откуда: Саратов

97662СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 14:23 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Очевидно же - обеты есть ограничение (сознательное) проявлений свободной воли.

Чьей свободной воли, иллюзорной личности? Если не сужать вопрос в рамки существования "я", то никаких ограничений свободы обеты не создают, даже более того - плоды приносимые обетами, лишь расширяют диапазон свободы.
К тому же, принятие обета - это и есть свободный выбор. Например решение воздерживаться от убийства, принимается в противоположность совершению убийств, а не в противоположность некому абстрактному вечноподвешенному щекотанию волевой рогатки: убивать или не убивать.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28353

97664СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 15:43 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Чьей свободной воли, иллюзорной личности?

Свободной в проявлении желаний. Не важно чьей - кого угодно.

Цитата:
К тому же, принятие обета - это и есть свободный выбор.

В значении - ничем не обусловленный? Иначе, к чему это писать? Мы ведь обсуждаем детерминизм.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Wolfshadow
Корнеплод сансары


Зарегистрирован: 06.09.2005
Суждений: 1302
Откуда: Саратов

97666СообщениеДобавлено: Вс 28 Авг 11, 18:02 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
В значении - ничем не обусловленный? Иначе, к чему это писать? Мы ведь обсуждаем детерминизм.

Я не обсуждаю детерминизм. Написал реплику лишь касательно твоего высказывания о обетах.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27  След.
Страница 5 из 27
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.086 (0.557) u0.059 s0.006, 18 0.020 [242/0]