№462227Добавлено: Ср 19 Дек 18, 14:38 (6 лет тому назад)Разьяснение Анапанасати сутты
Созерцание тела
Каждый раз, монахи, когда монах:
1) делая долгий вдох, знает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, знает: «Я делаю долгий выдох»;
2) делая короткий вдох, знает: «Я делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, знает: «Я делаю короткий выдох»;
3) [когда он] тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать»;
4) тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду вдыхать»; тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду выдыхать»,
– то в этом случае монах пребывает в созерцании тела как тела, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и уныние по отношению к миру. Я называю это определённым телом среди тел, монахи, то есть, вдох и выдох. Вот почему в этом случае монах пребывает в созерцании тела как тела, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и уныние по отношению к миру.
Созерцание чувств
Каждый раз, монахи, когда монах:
5) тренируется так: «Ощущая восторг, я буду вдыхать»; тренируется так: «Ощущая восторг, я буду выдыхать»;
6) тренируется так: «Ощущая счастье, я буду вдыхать»; тренируется так: «Ощущая счастье, я буду выдыхать»;
7) тренируется так: «Ощущая умственную формацию, я буду вдыхать»; тренируется так: «Ощущая умственную формацию, я буду выдыхать»;
8) тренируется так: «Успокаивая умственную формацию, я буду вдыхать»; тренируется так: «Успокаивая умственную формацию, я буду выдыхать»,
– то в этом случае монах пребывает в созерцании чувств как чувств, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и уныние по отношению к миру. Я называю это определённым чувством среди чувств, монахи, то есть, пристальное внимание к вдоху и выдоху. Вот почему в этом случае монах пребывает в созерцании чувств как чувств, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и уныние по отношению к миру.
Созерцание ума
Каждый раз, монахи, когда монах:
9) тренируется так: «Ощущая ум, я буду вдыхать»; тренируется так: «Ощущая ум, я буду выдыхать»;
10) тренируется так: «Радуя ум, я буду вдыхать»; тренируется так: «Радуя ум, я буду выдыхать»;
11) тренируется так: «Сосредотачивая ум, я буду вдыхать» тренируется так: «Сосредотачивая ум, я буду выдыхать»;
12) тренируется так: «Освобождая ум, я буду вдыхать»; тренируется так: «Освобождая ум, я буду выдыхать»,
– то в этом случае монах пребывает в созерцании ума как ума, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и уныние по отношению к миру. Я не говорю о том, что есть развитие сосредоточения осознанности к дыханию у того, кто забывчив, кто не бдителен. Вот почему в этом случае монах пребывает в созерцании ума как ума, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и уныние по отношению к миру.
Созерцание умственных объектов
Каждый раз, монахи, когда монах:
13) тренируется так: «Созерцая непостоянство, я буду вдыхать»; тренируется так: «Созерцая непостоянство, я буду выдыхать»;
14) тренируется так: «Созерцая угасание, я буду вдыхать»; тренируется так: «Созерцая угасание, я буду выдыхать»;
15) тренируется так: «Созерцая прекращение, я буду вдыхать»; тренируется так: «Созерцая прекращение, я буду выдыхать»;
16) тренируется так: «Созерцая оставление, я буду вдыхать»; тренируется так: «Созерцая оставление, я буду выдыхать»,
– то в этом случае монах пребывает в созерцании умственных объектов как умственных объектов, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и уныние по отношению к миру. Увидев мудростью отбрасывание алчности и уныния, монах является тем, кто пристально смотрит с невозмутимостью. Вот почему в этом случае монах пребывает в созерцании умственных объектов как умственных объектов, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и уныние по отношению к миру.
Монахи, вот как осознанность к дыханию, будучи развитой и взращенной, исполняет четыре основы осознанности.
Реализация семи факторов просветления
И как, монахи, четыре основы осознанности, будучи развитыми и взращенными, исполняют семь факторов просветления?
1) Каждый раз, монахи, когда монах пребывает в созерцании тела как тела, будучи старательным, бдительным, осознанным, устраняя алчность и уныние в отношении мира – в этом случае незамутнённая осознанность утверждается в монахе. Каждый раз, когда незамутнённая осознанность утвердилась в монахе – в этом случае в нём возникает фактор просветления «осознанность». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.
2) Пребывая столь осознанным, он изучает и исследует [своё умственное] состояние мудростью, приступает к его полному изучению. Каждый раз, когда монах, пребывая столь осознанным, изучает и исследует [своё умственное] состояние мудростью, приступает к его полному изучению – в этом случае в нём возникает фактор просветления «исследование состояний». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.
3) В том, кто изучает и исследует [своё умственное] состояние мудростью, приступает к его полному изучению, зарождается неослабевающее усердие. Каждый раз, когда монах изучает и исследует [своё умственное] состояние мудростью, приступает к его полному изучению, и [в нём] зарождается неослабевающее усердие – в этом случае в нём возникает фактор просветления «усердие». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.
4) В том, кто зародил усердие, возникает неплотский восторг. Каждый раз, когда неплотский восторг возникает в зародившем усердие монахе – в этом случае в нём возникает фактор просветления «восторг». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.
5) У того, чей ум пропитан восторгом, тело становится безмятежным, и ум становится безмятежным. Каждый раз, когда тело и ум стали безмятежными у монаха, чей ум пропитан восторгом – в этом случае в нём возникает фактор просветления «безмятежность». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.
6) У того, чьё тело безмятежно и кто ощущает счастье, ум становится сосредоточенным. Каждый раз, когда ум становится сосредоточенным у монаха, чьё тело безмятежно и кто счастлив – в этом случае в нём возникает фактор просветления «сосредоточение». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.
7) Он пристально, с невозмутимостью, рассматривает такой сосредоточенный ум. Каждый раз, монахи, когда монах пристально, с невозмутимостью, рассматривает такой сосредоточенный ум – в этом случае в нём возникает фактор просветления «невозмутимость». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.
Каждый раз, монахи, когда монах пребывает в созерцании чувств как чувств… ума как ума… умственных объектов как умственных объектов, будучи старательным, бдительным, осознанным, устраняя алчность и уныние в отношении мира, то в этом случае незамутнённая осознанность утверждается в этом монахе... Каждый раз, когда незамутнённая осознанность утвердилась в монахе – в этом случае в нём возникает фактор просветления «осознанность»… фактор просветления «исследование состояний»… фактор просветления «усердие»… фактор просветления «восторг»… фактор просветления «безмятежность»… фактор просветления «сосредоточение»… фактор просветления «невозмутимость». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.
Вот так, монахи, четыре основы осознанности, будучи развитыми и взращенными, исполняют семь факторов просветления.
Каждая из четырех тетрад представляет собой одну из основ осознанности. Тетрады включаются в практику последовательно, по мере усложнения обьекта: тело-чувства- ум- дхаммы
Все вместе и порознь они являются как бы миниатюрным описанием семи факторов просветления, или точнее - семи этапов просветления. Будда учит, что конечной целью развития основ осознанности есть взращивание семи факторов, так что логично будет рассматривать анапанасати-сутту в таком ключе - метод развития семи факторов или кратко - випассаны и саматхи
Если каждая из четырех тетраде представляет одну из основ осознанности, то в самой тетраде можно рассмотреть сокращенное описание семи факторов просветления: а именнокак они развертываются на основании той или иной опоры памятования .
1)
1) Делая долгий вдох, он знает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, он знает: «Я делаю долгий выдох».
2) Делая короткий вдох, он знает: «Я делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, он знает: «Я делаю короткий выдох».
-- развитие випассаны или 2, 3, 4 - факторов просветления
различение длинны и силы вдоха, исследование изучение всех характеристик дыхания, зучение отличий одного вдоха от другого, возникновения и прекращения вдоха и выдоха как телесных формаций, и т.д. С целью выработать внимательность, навык различения состояний и приложения усердия.
3) Он тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать».
4) Он тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду выдыхать».
-- развитие саматха или 5, 6, 7 - факторов просветления
Вместо анализа и изучения, фокус сознания становится более расширенным. ум не захватывает детали, а воспринимает объект на прямую без детального изучения, что способствует расслаблению и успокоению; цель этапа - успокоение телесной формации.
2)
5) Он тренируется так: «Ощущая восторг, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Ощущая восторг, я буду выдыхать».
6) Он тренируется так: «Ощущая удовольствие, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Ощущая удовольствие, я буду выдыхать».
-- развитие випассаны или 2, 3, 4 - факторов просветления (аналогично)
ощущение восторга и удовольствия связанно с развитием 3 и 4 факторов пробуждения. Переживание восторга связанно с усиленной активностью ума и различающего познания, так же оно требует глубокого понимания характеристик существования, дабы избежать зацепленности за удовольствие джханы
7) Он тренируется так: «Ощущая умственную формацию, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Ощущая умственную формацию, я буду выдыхать».
8) Он тренируется так: «Успокаивая умственную формацию, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Успокаивая умственную формацию, я буду выдыхать».
-- развитие саматха или 5, 6, 7 - факторов просветления (аналогично)
речь идет об ощущении умственной формации и успокоении умственной формации. умственные формации - восприятие и чувство - полностью прекращаются в ниродхе. вкратце 7 и 8 этап анапанасати описывает прохождение всех уровней самадхи и полное успокоение формаций.
Так выражается развитие семи боджхан на основе второй основы осознанности...
3)
9) Он тренируется так: «Ощущая ум, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Ощущая ум, я буду выдыхать».
10) Он тренируется так: «Радуя ум, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Радуя ум, я буду выдыхать».
... ...
ощущая и радуя ум-- мы изучаем его и наполняем восторгом
11) Он тренируется так: «Сосредотачивая ум, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Сосредотачивая ум, я буду выдыхать».
12) Он тренируется так: «Освобождая ум, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Освобождая ум, я буду выдыхать».
... ...
Мы видим семантическое подтверждение нашего толкования и здесь
в 11 и 12 этапах анапанасати речь идет о сосредоточении ума и посредством этого -- освобождении
В терминах сутт -- освобождения ума особые виды медитаций направленные на успокоение формаций, преимущественное развитие пути успокоения и сосредоточения
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn43-mahavedalla-sutta-sv.htm
4)
Особенно полезен такой взгляд на анпанасати сутту при толковании четвертой завершающей тетрады. Казавшаяся непонятной последовательность становится вполне ясной
13) Он тренируется так: «Созерцая непостоянство, я буду вдыхать»; он тренируется так: "Созерцая непостоянство, я буду выдыхать».
14) Он тренируется так: «Созерцая угасание, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Созерцая угасание, я буду выдыхать».
... ...
Лишним будет объяснять, что здесь описана практика прозрения и различения. исследуется вначала непостоянство, а в итоге само угасание как дхамма. исследование четырех благородных истин целиком представлены здесь
15) Он тренируется так: «Созерцая прекращение, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Созерцая прекращение, я буду выдыхать».
16) Он тренируется так: «Созерцая оставление, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Созерцая оставление, я буду выдыхать».
другая грань практики исследования состояний ума нацеленная на успокоение.
Ум покоится на элементе прекращения.
оставление - практика отбрасывания не-благих мыслей злобы, жестокости и вожделения, связана с достижением самадхи и приятного пребывания здесь и сейчас.
другие значения "оставления" - отбрасывание неведения, пребывание с разрушенной жаждой; оставление пути.
Дело сделано, различение прекращено, нирвана.
Максимальное развитие семи боджхан на основе перовой тетрады ведет к четвертой джхане
-- на основе второй -- к нирдхасамапати
-- на основе третей -- к беспредметному освобождению ума
-- на основе четвертой -- к освобождению мудростью
Развитие випассаны начинается с пункта 13, до этого все саматха.
Почитайте внимательнее
развитие випассаны и саматхи практикуется на основе всех основ осознанности
семь боджхан можно развивать в рамках каждой из них
Випассана не развивается с концепциями типа "вдох-выдох".
випассана развивается с основой внимательности -- тело. вдох и выдох - одно из тел. смотрите сутту
Випассана не развивается с опорами концепциями, анапана - это концепция, випассану развивают с опорами параматтха. Памятование анапана ведет к развитию успокоения, это саматха. После достижения джханы можно переключиться на випассану, созерцать дхаммы и видеть их характеристики.
Все вместе и порознь они являются как бы миниатюрным описанием семи факторов просветления, или точнее - семи этапов просветления. Будда учит, что конечной целью развития основ осознанности есть взращивание семи факторов, так что логично будет рассматривать анапанасати-сутту в таком ключе - метод развития семи факторов или кратко - випассаны и саматхи
Да, именно так. Мы с друзьями сейчас обкатываем такой подход.
Анапанасати то есть медитация с объектом дыхание приводит к развитию и випассаны и саматхи одновременно.
Не приводит, Стуликов, так как это разные виды практики с объектами разных уровней данности и тебе это уже объясняли. А то, что ты снова начал под моими никами писать, просто лишний раз показывает твое убожество и к чему продвигаемые тобою методы приводят - к появлению троллей вроде тебя )
Практика описанная в анапанассати сутта - да, а практика с опорой только на концепцию "вдох-выдох" - нет, потому что это саматха, мирской уровень.
Если я правильно понимаю, то "вдох-выдох" это всего лишь метроном, якорь, удерживающий внимание в правильном направление. Не исчезая полностью вплоть до джханы, "вдох-выдох" достаточно быстро отходит на второй план.
№470900Добавлено: Вт 19 Фев 19, 18:29 (6 лет тому назад)
Цитата:
Если я правильно понимаю, то "вдох-выдох" это всего лишь метроном, якорь, удерживающий внимание в правильном направление. Не исчезая полностью вплоть до джханы, "вдох-выдох" достаточно быстро отходит на второй план.
Совершенно верно. Это точка отсчета, якорь. Относительно него отслеживается возникновение и исчезновение. Довольно скоро он переходит в нимитту и так далее.
В качестве объекта можно использовать и не только дыхание, в Висуддхимаге приведено 40 объектов для медитации. Не все из них подходят для развития и саматхи и випассаны. Какие-то только саматха, какие-то только випассана. Дыхание в качестве объекта сосредоточения развивает и то то согласно и суттам и традиции.
Анапанасати то есть медитация с объектом дыхание приводит к развитию и випассаны и саматхи одновременно.
Не приводит, Стуликов, так как это разные виды практики с объектами разных уровней данности и тебе это уже объясняли. А то, что ты снова начал под моими никами писать, просто лишний раз показывает твое убожество и к чему продвигаемые тобою методы приводят - к появлению троллей вроде тебя )
Анапанасати - это скорее о випассане, нежели о саматхе. Да, анапанасати представленная в комментаторсокой традиции действительно построена так, чтобы привести ум в некое состояние однонаправленной концентрации, "поглощенности". Но Будда, как видите, такому не обучал. В его схеме есть широкая осознанность и к чувствам и к уму, который он рекомендует замечать, радовать, радостью успокаивать и возвращать, в итоге освобождать. Само дыхание - объект для прозрения. В нем неисчерпаемый источник созерцания непостоянства, обусловленности и безличности. От вдоха и выдоха зависит как ум так и тело. Они взаимозавязаны. Вдох постоянно сопутсвуется ощущениями - приятными или неприятными. Это целое поле для познания.
Знаменательно, что большинство техник випассаны опираются на осознаность к дыханию, как центральный объект, с применением широкой осознанности к состояниям ума и тела.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы