Ну и сейчас есть простые люди, накопившие огромные заслуги и, безусловно, имеющие опыт в медитации. Зачем же зарекаться?
Наверное люди, накопившие огромные заслуги, живут не сейчас, когда Учение угасает, они живут тогда, когда могут услышать наставления от самого Будды.
С чего бы вдруг не сейчас? Упадок Дхармы случился через 500 лет после паринирваны Будды. Но и сейчас находятся люди, постигающие самую суть учения. Не встретив Будду лично трудно взрастить нерушимую веру, но все же возможно. Обнаружив блаженство дхьяны прозревается глубокая точность и применимость Дхармы Будды.
Люди охвачены бесчисленными заблуждениями, но многие способны прозревать на мгновение свободу от всех заблуждений. Поэтому традиционные учения все еще передаются в нашем мире и можно найти реализовавших Дхарму учителей и услышать чистое, точное учение. Но немногие способны довериться учителям. Немногие способны преодолеть сомнения и нерешительность. И все же такие есть.
Вы можете сами для себя решить, во что верить: в то, что Дхарму трудно услышать и реализовать или в то, что Дхарму просто услышать и реализовать. Можете сами же решиться избежать эти крайности и не создавать трудного и простого. Не создавать препятствий - прямой способ преодолеть их. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
А вот саматха, мне кажется, реально бесполезной. После нее ум раздолбан, ощущение безполезно потеряного времени (какой бы качественной она ни была).
Простите пожалуйста, а вы точно уверены, что перед тем как у вас случился раздолбанный ум вы именно качественной саматхой занимались, а не чем-то другим?
Мне тоже непонятно - как получается раздолбанный ум в саматхе, если эта практика предназначена для достижения собранности ума (самадхи), причем серьезного уровня сосредоточения - джхан. Именно покой/безмятежность (пассадхи), является одним из обуславливающих факторов самадхи (сосредоточение, собранность ума на объекте), которое потом используется уже в практике развития випассаны.
Видимо потому, что практиковать концентрацию вначале нельзя.
Не правильная последовательность.
Концентрация не преодолевает помехи, а подавляет их.
Раздолбаность это грубое слово для достаточно тонкого происшествия. я не знаю даже как точно его назвать.
Все наоборот: вначале випассана: 2, 3, 4 фактор просветления, - которая приводит к саматха: 5, 6, 7 фактор просветления.
Вначале исследование дхамм, восторг, усердие (в отбрасывании неблагих качеств, восприятии характеристик) - которые естественным образом ведут к преодолению помех, успокоению, сосредоточению.
По этому в наше время обычно и не достигают джханы (так как не практикуют сатипаттхану, а практикуют концентрацию).
Традиция набралась методов от йогов индуистов, не взяв при этом основные йогические инструменты, заставляющие концентрацию действовать. Для того, чтобы войти в самадхи через концентрацию, нужно освоить асану, пранаяму, тапас, пробуждение кундалини, работу с нади и потоками пран. Научиться вырубать пять чувств через пранаяму, заниматься концентрацией без еды и воды сутками на пролет.
Будда же дал мягкий, мудрый способ собирания ума: созерцать ум, созерцать тело, отслеживать чувства, и качества ума: их возникновение и прекращение.
Самадхи наступает само, подобно тому, как созревший плод падает на землю, или - тому как ципленок пробивает скорлупу.
Дыхание, тело, ум чувства, праны - приходят в гармонию естественным образом. Быстро и эффективно.
Можно и так и эдак, сначала саматха, а после випассана и наоборот и совместно. https://dhamma.ru/canon/an/an4-170.htm
Самаматха - естественная практика для заурядной личности, потому что опорой выступает в большинстве случаев концепция, типа касин, брахмавахар или анапана. И ему не нужно ловить в настоящем моменте параматтха-рупу или читты с ментальными факторами, как в суддха випассане, только неблагие факторы отбросить по достижении непрерывного памятования опоры. А вообще, выбор метода зависит от качеств практикующего. У одних склонность к саматхе, у других к распознаванию первичных реальностей.
Без сомнения, это прекрасная сутта - для монахов. А мирянам следует за практическими рекомендациями обращаться к другим суттам: например, к AN4.61, AN4.62, AN8.54, а также к целому ряду сутт, где подробно разъясняются 10 благих и десять неблагих деяний. Например, можно брать AN10.176. Сатипаттханы, при этом, мирянам тоже подобает изучать, и "время от времени" применять (SN47.48, MN51). _________________ Границы мира - это границы языка
А вот саматха, мне кажется, реально бесполезной. После нее ум раздолбан, ощущение безполезно потеряного времени (какой бы качественной она ни была).
Простите пожалуйста, а вы точно уверены, что перед тем как у вас случился раздолбанный ум вы именно качественной саматхой занимались, а не чем-то другим?
Мне тоже непонятно - как получается раздолбанный ум в саматхе, если эта практика предназначена для достижения собранности ума (самадхи), причем серьезного уровня сосредоточения - джхан. Именно покой/безмятежность (пассадхи), является одним из обуславливающих факторов самадхи (сосредоточение, собранность ума на объекте), которое потом используется уже в практике развития випассаны.
Видимо потому, что практиковать концентрацию вначале нельзя.
Не правильная последовательность.
Концентрация не преодолевает помехи, а подавляет их.
Раздолбаность это грубое слово для достаточно тонкого происшествия. я не знаю даже как точно его назвать.
Все наоборот: вначале випассана: 2, 3, 4 фактор просветления, - которая приводит к саматха: 5, 6, 7 фактор просветления.
Вначале исследование дхамм, восторг, усердие (в отбрасывании неблагих качеств, восприятии характеристик) - которые естественным образом ведут к преодолению помех, успокоению, сосредоточению.
По этому в наше время обычно и не достигают джханы (так как не практикуют сатипаттхану, а практикуют концентрацию).
Традиция набралась методов от йогов индуистов, не взяв при этом основные йогические инструменты, заставляющие концентрацию действовать. Для того, чтобы войти в самадхи через концентрацию, нужно освоить асану, пранаяму, тапас, пробуждение кундалини, работу с нади и потоками пран. Научиться вырубать пять чувств через пранаяму, заниматься концентрацией без еды и воды сутками на пролет.
Будда же дал мягкий, мудрый способ собирания ума: созерцать ум, созерцать тело, отслеживать чувства, и качества ума: их возникновение и прекращение.
Самадхи наступает само, подобно тому, как созревший плод падает на землю, или - тому как ципленок пробивает скорлупу.
Дыхание, тело, ум чувства, праны - приходят в гармонию естественным образом. Быстро и эффективно.
Прекрасный пост! Да, такова логика Анапанасати сутты (MN118) _________________ Границы мира - это границы языка
Видимо потому, что практиковать концентрацию вначале нельзя.
Не правильная последовательность.
Концентрация не преодолевает помехи, а подавляет их.
Ничуть не спорю с вами, но надо бы определиться, что такое "вначале". До какой степени это самое "вначале" должно быть пройдено, чтобы получилась "правильная последовательность". Некоторые товарищи сидят на этом самом "вначале" десятилетиями и с места так и не сдвинулись, а вроде бы Учение не о том, что вся жизнь должна проходить "вначале". Концентрация не подавляет помехи, а позволяет ненадолго освободиться от них. В результате этого появляется знание, как это хорошо - быть свободным от помех. В результате этого знания появляется стремление избавиться от помех насовсем. Раздолбанным будет исключительно тот ум, который во время медитации прыгает от мысли к мысли и естественно устаёт. Если получится сконцентрировать ум на объекте медитации, то ум будет отдохнувшим, но никак не раздолбанным.
Видимо практикуете ложь и клевету в силу низкой осознанности.
В таком случае это еще одна иллюстрация того, что одних только правильных намерений для устранения омрачений маловато будет.
Это как раз пример невежества, и здесь не нужно отмечать лишь нашего оппонента, как некую уникальность примера. Люди часто склонны обвинять и обличать других людей, когда не знают происхождения состояний других людей и своего состояния. Их обвинения и обличения - обычная умственная боль, недоброжелательность, злонамеренность, которую они не осознают, не опознают, не стыдятся, не отбрасывают. Любые замечания в свою сторону они способны расценивать лишь точно такой же недоброжелательностью, чем и оправдывают свое неумение и нежелание обуздывать это неумелое качество. Такие люди полагают, что недоброжелательность - это хороший способ защититься от уязвимости и ранимости самомнения.
Такие люди полагают что нравственность это критиковать ошибки и заблуждения других. Но нравственность это буквально умеренность ума, скромность. Нравственность имеет своей причиной три противоположности ядов. Это еще не прекращение неведения, но это забота, внимательность, любовь. Это не прекращение алчности, но это щедрость. Это еще не прекращение страха, но это доброта, дружелюбие. Как три яда вращают ум в неблагих качествах, так и два противоядия вращают ум в качествах благих.
Практиковать противоядия можно с разной степенью успешности. Дело не в том, как часто получается или не получается, не в том, чтобы получалось чаще и чаще. Дело в том, чтобы продолжать практиковать противоядия снова и снова, не впадая в легкомыслие от успехов и не в падая в сожаления от неудач.
Тот, кто это понимает, поддерживает себя и других в практике противоядий и остерегает себя и других в привычной склонности к ядам.
Поэтому неправильно обвинять и обличать других в подверженности ядам, правильно напоминать о бдительности к ядам и пользе в применении противоядий.
Даже очень отравленные ситуации могут быть преодолены прямым переключением ума на применение противоядия. Для этого нужно развивать бдительность к привычкам ума к заблуждениям, алчности и страху. Для этого нужно развивать склонность ума к заботе, щедрости и доброте. Попытка за попыткой, снова и снова, момент за моментом проявлять заботу, щедрость и доброту, особенно тогда, когда для них не видно причин и условий, когда есть причны для легкомыслия, алчности и страха.
Научить этому людей можно одним способом - практиковать это снова и снова. Это не исключит ошибки, не исключит омрачения, не исключит ядовитые корни. Но это ослабит их питание, сделает их заметными, поможет их стыдиться, опасаться и сторониться. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Won Soeng
Вы подумали, что Рената написала не про себя?
Это не имеет значения. Про кого бы мы ни думали - это все и есть про себя. Про обособленность. Обособленный ум кругом видит обособленность. Безграничный ум кругом видит безграничность. И тот и другой ум - актуальны. Они проявляются момент за моментом в соответствии с привычками (кармой). Но обособленный ум считает себя источником воли, поэтому может потакать своим привычкам или обуздывать их. Обуздывая обособленность все чаще проявляется безграничный ум. Когда обособленный ум замечает это, он пробуждается, зарождает бодхичитту, вступает в поток. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Да, это самый настоящий инфантилизм. И точно так же на детском уровне такими людьми понимаются и любые правила - как очередная игра с придуманными, чаще всего каким-то условными вредными взрослыми и от балды, правилами.
Вот прямо точно описали людей, посещающих всякие курсы быстрорастворимой осознанности, McMindfulness, наивные и инфантильные люди. Порождения общества потребления, которые надеются на волшебную пилюлю которая за 10 дней упорного сидения приблизит их к Пробуждению Мне это напоминает сообщества толкиенистов, где они наряжаются в эльфов, гномов, волшебников, живя в волшебном маня-мирке. Вот так теперь люди играют в осознанность и медитацию ставшими модным трендом и прибыльным предприятием для коучерства.
Посмотрите вокруг - сколько вы знаете или видите людей, чья нравственность достаточно высока, но при этом они ровным счетом ничего не знают о медитации или тем более имеют ее практический опыт? Я думаю таких людей достаточно много. Каковы шансы людей хоть и нравственных, но ничего не знающих о медитации, стать на Путь? Вот для таких людей курсы по Осознанности могут стать откровением и поворотным этапом в жизни, дать хотя бы минимальный шанс придти к Дхамме Будды.
Далее. Наивность и инфантильность - это следствие неведения. Люди не знают и не пробовали чего-то лучшего, что пробовали и знаете, например, вы, им нет с чем сравнивать. Эти люди приходят на курсы McMindfulness или собрания толкинистов ровно по той же причине, по которой другие люди глубоко практикуют Дхамму - потому что это лучший из известных и доступных им на тот момент способов избавления от страдания. Здесь нет и не может быть никакого повода для уничижения или презрения. _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Won Soeng
Вы подумали, что Рената написала не про себя?
Это не имеет значения. Про кого бы мы ни думали - это все и есть про себя.
То есть все что Вы пишите другим, это всегда про себя?)
Про природу себя. Мне не интересно никакое отдельное "себя", только природа самости. Она универсальна и не распадается на индивидуальности. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
С чего бы вдруг не сейчас? Упадок Дхармы случился через 500 лет после паринирваны Будды. Но и сейчас находятся люди, постигающие самую суть учения.
Разумеется, могло бы быть и хуже. Могли бы вообще родиться в то время, когда Учение забыто.
Те, кто умирает с твёрдым намерением переродиться в мире, куда придёт будда Меттея, намереваются родиться именно в таком мире, вообще-то, так как именно в такой мир приходит Меттея. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы