Переживание присутствия отсутствия (например, спокойствия как присутствия отсутствия беспокойства) - логический парадокс и одновременно практический опыт
Вы очень верно говорите. Имхо.
Только это как раз не парадокс, а естественное и логичное. Ведь нирвана переживается напрямую, тем что не рождено. Невозможно покой аннигилировать.
Даже беспокойство это всего лишь рябь в пространстве Океана Покоя. Здесь рябь это временное, относительное, иллюзорное которое лишь по омрачению воспринимается как самосущее независимое от Океана существование. Но пробужденный ум ясно видит, что Океан это реальность и вечность, а рябь это временное и страдательное. Океан без ряби имеет самосуществование как предельная реальность, а рябь имеет лишь относительное зависимое существование.
Парадокс это философия нигилизма, когда прямое переживание трансцендентного Покоя(отсутствия ряби(беспокойства) на поверхности Океана) не отличают от чисто вымышленной концепции как например отсутствие рогатого зайца прыгающего по поверхности Океана.
Это же какой логикой врожденного нигилизма ума надо обладать, чтобы не понимать разницу между вымышленным и прямым переживанием. Вот это удивительный парадокс. На этом парадоксе и зиждется философия нигилизма.
ТАТХАТА (санскр. – «таковость»), одно из обозначений подлинной, самотождественной, безусловной и невыразимой природы вещей в текстах буддизма махаяны, в основном в школе йогачара-виджнянавада. Татхата как Абсолют, не допускающий никаких квалификаций и атрибуций, соответствует понятию шуньяты, но намечает скорее положительный, чем отрицательный аспект высшей реальности. Мадхьямики отвергали это понятие как «слишком позитивное».
...
В текстах классической виджнянавады «таковость» означает «вещи-сами-по-себе», освобожденные от ложных проекций человеческого воображения и любых форм «конструирования» (кальпана). Поэтому она соответствует третьему – высшему – уровню реальности, который всегда обозначался в виджнянаваде как «совершенная природа» (паринишпанна-свабхава), лежащая по ту сторону различения субъекта и объекта познания.
...
Хотя татхата была значительно менее популярной концепцией махаяны, чем шуньята, она оказала значительное влияние на махаяну и особенно на буддийский тантризм (ср. также дзен). Некоторые современные буддисты называют буддийское мировоззрение в целом «философией таковости».
Сравните эту невыразимую пургу с дефиницией Асанги.
При всем моем огромном уважении к Абхидхармасамуччае Асанги - это философский труд. А кроме философии, есть еще и практика.
Вы правы в том, что умозрительно татхата - это отсутствие самости. Но правы и дзен-буддисты в том, что татхата на практике переживается как нечто позитивное. Объяснить этот парадокс я попыталась на примере спокойствия.
Говоря о некой позитивности татхаты я имею в виду не позитивность метафизическую (существование чего-либо или субстанциональность), а позитивность феноменологическую (опыта переживания татхаты). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ктото, в цитате не про йогачару, а про то, что в Тибете называли "йогачарой" - некое метафизическое воззрение, утверждающее субстанциональное сознание. Это совершенно разные вещи.
КИ, там именно про йогачару Асанги и Васубандху.
Вы видите хоть какое-то сходство?
Вижу.
П.С. Когда йогачары критикуют мадхьямиков за излишний нигилизм, то, как я понимаю, это относится и к пониманию мадхьямиками пустоты. В вашей же трактовке разницы между пониманием пустоты йогачарами и мадхьямиками нет. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пт 14 Дек 18, 14:25), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
ТАТХАТА (санскр. – «таковость»), одно из обозначений подлинной, самотождественной, безусловной и невыразимой природы вещей в текстах буддизма махаяны, в основном в школе йогачара-виджнянавада. Татхата как Абсолют, не допускающий никаких квалификаций и атрибуций, соответствует понятию шуньяты, но намечает скорее положительный, чем отрицательный аспект высшей реальности. Мадхьямики отвергали это понятие как «слишком позитивное».
...
В текстах классической виджнянавады «таковость» означает «вещи-сами-по-себе», освобожденные от ложных проекций человеческого воображения и любых форм «конструирования» (кальпана). Поэтому она соответствует третьему – высшему – уровню реальности, который всегда обозначался в виджнянаваде как «совершенная природа» (паринишпанна-свабхава), лежащая по ту сторону различения субъекта и объекта познания.
...
Хотя татхата была значительно менее популярной концепцией махаяны, чем шуньята, она оказала значительное влияние на махаяну и особенно на буддийский тантризм (ср. также дзен). Некоторые современные буддисты называют буддийское мировоззрение в целом «философией таковости».
Сравните эту невыразимую пургу с дефиницией Асанги.
При всем моем огромном уважении к Абхидхармасамуччае Асанги - это философский труд. А кроме философии, есть еще и практика.
Вы считаете, что в буддизме есть некие отдельные труды по "практике", в которых имеется иная дефиниция понятия "татхата"? _________________ Буддизм чистой воды
Ктото, в цитате не про йогачару, а про то, что в Тибете называли "йогачарой" - некое метафизическое воззрение, утверждающее субстанциональное сознание. Это совершенно разные вещи.
КИ, там именно про йогачару Асанги и Васубандху.
Вы видите хоть какое-то сходство?
Вижу.
П.С. Когда йогачары критикуют мадхьямиков за излишний нигилизм, то это относится и к пониманию мадхьямиками пустоты. В вашей же трактовке разницы между пониманием пустоты йогачарами и мадхьямиками нет.
Критикуют. Только смысл критики совсем другой. Недавно же это обсуждали. _________________ Буддизм чистой воды
Вы считаете, что в буддизме есть некие отдельные труды по "практике", в которых имеется иная дефиниция понятия "татхата"?
Может, татхату и нельзя иначе определить словами.
Но слова не равны вещам, слова не равны переживаниям. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ктото, в цитате не про йогачару, а про то, что в Тибете называли "йогачарой" - некое метафизическое воззрение, утверждающее субстанциональное сознание. Это совершенно разные вещи.
КИ, там именно про йогачару Асанги и Васубандху.
Вы видите хоть какое-то сходство?
Вижу.
П.С. Когда йогачары критикуют мадхьямиков за излишний нигилизм, то это относится и к пониманию мадхьямиками пустоты. В вашей же трактовке разницы между пониманием пустоты йогачарами и мадхьямиками нет.
Критикуют. Только смысл критики совсем другой. Недавно же это обсуждали.
Уточните, пожалуйста. То ли я не читала тему с обсуждением, то ли подзабыла. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№461563Добавлено: Пт 14 Дек 18, 14:51 (6 лет тому назад)
У всех феноменов (дхарм) нет самости. Здесь татхата раскрывается как нечто негативное.
У всех феноменов (дхарм) единый вкус - вкус отсутствия самости. Такое видение феноменов рождает непривязанность, невозмутимость, равностность. Здесь татхата раскрывается как нечто позитивное. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вы считаете, что в буддизме есть некие отдельные труды по "практике", в которых имеется иная дефиниция понятия "татхата"?
Может, татхату и нельзя иначе определить словами.
Но слова не равны вещам, слова не равны переживаниям.
Что же там должно быть "не равно переживаниям", если дефиниция татхата - это "отсутствие атмана"? То, что анатман может превозноситься поэтическими способами, не делает этот предмет чем-то иным.
Что же там должно быть "не равно переживаниям", если дефиниция татхата - это "отсутствие атмана"? То, что анатман может превозноситься поэтическими способами, не делает этот предмет чем-то иным.
Дефиниция спокойствия - это отсутствие беспокойства (в определении перечисляются виды беспокойств, которые отсутствуют).
Когда вы переживаете спокойствие - вы переживаете это как отсутствие переживания беспокойств (чувствуете, осознаете, что сейчас нет тревоги, волнения и т.д.) или как переживание, которое имеет свой собственный, определенный вкус, вкус спокойствия? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Что же там должно быть "не равно переживаниям", если дефиниция татхата - это "отсутствие атмана"? То, что анатман может превозноситься поэтическими способами, не делает этот предмет чем-то иным.
Дефиниция спокойствия - это отсутствие беспокойства (в определении перечисляются виды беспокойств, которые отсутствуют).
Когда вы переживаете спокойствие - вы переживаете это как отсутствие переживания беспокойств (чувствуете, осознаете, что сейчас нет тревоги, волнения и т.д.) или как переживание, которое имеет свой собственный, определенный вкус, вкус спокойствия?
Это одно и то же. _________________ Буддизм чистой воды
Что же там должно быть "не равно переживаниям", если дефиниция татхата - это "отсутствие атмана"? То, что анатман может превозноситься поэтическими способами, не делает этот предмет чем-то иным.
Дефиниция спокойствия - это отсутствие беспокойства (в определении перечисляются виды беспокойств, которые отсутствуют).
Когда вы переживаете спокойствие - вы переживаете это как отсутствие переживания беспокойств (чувствуете, осознаете, что сейчас нет тревоги, волнения и т.д.) или как переживание, которое имеет свой собственный, определенный вкус, вкус спокойствия?
Это одно и то же.
Одно и то же - но лишь логически.
Допустим, человеку, не знакомому со спокойствием, вы объясните, что переживать спокойствие - это значит не переживать беспокойств, но не скажете при этом, что можно просто переживать спокойствие как спокойствие (как вполне определенное, позитивное переживание, имеющее свой собственный вкус).
Тогда человек будет слишком сосредоточен на том, чтобы не переживать беспокойств (то есть будет слишком сосредоточен на беспокойствах), что затруднит для него переживание спокойствия. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Уточните, пожалуйста. То ли я не читала тему с обсуждением, то ли подзабыла.
Про самаропу и апаваду.
Так и я о том же
Татхата, в моем понимании, - ни позитивна, ни негативна. Акцентироваться лишь на негативном аспекте тахтхаты - апавада. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Уточните, пожалуйста. То ли я не читала тему с обсуждением, то ли подзабыла.
Про самаропу и апаваду.
Так и я о том же
Татхата, в моем понимании, - ни позитивна, ни негативна. Акцентироваться лишь на негативном аспекте тахтхаты - апавада.
Апавада - это отрицание вообще всего (сарва-абхава). Например, сведение всего только к номинальному - это апавада. Анатмавада - это только отрицание атмана во всём, а не всего. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы