№462378Добавлено: Чт 20 Дек 18, 00:46 (6 лет тому назад)Есть ли "я" в буддизме на уровне самврити-сатьи?
Существа, люди, животные и т.д. на уровне самврити-сатьи есть. Характеры, личности как совокупности качеств (черт), психика как совокупность психических процессов тоже есть на уровне самврити-сатьи.
Но, как я понимаю, в буддизме "я" нет нигде - всё безличностно (не только парамартха-сатья, но и самврити-сатья) - и никакого - ни вечного и неизменного, ни невечного и изменяемого.
То есть я считаю, что "я" в буддизме нет и на уровне самврити-сатьи.
А что вы думаете по этому поводу?
И как это связать с употреблением местоимений "я", "ты", "они" и т.д.? Мне кажется, что мы указываем просто на тела, предполагая, что раз есть одно тело - то соответственно есть и одно "я", и теряясь насчет того, есть ли "я" у примитивных колониальных животных и сколько у них этих "я" (у каждого отдельное или одно на всю колонию как целостный организм). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 20 Дек 18, 01:15), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Adzamaro, EvgeniyF, чайник2
№462388Добавлено: Чт 20 Дек 18, 00:58 (6 лет тому назад)
Местоимение заменяет собой другие слова для краткости речи. Нет свабхавы - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и их чужие смыслы.
Если речь о некоем "я", имеющем свабхаву (свой собственный смысл), то у прасангиков видимо оно есть на этом уровне, а у прочих буддистов - нет. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Чт 20 Дек 18, 01:01), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото, Ктото, чайник2
Местоимение заменяет собой другие слова для краткости речи. Нет свабхавы - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и их чужие смыслы.
И всё же, на что мы указываем, когда говорим "я"? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№462394Добавлено: Чт 20 Дек 18, 01:04 (6 лет тому назад)
Первоначальный смысл "у атмана нет свабхавы" - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и берет на себя их чужие смыслы "взаймы".
Местоимение заменяет собой другие слова для краткости речи. Нет свабхавы - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и их чужие смыслы.
И всё же, на что мы указываем, когда говорим "я"?
Смотря кто и смотря в каком случае. На тело, на ум, на некую фантазию. _________________ Буддизм чистой воды
Первоначальный смысл "у атмана нет свабхавы" - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и берет на себя их чужие смыслы "взаймы".
То есть, что бы человек ни называл "я", "собой", "душой", "атманом" и т.д. - можно уточнить, что именно он имеет в виду, на что указывает. Это могут оказаться ум, мышление, эмоции, тело и ощущения, мировоззрение, личность (как совокупность качеств) и т.д. - то есть то, что можно сопоставить с существующим на уровне самврити или путем анализа сопоставить с существующим на уровне парамартха. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 20 Дек 18, 01:12), всего редактировалось 1 раз
Местоимение заменяет собой другие слова для краткости речи. Нет свабхавы - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и их чужие смыслы.
И всё же, на что мы указываем, когда говорим "я"?
Смотря кто и смотря в каком случае. На тело, на ум, на некую фантазию.
Да-да, я поняла
Выше написала по сути о том же. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№462400Добавлено: Чт 20 Дек 18, 01:17 (6 лет тому назад)
КИ
А понятие "живое существо" ("существо") на уровне самврити-сатьи у йогачар есть?
П.С. Потому что если следовать предложенному вами ходу мыслей, то и "существа" на уровне самврити-сатьи нет. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 20 Дек 18, 01:18), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
№462401Добавлено: Чт 20 Дек 18, 01:18 (6 лет тому назад)
Особенность "я", в отличие от прочих "условных обозначений" - то, что может указывать на совершенно разное, и без смены контекста.
"Я вспотел" - вспотело тело. "Я стесняюсь" - стесняется ум. "Я стесняюсь, что вспотел". Ум не потел, а тело не стеснялось. _________________ Буддизм чистой воды
КИ
А понятие "живое существо" ("существо") на уровне самврити-сатьи у йогачар есть?
П.С. Потому что если следовать предложенному вами ходу мыслей, то и "существа" на уровне самврити-сатьи нет.
Деление на две истины было введено именно для этого - как объяснение употребления слова "существо" и подобных. У всех буддистов, кроме прасангиков и пудгалавадинов, это одинаково. _________________ Буддизм чистой воды
Особенность "я", в отличие от прочих "условных обозначений" - то, что может указывать на совершенно разное, и без смены контекста.
"Я вспотел" - вспотело тело. "Я стесняюсь" - стесняется ум. "Я стесняюсь, что вспотел". Ум не потел, а тело не стеснялось.
Да. При этом удивительно, что люди настолько привычно и легко понимают, о чем речь, что очень редко задумываются о том, что здесь что-то не так. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 20 Дек 18, 01:25), всего редактировалось 1 раз
КИ
А понятие "живое существо" ("существо") на уровне самврити-сатьи у йогачар есть?
П.С. Потому что если следовать предложенному вами ходу мыслей, то и "существа" на уровне самврити-сатьи нет.
Деление на две истины было введено именно для этого - как объяснение употребления слова "существо" и подобных. У всех буддистов, кроме прасангиков и пудгалавадинов, это одинаково.
То есть конвенциональная истина была введена для того, чтобы "легализовать" понятие"существо".
Но даже введения конвециональной истины недостаточно для того, чтобы "легализовать" понятие "я". В этом вопросе буддизм (кроме прасангиков и пудгалавадинов) на уступки не идёт.
Я правильно понимаю? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№462405Добавлено: Чт 20 Дек 18, 01:25 (6 лет тому назад)
18. Атмана не существует.
Какова природа атмана, который, как ложно предполагают, отбрасывает одни
группы и принимает другие в качестве новой формы своего существования?
Такого Пуруши, субъекта деятельности, не существует.
Сказал Бхагаван: «Есть действие, есть "созревание" [его результата], однако нигде не обнаруживается субъект действия, который
отбрасывает одни группы и принимает другие как новую форму существования, помимо условного обозначения дхарм*. Суть данного обозначения в следующем: при наличии этого возникает то; в развернутом
виде это причинно-зависимое возникновение»
5
.
— Что же такое тогда атман, [существование которого] не отрицается?
Только группы...
Если в метафорическом смысле [словом] «атман» обозначаются только
группы, то тогда он не отрицается.
* Dharmasamketa — в интерпретации Ф. И. Щербатского «теории эле
ментов» (см.: [Stcherbatsky, 1923, с. 28]).
В ряде контекстов samketa выступает синонимом vyavahara — «условное или
обыденное обозначение» (см.: [BHSD, с. 546]). Именно в таком значении интер
претирует эту фразу Парамартха: «Существование субъекта нигде не обнаружива
ется... за исключение тех случаев, когда, следуя обыденному словоупотреблению, о
дхармах говорят, что они и есть "эмпирическая личность (пудгала)"»
Комментатор «Энциклопедии Абхидхармы» Яшомитра, однако, толкует samketa
в значении «установления причинно-следственной связи»
АК т.3 Локанирдеша
Короче, там не самврити, а самкета или вйавахара сатья.
Последний раз редактировалось: Серж (Чт 20 Дек 18, 01:28), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы