Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Есть ли "я" в буддизме на уровне самврити-сатьи?

Страницы Пред.  1, 2, 3
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

462441СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 02:39 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
И атта, и анатта...
Это ничем не отличается от атмавады, где обычно тоже есть граница между аттой и анаттой.
Отличие, как я уже говорил, в наборе конкретно отрицаемого как атта. Ближайшая аналогия: Будда учился у двух учителей - Алары и Удраки. Достигнув сначала цели первого, а затем второго он понял что ни первое, ни второе не является освобождением от страдания - но есть некое другое, что является. Тоже самое и с аттой. Какие-то другие воззрения неверно считают аттой то, что ей не является. Например, те же некоторые упанишады, как я уже говорил, где атта это виджняна. Подобное воззрение схоже с воззрением монаха Сати в сутрах, который считал что эта же самая виджняна скитается и блуждает по круговерти перерождений.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

462445СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 02:50 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Местоимение заменяет собой другие слова для краткости речи. Нет свабхавы - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и их чужие смыслы.

И всё же, на что мы указываем, когда говорим "я"?
На говорящего (как участника речевого акта).

Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12751

462446СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 02:50 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Местоимение точно есть. Но им обозначается тело или ум, например. Самврити-мирская истина может быть ведь и высокой, типа брахмавихар, и "затмевающей", типа чарваки-локаяты. С т.з. пробегающихмимо-обычных людей и с т.з. арьев. Сложно ответить односложно.
_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462447СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 02:53 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:
Ктото пишет:
Местоимение заменяет собой другие слова для краткости речи. Нет свабхавы - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и их чужие смыслы.

И всё же, на что мы указываем, когда говорим "я"?
На говорящего (как участника речевого акта).

По аналогии с "Поступки совершаются – но нет того, кто их совершает" из Висуддхимагги:
"Речь говорится - но нет того, кто ее говорит".

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12751

462448СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 02:53 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Adzamaro пишет:
Ктото
Ну, как я уже говорил, если мы рассматриваем современные буддизмы, то атта там есть. И ан-атта, разумеется, тоже никуда не девается при этом. И она там не просто есть, а вполне обосновывается сутрами и йогическим опытом.

Если есть атта - то это адхамма, а не буддизм. С таким же успехом, можно секту Дэвадатты буддизмом называть, да еще одной из самых древних школ Very Happy

Атта-ниббана есть в Патисамбхидамагге, которую, как считается, Сарипутта написал. Без определения слово не рассмотреть. А оно там (определение) не обычное.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462450СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 02:58 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Местоимение точно есть. Но им обозначается тело или ум, например. Самврити-мирская истина может быть ведь и высокой, типа брахмавихар, и "затмевающей", типа чарваки-локаяты. С т.з. пробегающихмимо-обычных людей и с т.з. арьев. Сложно ответить односложно.

Понятно Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

462451СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 02:59 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Спасибо всем! Smile
_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Зумзум
Гость


Откуда: Mexborough


462457СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 06:00 (5 лет тому назад)    Re: Есть ли "я" в буддизме на уровне самврити-сатьи? Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
Ктото пишет:
А что вы думаете по этому поводу?
Если мы говорим о современных буддизмах, то атта есть:
- в Дхаммакае, как нирвана
- у лесных монахов тхеравады, как читта

По второму пункту - поклеп, потому что из лесных мало кто так считал, большинство лесных монахов придерживались стандартных взглядов для тхеравады.
Наверх
EvgeniyF



Зарегистрирован: 13.12.2017
Суждений: 1571

462458СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 07:36 (5 лет тому назад)    Re: Есть ли "я" в буддизме на уровне самврити-сатьи? Ответ с цитатой

Ктото пишет:

То есть я считаю, что "я" в буддизме нет и на уровне самврити-сатьи.
А что вы думаете по этому поводу.
Кто мы?  Very Happy  чему именно направлен Ваш вопрос?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 3971

462462СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 09:01 (5 лет тому назад)    Re: Есть ли "я" в буддизме на уровне самврити-сатьи? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Существа, люди, животные и т.д. на уровне самврити-сатьи есть. Характеры, личности как совокупности качеств (черт), психика как совокупность психических процессов тоже есть на уровне самврити-сатьи.
Но, как я понимаю, в буддизме "я" нет нигде - всё безличностно (не только парамартха-сатья, но и самврити-сатья) - и никакого - ни вечного и неизменного, ни невечного и изменяемого.

То есть я считаю, что "я" в буддизме нет и на уровне самврити-сатьи.
А что вы думаете по этому поводу?

И как это связать с употреблением местоимений "я", "ты", "они" и т.д.? Мне кажется, что мы указываем просто на тела, предполагая, что раз есть одно тело - то соответственно есть и одно "я", и теряясь насчет того, есть ли "я" у примитивных колониальных животных и сколько у них этих "я" (у каждого отдельное или одно на всю колонию как целостный организм).

С т. з. Прасангики:
"я"-атмана нет нигде - всё безличностно (не только парамартха-сатья, но и самврити-сатья) - и никакого - ни вечного и неизменного, ни невечного и изменяемого; "я" в буддизме нет и на уровне самврити-сатьи. Здесь: http://dharma.org.ru/board/topic8251.html это я - противоположное пункту Д.

При употреблении местоимений используется другое «я», которое существует как самврити-сатья. Здесь: http://dharma.org.ru/board/topic8251.html это пункты А, Б, В, Г и все они вместе, в целом.

У обычных существ эти два я не различаются и обычно используются вместе, более того, обычные существа обычно делают акцент именно на первом я. Если я указывает просто на тело, то какой смысл называть тело еще и «я»? У него же есть наименование «тело». Можно было бы использовать это наименование.
Кроме того, «я» используется в таких высказываниях: «я думаю», «я должен дать отдых своему телу» и пр. Здесь тоже указывается просто тело?


Последний раз редактировалось: чайник2 (Чт 20 Дек 18, 10:46), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 3971

462467СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 09:43 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Местоимение заменяет собой другие слова для краткости речи. Нет свабхавы - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и их чужие смыслы.

Если речь о некоем "я", имеющем свабхаву (свой собственный смысл), то у прасангиков видимо оно есть на этом уровне, а у прочих буддистов - нет.

«Собственное значение» можно понимать как пункты Б, В, Г и, в определенном смысле, даже Д (http://dharma.org.ru/board/topic8251.html). Пункт А (скандхи) условно называются «я» (причина условно называется именем плода), но не являются я, не являются собственным значением я. При этом наличие «собственных значений» - Б, В и Г не наделяет я (атмана-индивида-существующего) свабхавой. А противоположное пункту Д - это свабхава, отрицаемое я (атман-не индивид-несуществующее). Индивид с противоположным пункту Д - это индивид, я, имеющий свабхаву (имеющий отрицаемое я). Индивид с пунктом Д - это индивид, я, не имеющий свабхавы (не имеющий отрицаемого я).
Поэтому слово «я» не имеет собственного значения, которое обычно обычными существами ему приписывается - противоположное пункту Д, т. е. не имеет свабхавы. Но имеет собственное значение - остальные пункты. А наличие пункта А (скандх) отличает его от «рогов зайца».

Очень удивлюсь, если некто из буддистов не согласится с наличием в концептуальном уме этих описанных концептуальных проццессов (Б, В, Г) на основе А, и не согласится с пунктом Д. Другое дело, что, может быть, не все об этом знают.

«заменяет собой другие слова для краткости речи» - это и указывает на концепт «я». Этот концепт - отдельный от всех других концептов - «тела», «ума» и пр. Исключает все иное. Может быть описан теми самыми «другими словами» - не просто словом «тело» или словом «ум» или еще каким-то словом, которые все обозначают свои концепты (смыслы), а множеством слов, т. е. описывается иной смысл по отношению к смыслам этих слов. Но для краткости речи обозначается «я».


Последний раз редактировалось: чайник2 (Чт 20 Дек 18, 11:01), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 3971

462473СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 10:08 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Первоначальный смысл "у атмана нет свабхавы" - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и берет на себя их чужие смыслы "взаймы".

Ктото пишет:
Местоимение заменяет собой другие слова для краткости речи. Нет свабхавы - слово не имеет собственного значения, так как только заменяет собой другие слова и их чужие смыслы.

И всё же, на что мы указываем, когда говорим "я"?


Смотря кто и смотря в каком случае. На тело, на ум, на некую фантазию.
Со всем соглашусь, только уточню, что в концепте «я» «объединяются» скандхи, поэтому все признаки (функции) скандх переносятся концептуально на этот концепт, поэтому «я иду», «я думаю», но концепт кажется отдельным смыслом (пункт Г), поэтому «мое тело», «мой ум», «мне надо успокоить свой ум» - можно сказать: «заменяет собой другие слова и их чужие смыслы».
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

462481СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 10:53 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Атта-ниббана есть в Патисамбхидамагге, которую, как считается, Сарипутта написал.

Угу, написал, через сотню-другую лет после смерти Smile


Ответы на этот пост: Зумзум
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Зумзум
Гость


Откуда: Mexborough


462485СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 11:00 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Атта-ниббана есть в Патисамбхидамагге, которую, как считается, Сарипутта написал.

Угу, написал, через сотню-другую лет после смерти Smile

Эта информация еще нуждается в проверке про атта-ниббану, подобное идет в разрез с текстами тхеравады, написать такое мог не Сарипутта, а ТМ. Попросили бы приложить фрагмент текста, где прямо об этом говорится.


Ответы на этот пост: Ящерок
Наверх
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

462572СообщениеДобавлено: Чт 20 Дек 18, 17:30 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Зумзум пишет:
Antaradhana пишет:
Атта-ниббана есть в Патисамбхидамагге, которую, как считается, Сарипутта написал.

Угу, написал, через сотню-другую лет после смерти Smile

Эта информация еще нуждается в проверке про атта-ниббану, подобное идет в разрез с текстами тхеравады, написать такое мог не Сарипутта, а ТМ. Попросили бы приложить фрагмент текста, где прямо об этом говорится.
Ну там "атта", как и в большинстве случаев - местоимение. И строго говоря там, насколько мне известно, не "атта-ниббана", а "атта-париниббапана". Слово идет в тройственной связке "приручение себя" (atta-damatha), "успокоение себя" (atta-samatha) и "охлаждение (затушение, освобождение) себя" (atta-parinibbāpana).

Т.е. атта-париниббапанам = аттанам париниббапанам.  Побуждение себя к париниббане. (Париниббапана - отглагольное  существительное от каузативного глагола parinibbāpeti ). Типичный пример: "необученный обычный человек себя мучает (attānaṃ paritāpeti), благородный ученик себя освобождает (охлаждает) - attānaṃ parinibbāpeti". Т.е. то что практикует необученный человек - это атта-паритапана (истязание себя), а то что практикует благородный ученик - это атта-париниббапана (освобождение себя).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.041 (0.450) u0.017 s0.000, 18 0.024 [261/0]