Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Новое определение мереологического нигилизма от КИ

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

461571СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 15:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:
Уточните, пожалуйста. То ли я не читала тему с обсуждением, то ли подзабыла.

Про самаропу и апаваду.

Так и я о том же Smile
Татхата, в моем понимании, - ни позитивна, ни негативна. Акцентироваться лишь на негативном аспекте тахтхаты - апавада.

Апавада - это отрицание вообще всего (сарва-абхава). Например, сведение всего только к номинальному - это апавада. Анатмавада - это только отрицание атмана во всём, а не всего.

То есть, татхата это все равно "отсутствие атмана", и "природа всех дхарм" как именно отсутствие атмана. Никакой дополнительной "положительности" тут нет. Есть отсутствие отрицания чего-то еще (а именно - дхарм), кроме атмана. Но это не дает ни малейшего повода мыслить о неких "положительных и вечных субстанциях". Критикуется гиперотрицание мадхьямиков, которые вместе с атманом выкидывают и дхармы. Но не утверждается нечто такое положительное, которое хоть как-то намекало бы на теистические субстанции.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

461572СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 15:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Одно и то же - но лишь логически.

Бывает разделение или тождественность вне логики?

Конечно. К примеру, когда вы вновь чувствуете знакомый запах, то вы его просто узнаёте.

Или вы заменили читтаматринское "только ум" на "только логику"?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

461573СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 15:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:
Одно и то же - но лишь логически.

Бывает разделение или тождественность вне логики?

Конечно. К примеру, когда вы вновь чувствуете знакомый запах, то вы его просто узнаёте.

С т.з. йогачары, это стандартная логическая операция - некое ощущение соотносится с тем, что было запомнено.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

461574СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 15:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:
Одно и то же - но лишь логически.

Бывает разделение или тождественность вне логики?

Конечно. К примеру, когда вы вновь чувствуете знакомый запах, то вы его просто узнаёте.

С т.з. йогачары, это стандартная логическая операция - некое ощущение соотносится с тем, что было запомнено.

Узнавание (видимого, слышимого, обоняемого и поч.) - функция правого полушария мозга, логическое мышление относится к левому полушарию.
Я понимаю, в каком смысле узнавание можно отнести к логической операции, но эта логическая операция происходит бессознательно, то есть это нельзя отнести к логическим рассуждениям, "логическому мышлению" в западном понимании.
Вы даже не всегда сразу поймете, что узнали запах. Например, находясь в гостях, человек вдруг вспомнил детство, и только потом понял, что о детстве ему напомнил знакомый запах какого-то блюда, которое когда-то готовила и его бабушка.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

461575СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 15:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

К "логическим операциям" традиционно относится действие младенца, когда он тянется к груди матери - это классический пример в древних книжках. Младенец делает вывод, чтобы совершить действие - так это понималось индийцами. Точнее, логика и вывод для них именно это, а не вербальные рассуждения. Любое мышление, которое может считаться верным - это череда суждений и выводов. Или так - любое мышление, в значении умственного действия, можно редуцировать к череде суждений и выводов.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

461576СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

То есть, татхата это все равно "отсутствие атмана", и "природа всех дхарм" как именно отсутствие атмана. Никакой дополнительной "положительности" тут нет.

С этим не спорю Smile

Но это не дает ни малейшего повода мыслить о неких "положительных и вечных субстанциях". Критикуется гиперотрицание мадхьямиков, которые вместе с атманом выкидывают и дхармы. Но не утверждается нечто такое положительное, которое хоть как-то намекало бы на теистические субстанции.

Конечно татхата - это не субстанция и, тем более, не вечная субстанция или теистическая субстанция.
Позитивный аспект татхаты понимаю не как субстанциональность, а как возможность позитивного переживания татхаты (к примеру, как возможно позитивное переживание спокойствия), считаю это важным для практики.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Пт 14 Дек 18, 16:23), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

461577СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Критикуется гиперотрицание мадхьямиков, которые вместе с атманом выкидывают и дхармы.

Думаю, в буддизме то, как понимается пустота, важно для воззрения насчет реальности-нереальности мира. Ведь и в йогачаре, и в мадхьямаке пустота - это истинная природа вещей, предельная реальность.
С моей точки зрения, в представлениях йогачары не только мир более реален, чем в представлениях мадхьямаки, но пустота более реальна (но не в смысле метафизической субстанциональности, а в смысле позитивности переживаемого опыта, когда пустота воспринимается даже более реальной, чем привычный нам окружающий мир, наполненный существами и вещами).

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

461578СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

К "логическим операциям" традиционно относится действие младенца, когда он тянется к груди матери - это классический пример в древних книжках. Младенец делает вывод, чтобы совершить действие - так это понималось индийцами. Точнее, логика и вывод для них именно это, а не вербальные рассуждения. Любое мышление, которое может считаться верным - это череда суждений и выводов. Или так - любое мышление, в значении умственного действия, можно редуцировать к череде суждений и выводов.

Видимо, когда к груди матери тянется детёныш животного - для индийцев это тоже "логическая операция".
Что ж, такое понимание логики мне понятно, хотя оно и отличается от западного. В нем бессознательная компонента включена наряду с сознательной.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

461579СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:33 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
К "логическим операциям" традиционно относится действие младенца, когда он тянется к груди матери - это классический пример в древних книжках. Младенец делает вывод, чтобы совершить действие - так это понималось индийцами. Точнее, логика и вывод для них именно это, а не вербальные рассуждения. Любое мышление, которое может считаться верным - это череда суждений и выводов. Или так - любое мышление, в значении умственного действия, можно редуцировать к череде суждений и выводов.

Видимо, когда к груди матери тянется детёныш животного - для индийцев это тоже "логическая операция".
Разумеется. Бабочка к цветку - тоже классический пример.

Ктото пишет:
Что ж, такое понимание логики мне понятно, хотя оно и отличается от западного. В нем бессознательная компонента включена наряду с сознательной.
"Бессознательного сознания" в йогачаре уж точно нет. Ум, мышление - это всегда сознательное. Но, нечто может быть кратким, с трудом рефлексируемым, принимаемым за иное и т.п.

Кроме того, что все мышление редуцируется к последовательности выводов, еще и все заблуждения легко сводятся к логическим ошибкам. Весь мир, помимо моментального чувственного, состоит из одной логики - верной и ошибочной - так выходит.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

461580СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Критикуется гиперотрицание мадхьямиков, которые вместе с атманом выкидывают и дхармы.

Думаю, в буддизме то, как понимается пустота, важно для воззрения насчет реальности-нереальности мира. Ведь и в йогачаре, и в мадхьямаке пустота - это истинная природа вещей, предельная реальность.

В йогачаре - это отсутствие атмана. У кого-то еще - это некая неведомая непознаваемая крутая штукенция.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

461581СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кроме того, что все мышление редуцируется к последовательности выводов, еще и все заблуждения легко сводятся к логическим ошибкам. Весь мир состоит почти из одной логики - верной и ошибочной - так выходит.

Это близко к когнитивной психологии и когнитивной психотерапии.
В когнитивной психотерапии разбираются ошибки мышления, убеждения, автоматические мысли, которые ведут к проблемам.
Только там это называется не логикой, а мышлением.

Согласна с вами в том, что омрачения можно свести к заблуждениям мышления, а освобождение от омрачений - к освобождению от заблуждений мышления.
Другое дело, что не всем такой подход подойдет. К примеру, многие люди лучше осознают эмоции и отношения, чем мышление. Описание омрачений через эмоции, отношения, а освобождение от омрачений как работа с эмоциями и отношениями для них окажется более действенными с практической точки зрения.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

461582СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Только там это называется не логикой, а мышлением.

"Логика" - в том же смысле, в каком: "весь мир - математика".

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

461583СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:52 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Критикуется гиперотрицание мадхьямиков, которые вместе с атманом выкидывают и дхармы.

Думаю, в буддизме то, как понимается пустота, важно для воззрения насчет реальности-нереальности мира. Ведь и в йогачаре, и в мадхьямаке пустота - это истинная природа вещей, предельная реальность.

В йогачаре - это отсутствие атмана. У кого-то еще - это некая неведомая непознаваемая крутая штукенция.

Отсутствие атмана - это понимание пустоты. Такое понимание необходимо для опыта переживания.
Но разве можно пережить отсутствие атмана? Можно, скажем, пережить отсутствие мыслей - потому что мы на опыте знаем, что такое их присутствие, и можем сравнить. Как можно понять, что это переживание отсутствия атмана, если нет опыта присутствия атмана?
Возможно, вы считаете, что пустоту можно только понять, но нельзя пережить на опыте - мне понятна такая точка зрения, но она не соответствует Дзэн, где делается акцент на непосредственном переживании пустоты.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

461584СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Есть (у Будды) знание того, что в дхармах нет атмана. И отдельно от этого есть "переживания" - радости, освобожденности и т.п. Это - отдельные дхармы, не само знание, а "эффекты" от него.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

461585СообщениеДобавлено: Пт 14 Дек 18, 16:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Есть (у Будды) знание того, что в дхармах нет атмана. И отдельно от этого есть "переживания" - радости, освобожденности и т.п. Это - отдельные дхармы, не само знание, а "эффекты" от него.

То есть пустота, с вашей точки зрения, - это результат правильного логического вывода, но переживаться непосредственно она не может.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18  След.
Страница 13 из 18

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.551) u0.019 s0.000, 18 0.014 [269/0]