Эти три признака имеют логическую связь между собой. Вопрос был о том, знакомы ли вы с этим, знаете ли, что это за связи.
Это касается самскара - сотворенного кармой. Например "страдание перемен" - это духкха, связанная с анитьей, а "всепроникающее страдание" - это духкха, связанная с обусловленностью, с анатмой.
Но нельзя сказать, что всё, что анатма, - то также и духкха, и анитья.
Тогда получится, что и Нирвана - духкха и анитья, потому что Нирвана - анатма. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 15 Дек 18, 13:56), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
Эти три признака имеют логическую связь между собой. Вопрос был о том, знакомы ли вы с этим, знаете ли, что это за связи.
То есть всё, что анатма, - то также и духкха, и анитья?
Нет уж!
Тогда получится, что и Нирвана - духкха и анитья, потому что Нирвана - анатма.
Я спрашивал о том, что вы знаете о связи трех лакшан между собой. Вы приводите продолжение какого-то своего внутреннего монолога. Откуда мне знать, на чем основаны эти ваши суждения? _________________ Буддизм чистой воды
Эти три признака имеют логическую связь между собой. Вопрос был о том, знакомы ли вы с этим, знаете ли, что это за связи.
То есть всё, что анатма, - то также и духкха, и анитья?
Нет уж!
Тогда получится, что и Нирвана - духкха и анитья, потому что Нирвана - анатма.
Я спрашивал о том, что вы знаете о связи трех лакшан между собой. Вы приводите продолжение какого-то своего внутреннего монолога. Откуда мне знать, на чем основаны эти ваши суждения?
Я исправила предыдущий пост _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№461737Добавлено: Сб 15 Дек 18, 14:07 (6 лет тому назад)
Я писал "отсутствие атмана - это плохо" в значении того атмана, который отрицается в дхарма-найратмя, некоей вечной метафизической штуки. А вы сейчас скорее рассуждаете об атмане из пудгала-найратмя - отсутствия атмана в дхармах (тут терминологический казус - дхарма-найратмя не про атман в дхармах, а наоборот), "дхармы - не мое, не я".
Анатман пудгала-найратмя, более общее, чем духкха - так как включает еще и прекращения духкхи. _________________ Буддизм чистой воды
Я писал "отсутствие атмана - это плохо" в значении того атмана, который отрицается в дхарма-найратмя, некоей вечной метафизической штуки. А вы сейчас скорее рассуждаете об атмане из пудгала-нарйратмя - отсутствия атмана в дхармах (тут терминологический казус - дхарма-найратмя не про атман в дхармах, а наоборот), "дхармы - не мое, не я".
Может, я сейчас скажу глупость, но для меня - в конечном счете - это одно и то же отрицание атмана. Это как бы два разных места - мы сначала заглянули в одно, не обнаружили там атмана, потом заглянули в другое - и тоже не обнаружили там атмана.
То есть, в моем понимании, здесь нет двух разных пустот - пустоты, связанной с дхарма-найратмя, и пустоты, связанной с пудгала-найратмя, а лишь одна пустота, просто описанная с точки зрения разных уровней - самврити (как отсутствие единого вечного метафизического атмана) и парамартха (как отсутсвие атмана в дхармах). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Я писал "отсутствие атмана - это плохо" в значении того атмана, который отрицается в дхарма-найратмя, некоей вечной метафизической штуки. А вы сейчас скорее рассуждаете об атмане из пудгала-нарйратмя - отсутствия атмана в дхармах (тут терминологический казус - дхарма-найратмя не про атман в дхармах, а наоборот), "дхармы - не мое, не я".
Может, я сейчас скажу глупость, но для меня - в конечном счете - это одно и то же отрицание атмана. Это как бы два разных места - мы сначала заглянули в одно, не обнаружили там атмана, потом заглянули в другое - и тоже не обнаружили там атмана.
То есть, в моем понимании, здесь нет двух разных пустот - пустоты, связанной с дхарма-найратмя, и пустоты, связанной с пудгала-найратмя, а лишь одна пустота, просто описанная с точки зрения разных уровней - самврити (как отсутствие единого вечного метафизического атмана) и парамартха (как отсутсвие атмана в дхармах).
Это всё очень многоплановое, много разных вариаций и перекрестных смыслов. _________________ Буддизм чистой воды
Может, я сейчас скажу глупость, но для меня - в конечном счете - это одно и то же отрицание атмана.
Ну, тут грамматическая разница. И довольно большая. Грамматическая разница сложных слов разного типа, а именно - кармадхарая и бахуврихи. Сложное слово с отрицательной частицей a(n)X понимаемое как кармадхарая будет иметь значение "не Х", а понимаемое как бахуврихи - "не имеющий Х ". В случае с "атманом" и абстрактным "Х" разница, как бы, не очень заметна. Как бы не очень бросается в глаза. Но если заменить "Х" или "атман" на слова типа "дитя", "жена", "лошадь", то разница будет очень заметна: "не дитя" и "не имеющий детей, т.е. бездетный". "Не жена" и "неженатый". "Не лошадь" и "безлошадный". Такая же разница и в случае с атманом - "не атман" и "безатманный (т.е."не имеющий атмана")".
Может, я сейчас скажу глупость, но для меня - в конечном счете - это одно и то же отрицание атмана.
Ну, тут грамматическая разница. И довольно большая. Грамматическая разница сложных слов разного типа, а именно - кармадхарая и бахуврихи. Сложное слово с отрицательной частицей a(n)X понимаемое как кармадхарая будет иметь значение "не Х", а понимаемое как бахуврихи - "не имеющий Х". В случае с "атманом" и абстрактным "Х" разница, как бы, не очень заметна. Как бы не очень бросается в глаза. Но если заменить "Х" или "атман" на слова типа "дитя", "жена", "лошадь", то разница будет очень заметна: "не дитя" и "бездетный". "Не жена" и "неженатый". "Не лошадь" и "безлошадный". Так же и с атманом - "не атман" и "безатманный".
Это похоже на описание различных видов саткая-дришти - по 4 вида для каждой скандхи, всего их 20.
Из Абхидхармасамуччаи Асанги:
As for the twenty types of erroneous views concerning the self with regard to the five aggregates, viz., one considers form (rūpa) as the self (ātma), the self as having a nature of form (rūpavantam ātmānam), form as belonging to the self (ātmīyaṃ rūpam), or the self belonging to form (rūpe ātmānam); and one considers feeling, perception, formation and consciousness as self, or the self as having consciousness, consciousness as belonging to the self, and the self as belonging to consciousness.
Но это не значит, что каждый вид саткая-дришти - это отдельный атман. И отрицание каждого вида саткая-дришти - это отдельная пустота. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№461754Добавлено: Сб 15 Дек 18, 17:29 (6 лет тому назад)
Это как высказывание aputra может означать "не дитя" и "бездетный". Очень большая разница. Это разные по (грамматическому) смыслу высказывания (например: "Он не ребенок (не дитя)" и "У него нет детей (он бездетный)."
Это как высказывание aputra может означать "не дитя" и "бездетный". Очень большая разница. Это разные по смыслу высказывания.
Я с вами согласна. И эти нюансы важно понимать.
Но, с другой стороны, то, что рупа-скандха - не атман, и то, что рупа-скандха - безатманна (то есть не имеет атман), - это просто две разные саткая-дришти относительно рупа-скандхи. Если же каждой из 20 саткая-дришти будем ставить в соответствие свой вид атмана, и каждому такому виду атмана будем ставить в соответствие свой вид анатмана (пустоты) - то будет 20 видов атмана и 20 видов пустоты.
В теории это, повторюсь, важно понимать. Нужно ли такое количество атманов и анатманов (пустот) для практики - вопрос практической целесообразности, он может решаться по-разному.
К примеру, в йогачаре татхату (пустоту) делят на три дхармы (иногда не делят) - но деление это происходит по другому критерию (татхата в отношении кусала, акусала и нейтральных вещей). Видимо, именно такое деление татхаты в йогачаре посчитали целесообразным. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы