№456023Добавлено: Вс 18 Ноя 18, 23:22 (6 лет тому назад)Мереологический нигилизм Шантидевы
Пример интересного рассуждения Шантидевы в стилистике "мереологического нигилизма". Мастер.
78
Тело - это не ступни и не голени.
Бедра и ягодицы - это не тело.
Живот и спина - это не тело.
Грудь и руки также не являются телом.
79
Тело - это не ладони и не бока.
Подмышечные впадины и плечи - это не тело.
Шея и голова - это также не тело.
Так что же тогда тело?
80
Если тело существует в пространстве,
Занимаемом его членами,
А члены - в пространстве, занимаемом их частями,
Где же тогда тело само по себе?
81
Если бы тело целиком
Находилось в руках и других членах,
Тогда было бы столько же тел,
Сколько рук и так далее.
82
Тело не существует ни внутри, ни снаружи [его частей].
Как же может оно находиться в руках и других членах?
Оно [также] не существует вне рук и других органов.
Так где же его отыскать?
83
Таким образом, тела не существует.
Однако из-за заблуждения возникает образ тела в силу их особой конфигурации, -
Подобно тому, как возникает образ человека при взгляде на столб.
84
До тех пор, пока присутствует собрание условий,
Тело представляется человеком.
Подобно этому, пока присутствуют руки и прочее,
Именно в них мы видим тело.
85
Подобным образом, ступни также не существует,
Ибо она - всего лишь собрание пальцев208.
Это же верно и для пальца, ибо он - всего лишь собрание суста-вов,
И для сустава, ибо он также состоит из частей.
86
Но и части можно поделить на атомы,
А сам атом можно разделить на фрагменты по направлениям.
Этот фрагмент - пустое пространство, поскольку он не имеет частей.
Следовательно, атома не существует209.
Пример интересного рассуждения Шантидевы в стилистике "мереологического нигилизма". Мастер.
Вероятнее всего, приписывание Шантидеве мереологического нигилизма это только одна из позиций. Смотрим комментарий
Geshe Kelsang Gyatso - Meaningful to Behold A Commentary to the Shantidevas Guide to the Bodhisattvas Way of Life
"...Нам необходимо осознать, что две истины - относительная и абсолютная - не противоречат друг другу, а взаимно помогают друг другу.
Необходимо уметь брать и устанавливать относительную природу объекта, не отрицая его абсолютной природы, и наоборот. Когда эти две природы видятся не противоречищими, тогда обретено понимание союза двух истин. Чтобы обрести такое понимание, важно, чтобы практик развивал как аспект метода пути - чтобы постигать относительную истину, а также аспект мудрости пути, который постигает абсолютную истину. "
http://dharma.org.ru/board/topic7255.html
Так же недавно вышла книга Далай Ламы с комментариями к 9-ой главе. Я думаю, что там он еще более конкретно высказывается на эту тему. Но к сожалению в интернете не нашел, только на бумаге продается. Может кто-то читал и тоже прокомментирует. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№456096Добавлено: Пн 19 Ноя 18, 09:42 (6 лет тому назад)
Вероятнее всего, вы не понимаете того, о чем беретесь рассуждать. Почитайте сперва, что такое этот "мереологический нигилизм" и кем и для чего он используется. _________________ Буддизм чистой воды
№456099Добавлено: Пн 19 Ноя 18, 09:50 (6 лет тому назад)
Шантидева объясняет пустоту точно так же, как ныне её объясняют последователи Оле Нидала. Традиция, однако. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вероятнее всего, вы не понимаете того, о чем беретесь рассуждать. Почитайте сперва, что такое этот "мереологический нигилизм" и кем и для чего он используется.
Естественно я прочитал прежде чем писать. Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют. Существуют только базовые объекты, которые не состоят из частей.
В Гелуг же относительная истина - человек не отрицается, а принимается как относительная истина. Но относительная истина понимается по другому чем в тхераваде, где человек это только именование для составного объекта дхамм.
А пустота отрицает не существование составных объектов а ложное функциионирование "со своей стороны"
"«Самобытие» имеет очень специфическое значение в буддийской мысли. Оно означает предполагаемое существование вещи из своей собственной природы или со своей собственной стороны. На самом деле, однако, такой способ существования совершенно невозможен; это заблуждение. Это всего лишь выдумка ума, который по ошибке схватывает то, что известно как «истинное существование».
Согласно Шантидеве и школе Прасангики, к которой он принадлежит, все следующие термины относятся к этому ложному выдуманному способу существования и все это следует понимать как синонимы: «самобытие», «истинное существование», «существование со своей собственной стороны» и «независимое самобытие».
Именно этот ложный способ существования - т.е. такие феномены, существующие со своей собственной стороны без простого обозначения сознанием (imputed by consciousness), - это тот самый объект, который отрицается пустотой."
http://dharma.org.ru/board/topic7255.html _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№456113Добавлено: Пн 19 Ноя 18, 10:22 (6 лет тому назад)
Думаю, что Шантидева взял эту стилистику из гандхарского буддизма, с которым был хорошо знаком.
Цитата:
Именно в Большой Гандхаре в этот период буддистская схоластика разработала онтологию, сфокусированную на списках дхарм, которые сохранились до наших дней. Списки дхарм составлялись до схоластической революции в Большой Гандхаре и продолжали составляться в других местах с целью сохранения учения Будды. Но буддисты Большой Гандхары первыми использовали эти списки дхарм, чтобы толковать неслыханную для тех времен онтологию. Они рассматривали дхармы как единственные реально существующие сущности, отвергая существование объектов, которые были составлены из них.
Отрицается, как истинное, но принимается как полезное заблуждение. Отрицаемое используется, так как существа так мыслят. _________________ Буддизм чистой воды
Отрицается, как истинное, но принимается как полезное заблуждение. Отрицаемое используется, так как существа так мыслят.
Составное не отрицается. Феномены и составные и не составные существуют как "обозначение" сознания для которого есть "достоверная основа".
"Тем не менее, «я», которое обозначается концепцией, считается существующим при условии, что основа, на которую оно обозначается, является подходящей. При наличии условия, любая из скандх личности может выступать в роли достоверной основы (valid basis) для обозначения личности, поэтому личность, которая просто обозначается на эту основу, является условно существующей."
P.S. Конечно, с другой стороны можно и Шанкаре, и веданте приписать мереологический нигилизм и вообще любой философии где реально (на уровне абсолютной истины) только нечто одно существует. Но мне кажется есть тонкие различия, которые Вы опускаете. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Последний раз редактировалось: СлаваА (Пн 19 Ноя 18, 14:41), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
№456190Добавлено: Пн 19 Ноя 18, 14:57 (6 лет тому назад)
В мереологическом нигилизме общие объекты отрицаются, а не базовые. У Шантидевы отрицаются все. Поэтому это не нигилизм, а анализ самосущности.
Мереологический нигилизм характерен для вайбхашики. Это у них в действительности существуют те объекты, которые нельзя разбить на части.
Последний раз редактировалось: Серж (Пн 19 Ноя 18, 17:11), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
№456215Добавлено: Пн 19 Ноя 18, 16:12 (6 лет тому назад)
Один раз нужно разобраться с тем, что же такое существование, чтобы вырваться из заблуждений этернализма. Всего один раз нужно задаться основательгым вопросом: "что такое существование?" - и идти до победного конца, не останавливаясь. Тот, кто не задается этим вопросом, не может освободиться от крайностей привычного и безосновательного утверждения и отрицания и даже не может осознать, что акое привычное и безосновательное.
Можно спорить с людьми, не знающими обусловленности существования, но это напрасные дискуссии. В таких спорах нет основы. Глупый, необученный человек опирается на привычное не зная возникновения привычек, не исследуя их, не имея бдительности и проницательности.
Те кто судят поверхностно, легкомысленно, остаются охвачены пустыми убеждениями и неистово защищают свои безосновательные идеи. Они и не знают, как следовать Дхарме. Они самоуверены и самонадеяны и не признают страдания. Такие люди не могут быть приняты в обучение. Они должны сначала опомниться и признаться себе в глубоком замешательстве в вопросе жизни и смерти. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Отрицается, как истинное, но принимается как полезное заблуждение. Отрицаемое используется, так как существа так мыслят.
Относительная истина - человек - чем отрицается? Верным познанием относительного? - наоборот, устанавливается. Верным познанием абсолютного? - нет, относительная истина не является его объектом. А больше нечем.
Человек, имеющий место истинно - не существует, отрицается верным познанием абсолютного и не является относительной истиной.
Перечитайте цитату в первом сообщении - отрицается существование целого.
Существование целого отрицается исследованием абсолютного, следовательно, отрицается целое, имеющее место истинно - только оно является объектом этого исследования.
Из Ср. Ламрима:
Поэтому сказано: когда, исследуя с помощью доказательств, анализирующих таттву, не обнаруживаешь рождения и прочего, тогда опровергается рождение благодаря собственному бытию (rang bzhin gyis skye ba) и прочее, но не опровергается рождение, прекращение и всё прочее.
Перечитайте цитату в первом сообщении - отрицается существование целого.
Существование целого отрицается исследованием абсолютного, следовательно, отрицается целое, имеющее место истинно - только оно является объектом этого исследования.
Из Ср. Ламрима:
Поэтому сказано: когда, исследуя с помощью доказательств, анализирующих таттву, не обнаруживаешь рождения и прочего, тогда опровергается рождение благодаря собственному бытию (rang bzhin gyis skye ba) и прочее, но не опровергается рождение, прекращение и всё прочее.
Целое, имеющее место ложно - не отрицается. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы