Вот об этом моменте и этом изменении-трансформации речь.
Как у Фомы Аквинского, который в конце жизни испытал наконец медитативное состояние и не стал дописывать своей последней книги, поняв, что это всё не стоит даже чернил? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Поскольку концепция не существует, с ней ничего и не происходит.
Правильно ли я понимаю, что в вашем уме с концепциями ничего не происходит - они не переосмысливаются, не корректируются, не возникают (под влиянием прочитанного, услышанного или собственных размышлений)?
В том самом посте, на который Вы отвечаете, я также писал: "А вот с её пониманиями, изложениями, записями - происходит: они могут забываться, теряться, снова создаваться, переделываться, и т.д. "
Насколько я понимаю из вашего ответа, вы подтверждаете, что в вашем уме с концепциями ничего не происходит.
Не буду вдаваться в очередной бессмысленный спор.
Скажу лишь, что в моем уме с концепциями (а это не идеи в чистом виде, а идеи, оформленные в слова, мысли или образы) много чего происходит - они переосмысливаются, изменяются, корректируются, усложняются или упрощаются, возникают (под влиянием прочитанного, услышанного, собственных размышлений) и исчезают (забываются или видятся настолько по-другому, что по-старому я и посмотреть на них сегодня не могу).
Я могу эти концепции излагать кому-то или не излагать, записывать или не записывать - от этого они не перестанут меняться в уме.
Картина мира - это тоже концепция. Картины мира не существует в реальности, но она существует как концепция. И она тоже изменяется.
В Вашей парадигме, концепция - это то же самое, что понимание концепции, мысленное представление концепции. Конечно, можно и так употреблять терминологию. Но при таком подходе само различение концепций (paññatti) и дхамм (а именно представлений, читт) вообще лишается смысла. _________________ Границы мира - это границы языка
Вопроса "как" не должно возникать, ибо Путь объяснен: sila, samadhi, panna
Если поборол жажду, а она возникает - значит, не поборол. Это, кстати, можно отнести и к метафоре с огнём, который якобы не затух, а как бы притаился. Ок, продолжим эту порочную логику: если огонь притаился, значит, в любой момент он опять может разгореться! То есть жажда вновь воскреснет и восстановит круг дуккхи. Но это неправда, ведь арахант полностью вырвал с корнем жажду, погасил огонь целиком.
То есть Вы согласны, что происходит качественное изменение? Можно гасить огонь, гасить, но потом все равно должно произойти качественное изменение состояния ума, когда огонь больше ни при каких условиях не может разгореться. Это не просто постепенное угасание.
Слава, речь лишь о том, что функционирование ума как безличного процесса познавания объектов одинаково для араханта и обычного человека. Но арахант погасил огонь жажды к объектам шести дверей чувств, а обычный человек продолжает гореть. При этом ум (нама) остается умом: он возникает и исчезает вместе с каждым объектом, он распознает, он чувствует. Он не остается неизменным.
Что тут непонятного?
На мой взгляд этот мир богов и есть мир идей Платона.
На мой взгляд, есть такие взгляды, в которых есть мир богов, но нет мира Великих Идей; и есть такие взгляды, в которых есть мир Великих Идей, но нет мира богов; и есть ещё такие взгляды, в которых есть и мир богов, и мир Идей; и ещё есть такие взгляды, в которых нет ни того, ни другого.
Среди этих взглядов нет ни одного, который был бы взглядом Татхагаты.
К словам придираетесь. Уберите из Идей или Богов самосущность, назовите это дхаммой и вот Вам взгляд Татхагаты.
Верно. Только дхаммы. Нет в них никакой самосущности. Вот вам взгляд Татхагаты. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В буддизме (а речь о нём), критерий совершенства - не духкха. А всё, что аничча - духкха. Миры богов (в буддизме) - аничча.
Анитья приводит к дукхе из-за жажды. В самой по себе анитьи нет дукхи.
Напоминаю, что тема о буддизме Тхеравады, а не об идеях неоиндуизма.
Где Вы увидели идеи неоиндуизма? Мерещится уже во всем.
Мы обсуждаем концепции, что это такое и как соотносятся с мирами чисто умственными или мирами умственных богов.
На мой взгляд концепции лишь отражение в уме земных людей того что можно непосредственно видеть в мире умственных богов. И так как в том мире изменения происходят намного более медленно, то человек и через 2500 лет поднявшись умом туда может видеть почти того же Брахму и заново сформировать о нем концепцию. Даже если уже прошлые концепции Брахмы забыты и утеряны.
Меня не волнуют Ваши фантазии о Брахме. А в буддизме аничча - это ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХКХИ. Духкха она на три вида подразделяется. _________________ นโมพุทฺธาย
В Вашей парадигме, концепция - это то же самое, что понимание концепции, мысленное представление концепции. Конечно, можно и так употреблять терминологию. Но при таком подходе само различение концепций (paññatti) и дхамм (а именно представлений, читт) вообще лишается смысла.
В вашем представлении концепции в уме не только не меняются, но и не возникают.
В вашем уме возникла концепция Дхармы? Или концепция Дхармы в вашем уме была и ДО того, как вы познакомились с буддизмом? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Слава, речь лишь о том, что функционирование ума как безличного процесса познавания объектов одинаково для араханта и обычного человека. Но арахант погасил огонь жажды к объектам шести дверей чувств, а обычный человек продолжает гореть. При этом ум (нама) остается умом: он возникает и исчезает вместе с каждым объектом, он распознает, он чувствует. Он не остается неизменным.
Что тут непонятного?
Это понятно, что он функционирует также. Но с другой стороны он поглощен созерцанием дхамы Ниббаны. Остальные дхамы при этом видятся совсем другими.
Но наверное Вы не согласитесь, так как для Вас Ниббана это просто прекращение.
На мой взгляд этот мир богов и есть мир идей Платона.
На мой взгляд, есть такие взгляды, в которых есть мир богов, но нет мира Великих Идей; и есть такие взгляды, в которых есть мир Великих Идей, но нет мира богов; и есть ещё такие взгляды, в которых есть и мир богов, и мир Идей; и ещё есть такие взгляды, в которых нет ни того, ни другого.
Среди этих взглядов нет ни одного, который был бы взглядом Татхагаты.
К словам придираетесь. Уберите из Идей или Богов самосущность, назовите это дхаммой и вот Вам взгляд Татхагаты.
Верно. Только дхаммы. Нет в них никакой самосущности. Вот вам взгляд Татхагаты.
Самосущности нет, но есть форма. И форма эта меняется очень медленно по сравнению с нашим земным временем.
Меня не волнуют Ваши фантазии о Брахме. А в буддизме аничча - это ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХКХИ. Духкха она на три вида подразделяется.
Да, я в курсе про три вида. Эмпириокритик подробно на эту тему писал в отдельной теме. Но из своего опыта я не понимаю как изменчивость может вызывать дукху, если нет жажды. Если нет жажды к постоянству, то почему я буду страдать от изменчивости? Объясните, если понимаете.
в моем уме с концепциями (а это не идеи в чистом виде, а идеи, оформленные в слова, мысли или образы) много чего происходит
Полагаю, что в этом случае следует говорить о мыслях как inceptions, а не о концепциях - conceptions, что есть другая стадия мышления, которую вы и называете концептуализацией:
Цитата:
если концепцией считать конкретный факт ее изложения - например, в такой-то книге на такой-то странице изложена такая-то концепция
_________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В Вашей парадигме, концепция - это то же самое, что понимание концепции, мысленное представление концепции. Конечно, можно и так употреблять терминологию. Но при таком подходе само различение концепций (paññatti) и дхамм (а именно представлений, читт) вообще лишается смысла.
В вашем представлении концепции в уме не только не меняются, но и не возникают.
В вашем уме возникла концепция Дхармы? Или концепция Дхармы в вашем уме была и ДО того, как вы познакомились с буддизмом?
В уме возникают мысленные представления концепций. Поскольку Вы это (мысленные представления) и называете "концепциями", то да, в Вашей терминологии можно сказать, что "концепции возникают и исчезают". К мысленным представлениям (читтам, возникающим и исчезающим в определенные моменты времени) то, что я говорил выше о концепциях, не относится. _________________ Границы мира - это границы языка
в моем уме с концепциями (а это не идеи в чистом виде, а идеи, оформленные в слова, мысли или образы) много чего происходит
Полагаю, что в этом случае следует говорить о мыслях как inceptions, а не о концепциях - conceptions, что есть другая стадия мышления, которую вы и называете концептуализацией:
Цитата:
если концепцией считать конкретный факт ее изложения - например, в такой-то книге на такой-то странице изложена такая-то концепция
Если концепцией считать конкретный факт ее изложения, то, конечно, она не меняется.
Это очень удобно для патентоведения.
Но в буддизме, насколько я понимаю, речь о том, что происходит в процессе познания. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Кста, а с т.з. тхеравады (у других просто не уточнял), как раз таки, всё составное (т.е. панняти) не "не постоянно", так как тилаккхана (три признака) к панняти не относится.
В вашем уме возникла концепция Дхармы? Или концепция Дхармы в вашем уме была и ДО того, как вы познакомились с буддизмом?
Мысль о том, что всё должно подчиняться какому-то закону, возникает в человеке до знакомства с концепциями таких Законов. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В вашем уме возникла концепция Дхармы? Или концепция Дхармы в вашем уме была и ДО того, как вы познакомились с буддизмом?
Мысль о том, что всё должно подчиняться какому-то закону, возникает в человеке до знакомства с концепциями таких Законов.
Это не так очевидно.
Например, можно считать, что все подчиняется не какому-то закону, а воле Бога (богов). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы