В суттах говорится, что Ниббана - прекращение страданий, угасание страсти, злобы и неведения.
Вы уже второй раз перечисляете, прекращением чего является ниббана, но почему-то забываете бхава ниродху упомянуть. Куда-то она у вас теряется. Случайность? Не думаю.
Так ведь бхава в дуккха и самудая входит) _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Что значит "прекращение всего вообще"? Это слишком туманная формулировка, и я её отнюдь не придерживаясь. Если Вы согласны, что ниббана - это прекращение жажды, страданий и новых рождений, то и прекрасно.
2. Что арахант признаётся как арахант другими арахантами, в то время как обычные люди могут и ошибиться (проглядеть араханта, или счесть арахантом того, кто арахантом не является) - это верно, но не имеет отношения к проблеме, которая обсуждается в SN22.87 В этой сутте, как и в предыдущей, Будда показывает, что араханта не обнаружить, именно если смотреть с мудростью, если видеть реальность, как пять кхандх - а не в том случае, если смотреть немудрым взглядом.
3. Так что, по Вашему мнению, значит " существовать"?
1.Если вы согласны, что ниббана это прекращение только жажды, страданий и новых рождений, то нам с вами спорить не о чем. Но вы прямо утверждали, что ниббана это не-существование, аннигиляция, а это уже ваши домыслы, в суттах подобных определений нет. 2.В СН 22.87 еще раз повторяется такая же история, которая есть и во многих других суттах - на араханта нельзя указать, его нельзя найти (ищет его в данной сутте как раз-таки не особенно мудрый Мара). И опять ни слова о том, что арахант не существует. Сказано: "С неутвержденным сознанием почтенный Ваккали достиг окончательной ниббаны". 3.Если на что-то невозможно указать, то это не означает, что этого нет. На нас с вами указать можно, потому что у нас имеются жажда, страдания и перспектива новых рождений. Однако с уверенностью сказать, что мы с вами состоим исключительно из жажды, страдания и перспективы рождений, нельзя. Когда у нас не будет ни жажды, ни страданий, ни перспектив, то нам достоверно известно только то, что на нас нельзя будет указать. Остальное - фантазии нашего нынешнего несовершенного "понятийного аппарата".
Пардон, имел в виду, конечно, SN22.86.
Определять Ниббану как не-существование или аннигиляцию я вряд ли мог. Как прекращенность воспроизводства килес, каммы и результатов каммы - определял. Как прекращенность жажды и санкхар - определял.
Что касается всего остального, то как можно обсуждать существование или не существование араханта, не определив само понятие " существование"? А Вы определения так и не дали. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Ср 02 Май 18, 21:26), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Рената
№409803Добавлено: Ср 02 Май 18, 21:11 (7 лет тому назад)
Странно, что простые казалось бы вещи вызывают столко противоречий. Видимо это жажда к существованию заставляет не принимать то, что подспудно понимается.
Ниббана осуществляется в два этапа: 1. пробуждение - прекращение килес и асав (ниббана с остаточным топливом), у Арахантов продолжают созревать каммические плоды, продолжается переживание дуккхи (только телесной), пять кхандх присутсвуют; 2. окончательная ниббана, когда прекращается существование (бхава ниродха), последнее рождение заканчивается, кхандхи окончательно прекращаются, т.е. прекращается жизнь в теле, прекращаются восприятие, чувства, воля и сознание, только телесные останки остаются. Окончательная ниббана наступает неотвратимо после пробуждения.
То есть Будда на протяжении всей жизни и до последнего дня регулярно входил в джханы, чтобы еще разок убедиться в неудовлетворительности блаженства?
СамБудда объяснял это тем, что "это приятно и хорошо и для меня, и для других". Как вы это понимаете?
Известно то, что джханы приятны, известно то, что джханы имеют вкус ниббаны. Если бы вкус джхан был неудовлетворительным, то наверное вкус джхан не сравнивали бы со вкусом ниббаны.
Верно. Будда говорил о джханах как о диттхидхамманиббана - "непосредственно видимая ниббана, в этом мире, здесь и сейчас". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Ср 02 Май 18, 21:19), всего редактировалось 1 раз
В суттах говорится, что Ниббана - прекращение страданий, угасание страсти, злобы и неведения.
Вы уже второй раз перечисляете, прекращением чего является ниббана, но почему-то забываете бхава ниродху упомянуть. Куда-то она у вас теряется. Случайность? Не думаю.
Так ведь бхава в дуккха и самудая входит)
Именно так, "бхава-ниродха" упоминается только в описании прекращения страдания через прекращение обусловленного возникновения.
Будда не говорил отдельно, что Ниббана - прекращение бывания. Он даже не выделял специально Ниббану без остатка, а говорил просто о прекращении страдания, счастливом событии, достижимом в этой жизни.
В некоторых современных течениях буддизма делается акцент на "прекращение", в смысле уничтожения, но это недавнее нововведение.
Поэтому я и повторяю вслед за Буддой ключевые данные им определения Ниббаны.
В суттах говорится, что Ниббана - прекращение страданий, угасание страсти, злобы и неведения.
Вы уже второй раз перечисляете, прекращением чего является ниббана, но почему-то забываете бхава ниродху упомянуть. Куда-то она у вас теряется. Случайность? Не думаю.
Так ведь бхава в дуккха и самудая входит)
Именно так, "бхава-ниродха" упоминается только в описании прекращения страдания через прекращение обусловленного возникновения.
Будда не говорил отдельно, что Ниббана - прекращение бывания. Он даже не выделял специально Ниббану без остатка, а говорил просто о прекращении страдания, счастливом событии, достижимом в этой жизни.
В некоторых современных течениях буддизма делается акцент на "прекращение", в смысле уничтожения, но это недавнее нововведение.
В некоторых современных течениях буддизма делается акцент на "прекращение", в смысле уничтожения, но это недавнее нововведение.
"Недавнее" в смысле- позднее Шопенгауэра?
Насколько я заметил, это массовое увлечение вырванным из контекста словом "прекращение" началось с книги Брахмавамсо, в которой он смешал "Ниродху" как эпитет Ниббаны, и состояние "ниродха-самапатти", в некое маловразумительное "прекращение".
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы