В метафорах христианства Бог создал человека со свободной волей по своему образу и подобию. То есть человек также может создавать свою реальность, как это сделал Господь. Может находиться просто в гармонии ниббаны или может поиграть в сансаре.
В этом плане, не совсем верно говорить, что сансара – это страдание. В сансаре много удовольствия, блаженства, особенно если родиться в мире богов. То есть после любого страдания сансары карма очищается и начинается благоприятный момент (если человек будет совершать поступки в отсутствии осознанности, из неведения). Когда положительная карма расходуется, опять спад. Нет того страдания, которое живое существо не смогло бы вытерпеть. Так как после очищения негативной кармы обязательно следует «позитивная волна». В этом плане, ниббану можно представить как покой, а сансару как жизнь, блуждающую от одной крайности к другой. От крайности блаженства богов до крайности страданий ада. И человек сам волен выбирать когда и как долго играться в сансаре, а когда «возвращаться домой». Не знаю, откуда пришли эти идеи, но как-то так. Если что-нибудь лучше придёт, напишу.
Почему Господь не создал миры где была бы только Ананда и никакого страдания? И человек бы свободно выбирал между видами Ананды, а не между адом и раем.
Он так и сделал. Люди сами придумывают страдание. Что такое страдание? Это уход из дома, который здесь и сейчас - блаженство ниббаны. Люди не живут дома. Они уходят погулять в несуществующее прошлое и будущее, иллюзию, которую они себе создают. Это их свободная воля. И как я уже сказал - это не совсем страдание...
Это может быть индивидуальным ответом на вопрос наблюдения страдания. Но это не ответ на вопрос почему страдание вообще есть. Можно, конечно, как страус говорить, что если голову из песка поднимешь = будешь задавать вопросы о причине страданий, то твои страдания усугубятся.
Нет, просто задавать вопрос в таком ключе как Вы - почему и зачем случился первый момент сансары - бессмысленно. Ответ невозможен, потому что "saṁsārassa purimā koṭi na paññāyati" - а раз этот первый момент не постижим (na paññāyati), любые варианта ответа, зачем он был и почему - будут праздными и недостоверными спекуляциями.
Я не оспариваю, что сансара безначальна. Только тогда следуя Вашей логике надо признать, что и зло безначально и бесконечно. Правильно?
Зло безначально. Но не бесконечно. Можно прервать производство зла, прекратив жажду. Или Вы имеете в виду сансару в целом? Но на этот вопрос, Будда, опять же, отказывался отвечать. Вот есть такая сутта:
" И тогда странник Уттия подошёл к Благословенному и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом и сказал Благословенному:
(1) «Так как же, Мастер Готама, мир вечен? Только это правда, а всё остальное ошибочно?»
«Уттия, я не утверждал, что мир вечен, [и что] только это правда, а всё остальное ошибочно».
(2) «В таком случае, Мастер Готама, мир не вечен…?
(3) «Так как же, Мастер Готама, мир ограничен…?
(4) «В таком случае, Мастер Готама, мир безграничен…?
(5) «Так как же, Мастер Готама, душа и тело—это одно и то же…?
(6) «В таком случае, Мастер Готама, душа это одно, а тело—иное…?
(7) «Так как же, Мастер Готама, Татхагата существует после смерти … ?
(8) «В таком случае, Мастер Готама, Татхагата не существует после смерти…?
(9) «Так выходит ли, Мастер Готама, что Татхагата и существует и не существует после смерти…?
(10) «Значит, Мастер Готама, Татхагата ни существует, ни не существует после смерти? Только это правда, а всё остальное ошибочно?»
«Уттия, я также и не утверждал, что Татхагата ни существует, ни не существует после смерти, [и что] только это правда, а всё остальное ошибочно».
«Будучи спрошенными: «Так как же, Мастер Готама, мир вечен… …Татхагата ни существует, ни не существует после смерти?»—каждый раз вы отвечали: «Уттия, я также и не утверждал, что Татхагата ни существует, ни не существует после смерти». В таком случае, что же утверждал Мастер Готама?»
«Посредством прямого знания, Уттия, я обучаю своих учеников Дхамме ради очищения существ, ради одоления печали и стенания, ради прекращения боли и уныния, ради обретения метода, ради осуществления ниббаны».
«Но когда Мастер Готама посредством прямого знания обучает своих учеников Дхамме ради очищения… осуществления ниббаны, то будет ли таким образом весь мир освобождён, или половина мира, или треть мира?»
Когда так было сказано, Благословенный ничего не ответил. И тогда мысль пришла к Достопочтенному Ананде: «Лучше бы страннику Уттии не принимать [такого] пагубного воззрения: «Когда я задал отшельнику Готаме самый высокий вопрос из всех, он засомневался и не отвечает. Видимо, он не может [ответить]». Это приведёт к длительному вреду и страданию странника Уттии».
И тогда Достопочтенный Ананда обратился к страннику Уттии: «Что же, друг Уттия, в таком случае я приведу для тебя пример, поскольку бывает так, что с помощью примера умный человек может понять значение того, что было сказано. Представь, как если бы у царя был приграничный город с мощным валом, стенами, с лучниками, и с единственными вратами. И туда бы поставили привратника—мудрого, умелого, умного; того, кто не впускает чужаков, а впускает [только] знакомых. И совершая обход вокруг города, он не увидел бы в [городской] стене ни трещины, ни проёма такого размера, чтобы в него смогла бы пролезть кошка. Он может не знать о том, сколько живых существ входят или выходят из города, но он может быть уверен в том, что какие бы большие существа ни входили и ни выходили из города, все они входят и выходят через эти врата. Точно также, друг Уттия, Татхагату не заботит то, будет ли весь мир освобождён или половина мира или треть мира. Но он может быть уверен в том, что все те, кто освободились, или кто освобождается, или кто освободятся от мира, вначале отбросят пять помех, загрязнений ума, что ослабляют мудрость, а затем, с хорошо утверждёнными умами в четырёх основах осознанности, правильно разовьют семь факторов просветления. Вот таким образом они освободились или освобождаются или освободятся от мира.
Друг Уттия, ты задал Благословенному тот же самый вопрос, который уже задал ему, [но] с другого ракурса. Поэтому Благословенный не ответил тебе».
P.S. По поводу места, которое, наверняка у Вас вызовет наибольшие вопросы: "Татхагату не заботит то, будет ли весь мир освобождён или половина мира или треть мира" . Да, там сказано: "na tathāgatassa evaṃ ussukkaṃ hoti: ‘sabbo vā tena loko nīyati, upaḍḍho vā, tibhāgo vā’ti"
Переводить "tathāgatassa na ussukkam hoti" как "Татхагата не озабочен" ИМХО, вполне корректно:
Ussuka (adj.) [Sk. utsuka, also BSk. e. g. Jtm 3168] — 1. endeavouring, zealous, eager, active S i.15 (an° inactive); A iv.266; Sn 298. — 2. greedy, longing for Dh 199 (an°). _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Сб 03 Мар 18, 18:14), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Сансара, Сансара
Он так и сделал. Люди сами придумывают страдание. Что такое страдание? Это уход из дома, который здесь и сейчас - блаженство ниббаны. Люди не живут дома. Они уходят погулять в несуществующее прошлое и будущее, иллюзию, которую они себе создают. Это их свободная воля. И как я уже сказал - это не совсем страдание...
Что значит люди сами себе придумывают? Вот взяли человека 20-летнего и поместили в концлагерь фашистский. Понимаете это не придумки и не фантазии. Это опыт например, 20-летнего Сатпрема.
Он может не знать о том, сколько живых существ входят или выходят из города, но он может быть уверен в том, что какие бы большие существа ни входили и ни выходили из города, все они входят и выходят через эти врата. Точно также, друг Уттия, Татхагату не заботит то, будет ли весь мир освобождён или половина мира или треть мира. Но он может быть уверен в том, что все те, кто освободились, или кто освобождается, или кто освободятся от мира, вначале отбросят пять помех, загрязнений ума, что ослабляют мудрость, а затем, с хорошо утверждёнными умами в четырёх основах осознанности, правильно разовьют семь факторов просветления. Вот таким образом они освободились или освобождаются или освободятся от мира.
Друг Уттия, ты задал Благословенному тот же самый вопрос, который уже задал ему, [но] с другого ракурса. Поэтому Благословенный не ответил тебе[/i]».
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
№389196Добавлено: Сб 03 Мар 18, 18:09 (7 лет тому назад)
"Татхагату не заботит то, будет ли весь мир освобождён или половина мира или треть мира." Эмпириокритик как Вы понимаете этот отрывок из сутты?
Татхагату не заботит или может быть Татхагата не знает этим ли путем (буддийским) освободятся все существа, или не освободятся?
Он так и сделал. Люди сами придумывают страдание. Что такое страдание? Это уход из дома, который здесь и сейчас - блаженство ниббаны. Люди не живут дома. Они уходят погулять в несуществующее прошлое и будущее, иллюзию, которую они себе создают. Это их свободная воля. И как я уже сказал - это не совсем страдание...
Что значит люди сами себе придумывают? Вот взяли человека 20-летнего и поместили в концлагерь фашистский. Понимаете это не придумки и не фантазии. Это опыт например, 20-летнего Сатпрема.
Это карма. Вы же знаете этот закон. Он совершал деяния из неосознанного состояния (из неведения) и накопил карму. Она очистится и потом на небесах будет наслаждаться.
Он так и сделал. Люди сами придумывают страдание. Что такое страдание? Это уход из дома, который здесь и сейчас - блаженство ниббаны. Люди не живут дома. Они уходят погулять в несуществующее прошлое и будущее, иллюзию, которую они себе создают. Это их свободная воля. И как я уже сказал - это не совсем страдание...
Что значит люди сами себе придумывают? Вот взяли человека 20-летнего и поместили в концлагерь фашистский. Понимаете это не придумки и не фантазии. Это опыт например, 20-летнего Сатпрема.
Это карма. Вы же знаете этот закон. Он совершал деяния из неосознанного состояния (из неведения) и накопил карму. Она очистится и потом на небесах будет наслаждаться.
Так кто его наградил неведением и главное зачем? Чтобы помучиться, а потом освободиться. Это что-то ему даст позитивное в вечности?
Он так и сделал. Люди сами придумывают страдание. Что такое страдание? Это уход из дома, который здесь и сейчас - блаженство ниббаны. Люди не живут дома. Они уходят погулять в несуществующее прошлое и будущее, иллюзию, которую они себе создают. Это их свободная воля. И как я уже сказал - это не совсем страдание...
Что значит люди сами себе придумывают? Вот взяли человека 20-летнего и поместили в концлагерь фашистский. Понимаете это не придумки и не фантазии. Это опыт например, 20-летнего Сатпрема.
Это карма. Вы же знаете этот закон. Он совершал деяния из неосознанного состояния (из неведения) и накопил карму. Она очистится и потом на небесах будет наслаждаться.
Так кто его наградил неведением и главное зачем? Чтобы помучиться, а потом освободиться. Это что-то ему даст позитивное в вечности?
Он не в мучении. Вы не смотрите в общую картину. Он потом на небесах в блаженстве будет. Так что всё уходит в 0.
№389204Добавлено: Сб 03 Мар 18, 18:19 (7 лет тому назад)
Наверное во все времена сансары существует учение Будды в том или ином виде, чтобы ЖС со свободной волей могли выбирать, хотят ли они пребывать в приятном нуле, или играть в сансару, путешествуя из крайности в крайность.
Он так и сделал. Люди сами придумывают страдание. Что такое страдание? Это уход из дома, который здесь и сейчас - блаженство ниббаны. Люди не живут дома. Они уходят погулять в несуществующее прошлое и будущее, иллюзию, которую они себе создают. Это их свободная воля. И как я уже сказал - это не совсем страдание...
Что значит люди сами себе придумывают? Вот взяли человека 20-летнего и поместили в концлагерь фашистский. Понимаете это не придумки и не фантазии. Это опыт например, 20-летнего Сатпрема.
Это карма. Вы же знаете этот закон. Он совершал деяния из неосознанного состояния (из неведения) и накопил карму. Она очистится и потом на небесах будет наслаждаться.
Так кто его наградил неведением и главное зачем? Чтобы помучиться, а потом освободиться. Это что-то ему даст позитивное в вечности?
Он не в мучении. Вы не смотрите в общую картину. Он потом на небесах в блаженстве будет. Так что всё уходит в 0.
Он в мучении был. Существование страдания это первая БИ. Оно есть. Как можно на него закрыть глаза. Я могу в экзальтации или нирване или джхане индивидуально в своем сознании закрыть на него глаза. Но сансара продолжит мучать другие живые существа. Прекращение всех живых существ (по предложению Эмпириокритика) как выход мне кажется абсурдным и не видно, чтобы это было целью вселенной прекратить в ней существование всех живых существ. Как по другому? Мне кажется единственный выход это трансформировать условия в сансаре, чтобы не было больше в ней зла и страдания. Это разве противоречит буддийскому идеалу освобождения живых существ?
В метафорах христианства Бог создал человека со свободной волей по своему образу и подобию. То есть человек также может создавать свою реальность, как это сделал Господь. Может находиться просто в гармонии ниббаны или может поиграть в сансаре.
В этом плане, не совсем верно говорить, что сансара – это страдание. В сансаре много удовольствия, блаженства, особенно если родиться в мире богов. То есть после любого страдания сансары карма очищается и начинается благоприятный момент (если человек будет совершать поступки в отсутствии осознанности, из неведения). Когда положительная карма расходуется, опять спад. Нет того страдания, которое живое существо не смогло бы вытерпеть. Так как после очищения негативной кармы обязательно следует «позитивная волна». В этом плане, ниббану можно представить как покой, а сансару как жизнь, блуждающую от одной крайности к другой. От крайности блаженства богов до крайности страданий ада. И человек сам волен выбирать когда и как долго играться в сансаре, а когда «возвращаться домой». Не знаю, откуда пришли эти идеи, но как-то так. Если что-нибудь лучше придёт, напишу.
Почему Господь не создал миры где была бы только Ананда и никакого страдания? И человек бы свободно выбирал между видами Ананды, а не между адом и раем.
Ответ один. Творца мира нет, а неудовлетворенность жизнью и беспокойство эволюционно целесообразно. Вот и все.)
Он так и сделал. Люди сами придумывают страдание. Что такое страдание? Это уход из дома, который здесь и сейчас - блаженство ниббаны. Люди не живут дома. Они уходят погулять в несуществующее прошлое и будущее, иллюзию, которую они себе создают. Это их свободная воля. И как я уже сказал - это не совсем страдание...
Что значит люди сами себе придумывают? Вот взяли человека 20-летнего и поместили в концлагерь фашистский. Понимаете это не придумки и не фантазии. Это опыт например, 20-летнего Сатпрема.
Это карма. Вы же знаете этот закон. Он совершал деяния из неосознанного состояния (из неведения) и накопил карму. Она очистится и потом на небесах будет наслаждаться.
Так кто его наградил неведением и главное зачем? Чтобы помучиться, а потом освободиться. Это что-то ему даст позитивное в вечности?
Он не в мучении. Вы не смотрите в общую картину. Он потом на небесах в блаженстве будет. Так что всё уходит в 0.
Он в мучении был. Существование страдания это первая БИ. Оно есть. Как можно на него закрыть глаза. Я могу в экзальтации или нирване или джхане индивидуально в своем сознании закрыть на него глаза. Но сансара продолжит мучать другие живые существа. Прекращение всех живых существ (по предложению Эмпириокритика) как выход мне кажется абсурдным и не видно, чтобы это было целью вселенной прекратить в ней существование всех живых существ. Как по другому? Мне кажется единственный выход это трансформировать условия в сансаре, чтобы не было больше в ней зла и страдания. Это разве противоречит буддийскому идеалу освобождения живых существ?
Существование страдания это первая БИ. Оно есть.
Это относительная истина. Спешу Вам сообщить, что многие буддийские мастера говорят об иллюзорности страдания, да и вообще о несуществовании 4БИ.
К нас с Вами нет точки соприкосновения в обсуждении, так как Вы считаете, что сансара мучает, а я считаю, что сансара нейтральна, если смотреть общую картину.
Он так и сделал. Люди сами придумывают страдание. Что такое страдание? Это уход из дома, который здесь и сейчас - блаженство ниббаны. Люди не живут дома. Они уходят погулять в несуществующее прошлое и будущее, иллюзию, которую они себе создают. Это их свободная воля. И как я уже сказал - это не совсем страдание...
Что значит люди сами себе придумывают? Вот взяли человека 20-летнего и поместили в концлагерь фашистский. Понимаете это не придумки и не фантазии. Это опыт например, 20-летнего Сатпрема.
Это карма. Вы же знаете этот закон. Он совершал деяния из неосознанного состояния (из неведения) и накопил карму. Она очистится и потом на небесах будет наслаждаться.
Так кто его наградил неведением и главное зачем? Чтобы помучиться, а потом освободиться. Это что-то ему даст позитивное в вечности?
Он не в мучении. Вы не смотрите в общую картину. Он потом на небесах в блаженстве будет. Так что всё уходит в 0.
Он в мучении был. Существование страдания это первая БИ. Оно есть. Как можно на него закрыть глаза. Я могу в экзальтации или нирване или джхане индивидуально в своем сознании закрыть на него глаза. Но сансара продолжит мучать другие живые существа. Прекращение всех живых существ (по предложению Эмпириокритика) как выход мне кажется абсурдным и не видно, чтобы это было целью вселенной прекратить в ней существование всех живых существ. Как по другому? Мне кажется единственный выход это трансформировать условия в сансаре, чтобы не было больше в ней зла и страдания. Это разве противоречит буддийскому идеалу освобождения живых существ?
Существование страдания это первая БИ. Оно есть.
Это относительная истина. Спешу Вам сообщить, что многие буддийские мастера говорят об иллюзорности страдания, да и вообще о несуществовании 4БИ.
К нас с Вами нет точки соприкосновения в обсуждении, так как Вы считаете, что сансара мучает, а я считаю, что сансара нейтральна, если смотреть общую картину.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы