Параллельно хотел бы сразу задать вопрос такой:
Почему нельзя сказать, что Будда не существует после смерти?
Потому что есть опыт конечной ниббаны (его, а не Ваш или мой) - хотя узнаваемого отшельника, который десятки лет ходил по Индии с чашей для подаяния в руке, которого ученики называли Татхагатой, Учителем - в конечной ниббане нет. Ниббана совершенно иной опыт, радикально не похожий на человеческий.
Кхандхи непостоянны, то есть страдательны. Соответственно, по своей природе они не могут нести в себе опыт ниббаны, так как ниббана - это отсутствие страдания.
Не зря считается, пока есть тело (то есть, сохраняются скандхи), Полное Пробуждение с его всеведением не может быть достигнуто. Оно может быть достигнуто за эту жизнь, но не в этом самом теле (не при сохранении скандх).
Кем так считается? Ведь Будда под деревом боддхи обрел всеведение, познал даже малейшие кармические связи, и т.д. Что не было ему ведомо по Вашему?
В момент Полного Пробуждения скандхи исчезают - и физическое тело, соответственно, исчезает, если Трикая реализована при жизни.
Как физическое тело мешает полному пробуждению? Ведь Будда учил 4БИ еще до физической смерти, а значит он учил тому, что максимально смог постичь будучи в теле. И это максимальное и есть ниббана, третья благородная истина. И он наслаждался пребыванием в ниббане, а тело ему не мешало.
То есть существует не-обусловленный ум Татхагаты, и ещё существует не-обусловленная ниббана, это разные вещи?
Вы сказали, что "Ум Татхагаты может мыслить о не-обусловленном "вот это ниббана", а об обусловленном "вот это кхандхи"".
Ум мыслящий и ум познающий - это одно и то же? Они оба не-обусловленны?
Смысл в целом кратко, с моей стороны, такой:
Есть Ум, наш обычный - он не рождается и не умирает [как все телесное, которое рождается, болеет, стареет, умирает], такова его природа. Изначально в Уме нет знания [он пребывает в неведении, относительно 4БИ] - это является условие для возникновения в нем влечения к тому что рождается и умирает [пять кхандх] - так снова и снова возникает груда страданий. Ум должен познать изначальное состояние не-рожденного, бессмертного [без кхандх] - обрести знание и прекратить влечение [достичь ниббаны] к рожденному и умирающему. Затем с распадом пяти кхандх, больше не возникает рожденное и умирающее. "Мудрец не отправляется к другому телу" (с).
То есть Ум (о котором Вы говорите) - это не виджняна, а другое? В таком случае существует не-обусловленный Ум, но не-обусловленной ниббаны не существует, а так называется прекращение влечения к кхандхам?
Ниббана достигается, когда происходит прекращение влечения к кхандхам или когда происходит распад кхандх?
Раз мы не можем указать на Татхагату, значит можно сказать, что Татхагата не живёт (как я понимаю). Но вы отвечаете, что раз мы не можем указать на Татхагату, то НЕЛЬЗЯ сказать, что Татхагата не живёт?
Я думаю, если мы скажем что "Татхагата не живет", то у нас будет два элемента тезиса: субъект (Татхагата) и действие (не живет). Но поскольку Татхагата есть, но мы не можем указать на Татхагату, то у нас нет субъекта для тезиса. А без субъекта нет действия.
Если Татхагата есть, то Татхагата Будды Гаутамы и Татхагата другого пробуждённого - это один и тот же Татхагата? Или разные? Этот Татхагата и есть не-обусловленный ум, о котором Вы говорите выше?
Скандхи, это не просто дрова, но и хворосту воз, на котором Нирвана может оставить отпечаток.
Отпечаток на кхандхах- это одно. А вопрос то в другом. Не в отпечатках после познания вкуса, в сам момент этого познания.
Уточните вопрос.
Можно ли сказать, что вкус Ниббаны при жизни познаётся/осознаётся/ощущается не кхандхами?
Ничто не ощущается скандхами, есть лишь взаимодействия дхарм, зрящие сами себя. Совмещенная до пустоты сетка точек внимания - ваш вкус Нирваны. Дальше опять бег дхармических граней по самим себе - фрактальная голограмма.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№387282Добавлено: Пн 26 Фев 18, 23:51 (7 лет тому назад)
ПростоГость
Да, у меня ум - это одно, виджняна - это другое. Так как сказано, что жажда к виджняне [к шести виджнянам из виджняна-кхандхи] это загрязнение для ума: cakkhuviññāṇasmiṃ chandarāgo, cittasseso upakkileso. https://suttacentral.net/pi/sn27.3
В основном да, ниббаной как я понимаю обычно называют прекращение жажды, злобы и невежества. Не-обусловленный Ум [без кхандх] - бессмертный элемент, амата-дхату - познающийся в медитации.
Прекращение влечения к кхандхам - элемент ниббаны с остатком - саупадисеса-ниббана-дхату.
После распада кхандх, после смерти - элемент ниббаны без остатка - анупадисеса-ниббана-дхату.
Татхагата это просто одно из имен Будды. Татхагата, Будда - все это живое существо, сатта. По отношению к Гаутаме - Освобожденное существо. Вы одно живое существо, я другое живое существо, Гаутама третье живое существо - мы все разные. Нет, Татхагата/Будда/Живое существо это не Ум. Сказано: Татхагата пребывает с Умом свободным от ограниченностей. Сказано что Татхагата безмерен, глубок и неизмерим как Великий Океан.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы