Недостаток психологии в том, что она не учит избавляться от иллюзии Я.
Относиться менее личностно, менее вовлеченно - учит, но избавляться от иллюзии Я - действительно, не учит.
Потому что невозможно никакое "избавление от иллюзии Я" без ущерба для психики.
Простой пример.
Проблема:
Сказал Лёше начальник, что он дурак. Лёша расстроился.
Буддист:
Лёша, разве ты можешь всегда быть дураком? Иногда может и дурак, но на работе то держат? А разве тебе не говорят иногда, что ты умный. Можно ли быть дураком и умным одновременно? Тогда дурак ты или умный? Или может нет постоянного тебя, дурака или умного, иногда поступки умные, иногда глупые, как у всех. Вот начальник сказал, что ты дурак. А ты понаблюдай, завтра он возможно скажет что-то другое, или похвалит. Так что же, он все время видит тебя разного? Или он сам всегда разный и его мнение меняется. А коли все так меняется, Лёша, зачем ты так прицепился к этому дураку? Человек уже и не думает об этом, а ты всё в своём сердце носишь...
В данном случае Леша я думаю не настолько наивен, или глуп, чтобы всерьез посчитать себя дураком, из-за того, что так сказал его начальник. И расстроился он вовсе не из-за мысли - я дурак?. Он и так знает, что нет. Расстроился он из-за того, что не угодил начальнику, и поэтому не получит какие то преференции от него.
Поэтому слова Буддиста вообще не в кон и не в масть. Леша подумает, что Буддист идиот.
Я мог бы пояснить ситуацию так, что все будет очень четко и логично. Но вы в ответ сможете опять все дополнить так, что буддист будет идиотом. Так что если пример показался некорректным сначала, то так будет и в конце.
Не может быть никакого "избавления от иллюзии Я " без распада личности и психического расстройства. Эта "иллюзия" - то что собирает все в кучу. Без нее человек не пройдет дальше ближайшего перекрестка, и будет раздавлен первым же трамваем.
Другое дело что возможна такая иллюзия, при которой человек думает, что он избавившись от нектороых эгоистических крайностей, избавился уже и от Я. Дескать раньше я был тело, а сейчас у меня есть тело. Спрашивается а кто это я, имеющий тело? Ну и так и далее.
Избавление от самоосознавания, самоидентификации, самоопределения - это психическое расстройство, болезнь, сумасшедствие, превращение в безвольный овощ. Ибо в противном случае, кто волит? Не тот ли от иллюзии которого избавились?
А вот как прием психотерапии на каком то отрезке вполне допустим и применяется в тяжелых случаях - "это не вы попали в аварию и потеряли родных. Это не вы умрете, не вы испытываете боль, вас нет, есть лишь набор меняющихся восприятий, который вы иллюзорно принимаете за Я".
Вы всё-таки разберитесь сначала, что именно отрицают, и как именно отрицают, когда отрицают иллюзию "я". Потому что пока все эти рассуждения - мимо.
Я просто читаю русским по белому - избавиться от иллюзии Я. Зачем мне читать между строк? Есть некое "Я" (самоосознание), и оно иллюзорно с точки зрения буддистов, и от этой иллюзорности нужно избавиться, чего тут разбираться?
То что буддисты следующие этому избавлению, еще как то функционируют, и их психика не распалась - так это от того, что они не торопятся, прям так сразу взять и избавиться от Я, а делают это в растяжечку, чтобы завершить процесс ближе к своему естественному биологическому концу.
Так Вы хотя бы сами строки прочитайте, зачем же между строк? И хотя бы в русских переводах (хотя это тоже не вполне корректно - лучше бы в английских, а терминологию надо бы знать на пали, или на санскрите, или на тибетском, или на китайском). А то сказали "я", "самоосознание" - как будто это самоочевидные понятия.
Как эта тема раскрывается у Гампопы, я не помню, честно говоря. Но Вы же критически мыслящий человек, не ограниченный пределами только своей традиции? Поэтому, если хотите эту тему обсуждать, прочитайте, например, сутты SN22.59, MN35, SN12.12, MN148 - и это уже создаст какую-то возможность для разговора. Уж простите за менторский тон (впрочем, Вы сами сказали, что излишняя вежливость не обязательна). _________________ Границы мира - это границы языка
№384309Добавлено: Пн 19 Фев 18, 21:06 (7 лет тому назад)
А что, Ёжик, наличие "я" гарантирует психическое здоровье? Шизофреник имеет ещё большее и бетонное "Я", чем простой ёжик.
Освобождение от "Я" в буддизме не означает отрезать его и удалить от всей остальной системы самоцельности. Иллюзорна вся система целиком. буддист в праджня-самадхи находится в "Я" и в этом мире - как иллюзии. Ну, волны в океане, роса на сольнце, радуга и т.д. "Находясь среди(внутри) форм, он не связан с ними".
Не может быть никакого "избавления от иллюзии Я " без распада личности и психического расстройства. Эта "иллюзия" - то что собирает все в кучу. Без нее человек не пройдет дальше ближайшего перекрестка, и будет раздавлен первым же трамваем.
Другое дело что возможна такая иллюзия, при которой человек думает, что он избавившись от нектороых эгоистических крайностей, избавился уже и от Я. Дескать раньше я был тело, а сейчас у меня есть тело. Спрашивается а кто это я, имеющий тело? Ну и так и далее.
Избавление от самоосознавания, самоидентификации, самоопределения - это психическое расстройство, болезнь, сумасшедствие, превращение в безвольный овощ. Ибо в противном случае, кто волит? Не тот ли от иллюзии которого избавились?
А вот как прием психотерапии на каком то отрезке вполне допустим и применяется в тяжелых случаях - "это не вы попали в аварию и потеряли родных. Это не вы умрете, не вы испытываете боль, вас нет, есть лишь набор меняющихся восприятий, который вы иллюзорно принимаете за Я".
Вы всё-таки разберитесь сначала, что именно отрицают, и как именно отрицают, когда отрицают иллюзию "я". Потому что пока все эти рассуждения - мимо.
Я просто читаю русским по белому - избавиться от иллюзии Я. Зачем мне читать между строк? Есть некое "Я" (самоосознание), и оно иллюзорно с точки зрения буддистов, и от этой иллюзорности нужно избавиться, чего тут разбираться?
То что буддисты следующие этому избавлению, еще как то функционируют, и их психика не распалась - так это от того, что они не торопятся, прям так сразу взять и избавиться от Я, а делают это в растяжечку, чтобы завершить процесс ближе к своему естественному биологическому концу.
Я в буддизме как говорится новичок, но понял, что есть некоторое представление о самом себе как о физическом теле и чувствах, ощущении, восприятии и сознании. Пять кханд порождают чувство я-себя-мое и это не иллюзия, это реальное ощущение себя или чувство "я". Однако если мы попытаемся найти это "я" или самость в пяти кхандах, то мы его не найдем, я точно пока не нашел.)) "Я" это шифтер или индикативный символ, который мы используем
в повседневной жизни, который в общем то облегчает нам жизнь. Избавиться нужно от ложной идеи о том, что это "я" - постоянная вечная сущность и от привязанности к пяти совокупностям.))
Что, по вашему, может дать человеку буддизм, чего не может дать психология?.
Все религиозные системы, включая буддизм, дают (стремятся дать) человеку экзистенциальную "дорожную карту" - всеобъемлющее и однозначное описание "жизни, вселенной и вообще" . Психологические направления (разве что кроме экзистенциальной психологии, да и то...) не стремятся к этому.
Горсть листьев, согласна с вами в том, что среди общепризнанных направлений психологии пока лишь экзистенциальная психология ставит вопросы духовного уровня.
Трансперсональная психология, хоть и рассматривает вопросы духовных переживаний, в этом смысле не так глубока.
А в чём не согласны? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Что, по вашему, может дать человеку буддизм, чего не может дать психология?.
Все религиозные системы, включая буддизм, дают (стремятся дать) человеку экзистенциальную "дорожную карту" - всеобъемлющее и однозначное описание "жизни, вселенной и вообще" . Психологические направления (разве что кроме экзистенциальной психологии, да и то...) не стремятся к этому.
Горсть листьев, согласна с вами в том, что среди общепризнанных направлений психологии пока лишь экзистенциальная психология ставит вопросы духовного уровня.
Трансперсональная психология, хоть и рассматривает вопросы духовных переживаний, в этом смысле не так глубока.
А в чём не согласны?
В том, что "не стремятся к этому".
Стремятся, причем со времен психоанализа, когда ни экзистенциальной психологии, ни трансперсональной психологии еще не было. Вспомним Юнга. Его отец был протестантским священником, так что интерес к области духовного у Юнга не случаен. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Что, по вашему, может дать человеку буддизм, чего не может дать психология?.
Все религиозные системы, включая буддизм, дают (стремятся дать) человеку экзистенциальную "дорожную карту" - всеобъемлющее и однозначное описание "жизни, вселенной и вообще" . Психологические направления (разве что кроме экзистенциальной психологии, да и то...) не стремятся к этому.
Горсть листьев, согласна с вами в том, что среди общепризнанных направлений психологии пока лишь экзистенциальная психология ставит вопросы духовного уровня.
Трансперсональная психология, хоть и рассматривает вопросы духовных переживаний, в этом смысле не так глубока.
А в чём не согласны?
В том, что "не стремятся к этому".
Стремятся, причем со времен психоанализа, когда экзистенциальной психологии еще не было. Вспомним Юнга. Его отец был протестантским священником, так что интерес к области духовного у Юнга не случаен.
Стремятся дать всеобъемлющую картину мира? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Не может быть никакого "избавления от иллюзии Я " без распада личности и психического расстройства. Эта "иллюзия" - то что собирает все в кучу. Без нее человек не пройдет дальше ближайшего перекрестка, и будет раздавлен первым же трамваем.
Другое дело что возможна такая иллюзия, при которой человек думает, что он избавившись от нектороых эгоистических крайностей, избавился уже и от Я. Дескать раньше я был тело, а сейчас у меня есть тело. Спрашивается а кто это я, имеющий тело? Ну и так и далее.
Избавление от самоосознавания, самоидентификации, самоопределения - это психическое расстройство, болезнь, сумасшедствие, превращение в безвольный овощ. Ибо в противном случае, кто волит? Не тот ли от иллюзии которого избавились?
А вот как прием психотерапии на каком то отрезке вполне допустим и применяется в тяжелых случаях - "это не вы попали в аварию и потеряли родных. Это не вы умрете, не вы испытываете боль, вас нет, есть лишь набор меняющихся восприятий, который вы иллюзорно принимаете за Я".
Если Вы доведете до логического конца материалистическое заключение, то придете также к неважности и нереальности жизни индивида и расы, что логически оставляет Вам выбор между лихорадочным усилием урвать все, что можно от преходящего существования, "прожить свою жизнь", и между беспристрастной и бесцельной службой расе, индивиду (себе, семье), хорошо зная, что последний является преходящей фикцией нервной ментальности, а предыдущая -- только чуть более дольше живущей коллективной формой того же самого обычного нервного спазма Материи. Вы работаете или наслаждаетесь под воздействием импульса материальной энергии, который ввергает Вас в краткую иллюзию жизни или более благородную иллюзию этической цели и ментального совершенства.
Психология, конечно, на это не претендует.
Но и буддизм не дает всеобъемлющую картину мира - в ответ на ряд вопросов Будда хранит благородное молчание. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Буддизм не дает всеобъемлющую картину мира - в ответ на ряд вопросов Будда хранит благородное молчание.
Вообще-то, очень даже дает, и весьма сложную, надо сказать.
Соглашусь с вами, хоть дискуссию и можно было бы развернуть в другое русло (из сутты МН 22: "Как прежде, так и сейчас, монахи, я учу только страданию и прекращению страдания"), но это был бы увод темы в сторону, в чём я как топикстартер не заинтересована.
Соглашусь в том, что психология в принципе не претендует на всеобъемлющую картину мира, в отличие от религий. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Что, по вашему, может дать человеку буддизм, чего не может дать психология?
Речь идет лишь об ЭТОЙ жизни. Того, что за пределами этой жизни в теме прошу не касаться.
Лучше всего, если опишете, исходя из своего опыта. Можно не только о буддизме, но и о другой религии (хотя о буддизме всё-таки предпочтительнее).
Цитата:
Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «дух», «душа», «сознание», «характер»[1]; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы[2].
Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике[2].
Психология тесно связана с психиатрией — отраслью медицины, назначение которой распознавание и лечение психических расстройств, и психотерапией, занимающейся вопросами лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека, направленного на избавление человека от проблем эмоционального, личностного, социального характера.
У психотерапии и психиатрии какая цель? Вернуть биоробота, который схлопнется через N-лет, в социум, ну или минимизировать потери от его съехавшей крыши. Т.е. как принимать анальгетики, наверное.
Иллюзорна вся система целиком. буддист в праджня-самадхи находится в "Я" и в этом мире - как иллюзии. Ну, волны в океане, роса на сольнце, радуга и т.д. "Находясь среди(внутри) форм, он не связан с ними".
Кто он? О ком вы говорите? Вы называете его буддистом. Это новая форма жизни?
У психотерапии и психиатрии какая цель? Вернуть биоробота, который схлопнется через N-лет, в социум, ну или минимизировать потери от его съехавшей крыши. Т.е. как принимать анальгетики, наверное.
В этом же стиле, какая цель у буддизма? Сломать биороботу все программы и выкинуть на свалку, как не подлежащего ремонту? Или - вынуть ему флешку с памятью, тушку выкинуть?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы