Что, по вашему, может дать человеку буддизм, чего не может дать психология?.
Все религиозные системы, включая буддизм, дают (стремятся дать) человеку экзистенциальную "дорожную карту" - всеобъемлющее и однозначное описание "жизни, вселенной и вообще" . Психологические направления (разве что кроме экзистенциальной психологии, да и то...) не стремятся к этому. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ericsson, опишите пожалуйста, если это возможно, ваше состояние счастья - что именно вы чувствуете.
Это ощущение, которое временами достигает уровня, описанного в суттах для первой джханы. Во всем теле ощущается счастье, каждая клетка пронизана счастьем, а моментами бывает восторг, когда напоминает пробегание электричества по телу, в другое время (когда внимание занято какими-то мирскими делами) сохраняется то же ощущение, но в более сдержанной форме, фоново.
Эриксон, наконец, описал, в чем выражается его состояние счастья!
Эриксон, я благодарна вам за это _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Что, по вашему, может дать человеку буддизм, чего не может дать психология?
Речь идет лишь об ЭТОЙ жизни. Того, что за пределами этой жизни в теме прошу не касаться.
Лучше всего, если опишете, исходя из своего опыта. Можно не только о буддизме, но и о другой религии (хотя о буддизме всё-таки предпочтительнее).
мне кажется, что буддизм даёт более компактное и научное описание движений психики.
Психология же в этом вопросе более фантазийна и как спорят сами психологи, может быть она вообще не наука, а пара-наука.
Более общий же ответ будет такой: развитая религиозная система даёт ответ с меньшим количеством начальных аксиом на крайние вопросы бытия.
Кира, вашу точку зрения поняла, но скорее не согласна с ней, чем согласна.
Буддизм очень сложный. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Этим занимались Гроф (трансперсональная психология), Юнг (коллективное бессознательное и архетипы) и не только они.
Какие из существующих объяснений трансперсонального опыта лучше, более соответствуют реальности - это другой вопрос.
Т.е. качество объяснения не важно?
Важно. Но тогда это нужно уточнять: в чём преимущество объяснения транцендентального опыта буддизмом по сравнению с психологией. Или предположить, в чем может заключаться это преимущество.
Преимущество - дхармическое видение и постулирование анатмана, что убирает границы достижения высших состояний, выводя их в бесконечность.
Согласен. Недостаток психологии в том, что она не учит избавляться от иллюзии Я. Избавление от иллюзии Я даже в этой жизни способно дать человеку гораздо больше, чем психология.
Ericsson, опишите пожалуйста, если это возможно, ваше состояние счастья - что именно вы чувствуете.
Это ощущение, которое временами достигает уровня, описанного в суттах для первой джханы. Во всем теле ощущается счастье, каждая клетка пронизана счастьем, а моментами бывает восторг, когда напоминает пробегание электричества по телу, в другое время (когда внимание занято какими-то мирскими делами) сохраняется то же ощущение, но в более сдержанной форме, фоново.
Эриксон, наконец, описал, в чем выражается его состояние счастья!
Эриксон, я благодарна вам за это
Недостаток психологии в том, что она не учит избавляться от иллюзии Я.
Относиться менее личностно, менее вовлеченно - учит, но избавляться от иллюзии Я - действительно, не учит. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Этим занимались Гроф (трансперсональная психология), Юнг (коллективное бессознательное и архетипы) и не только они.
Какие из существующих объяснений трансперсонального опыта лучше, более соответствуют реальности - это другой вопрос.
Т.е. качество объяснения не важно?
Важно. Но тогда это нужно уточнять: в чём преимущество объяснения транцендентального опыта буддизмом по сравнению с психологией. Или предположить, в чем может заключаться это преимущество.
Преимущество - дхармическое видение и постулирование анатмана, что убирает границы достижения высших состояний, выводя их в бесконечность.
Согласен. Недостаток психологии в том, что она не учит избавляться от иллюзии Я. Избавление от иллюзии Я даже в этой жизни способно дать человеку гораздо больше, чем психология.
Не может быть никакого "избавления от иллюзии Я " без распада личности и психического расстройства. Эта "иллюзия" - то что собирает все в кучу. Без нее человек не пройдет дальше ближайшего перекрестка, и будет раздавлен первым же трамваем.
Другое дело что возможна такая иллюзия, при которой человек думает, что он избавившись от нектороых эгоистических крайностей, избавился уже и от Я. Дескать раньше я был тело, а сейчас у меня есть тело. Спрашивается а кто это я, имеющий тело? Ну и так и далее.
Избавление от самоосознавания, самоидентификации, самоопределения - это психическое расстройство, болезнь, сумасшедствие, превращение в безвольный овощ. Ибо в противном случае, кто волит? Не тот ли от иллюзии которого избавились?
А вот как прием психотерапии на каком то отрезке вполне допустим и применяется в тяжелых случаях - "это не вы попали в аварию и потеряли родных. Это не вы умрете, не вы испытываете боль, вас нет, есть лишь набор меняющихся восприятий, который вы иллюзорно принимаете за Я".
Что, по вашему, может дать человеку буддизм, чего не может дать психология?.
Все религиозные системы, включая буддизм, дают (стремятся дать) человеку экзистенциальную "дорожную карту" - всеобъемлющее и однозначное описание "жизни, вселенной и вообще" . Психологические направления (разве что кроме экзистенциальной психологии, да и то...) не стремятся к этому.
Горсть листьев, согласна с вами в том, что среди общепризнанных направлений психологии пока лишь экзистенциальная психология ставит вопросы духовного уровня.
Трансперсональная психология, хоть и рассматривает вопросы духовных переживаний, в этом смысле не так глубока. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Недостаток психологии в том, что она не учит избавляться от иллюзии Я.
Относиться менее личностно, менее вовлеченно - учит, но избавляться от иллюзии Я - действительно, не учит.
Потому что невозможно никакое "избавление от иллюзии Я" без ущерба для психики.
А буддизм причём ?
В буддизме учатся избавляются от различных вариантов придуманных Я и работать ради пользы себя такого как есть.
"я иллюзия" это одна из форм придуманного я, не чем не отличающаяся от "я дух", "я высшее Я" "я ангел" "я чёрт" или у не являющегося санитаром "я санитар" )
Недостаток психологии в том, что она не учит избавляться от иллюзии Я.
Относиться менее личностно, менее вовлеченно - учит, но избавляться от иллюзии Я - действительно, не учит.
Потому что невозможно никакое "избавление от иллюзии Я" без ущерба для психики.
Простой пример.
Проблема:
Сказал Лёше начальник, что он дурак. Лёша расстроился.
Буддист:
Лёша, разве ты можешь всегда быть дураком? Иногда может и дурак, но на работе то держат? А разве тебе не говорят иногда, что ты умный. Можно ли быть дураком и умным одновременно? Тогда дурак ты или умный? Или может нет постоянного тебя, дурака или умного, иногда поступки умные, иногда глупые, как у всех. Вот начальник сказал, что ты дурак. А ты понаблюдай, завтра он возможно скажет что-то другое, или похвалит. Так что же, он все время видит тебя разного? Или он сам всегда разный и его мнение меняется. А коли все так меняется, Лёша, зачем ты так прицепился к этому дураку? Человек уже и не думает об этом, а ты всё в своём сердце носишь...
Недостаток психологии в том, что она не учит избавляться от иллюзии Я.
Относиться менее личностно, менее вовлеченно - учит, но избавляться от иллюзии Я - действительно, не учит.
Потому что невозможно никакое "избавление от иллюзии Я" без ущерба для психики.
Простой пример.
Проблема:
Сказал Лёше начальник, что он дурак. Лёша расстроился.
Буддист:
Лёша, разве ты можешь всегда быть дураком? Иногда может и дурак, но на работе то держат? А разве тебе не говорят иногда, что ты умный. Можно ли быть дураком и умным одновременно? Тогда дурак ты или умный? Или может нет постоянного тебя, дурака или умного, иногда поступки умные, иногда глупые, как у всех. Вот начальник сказал, что ты дурак. А ты понаблюдай, завтра он возможно скажет что-то другое, или похвалит. Так что же, он все время видит тебя разного? Или он сам всегда разный и его мнение меняется. А коли все так меняется, Лёша, зачем ты так прицепился к этому дураку? Человек уже и не думает об этом, а ты всё в своём сердце носишь...
В данном случае Леша я думаю не настолько наивен, или глуп, чтобы всерьез посчитать себя дураком, из-за того, что так сказал его начальник. И расстроился он вовсе не из-за мысли - я дурак?. Он и так знает, что нет. Расстроился он из-за того, что не угодил начальнику, и поэтому не получит какие то преференции от него.
Поэтому слова Буддиста вообще не в кон и не в масть. Леша подумает, что Буддист идиот.
Не может быть никакого "избавления от иллюзии Я " без распада личности и психического расстройства. Эта "иллюзия" - то что собирает все в кучу. Без нее человек не пройдет дальше ближайшего перекрестка, и будет раздавлен первым же трамваем.
Другое дело что возможна такая иллюзия, при которой человек думает, что он избавившись от нектороых эгоистических крайностей, избавился уже и от Я. Дескать раньше я был тело, а сейчас у меня есть тело. Спрашивается а кто это я, имеющий тело? Ну и так и далее.
Избавление от самоосознавания, самоидентификации, самоопределения - это психическое расстройство, болезнь, сумасшедствие, превращение в безвольный овощ. Ибо в противном случае, кто волит? Не тот ли от иллюзии которого избавились?
А вот как прием психотерапии на каком то отрезке вполне допустим и применяется в тяжелых случаях - "это не вы попали в аварию и потеряли родных. Это не вы умрете, не вы испытываете боль, вас нет, есть лишь набор меняющихся восприятий, который вы иллюзорно принимаете за Я".
Вы всё-таки разберитесь сначала, что именно отрицают, и как именно отрицают, когда отрицают иллюзию "я". Потому что пока все эти рассуждения - мимо. _________________ Границы мира - это границы языка
Не может быть никакого "избавления от иллюзии Я " без распада личности и психического расстройства. Эта "иллюзия" - то что собирает все в кучу. Без нее человек не пройдет дальше ближайшего перекрестка, и будет раздавлен первым же трамваем.
Другое дело что возможна такая иллюзия, при которой человек думает, что он избавившись от нектороых эгоистических крайностей, избавился уже и от Я. Дескать раньше я был тело, а сейчас у меня есть тело. Спрашивается а кто это я, имеющий тело? Ну и так и далее.
Избавление от самоосознавания, самоидентификации, самоопределения - это психическое расстройство, болезнь, сумасшедствие, превращение в безвольный овощ. Ибо в противном случае, кто волит? Не тот ли от иллюзии которого избавились?
А вот как прием психотерапии на каком то отрезке вполне допустим и применяется в тяжелых случаях - "это не вы попали в аварию и потеряли родных. Это не вы умрете, не вы испытываете боль, вас нет, есть лишь набор меняющихся восприятий, который вы иллюзорно принимаете за Я".
Вы всё-таки разберитесь сначала, что именно отрицают, и как именно отрицают, когда отрицают иллюзию "я". Потому что пока все эти рассуждения - мимо.
Я просто читаю русским по белому - избавиться от иллюзии Я. Зачем мне читать между строк? Есть некое "Я" (самоосознание), и оно иллюзорно с точки зрения буддистов, и от этой иллюзорности нужно избавиться, чего тут разбираться?
То что буддисты следующие этому избавлению, еще как то функционируют, и их психика не распалась - так это от того, что они не торопятся, прям так сразу взять и избавиться от Я, а делают это в растяжечку, чтобы завершить процесс ближе к своему естественному биологическому концу.
№384294Добавлено: Пн 19 Фев 18, 19:30 (7 лет тому назад)
А вот умные психологи понимают, что Я иллюзорно, но избавлятся от этой иллюзии не советуют. А советуют лишь скорректировать ее, избавившись от завышенных ожиданий (если человек очень романтичен), наивности (если человек инфантилен), религиозных представлений (если человек скажем упертый сектант). Но какая то минимальная иллюзорность в виде концептуальности самоидентификации все равно должна быть, иначе психика просто распадется.
Буддисты кстати тоже кажется оставляют самоидентификацию как обособленного потока сознания переходящего из одно рождение в следующее.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы