Опыт по-буддийски - "дхарма" (с маленькой буквы, абхидхармическая). Если более точно, дхарма это тот или иной тип опыта.
Мне это объяснил ещё в конце 1980-х русский Лама - Василий Петрович Репка - во время единственной моей с ним беседы, когда я задал ему вопрос о сущности дхармы, да так удачно объяснил, что я с тех уже не сомневался.
Опыт это дхарма, дхарма это опыт.
Господь Адинатх Самантабхадра Амитабха... А в словаре посмотреть значение слова "опыт" и у Будона в "Истории буддизма" значение слова "дхарма"? Что имел ввиду В.П. Репка - непонятно. Понятно, на основании ваших постов, что предположение не сходится. (Оно и не может сойтись из-за полисемии и разных способов рассмотрения предмета). Вам КИ как-то про это говорил, если я правильно помню. Не всякая дхарма - опыт и не всякий опыт - дхарма. Тем более относительно Коши. Там полно дхарм, которые "у одного существа не влезут во вселенную" (с) - прапти, например. Сарвастивадины-вайбхашики вообще жгли в плане витиеватых объяснений с которыми, по мнению исследователей текста, и Васубандху не всегда соглашался. Локия кама вачара рупа араммана - это не опыт обычного человека, но - дхарма, а у крокодила захавать корову - опыт, но не дхарма. Причем переставляя значения может и наоборот получиться, т.к. адхарма - тоже дхарма. Не выразить в двух словах смысл, т.к. это не слог ХУНГ. Если бы вы сказали, что Дхарма - это ХУНГ, то всё бы сошлось, т.к. в ХУНГ объединены все Пять Татхагат и тут можно расписать так, что не влезет за горизонт. Но с ограниченными в значениях понятиями это не работает
№372495Добавлено: Сб 13 Янв 18, 06:09 (7 лет тому назад)
Да, я раз десять говорил Германну, что дхармы это не опыт, а результат специального анализа опыта. Плюс к этому, Германн использует (и понимает) слово "опыт" крайне специфически - исключительно как "непосредственный опыт", "текущее переживание". Почему он так делает - неизвестно. Но маловероятно, что именно в таком значении это слово употребляет хоть кто-то, на кого он ссылается. _________________ Буддизм чистой воды
Hermann
cittadharmata и dharmata - это разные слова.
Также как например
sasavisana и visana
Природа ума, cittadharmata. Природа ума (татхагатагарбха) это и есть дхармата.
Рупа по своей природе читта ?
Рупа это опыт. Читта это опыт. Разнообразные типы опыта называются дхармами, и применительно к Тхераваде Вы можете об этом прочитать у Бхикку Бодхи и Карунадаса.
Извиняюсь за тавтологию, но дхармами называют - дхармы (в палийском призношении дхаммы)
Значение несёт дхату (морфа) - дхр (этоже дхату и в пали и в других индийских языках)
Можно сказать, что дхарма это характеристика, и вне характеристик нет дхарм иначе это будет дхармин.
Hermann
cittadharmata и dharmata - это разные слова.
Также как например
sasavisana и visana
Природа ума, cittadharmata. Природа ума (татхагатагарбха) это и есть дхармата.
Рупа по своей природе читта ?
Рупа это опыт. Читта это опыт. Разнообразные типы опыта называются дхармами, и применительно к Тхераваде Вы можете об этом прочитать у Бхикку Бодхи и Карунадаса.
Извиняюсь за тавтологию, но дхармами называют - дхармы (в палийском призношении дхаммы)
Значение несёт дхату (морфа) - дхр (этоже дхату и в пали и в других индийских языках)
Можно сказать, что дхарма это характеристика, и вне характеристик нет дхарм иначе это будет дхармин.
Дхарма это переживание с характеристикой, а не единица информации в безжизненном компьютерном процессе.
Коротко, теория дхамм утверждает, что первичная реальность состоит из множества элементарных составляющих, называемых дхаммами. Дхаммы не являются ноуменами, скрывающимися за феноменами, как и не являются «вещами в себе» в противоположность «воспринимаемым проявлениям». Дхаммы – это фундаментальные компоненты актуальности. Дхаммы подразделяются на два широких класса: необусловленная дхамма, которой является исключительно Нибба̄на, и обусловленные дхаммы, которыми являются мгновенные ментальные и материальные явления, составляющие процесс опыта. (Бхикку Бодхи.)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы