№361554Добавлено: Ср 06 Дек 17, 21:30 (7 лет тому назад)
Цитата:
С одним только уточнением : "замечать отвлечение ещё до того как оно произошло" - то есть, в тот момент, когда оно только зарождается, прежде, чем оно развернулось.
Это уже совсем тонкости
Я согласен и с Вашей формулировкой, не вижу разницы с моей )
А что касается трудностей сосредоточения - Горсть Листьев предложил очень удачный термин "легкий фокус внимания".
VladStulikov по сути о том же самом пишет.
Ну так и я об этом говорю, на протяжении всей темы (см. три-четыре последних абзаца первого поста). Более того, цитата в этом же посте недвусмысленно указывает, что ещё до меня об этом говорил бханте Тханиссаро. _________________ Границы мира - это границы языка
Это что за уровень психотехник? Бхавана - это освоение, тренировка, развитие. Например говорится о читта-бхаване, о метта-бхаване. Развитие ума, развитие доброжелательности.
А что такое бхаваны на уровне психотехник? Что такое психотехника?
Психотехника это термин, который вводит SV и применяет его в ходе своих дискуссий на тему поэтапности практики. Он объясняет почему использует это слово, и можно узнать это от него напрямую, на "желтом" форуме его пояснения есть. Я от себя считаю, что это правильное наблюдение SV, и применить характеристику "психотехника" во многих случаях справедливо. В случаях, когда буддийской медитации обучают фарангов многочисленные учителя, как бхиккху-аджаны, так и коучи-миряне, и когда идет упор на технику тех или иных медитаций, и не уделяется необходимое внимание подготовке к бхаванам.
Думаю, что SV раскрыл эту тему достаточно и мои дополнения тут не нужны. Любой при желании может почитать его посты на форумах, "на желтом" и на БФ. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Это что за уровень психотехник? Бхавана - это освоение, тренировка, развитие. Например говорится о читта-бхаване, о метта-бхаване. Развитие ума, развитие доброжелательности.
А что такое бхаваны на уровне психотехник? Что такое психотехника?
Психотехника это термин, который вводит SV и применяет его в ходе своих дискуссий на тему поэтапности практики. Он объясняет почему использует это слово, и можно узнать это от него напрямую, на "желтом" форуме его пояснения есть. Я от себя считаю, что это правильное наблюдение SV, и применить характеристику "психотехника" во многих случаях справедливо. В случаях, когда буддийской медитации обучают фарангов многочисленные учителя, как бхиккху-аджаны, так и коучи-миряне, и когда идет упор на технику тех или иных медитаций, и не уделяется необходимое внимание подготовке к бхаванам.
Думаю, что SV раскрыл эту тему достаточно и мои дополнения тут не нужны. Любой при желании может почитать его посты на форумах, "на желтом" и на БФ.
Так вопрос не в том, что SV называет психотехниками, а в том, как нужно (по Вашему мнению) развивать доброжелательность (и, соответственно, устранять недоброжелательность) мирскому ученику Будды? _________________ Границы мира - это границы языка
№361563Добавлено: Ср 06 Дек 17, 21:38 (7 лет тому назад)
По поводу "легкости фокуса внимания". Приведу две цитаты из книги "Сердце йоги" Д.К.В.Дешикачара. Там сказано о выполнении асан (поз йоги), но думаю, что этот принцип годится для работы не только с телом, но и с умом.
Цитата:
Согласно «Йога-сутрам» Патанджали асана должна иметь два важных свойства: стхиру и сукху.
«Стхира» означает постоянство и бдительность. Под «сукхой» понимается способность чувствовать себя в той или иной позе комфортно. Во время выполнения позы одинаково необходимы оба этих качества. Если мы сидим со скрещенными ногами, чтобы сфотографироваться, а потом скорее вытягиваем их, потому что они болят, тут нет ни сукхи, ни стхиры. Если мы даже достигли устойчивости и бдительности (стхиры), но у нас еще нет удобства и легкости (сукхи), то этого тоже недостаточно. Нам нужно и то, и другое, и оба эти свойства должны сохраняться на протяжении определенного периода времени. Если не хватает хотя бы одного из них, значит, то, что мы делаем, — это не асана.
Цитата:
Как нам воплотить на практике принципы «стхира» и «сукха» — состояние спокойной внимательности, легкости и комфорта, необходимое для хорошей практики йоги? «Йога-сутры» иллюстрируют концепцию стхира-сукха с помощью прекрасного образа из индийской мифологии. Говорится о пребывающем в океане царе змиев Ананте, чье свернутое кольцами тело образует удобное ложе, на котором возлежит бог Вишну. Тысяча голов змея поднимается над Вишну, защищая его, как зонт. И на этом зонте покоится наша земля.
Тело змея достаточно мягко и нежно (сукха), чтобы служить ложем, и, одновременно, достаточно твердо и устойчиво (стхира), чтобы поддерживать всю землю. Мы должны стремиться привнести те же качества мягкости и устойчивости в свою манеру выполнения асан, чтобы пребывание в асане требовало от нас все меньше усилий.
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№361564Добавлено: Ср 06 Дек 17, 21:41 (7 лет тому назад)
Ктото
Да, поза важна и весьма важна, согласен. Но для восстановления баланса замечу, что и слишком удобной поза не должна быть. Иначе просто выспишься хорошо вместо медитации. Хотя может это мое личное, из-за моего вечного недосыпа
Да, поза важна и весьма важна, согласен. Но для восстановления баланса замечу, что и слишком удобной поза не должна быть. Иначе просто выспишься хорошо вместо медитации. Хотя может это мое личное, из-за моего вечного недосыпа
Хоть в цитатах сказано о позе, но эти два принципа годятся и для ума, поэтому могут быть полезны в медитации, когда ум должен быть одновременно устойчив, бдителен (стхира) и расслаблен (сукха). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Ср 06 Дек 17, 21:46), всего редактировалось 1 раз
№361568Добавлено: Ср 06 Дек 17, 21:44 (7 лет тому назад)
Цитата:
Хоть в цитатах сказано о позе, но эти два принципа годятся и для ума, поэтому могут быть полезны в медитации, когда ум должен быть одновременно бдителен (стхира) и расслаблен (сукха).
100%, верно подмечено. Поза как раз на ум оказывает влияние. Какая поза - такой и ум.
№361587Добавлено: Ср 06 Дек 17, 23:26 (7 лет тому назад)
Sthira is well-known in yoga from Patanjali’s Yoga Sutras. Sutra 2.45 states, “sthira sukham asanam,” which means "a steady, comfortable posture." This is applied initially to the postures of Hatha yoga, but can also be taken on a deeper level as a philosophy to live by. Cultivating steadiness and ease as one moves through life can allow the yogi to realize his/her spiritual intentions as well as lead a fulfilling life free from suffering.
Стхира хорошо известна в практике йоги из Йога-сутр Патанджали. Сутра 2.45 гласит: "стхира сукхам асанам", что означает "устойчивую удобную позицию". Изначально это относится к позам хатха-йоги, но может быть также воспринята на более глубоком, философском уровне. Развитие устойчивости (равновесия) и лёгкости как жизненной установки способствует реализации духовных устремлений, а также ведёт к воплощению жизни, свободной от мук и страдания.
На языке Магадхи это "ттхита" - ṭṭhita. Есть выражение Dhammaṭṭhita - утверждённость в Дхамме. Ассоциация с этим понятием также содержится в названии одной из парамит - Адхиттхана - Adhiṭṭhāna parami: https://en.wikipedia.org/wiki/Adhiṭṭhāna
№361608Добавлено: Чт 07 Дек 17, 00:18 (7 лет тому назад)
Горсть листьев
Спасибо за развитие темы
Когда узнала об этих двух свойствах асаны и важности их баланса, это повлияло на мое понимание практики йоги и саму практику. Вы подтвердили мои догадки, что это можно распространить и на другие сферы жизни (медитацию и проч.).
Что касается самой сутры "стхира сукхам асанам" (ее номер - 2.46), то есть еще несколько моментов:
1) Важность этой сутры в том, что здесь дается определение асаны (понятие асаны раскрывается впервые). То есть это ключевые свойства асаны.
2) Из комментария Т.К.В.Дешикачара к сутре:
Цитата:
Правильной технике должны сопутствовать внимание без напряжения и расслабление без вялости.
3) Просматривала разные комментарии к сутре и обнаружила, что, в отличие от хатха-йогов, С.С.Сарасвати (а это авторитетный комментатор) считает, что в этой сутре имеется в виду поза для медитации.
Цитата:
Поза должна быть устойчивой и удобной.
Слово асана используется для [обозначения] позы для медитации. Асана здесь не обозначает физические упражнения йоги. В основном слово асана берется для обозначения упражнений йоги, но здесь оно обозначает только какую-либо позу, которая предназначена для медитации. Например, свастикасана, сиддхасана, падмасана, стхирасана и сукхасана. Это ― асаны, т. е. [позы], предназначенные для медитации. Тем не менее нет препятствий, чтобы асанами называть и другие позы.
Поскольку это слово буквально означает метод сидения, мы должны понимать его именно так. Другие упражнения, такие, как сиршасана и т.п., были включены ришами в число асан гораздо позже. Нет вреда в том, что раджа йог практикует эти асаны. Это не означает, что они необязательны только потому, что не включены в сутры Патанджали. Поэтому следует также практиковать асаны, которые вызывают в теле состояние уравновешенности, хотя они и не упоминаются Патанджали.
Так что к медитации эта сутра имеет прямое отношение. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
С Вашего позволения, перенесу сюда вопрос, который задал Вам сегодня в другой теме: как Вы себе представляете "просто развитие доброжелательности в русле повседневной жизни мирского ученика" без использования тех или иных (не обязательно метта-бхаваны) психотехник?
Мне в самом деле интересно узнать, что конкретно Вы имеете в виду.
Было желание найти сутты и процитировать, чтобы прозвучало весомее. Есть такие сутты, регулярно их читаю. Но скажу лучше от себя. Я это связываю прежде всего с достижением счастья благодаря рядовой, повседневной практике Дхаммы. http://dharma.org.ru/board/topic6819.html Это главная основа для доброжелательности, если речь об арьяупасаке, так мне кажется. Согласно моему опыту, происходят очень основательные перемены на уровне характера и всего устройства личности. Я вот раньше был довольно раздражительным и мог подолгу болезненно переживать всякие мелочи, но теперь сам удивляюсь порой тому насколько я бываю терпелив и естественно доброжелателен с людьми в разных обычных мирских ситуациях. Психотехники я не применял совсем _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
№361628Добавлено: Чт 07 Дек 17, 08:20 (7 лет тому назад)
"Думаю, что SV раскрыл эту тему достаточно и мои дополнения тут не нужны. Любой при желании может почитать его посты на форумах, "на желтом" и на БФ." Почитать-то любой может, да вот увы, почти все кто могли что-то спросить-возразить-уточнить там давно и бессрочно забанены. Видимо, чтобы не было никаких помех в важном деле создания нового канона.
С Вашего позволения, перенесу сюда вопрос, который задал Вам сегодня в другой теме: как Вы себе представляете "просто развитие доброжелательности в русле повседневной жизни мирского ученика" без использования тех или иных (не обязательно метта-бхаваны) психотехник?
Мне в самом деле интересно узнать, что конкретно Вы имеете в виду.
Было желание найти сутты и процитировать, чтобы прозвучало весомее. Есть такие сутты, регулярно их читаю. Но скажу лучше от себя. Я это связываю прежде всего с достижением счастья благодаря рядовой, повседневной практике Дхаммы. http://dharma.org.ru/board/topic6819.html Это главная основа для доброжелательности, если речь об арьяупасаке, так мне кажется. Согласно моему опыту, происходят очень основательные перемены на уровне характера и всего устройства личности. Я вот раньше был довольно раздражительным и мог подолгу болезненно переживать всякие мелочи, но теперь сам удивляюсь порой тому насколько я бываю терпелив и естественно доброжелателен с людьми в разных обычных мирских ситуациях. Психотехники я не применял совсем
Тему эту я помню, как и ряд других Ваших тем. Поэтому и спрашиваю, какая, по Вашему мнению, должна быть рядовая, повседневная практика Дхаммы? Практика, которую Вы описывали до сих пор - это чтение сутт. Дело хорошее, кто спорит? Но ведь чтобы прочитанное понимать, его нужно ещё и применять (таким образом, проверяя прочитанное, и обретая уверенность в Дхамме).
Вот и спрашиваю - как применять прочитанное? Если же у Вас просто от чтения меняется характер и Вы автоматически начинаете себя нравственно вести - у Вас мощный потенциал. В араханты Вам надо, с таким потенциалом _________________ Границы мира - это границы языка
С Вашего позволения, перенесу сюда вопрос, который задал Вам сегодня в другой теме: как Вы себе представляете "просто развитие доброжелательности в русле повседневной жизни мирского ученика" без использования тех или иных (не обязательно метта-бхаваны) психотехник?
Мне в самом деле интересно узнать, что конкретно Вы имеете в виду.
Было желание найти сутты и процитировать, чтобы прозвучало весомее. Есть такие сутты, регулярно их читаю. Но скажу лучше от себя. Я это связываю прежде всего с достижением счастья благодаря рядовой, повседневной практике Дхаммы. http://dharma.org.ru/board/topic6819.html Это главная основа для доброжелательности, если речь об арьяупасаке, так мне кажется. Согласно моему опыту, происходят очень основательные перемены на уровне характера и всего устройства личности. Я вот раньше был довольно раздражительным и мог подолгу болезненно переживать всякие мелочи, но теперь сам удивляюсь порой тому насколько я бываю терпелив и естественно доброжелателен с людьми в разных обычных мирских ситуациях. Психотехники я не применял совсем
ну так все ж феномены анатта, че не быть терпеливым? _________________ सर्वधर्मशून्यता
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы