Сосредоточенность (samādhi) или, что есть то же самое – однонаправленность ума (cittassa ekaggatā )
Вы бы привели два, три отрывка из сутт, где есть слово (samādhi) и два, три отрывка из сутт, где есть слово (cittassa ekaggatā ). Конечно на русском, чтобы понять о чём идёт речь. А то написано много и непонятно и ещё на английском.
Выше я уже давал цитату из MN44. Но хотите ещё, и на русском, пожалуйста. Вот, например, совсем коротенькая SN45.28:
"В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас благородному правильному сосредоточению с его опорами и вспомогательными средствами. Слушайте.
И что такое, монахи, благородное правильное сосредоточение с его опорами и вспомогательными средствами? [Опоры] это:
Правильные Воззрения,
Правильное Устремление,
Правильная Речь,
Правильные Действия,
Правильные Средства к жизни,
Правильное Усилие,
Правильная Осознанность.
Однонаправленность ума, наделённая этими семью факторами, называется благородным правильным сосредоточением «с его опорами», а также и «с его вспомогательными средствами».
Итак, благородное правильное сосредоточение (ariyo sammāsamādhi) - это один из восьми факторов Б8П. Другие семь факторов поддерживают его осуществление. А оно само -это однонаправленность ума (cittassa ekaggatā).
Посмотрите также, например, сутты SN48.10, SN48.50, SN51.13 (я сейчас посмотрел, на русском они все есть) - там везде самадхи и однонаправленность ума (cittassa ekaggatā) употребляются как синонимы. _________________ Границы мира - это границы языка
№361421Добавлено: Ср 06 Дек 17, 09:54 (7 лет тому назад)
Похоже, весь спор об "умственной собранности, однонаправленности" (букв. читасса экаггатаа, см: एकाग्रता -http://spokensanskrit.org) происходит из-за недостатка таковой
№361425Добавлено: Ср 06 Дек 17, 11:26 (7 лет тому назад)
Насколько я понимаю, Vlad очень простую вещь говорит, с которой я совершенно согласна. Конечно же самадхи это не удержание внимания в одной точке, так же как прихожая не является комнатой. Удержание внимания в одной точке даёт много всего разного-полезного, скажем, умение посмотреть на свои эмоции и мысли со стороны, что способствует охране дверей чувств, а без этой охраны невозможна настоящая, внутренняя нравственность. Это самое внимание позволяет отследить конструированность всех вещей, их переменчивость и потому безличность. Только пройдя через "чистилище" сосредоточения мы в конце концов обретаем самадхи, для достижения и удержания которого сосредоточение необходимо, но которое само сосредоточением не является.
1. Самадхи, включая пребывание в джханах – это не какая-то отдельная, специальная практика, а естественный результат очищения ума от неблагих ментальных состояний (неблагих волевых импульсов, намерений, стремлений - рождающих, в свою очередь, неблагие слова и поступки).
Не согласна с таким взглядом.
Самадхи и випассана - два типа медитации, которые соединяются в джхане. Но до того, как они будут соединены в единую практику, они вполне могут практиковаться отдельно.
Конечно же, успехи в одной из них будут способствовать успехам в другой. Это может проявляться и с течением времени, и непосредственно во время самой практики. Практикование випассаны приводит ум в состоянии бОльшей тишины и сосредоточенности, практикование самадхи приводит ум в состояние бОльшей ясности и осознанности к всплывающим время от времени феноменам.
Вполне возможно, что кто-то имеет склонность к одной из этих практик, и она будет для него более эффективна. Но вряд ли разумно полностью пренебрегать другой.
В буддизме випассане придается такое значение не только потому что она так важна, но еще и потому, что практика самадхи была известна до буддизма и уже практиковалась йогами.
Смысл медитации не только в том, чтобы изучить феномены (это дает возможнось сделать випассана), но и чтобы хоть чуть-чуть прикоснуться к чему-то, что есть за феноменами (это дает возможность сделать самадхи) - в разных традициях это что-то называют по-разному: молчание, тишина, пауза, пустота. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Ср 06 Дек 17, 11:57), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Насколько я понимаю, Vlad очень простую вещь говорит, с которой я совершенно согласна. Конечно же самадхи это не удержание внимания в одной точке, так же как прихожая не является комнатой. Удержание внимания в одной точке даёт много всего разного-полезного, скажем, умение посмотреть на свои эмоции и мысли со стороны, что способствует охране дверей чувств, а без этой охраны невозможна настоящая, внутренняя нравственность. Это самое внимание позволяет отследить конструированность всех вещей, их переменчивость и потому безличность. Только пройдя через "чистилище" сосредоточения мы в конце концов обретаем самадхи, для достижения и удержания которого сосредоточение необходимо, но которое само сосредоточением не является.
Так с этим я и не спорю. Здесь речь-то о другом шла. Что в канонических текстах "однонаправленность ума" (cittassa ekaggatā) - это, просто-напросто, синоним самадхи. А для удержания внимания в одной точке есть другое выражение. А из-за того, что однонаправленность стали переводить на английский, как "одноточечность", порой возникает путаница - начав с того, что путают однонаправленность ума с "удержанием осознанности перед собой" (последнее, собственно, и есть удержание внимания в одной точке), затем начинают считать (поскольку видят, что однонаправленность ума и самадхи - это синонимы), что удержание осознанности перед собой - это и есть самадхи. Причём хочу подчеркнуть - я уважаемого Влада во второй из этих ошибок не обвиняю. Просто говорю, что такой ход мысли встречается - и он его сам недавно разбирал и критиковал на примере бханте Вималарамси.
А что касается Ваших слов, что удержание внимания в одной точке даёт много полезного, включая умение посмотреть на свои эмоции и мысли со стороны - так с этим я абсолютно согласен, и сам об этом пишу, и бханте Тханиссаро цитирую.
Правда, не могу не заметить - поскольку я пробовал и прочное удержание внимания на одном объекте, без отвлечений, и ритмическое возвращение внимания к объекту, с заданным интервалом от долей секунды до двух-трёх секунд (в сочетании с наблюдением, в интервалах, отвлечений внимания и последующих моментов возникновения мыслей и эмоций) то могу сказать, что отстраненность от мыслей и эмоций, их безболезненное отбрасывание (со всеми благоприятными последствиями такого отбрасывания) достигается в равной мере и в результате прочного удержания, и при ритмическом возвращении. При этом управлять ритмическим возвращением гораздо легче. Но это уже, я думаю, индивидуально. Кому-то другому, наоборот, легче будет не выдерживать ритм, а просто непрерывно удерживать объект. _________________ Границы мира - это границы языка
1. Самадхи, включая пребывание в джханах – это не какая-то отдельная, специальная практика, а естественный результат очищения ума от неблагих ментальных состояний (неблагих волевых импульсов, намерений, стремлений - рождающих, в свою очередь, неблагие слова и поступки).
Не согласна с таким взглядом.
Самадхи и випассана - два типа медитации, которые соединяются в джхане. Но до того, как они будут соединены в единую практику, они вполне могут практиковаться отдельно.
Конечно же, успехи в одной из них будут способствовать успехам в другой. Это может проявляться и с течением времени, и непосредственно во время самой практики. Практикование випассаны приводит ум в состоянии бОльшей тишины и сосредоточенности, практикование самадхи приводит ум в состояние бОльшей ясности и осознанности к всплывающим время от времени феноменам.
Вполне возможно, что кто-то имеет склонность к одной из этих практик, и она будет для него более эффективна. Но вряд ли разумно полностью пренебрегать другой.
В буддизме випассане придается такое значение не только потому что она так важна, но еще и потому, что практика самадхи была известна до буддизма и уже практиковалась йогами.
Смысл медитации не только в том, чтобы изучить феномены (это дает возможнось сделать випассана), но и чтобы хоть чуть-чуть прикоснуться к чему-то, что есть за феноменами (это дает возможность сделать самадхи) - в разных традициях это что-то называют по-разному: молчание, тишина, пауза, пустота.
Самадхи и випассана - это скорее не практики, а результаты практик. Результаты, действительно разные, хотя и взаимосвязанные. Покой, уравновешенность, чистота от препятствий, "однонастроенность" ума - это одно, а ясное видение безличности, обусловленности, непостоянства, тягостности феноменов - это другое. В таком смысле я с Вами совершенно согласен. И, опять же, совершенно верно - развивать их можно вместе, но можно (до некоторого предела) и по-отдельности. С этим я отнюдь не спорю! _________________ Границы мира - это границы языка
А что касается Ваших слов, что удержание внимания в одной точке даёт много полезного, включая умение посмотреть на свои эмоции и мысли со стороны - так с этим я абсолютно согласен, и сам об этом пишу, и бханте Тханиссаро цитирую.
empiriocritic_1900, вы все сводите к изучению феноменов - "посмотреть на свои эмоции и мысли со стороны", то есть к випассане.
Смысл самадхи не в том, чтобы изучить феномены, а в том, чтобы освободиться от них. Это как перестать мутить воду и пребывать в состоянии спокойной воды.
Самадхи нужно не для того, чтобы исследовать, как возникают, движутся и исчезают волны, а для того, чтобы познать состояние спокойной воды. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Самадхи и випассана - это скорее не практики, а результаты практик.
На мой взгляд, это и практики, и результаты.
Есть описанные техники этих практик, и их вполне можно практиковать именно как "упражнения", как "тренировки".
Другое дело, что все элементы БВП поддерживают друг друга. И я вполне допускаю, что достичь освобождения можно вовсе без медитации как отдельной практики, а очистив сознание другими способами. И такое очищенное сознание будет тихим, как в самадхи, и ясным, как в випассане. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
А что касается Ваших слов, что удержание внимания в одной точке даёт много полезного, включая умение посмотреть на свои эмоции и мысли со стороны - так с этим я абсолютно согласен, и сам об этом пишу, и бханте Тханиссаро цитирую.
empiriocritic_1900, вы все сводите к изучению феноменов - "посмотреть на свои эмоции и мысли со стороны", то есть к випассане.
Смысл самадхи не в том, чтобы изучить феномены, а в том, чтобы освободиться от них. Это как перестать мутить воду и пребывать в состоянии спокойной воды.
Самадхи нужно не для того, чтобы исследовать, как возникают, движутся и исчезают волны, а для того, чтобы познать состояние спокойной воды.
Нет, не свожу
В самом первом посте этой темы писал: "Сосредоточенность (samādhi) или, что есть то же самое – однонаправленность ума (cittassa ekaggatā ) это ... состояние свободного от пяти препятствий, осознающего эту свободу и, поэтому, радостного и спокойного ума". Другими словами, самадхи - это состояние свободы от пяти препятствий, свободы от неблагих ментальных состояний. Если Вам нравится такая метафора, то да - состояние спокойной воды.
Очищения от неблагих ментальных феноменов можно добиться, "установив осознанность перед собой", то есть, удерживая внимание в одной точке.
Также его можно добиться, наблюдая каждую неблагую реакцию (мысленную или эмоциональную), как грубую (oḷārika), производную (saṅkhata), обусловленную (paṭiccasamuppanna), и отбрасывая её. Отбрасывать их получается легко, потому что стремление к невозмутимости - естественный плод, естественная реакция на такое наблюдение (ср. MN152).
В обоих случаях речь идёт именно о развитии самадхи. _________________ Границы мира - это границы языка
Самадхи и випассана - это скорее не практики, а результаты практик.
На мой взгляд, это и практики, и результаты.
Есть описанные техники этих практик, и их вполне можно практиковать именно как "упражнения", как "тренировки".
Другое дело, что все элементы БВП поддерживают друг друга. И я вполне допускаю, что достичь освобождения можно вовсе без медитации как отдельной практики, а очистив сознание другими способами. И такое очищенное сознание будет тихим, как в самадхи, и ясным, как в випассане.
Много что можно практиковать, бесспорно - как вместе, так и по отдельности. Но одно действительно поддерживает другое. Не только наблюдение феноменов помогает их отбрасывать, достигая успокоения, уравновешенности, однонастроенности ума (Вы у меня как-то выделили именно эту мысль) - со своей стороны, определенная концентрация внимания, привязка его к определенному пункту, очень нужна для того, чтобы наблюдать сами феномены. Я в начале привёл цитату из дост.Тханиссаро по этому поводу. Опять же, не спорю, что могут быть и другие техники. Но, ИМХО, без такой привязки наблюдение феноменов получается поверхностным. _________________ Границы мира - это границы языка
№361439Добавлено: Ср 06 Дек 17, 13:33 (7 лет тому назад)
Мне все же кажется, что в топике равновесие самадхи-випассана смещено в сторону випассаны. VladStulikov и Рената пытаются восстановить равновесие. И я их понимаю. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
А что касается Ваших слов, что удержание внимания в одной точке даёт много полезного, включая умение посмотреть на свои эмоции и мысли со стороны - так с этим я абсолютно согласен, и сам об этом пишу, и бханте Тханиссаро цитирую.
empiriocritic_1900, вы все сводите к изучению феноменов - "посмотреть на свои эмоции и мысли со стороны", то есть к випассане.
Смысл самадхи не в том, чтобы изучить феномены, а в том, чтобы освободиться от них. Это как перестать мутить воду и пребывать в состоянии спокойной воды.
Самадхи нужно не для того, чтобы исследовать, как возникают, движутся и исчезают волны, а для того, чтобы познать состояние спокойной воды.
Дело в том, что в процессе исследования возникновения и движения волн волны исчезают. Практика одна. Подавляющему большинству невозможно сосредоточиться сразу, без предварительного наблюдения. Сначала наблюдаем (випассана), потом, в процессе наблюдения сосредотачиваемся (самадхи). Сначала заходим в прихожую, затем в комнату. При этом по каким-то причинам в комнату можно так и не зайти, оставшись на всю эту жизнь в прихожей. Что касается возможности достижения самадхи без випассаны. По-видимому это возможно, как возможно войти в комнату не через прихожую, а через окно. В жизни много историй, рассказывающих о людях с исключительными способностями, скажем, группа спортсменов прыгала-тренировалась, а совсем посторонний человек, благодаря прекрасным физическим данным, запросто взял высоту, над которой они год трудились. Так и тут - вполне могут быть люди, достигающие высоких плодов просто послушав-почитав сутты. Однако особо рассчитывать на это не стоит.
№361441Добавлено: Ср 06 Дек 17, 13:43 (7 лет тому назад)
Рената
Дхарана (из йоги: концентрация как первый этап самьямы, который переходит в дхьяну (медитацию), а затем - в самадхи) и випассана (наблюдение трилакшаны во всех феноменах) - не одно и то же.
Когда вы описываете, что концентрируетесь на точке в носу, ощущая с ее помощью поток дыхания, - это дхарана, а не випассана. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Ср 06 Дек 17, 13:52), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Рената
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы