Есть рупиндрия, но нет рупы-опоры для нее - такое есть в Абхидхарме.
То есть возможно восприятие в отсутствие воспринимаемого сигнала.
Нет, восприятие это уже наличие объекта. Подобное должно разбираться в Абхидхарме, там полно обсуждений таких нюансов, но я этим не интересовался. Для кого подобная темя выглядит важной, он вполне может изучить вопрос.
Я, признаться, не понимаю, почему темнота - не объект.
Отсутствие света - это такая же информация, полученная в результате зрительного восприятия, как и присутствие света, такой же всем знакомый и узнаваемый опыт. В обоих случаях мозг обрабатывает информацию от рецепторов сетчатки глаз. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№467168Добавлено: Пт 25 Янв 19, 14:10 (6 лет тому назад)
Темнота то может и объект. Но индрии бер рупы тоже бывают. Конкретный разбор надо искать в Коше. Какой смысл тут иметь некое своё мнение, и зачем? Вот понять, как думали "древние" - это хотя-бы любопытно. _________________ Буддизм чистой воды
Темнота то может и объект. Но индрии бер рупы тоже бывают. Конкретный разбор надо искать в Коше. Какой смысл тут иметь некое своё мнение, и зачем? Вот понять, как думали "древние" - это хотя-бы любопытно.
Я скорее исхожу не из своего мнения, а из знаний по психофизиологии.
Мы замечаем не так присутствие или отсутствие сигнала, как его изменение - причем не важно, в какую сторону, одинаково заметим и включение света, и его выключение. Это нужно, чтобы не было информационного перегруза - мы осознаем лишь часть поступающей сенсорной информации, а не всю, для выживания нет смысла долго удерживать внимание на практически неизменном сигнале, если он не представляет опасности. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
У буддистов, пространственная локализация есть одна из основных характеристик рупы. Вы пишете просто пургу.
Рупа у вас откуда появилась вдруг, если вы спрашивали про локализацию Субъекта? Конечно, у рупы есть пространственная локализация, я про это и писал. Рупа - это четыре элемента и выстроенная из них форма:
И что такое форма как совокупность цепляния? Это четыре великих элемента и составленная из них форма. И что это за четыре великих элемента? Это элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент ветра.
Элемент земли
И что такое элемент земли? Элемент земли может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент земли? Это всё твёрдое и прочное, поддерживаемое [жаждой], что находится внутри себя: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии и всё иное, что находится внутри, твёрдое, прочное, поддерживаемое. Это называется внутренним элементом земли.
Волосы, ногти, зубы, кожа - концептуальные, составные объекты, не дхармы (те что единичные феномены). Как и столы, стулья, машины - внешняя рупа.
Понятие пространственной локализации о которой вы говорите применимо только к концептуальным объектам: столам, стульям, машинам, людям и т.д. Оно не применимо уже к самим сферам ощущений, если вы конечно не материалист и не считаете что у вас все ощущения "в голове".
У буддистов, пространственная локализация есть одна из основных характеристик рупы. Вы пишете просто пургу.
Рупа у вас откуда появилась вдруг, если вы спрашивали про локализацию Субъекта?
"Сами сферы ощущений", которые у вас "не в голове", и которые вы противопоставляете стульям и машинам - это у вас не рупа, что-ли? _________________ Буддизм чистой воды
Темнота то может и объект. Но индрии бер рупы тоже бывают. Конкретный разбор надо искать в Коше. Какой смысл тут иметь некое своё мнение, и зачем? Вот понять, как думали "древние" - это хотя-бы любопытно.
Я скорее исхожу не из своего мнения, а из знаний по психофизиологии.
Мы замечаем не так присутствие или отсутствие сигнала, как его изменение - причем не важно, в какую сторону, одинаково заметим и включение света, и его выключение. Это нужно, чтобы не было информационного перегруза - мы осознаем лишь часть поступающей сенсорной информации, а не всю, для выживания нет смысла долго удерживать внимание на практически неизменном сигнале, если он не представляет опасности.
Психофизиология тут не очень хороший помощник. Например, седьмая дхьяна это объект ума "ничего нет", и лишь нирвана это прекращение чувственного восприятия.
Вы точно уверены, что отличите, что ударило в двери чувств: зрительная форма или прошлый умственный объект зрительного восприятия?
Сангахе подробно разъясняются читты в дверях чувств и читты вне дверей чувств.
Выдумывать по этому вопросу неосновательные фантазии - затея неумелая.
Например, когда Вы закрываете глаза и представляете себе что-то визуальное - это умственное зрение. Когда Вы что-то мысленно напеваете - это умственный слух. Например, я довольно отчетливо могу видеть с закрытыми глазами комнату, в которой перед этим медитировал. Могу ее рассматривать в деталях, хотя специально ее не запоминал. То есть я могу видеть ее с другой точки, с точки, в которой я нахожусь с закрытыми глазами.
Но глаз в этот момент не воспринимает никаких зрительных форм. Это ум конструирует зримое. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№467174Добавлено: Пт 25 Янв 19, 14:51 (6 лет тому назад)
Есть нама-рупа, т.е. первичное деление абхидхармичное(еское). И буддийские логики "прыгали" от него в своем восприятии и умозаключении. Дхарма без абхидхармы всё что угодно, но не буддизм. Все течения можно только объеденить через призму абхидхармы. Т.е. ранний буддизм.... до ваджраяны включительно. Тот же дзен, к примеру, исходя из двоичности и троичности Алтарной сутры, вполне органично вписывается в "общебуддизм".
Темнота то может и объект. Но индрии бер рупы тоже бывают.
Темнота, на мой взгляд, - такая же рупа, как и свет.
Черный цвет мы так же легко распознаем, как белый.
Но вы правы - нужно копаться в нюансах Абхидхармы, чтобы корректно говорить об этом с точки зрения буддизма.
И это не тот вопрос, который для меня на сегодня важен. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Если вы нечто воспринимаете, как темноту и тишину, почему вы не можете из этого сделать умозаключение? Вы же пишите, значит восприняли и "умозаключили" .
Предметом спора не является присутствие или отсутствие умозаключения в восприятии темноты и тишины.
Предмет спора - присутствие или отсутствие чувственного восприятия (зрительного и слухового) в восприятии темноты и тишины.
Суттас и Антарадхана считают, что в восприятии темноты никак не участвует зрение, а в восприятии тишины никак не участвует слух.
Вполне ожидаемое от персонажей, которые строят своё мировоззрение на представлениях времён фараонов.
Понятие пространственной локализации о которой вы говорите применимо только к концептуальным объектам: столам, стульям, машинам, людям и т.д. Оно не применимо уже к самим сферам ощущений, если вы конечно не материалист и не считаете что у вас все ощущения "в голове".
У буддистов, пространственная локализация есть одна из основных характеристик рупы. Вы пишете просто пургу.
Рупа у вас откуда появилась вдруг, если вы спрашивали про локализацию Субъекта?
"Сами сферы ощущений", которые у вас "не в голове", и которые вы противопоставляете стульям и машинам - это у вас не рупа, что-ли?
Это понятия разные. Есть рупа, та что волосы, ногти, зубы, кожа, столы, стулья, машины и пр. А есть рупа, та что "цвет и форма", ощущение. Это называется омонимия. Ну и в таком случае, а где же у вас пространственно локализован цвет? Вот смотрите вы на зеленое яблоко. Зеленый цвет, как ощущение, где? Варианты ответов:
а) в яблоке
б) в глазу
в) в голове
г) свой вариант
№467179Добавлено: Пт 25 Янв 19, 15:09 (6 лет тому назад)
"Но индрии бер рупы тоже бывают."
Да, "самоосознаванием" называются. В некоторых течениях, или биджами в других. Объектом выступают "собственные" семена. Не зря алайю ввели йогачары. Чтоб хоть как то отличиться от тех же кашмирских шайвов.
Да, "самоосознаванием" называются. В некоторых течениях, или биджами в других. Объектом выступают "собственные" семена. Не зря алайю ввели йогачары. Чтоб хоть как то отличиться от тех же кашмирских шайвов.
Понятие пространственной локализации о которой вы говорите применимо только к концептуальным объектам: столам, стульям, машинам, людям и т.д. Оно не применимо уже к самим сферам ощущений, если вы конечно не материалист и не считаете что у вас все ощущения "в голове".
У буддистов, пространственная локализация есть одна из основных характеристик рупы. Вы пишете просто пургу.
Рупа у вас откуда появилась вдруг, если вы спрашивали про локализацию Субъекта?
"Сами сферы ощущений", которые у вас "не в голове", и которые вы противопоставляете стульям и машинам - это у вас не рупа, что-ли?
Это понятия разные. Есть рупа, та что волосы, ногти, зубы, кожа, столы, стулья, машины и пр. А есть рупа, та что "цвет и форма", ощущение. Это называется омонимия. Ну и в таком случае, а где же у вас пространственно локализован цвет? Вот смотрите вы на зеленое яблоко. Зеленый цвет, как ощущение, где? Варианты ответов:
а) в яблоке
б) в глазу
в) в голове
г) свой вариант
Какое буддийское понятие у вас скрывается за фразой "сами сферы ощущений"? _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы