№343242Добавлено: Пт 15 Сен 17, 09:50 (7 лет тому назад)Принятие буддизма есть отказ от...
Adzamarro написал:
Сотопанна это, согласно Зеркалу Дхаммы (ДН 16): вера в Будду, Дхамму, Сангху, пять обетов, отсутствие веры в пустые ритуалы и желания будущих рождений.
Sotapanna - это "осиливший поток" (stream-winner), то есть тот, кто встал на духовный путь пересечения стремнины страданий в направлении к "другому берегу"; также это понятие переводят, как "вошедший в поток", что символизирует образ человека, вошедшего в реку, чтобы переплыть её.
По сути это и есть "верный буддист". И последний пункт определения говорит нам, что "верный буддист" отказывается от "будущих рождений". Что это значит? Веру в перерождения, но чёткое намерение покончить с этим? Или прямое и чёткое отбрасывание веры в реинкарнацию/перерождения наряду с верой в действенность колдовских/религиозных ритуалов? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Сб 16 Сен 17, 09:18), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Antaradhana, Won Soeng, Wu, empiriocritic_1900
Что это значит? Веру в перерождения, но чёткое намерение покончить с этим? Или прямое и чёткое отбрасывание веры в реинкарнацию/перерождения наряду с верой в действенность колдовских/религиозных ритуалов?
№343246Добавлено: Пт 15 Сен 17, 11:05 (7 лет тому назад)
Antaradhana
Спасибо. То есть, позицию "я верю, что могу реинкарнировать в тупое животное, но приму все меры к тому, чтобы этого не произошло" вы считаете более практичной, нежели "реинкарнация - такое же суеверие, как и магичекие ритуалы; эта жизнь - единственный шанс реализовать Дхамму, другой не будет". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№343248Добавлено: Пт 15 Сен 17, 11:12 (7 лет тому назад)
А откуда уважаемый Adzamaro взял формулировку "отсутствие желания будущих рождений"?
Во-первых, sakkāyadiṭṭhi - это не "желание", а "воззрение о персональном/личностном существовании".
Помимо значения конкретных слов, формулировка "отсутствие желания будущих рождений" представляется ошибочной ещё и по общему смыслу. Каким образом у вступившего в поток может быть устранено желание продолжать существовать, если у него ещё и чувственные желания присутствуют? - он их только ограничивает (отслеживает и сдерживает), в той мере, в какой они противоречат принятым им на себя нравственным правилам - правилам мирянина, если он мирянин, или правилам монаха, если он монах.
У человека может быть мнение (обусловленное теми или иными рациональными аргументами), что сансара - это плохо. Но до тех пор, пока у него (параллельно с любыми мнениями) есть чувственные желания, то есть, желания продолжать испытывать чувственные удовольствия, или даже привязанность к приятным переживаниям, испытываемым в момент медитативной сосредоточенности, у него неизбежно будет и желание продолжать существовать. Человек, который освободился от желания продолжать существование - это уже арахант, а не сотапанна.
В отличие от формулировки "желания будущих рождений", общепринятая (насколько я могу судить) формулировка "воззрение о личностном/персональном существовании" хорошо согласуется с другими аспектами Учения. Сотапанна - это тот, кто ясно видит, уверенно различает, что никакое "я" не существует, а существует (точнее, происходит) безличный процесс взаимодействия различных факторов.
Собственно говоря, Будда и поясняет (см. AN 10.92), что сотапанна видит - явления возникают при наличии условий, так, как это описано в схеме 12 факторов зависимого возникновения. _________________ Границы мира - это границы языка
№343250Добавлено: Пт 15 Сен 17, 11:23 (7 лет тому назад)
Сротапанна отбрасывает религиозные ритуалы древних мимансиков, а не что угодно, что вы придумаете подразумевать под этим термином. _________________ Буддизм чистой воды
Сротапанна отбрасывает религиозные ритуалы древних мимансиков, а не что угодно, что вы придумаете подразумевать под этим термином.
Что Будда имел в виду именно эти ритуалы, бесспорно. Призыв заменять ритуалы, которым учат брахманы, нравственным поведением - это устойчивый мотив его проповеди (сразу в голову приходят AN 10.176 и DN31).
Но почему мы (живущие в другом обществе, с другими ритуалами) не должны, по смыслу учения, распространять это правило и на любые другие ритуалы, религиозного или светского происхождения? Не в том смысле, что следует полностью отказаться от любых вообще ритуалов (тогда бы Будда не говорил в DN16, что находясь в каком-либо месте, следует почитать местных богов), но что не следует им придавать самодовлеющее значение (то есть, считать, что выполнение ритуалов само по себе - это нечто необходимое, или добродетельное, или что это даёт какие-то возможности духовного характера, и т.п.). _________________ Границы мира - это границы языка
№343255Добавлено: Пт 15 Сен 17, 12:29 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Шротапанна\Сатапанна отбрасывает и шила\сила.
Он уже никогда не совершит действий ведущих к перерождению в неблагих уделах - в силу обретённого плода понимания, а не в силу нравственных предписаний дисциплины.
№343259Добавлено: Пт 15 Сен 17, 13:07 (7 лет тому назад)
Рассмотрение предыдущих-будущих рождений используется для понимания закона причины и следствия.
Если вы отказываетесь от рассмотрения, то усложняете себе понимание и создаете препятствие для реализации.
Первое звено пратитьясамутпады - авидья вызвано именно незнанием закона причин и следствий.
В махаяне добавляют ещё одну причину авидьи - незнание таковости.
№343263Добавлено: Пт 15 Сен 17, 15:07 (7 лет тому назад)
Считать, что со смертью все резко обрывается, - противоречит буддизму.
Причины продолжают порождать следствия. Какое отношение к этим следствиям имеем лично мы - это уже другой вопрос. И этот вопрос, касающийся безличности, имеет отношение не только ко времени после смерти, но и при жизни.
Освобождение - это своего рода смерть до смерти.
Христианский святой Макарий Египетский на вопрос "Как спастись?" ответил:
Цитата:
Будь как мертвый: подобно мертвым не думай ни об обидах от людей, ни о славе, – и спасешься.
Думать, что у нас есть целая жизнь, - уже иллюзия.
Есть только этот момент. Все остальное - воспроминания, предположения и домыслы. Тот, кто не реализует этот момент, - упускает. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пт 15 Сен 17, 15:11), всего редактировалось 1 раз
Сротапанна отбрасывает религиозные ритуалы древних мимансиков, а не что угодно, что вы придумаете подразумевать под этим термином.
Поправьте меня если я где то что то упустил.
То что переводят как "обряды и ритуалы", sīlabbata - это скорее всё таки обеты, то есть некоторый образ действий принятый как обязательство. В широком смысле, сюда можно включить любые нравсвенные правила. Однако Аттхкатха (например к MN9 (Саммадиттхи сутта)), даёт такое определение этой окове:
The detailed account should be understood by the method stated thus: "Therein, what is clinging to rituals and observances? (The idea) of recluses and brahmans outside here (i.e., outside the Buddha's dispensation) that purity (is achieved) by rules," etc.
Sīlabbata здесь рассматриваются не просто как любые обеты, а те которые не входят в понятие samaṇabrāhmaṇāna-sīlа (поведение отшельников и брахманов), то есть некоторую правильную нравственность (в частности, следование Винайе). Именно привязанность к идее, что, кроме неё, какие либо ещё практики поведения могут Очищать и есть та сама третья самйоджана (окова).
Частенько нам вешают третью самйоджану за наши пения сутт, поклоны и вообще всякую религиозно-обрядовую повседневщину. В свете вышеуказанного, это не верно. _________________ t.me/raud_ex
Последний раз редактировалось: Raudex (Пт 15 Сен 17, 16:06), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, КИ
Sīlabbata здесь рассматриваются не просто как любые обеты, а те которые не входят в понятие samaṇabrāhmaṇāna-sīlа (поведение отшельников и брахманов), то есть некоторая правильная нравственность (в частности - следование Винайе). Именно привязанность к идее, что, кроме неё, какие либо ещё практики поведения могут способствовать Очищению и есть та сама третья самйоджана (окова).
Практики поведения - очень хорошая формулировка! Ведь действительно, это шире того, что обычно по-русски называется "ритуалами". _________________ Границы мира - это границы языка
№343268Добавлено: Пт 15 Сен 17, 15:46 (7 лет тому назад)
Давайте попробуем привязать этотк нашей жизни. Вы совершаете ритуальные омовения в священной реке? Вряд ли. Но вот "очищающее гиехи" купание в священной проруби-иордани - вполне принятый у нашего народа ритуал.
Зачем нам рассуждать о жертвоприношениях чёрных петухов или посыпания головы священным пеплом? Разве вы сталкиваетесь с такими ритуалами в вашей повседневной жизни?... Я сильно сомневаюсь. Однако других, ничуть не менее бессмысленных ритуалов и у нас полным полно. Чтобы Дхарма ожила в нашей жизни, нам следует обращать внимание на то, что в действительности нас окружает, на то, как и чем мы живём здесь и сейчас.
О каких ещё бессмысленных для буддиста ритуалах в нашей жизни мы можем сказать?[/i] _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5805 Откуда: Москва
№343270Добавлено: Пт 15 Сен 17, 16:23 (7 лет тому назад)
Тут ещё один комментарий с примером силаббаты, который всё ставит на свои места (обет ходить голым).
Очевидный посыл толкований понятия sīlabbata - противостояние джайнам и прочим иноверцам, посредством осуждения их практик и взглядов. Что собственно характерно для очень многих сутт Канона. _________________ t.me/raud_ex
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы