"Первое звено пратитьясамутпады - авидья вызвано именно незнанием закона причин и следствий. "
Авидья - более сложная вещь. И многовариантно демонстрирумая. Типа трёх свабхав. Причинность - один из примеров.
Авидья - это отсутствии видья. Видья - это не просто ясное знание чего бы то ни было (иначе мы сказали бы джняна), а конкретное ясное знание Дхаммы. Дхамма же - это отнюдь не только закон причин и следствий - иначе бы мы сказали камма. Но Будда сказал: я учу камме и Дхамме.
И Дхамма - это отнюдь не только теория перерождений.
Для сотапанны есть ещё один эпитет: "оставивший дом".
Под "домом" имеется в виду не просто место жительства - гаха или даже гама (село) - а нечто большее - мир, жизнь миру, мирская жизнь.
Описание "обетов" включает в себя пать мирских "оставлений" - традиционная формула "я принимаю на себя обет оставлеия (воздержания от) ...", но и содержит ещё два пункта. Однако я мыслю, что это в действительности один пункт, состоящий из двух оставлений: "оставление религиозно-магических ритуалов - оставление надежды на лучшую жизнь".
Именно этим последним сдвоенным пунктом личной дхаммы отличается "оставивший дом" сотапанна от "живущего в миру" упасаки. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
КИ
То есть, отвергаются не вообще все магическо-религиозные ритуалы, а некоторые. Я не против этого, я лишь прошу уточнить - какие именно относятся к этим некоторым. "Очистительное" курание в проруби на Крещение к таковым относится?
Насколько я понял достопочтенного Raudex'a, он имеет в виду, что ритуалы, или, лучше сказать, предписанные практики, о которых идёт речь - это практики других религий/идеологий, но не практики, осуществляемые в контексте Дхаммы. То есть купание в проруби сюда, очевидно, относится.
Вы имеете в виду, относится сюда как "чуждая" Дхамме практика? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Raudex, правильно ли я вас понимаю, что мы должны это воспринимать только как осуждение джайнов? И если джайнов поблизости нет, то это наставление можно и не обсуждать, так как оно не имеет никакого отрошения к нашей жизни...? Не может ли получиться, что чуть меньше чем все сутты канона в таком ракурсе не будут иметь ничего общего с нашей жизнью?
Я не утверждал, что "только", скорее "в том числе".
Спасибо за уточнение. Следвательно, моя мысль об участии в современных идеологическо-магисеских ритуалах, вроде всенародного выбора Спасителя России, принятых в нсшей стране, сюба также вписывается. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
КИ
То есть, отвергаются не вообще все магическо-религиозные ритуалы, а некоторые. Я не против этого, я лишь прошу уточнить - какие именно относятся к этим некоторым. "Очистительное" курание в проруби на Крещение к таковым относится?
Насколько я понял достопочтенного Raudex'a, он имеет в виду, что ритуалы, или, лучше сказать, предписанные практики, о которых идёт речь - это практики других религий/идеологий, но не практики, осуществляемые в контексте Дхаммы. То есть купание в проруби сюда, очевидно, относится.
Да, поняли правильно, но тут тоже есть некоторый подвох.
А так ли лишено контекста саманабрахмана-силы это самое купание? Да конечно считать эту практику полноценным способом духовного очищения - это самйоджана. Но чем она плоха как, например, практика укрепления здоровья? Некая вспомгательная йога. В здоровом теле здоровый, как говориться дух. Здесь конечно получается несколько натужное допущение. Но вот возьмём чтение мантр, с одной стороны оно никак не описано в текстах как самоценное благое деланье, но как форма, ну скажем, тренировки сосредоточения и дисциплинирования ума - почему нет?.... Иными словами тут поле для спекуляций и домыслов, на котором неплохо устроился народный буддизм
Да, купание в проруби зимой можно рассматривать как акт физкультуры, но в этом случае, если уж быть честными, мы должны признать, что такое купание в любой зимний день имеет такую же силу, как и священное купание в крещенскую ночь. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
"Первое звено пратитьясамутпады - авидья вызвано именно незнанием закона причин и следствий. "
Авидья - более сложная вещь. И многовариантно демонстрирумая. Типа трёх свабхав. Причинность - один из примеров.
Авидья это и есть незнание четырех истин. Любые убеждения о счастье и страдании помимо четырех истин. Без счета, просто все возможные убеждения о том, что есть счастье и как его достичь. Все эти убеждения побуждают. Включая то, что и убеждениями трудно назвать. Например генетически обусловленные склонности.
Я всё же убеждён, что авидья означает именно незнание Дхаммы. Однако если полагать, что Дхамма в полной мере выражена Четырьмя истинами, то да. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Antaradhana
Спасибо. То есть, позицию "я верю, что могу реинкарнировать в тупое животное, но приму все меры к тому, чтобы этого не произошло" вы считаете более практичной, нежели "реинкарнация - такое же суеверие, как и магичекие ритуалы; эта жизнь - единственный шанс реализовать Дхамму, другой не будет".
Сразу внесу ясность: в буддизме нет реинкарнации, и соответственно "Я", которое бы перерождалось. Если же говорить о следующих рождениях, в соответствии с плодами поступков, то это фундамент Дхаммы, а не некая метафора, и уж тем более не имеет ничего общего с верой в ритуалы и прочие суеверия.
Не спорю. Вопрос лишь в том, что надежда на лучшее перерождение - это дхамма мирянина, но не сотапанны. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
А вот бодхисаттвы же могут перерождаться? Но видимо нехотя. Они же круче стротопан и соблюдают их правила (ну как кандминимум), верно ?
Увы, наш Канон не даёт этому концепту ясных обоснований. Либо человек - арийа-пуггала, тогда число его перерождение ограничено, либо не арийа. Иных вариантов не предусмотрено. Но это из области махаяно-хинаянской полемики. _________________ t.me/raud_ex
№343330Добавлено: Пт 15 Сен 17, 21:47 (7 лет тому назад)
Фикус, вы хоть как-то соотносите этот метод четырёхступенности пути архата и чё-нидь другое, типа хотя бы четырёхступенности йоги махамудры, или дашабхуми? Как вы думаете, китайские каналы и индийские чакрамы имеют физическую и прочую общность? Кто выше - архат или начинающий бодхисаттва? Будда Махаяны и хинаяны - это разные будды? И т.д. А мож это всё просто разные концепции, имеющие мало отношения к действительно единой практике нирваны, то есть реализации не-страдания? )
А вот бодхисаттвы же могут перерождаться ?
Но видимо нехотя. Они же круче стротопан и соблюдают их правила (ну как кандминимум), верно ?
Полагаю, что стадия бодхисаттвы - это стадия зарождения новой мотивации, которой не было ни у мирянина, ни у сотапанны. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Да, купание в проруби зимой можно рассматривать как акт физкультуры, но в этом случае, если уж быть честными, мы должны признать, что такое купание в любой зимний день имеет такую же силу, как и священное купание в крещенскую ночь.
Верно, скорее да чем нет. Однако, в качестве спекуляции, давайте вспомним, что у нас имеются канонические рекомендации почитать местных божеств. Если такое купание им приятно, то чего б не нырнуть в особый день? _________________ t.me/raud_ex
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы