Угу, но почему-то Будда говорит о джханах, как о труднодостижимых, сверхчеловеческих состояниях
P.S. Спор о том, что же считать джханами, идет в буддийской среде не одну тысячу лет. Вот здесь суммировано рассматриваются разные точки зрения в этом споре.
Угу, но почему-то Будда говорит о джханах, как о труднодостижимых, сверхчеловеческих состояниях
P.S. Спор о том, что же считать джханами, идет в буддийской среде не одну тысячу лет. Вот здесь суммировано рассматриваются разные точки зрения в этом споре.
Так я, если Вы не заметили, на упомянутую там "Формулу" и опираюсь - в основе всего отстраненность. Гораздо важнее, чем, например, конкретные методы, с помощью которых развиваются состояния, на этой отстраненности основанные. Например, в SN 46.3 Будда показывает, что на основе отрешенности (от неблагих состояний) ума и тела семь факторов пробуждения развиваются до уровня, непосредственно подводящего к ниббане, "просто" путём повторения и обдумывания Дхаммы.
Почему "просто" в кавычках? Потому что отрешенность, на которой это всё строится - отнюдь не проста. До какой степени развита отрешенность, до такой степени разовьются и факторы пробуждения/джхановые состояния. _________________ Границы мира - это границы языка
Угу, но почему-то Будда говорит о джханах, как о труднодостижимых, сверхчеловеческих состояниях
P.S. Спор о том, что же считать джханами, идет в буддийской среде не одну тысячу лет. Вот здесь суммировано рассматриваются разные точки зрения в этом споре.
Ну, в общем-то правильно говорит. И по ссылке все верно
Я тоже не думаю, что человек только познакомившись с медитацией, не имеющий правильных взглядов, не практикующий достаточно долго и интенсивно вообще поймет, что это за препятствия, и что это за факторы.
Прежде чем достичь дхьяны и осознать ее, я по несколько часов в день практиковал в течение нескольких месяцев. У меня был затвор по причине болезни и я не выходил на улицу, не смотрел телевизор, не играл в игры, не общался с людьми (за исключением сестры и ее мужа, несколько минут в день). Однако же, достигнув дхьяны я вспомнил, что уже бывал в этом состоянии раньше. Оно не оказалось для меня целиком незнакомым. Да, оно намного ярче, но я сам сделал его более тусклым, поторопившись войти во вторую джхану, а едва это удалось - в третью (что не удалось). После этого даже просто отбросить неугомонность не удавалось больше месяца, после чего развились сильнейшие сомнения.
Поэтому я не стану спорить с тем, что легко ошибиться в распознавании джханы, особенно не практикуя достаточно интенсивно.
За 17 лет практики, мой совокупный опыт медитации не больше 5000 часов. И за это время взгляды на ум, на медитацию, на плод, на путь менялись неоднократно и вполне кардинально. Все это можно отследить даже на форумах, хотя вряд ли имеет хоть какой-нибудь смысл.
И я всего лишь сейчас тренируюсь во вхождении и устойчивости в первой дхьяне. Можно назвать это тяжелой дхьяной?
Это будет только мышлением. Сейчас, пусть неумело, но входя в первую дхьяну я хорошо распознаю сомнения и нерешительность. Нет разницы, называть ее легкой или называть ее тяжелой. У каждого человека свои заблуждения и омрачения и каждый застрянет в своих ловушках. Зная ловушки, преодолев их, можно помочь другим их заметить и миновать.
Теоретически же предостерегать: о, на пути, который я не прошел, много ловушек, говорят! - не много смысла. Иногда это может быть полезным, иногда вредным, но человек, придумывающий дальнейший путь, а не опирающийся на пройденный скорее поделится лишь сомнениями и нерешительностью
Мой путь опирается в том числе на отбрасывание думания, на отбрасывание сомнений, на отбрасывание нерешительности. Поэтому я могу этим делиться и этому учить. Дхьяну я считаю достойным усилий плодом, пусть и не окончательным, а всего лишь необходимым инструментом для тренировки. Поэтому считаю, что хорошо, если больше людей освоят отбрасывание сомнений. Помимо прочего, это вполне аутентичная дзенская практика. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№335656Добавлено: Вт 18 Июл 17, 19:03 (7 лет тому назад)
Won Soeng, не буду в очередной раз оспаривать по пунктам то, о чем вы говорите, хотя мог бы это сделать. Скажу лишь, что в буддизме, в т.ч. в дзэн, заявлять во всеуслышание о достижении подобных плодов, мягко говоря не принято (да и не будет так делать тот, кто действительно достигает сверхчеловеческих состояний), а если в добавок к этому, эти состояния не достигаются, то это, как-бы помягче сказать, архи-неумелое действие.
Won Soeng, не буду в очередной раз оспаривать по пунктам то, о чем вы говорите, хотя мог бы это сделать. Скажу лишь, что в буддизме, в т.ч. в дзэн, заявлять во всеуслышание о достижении подобных плодов, мягко говоря не принято (да и не будет так делать тот, кто действительно достигает сверхчеловеческих состояний), а если в добавок к этому, эти состояния не достигаются, то это, как-бы помягче сказать, архи-неумелое действие.
Я услышал Ваше предостережение, но не стану относиться к нему слишком всерьез. Вот случись такое, что некое достижение когда-нибудь подтвердит Мастер Дзен и скажет хранить его в тайне - обязательно послушаюсь.
Перед кем-то другим у меня нет никаких обязательств ни заявлять, ни умалчивать. Прямо скажу, я не доверяю истории про традицию хранить в тайне какие-либо достижения, кроме запрета на демонстрацию мирянам неких таинственных сил (т.е. попросту не дурить мирян фокусами за еду и поддержку).
Если бы Вы смогли рассмотреть что-либо по пунктам, буду рад присоединиться к рассмотрению. Рассматривать же страхи и сомнения не считаю необходимым. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Рассматривать же страхи и сомнения не считаю необходимым.
Так конечно проще: произвольно объявить то, что вам говорят, страхами и сомнениями, и на этом основании отбросить.
Отчего же произвольно? Все ссылки на сутты я изучаю крайне внимательно. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№335661Добавлено: Вт 18 Июл 17, 20:42 (7 лет тому назад)
По приведенной Вами ссылке вот с чем я глубоко согласен.
Цитата:
В заключение. Едва ли можно знать состояние ума другого человека. Если кто-то говорит вам, что достиг всех 8 джхан, и что может достичь любой из них по желанию, то лучше слушать его беспристрастно. Может они у него есть. Если так, не стоит завидовать. А может их нет. В этом случае не вам об этом ему говорить. Да и как вы можете узнать об этом? Разумеется, это огромная помеха в практике – переоценивать собственные достижения. Но, позвольте, до освобождения они есть у каждого из нас, и над ними нам нужно работать.
Так какие должны быть ожидания? Можно ли рассчитывать на джхану, медитируя 20 минут в день? Разумеется, это возможно. Будущий Будда вошёл в джхану ещё будучи ребёнком. Другие люди также заявляли о схожем опыте. Однако, это не является нормой. Монахи, практикующие под учительством самого Будды, боролись, чтобы достичь джханы. Хотя некоторые учителя заявляют, что большинство их учеников могут достичь джханы на 10-дневном ретрите, я лично в этом сомневаюсь. Очень легко одурачить себя верой в то, что ты достиг высоких достижений, особенно когда в этом тебя уверяет уважаемый учитель. Я думаю большинство из них испытывает некоторые факторы джханы без максимального их переживания. Это и неплохо, если они будут и дальше работать над тем, чтобы углубить опыт, но думаю что их учителя в конечном счёте оказывают им медвежью услугу.
Так как это будет на практике? Допустим, вы сидите, и начинаете ощущать джхановые факторы:
Что вы будете делать? Некоторые учителя говорят: «Отбросьте это и вернитесь к тому, чтобы созерцать вещи как временные, болезненные, не имеющие сущности». Но только не Будда! Другие говорят: «Поздравляем, вы достигли!» Увещеваю вас не иметь такого отношения. Вместо этого продолжайте практику, которую вы уже делаете. Как говорится, работайте с тем что есть, и посмотрите, можно ли усилить эти джхановые факторы. Доверяйте практике, и она подведёт вас к порогу освобождения.
_________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
По приведенной Вами ссылке вот с чем я глубоко согласен.
Ну оно и понятно, мало кому нравится когда их полет фантазии критикуют, и опускают с небес на землю. Когда же что-то говориться расплывчато и примирительно, в духе: и нашим и вашим, то это практически всем нравится.
А с остальным текстом, вы не согласны? В частности, с этим:
«Другое значимое указание, относящееся к природе поглощённости, можно почерпнуть из Упаккилеса сутты. Согласно ей, до своего пробуждения Будда прилагал значительные усилия, чтобы преодолеть целую серию препятствий, до того, как он смог достичь первой поглощённости (MN III 157). Это намекает на то, что первая поглощённость является состоянием ума, которое достигается только после продолжительной практики и требует значительного медитативного опыта.
Это предположение подкрепляется случаями Ануруддхи и Махамоггалланы. В случаях с каждым из этих двух главных учеников требовалось личное вмешательство Будды, чтобы они смогли достичь и стабилизировать первую поглощённость (MN III 157, SN IV 263). Если Ануруддха и Махамоггаллана, которые позже были объявлены самыми выдающимися учениками Будды в плане способностей к сосредоточению (AN I 23), имели такие трудности, то можно однозначно заключить, что первая поглощённость является уровнем сосредоточения, который требует значительной медитативной тренировки.
Во время первой поглощённости невозможно говорить (SN IV 217), а также звуки являются помехой к этому достижению (AN V 135). Достигнув первой поглощённости, человек выходит за рамки видения Мары (MN I 159), достигнув края мира чувств (AN IV 430). Эти фрагменты подтверждают, что первая поглощённость – действительно является состоянием, во время которой ум «поглощён» в глубочайшем сосредоточении».
№335666Добавлено: Вт 18 Июл 17, 21:30 (7 лет тому назад)
Махатхеры, в совершенстве знающие Дхамму, Винаю и Абхидхамму, практикующие медитацию в монастырях десятки лет, говорят, что еще не достигли джханы, а на вопрос о достижениях, скромно говорят, что не уверены, что достигли даже уровня вступления в поток. А русские бравые йогины с форумов, говорят, что для них и плод сотапанны достигается довольно просто, и что в достижении джханы нет ничего особенного
P.S. К слову, скромность - это одна из характеристик, хорошо развитая у всех Арьев.
По приведенной Вами ссылке вот с чем я глубоко согласен.
Ну оно и понятно, мало кому нравится когда их полет фантазии критикуют, и опускают с небес на землю. Когда же что-то говориться расплывчато и примирительно, в духе: и нашим и вашим, то это практически всем нравится.
А с остальным текстом, вы не согласны? В частности, с этим:
«Другое значимое указание, относящееся к природе поглощённости, можно почерпнуть из Упаккилеса сутты. Согласно ей, до своего пробуждения Будда прилагал значительные усилия, чтобы преодолеть целую серию препятствий, до того, как он смог достичь первой поглощённости (MN III 157). Это намекает на то, что первая поглощённость является состоянием ума, которое достигается только после продолжительной практики и требует значительного медитативного опыта.
Это предположение подкрепляется случаями Ануруддхи и Махамоггалланы. В случаях с каждым из этих двух главных учеников требовалось личное вмешательство Будды, чтобы они смогли достичь и стабилизировать первую поглощённость (MN III 157, SN IV 263). Если Ануруддха и Махамоггаллана, которые позже были объявлены самыми выдающимися учениками Будды в плане способностей к сосредоточению (AN I 23), имели такие трудности, то можно однозначно заключить, что первая поглощённость является уровнем сосредоточения, который требует значительной медитативной тренировки.
Во время первой поглощённости невозможно говорить (SN IV 217), а также звуки являются помехой к этому достижению (AN V 135). Достигнув первой поглощённости, человек выходит за рамки видения Мары (MN I 159), достигнув края мира чувств (AN IV 430). Эти фрагменты подтверждают, что первая поглощённость – действительно является состоянием, во время которой ум «поглощён» в глубочайшем сосредоточении».
К этому вопросу есть вполне определенное замечание. У Будды в его практике не было руководства Дхармы, поэтому ему необходимо было преодолевать все препятствия. Однако у нас есть руководство Дхармы, поэтому нам гораздо проще. Мы знаем, что именно нужно распознавать, что отбрасывать, что развивать.
Ум может быть поглощен в глубочайшем сосредоточении и во время сна и во время интенсивной работы, решения задачи, во время сильного стресса. Важно не просто глубочайшее сосредоточение, поскольку это не что-то новое для многих людей, а правильное сосредоточение.
Так что да, я согласен не со всем текстом, и могу его критиковать. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Махатхеры, в совершенстве знающие Дхамму, Винаю и Абхидхамму, практикующие медитацию в монастырях десятки лет, говорят, что еще не достигли джханы, а на вопрос о достижениях, скромно говорят, что не уверены, что достигли даже уровня вступления в поток. А русские бравые йогины с форумов, говорят, что для них и плод сотапанны достигается довольно просто, и что в достижении джханы нет ничего особенного
P.S. К слову, скромность - это одна из характеристик, хорошо развитая у всех Арьев.
Вы зачем-то берете для себя сложные варианты. Пусть махатхеры решают за себя, не вижу в этом проблем. А скромность должна быть в образе жизни, а не в умалчивании Дхармы. Умеренность.
Вы снова бросаетесь в крайности. Я тоже ничего не говорю о вступлении в поток. И не говорю о том, что правильным образом достиг правильного сосредоточения. Я лишь возражаю тем, кто отчего-то ожидает необычного от джханы. И не вижу препятствий к тому, чтобы возражать и дальше, не впадая в ложную скромность.
Вы отчего-то думаете что я здесь хвастаюсь. Но ведь это же Ваша проекция. Раз не терзаюсь сомнениями, то конечно же хвастаюсь, причем назойливо. Но вот - нет.
Я обсуждаю этот вопрос лишь в контексте.
Впрочем, толку в этом обсуждении явно не будет. Вы лишь еще больше будете терзаться и убеждать себя, что годы и годы Вам джханы ни в коем случае не видать, а что бы ни случилось - ни в коем случае не джхана
Это - на здоровье.
Главное, чтобы Вы поняли - нет смысла спорить с уверенностью, если не умеете отбрасывать сомнения.
Мне вот все равно, как именно это называется. Я практикую в силу способностей отбрасывание пяти препятствий и распознавание пяти факторов, напитывание восторгом. И не придаю значения тому, кто и что об этом скажет.
И, откровенно говоря, мне так же безразлично, сколько еще придется это практиковать, прежде чем перейду ко второй джхане, к третьей джхане, к четвертой джхане. Без разницы, как это называть или не называть
Не собираюсь сомневаться и не собираюсь больше Вас как-то в этом вопросе беспокоить. Что сказано - то сказано. Если кто-то обратиться ко мне с вопросом: как практиковать джханы - буду учить так, как делаю это сам. Без каких-либо предубеждений, что это делать преждевременно или трудно или невозможно. Убежден, что нужно это делать каждый доступный момент, снова и снова, настраивая ум и делая попытки только в одном направлении. Без попыток проверять себя или оценивать, достоин ли я уже войти в джхану, достаточно ли я равнодушен к сексу или вкусной еде, или надо еще как-то себя потерзать, поограничивать, посокрушаться недостижимости малейшего уровня святости и т.п.
И что бы там ни говорили махатхеры - они всего лишь старые монахи. Вы можете придавать значение их словам, я буду придавать значение только словам Будды и своей практике этих слов.
Благодаря переживанию, которое Вы не считаете Джханой моя вера возросла невероятно, и оттого всем Махатхерам вместе взятым нечего делать в моем уме. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
К этому вопросу есть вполне определенное замечание. У Будды в его практике не было руководства Дхармы, поэтому ему необходимо было преодолевать все препятствия. Однако у нас есть руководство Дхармы, поэтому нам гораздо проще. Мы знаем, что именно нужно распознавать, что отбрасывать, что развивать.
Там в тексте речь идет не о Будде, а о его ближайших учениках, у которых руководство Дхаммы, было на порядки лучше и доступнее нашего с вами
Вы зачем-то берете для себя сложные варианты. Пусть махатхеры решают за себя, не вижу в этом проблем. А скромность должна быть в образе жизни, а не в умалчивании Дхармы. Умеренность.
Вы снова бросаетесь в крайности. Я тоже ничего не говорю о вступлении в поток. И не говорю о том, что правильным образом достиг правильного сосредоточения. Я лишь возражаю тем, кто отчего-то ожидает необычного от джханы. И не вижу препятствий к тому, чтобы возражать и дальше, не впадая в ложную скромность.
Вы отчего-то думаете что я здесь хвастаюсь. Но ведь это же Ваша проекция. Раз не терзаюсь сомнениями, то конечно же хвастаюсь, причем назойливо. Но вот - нет.
Я обсуждаю этот вопрос лишь в контексте.
Впрочем, толку в этом обсуждении явно не будет. Вы лишь еще больше будете терзаться и убеждать себя, что годы и годы Вам джханы ни в коем случае не видать, а что бы ни случилось - ни в коем случае не джхана
Это - на здоровье.
Главное, чтобы Вы поняли - нет смысла спорить с уверенностью, если не умеете отбрасывать сомнения.
Мне вот все равно, как именно это называется. Я практикую в силу способностей отбрасывание пяти препятствий и распознавание пяти факторов, напитывание восторгом. И не придаю значения тому, кто и что об этом скажет.
И, откровенно говоря, мне так же безразлично, сколько еще придется это практиковать, прежде чем перейду ко второй джхане, к третьей джхане, к четвертой джхане. Без разницы, как это называть или не называть
Не собираюсь сомневаться и не собираюсь больше Вас как-то в этом вопросе беспокоить. Что сказано - то сказано. Если кто-то обратиться ко мне с вопросом: как практиковать джханы - буду учить так, как делаю это сам. Без каких-либо предубеждений, что это делать преждевременно или трудно или невозможно. Убежден, что нужно это делать каждый доступный момент, снова и снова, настраивая ум и делая попытки только в одном направлении. Без попыток проверять себя или оценивать, достоин ли я уже войти в джхану, достаточно ли я равнодушен к сексу или вкусной еде, или надо еще как-то себя потерзать, поограничивать, посокрушаться недостижимости малейшего уровня святости и т.п.
И что бы там ни говорили махатхеры - они всего лишь старые монахи. Вы можете придавать значение их словам, я буду придавать значение только словам Будды и своей практике этих слов.
Благодаря переживанию, которое Вы не считаете Джханой моя вера возросла невероятно, и оттого всем Махатхерам вместе взятым нечего делать в моем уме.
Это могло бы быть забавным, если бы не было столь печально
№335676Добавлено: Вт 18 Июл 17, 22:24 (7 лет тому назад)
О чем Вам печалиться или забавляться?
Вы высказали свое мнение, оно рассмотрено и выявлено небеспристрастным. Вас (как Вы убеждены) поддерживают махатхеры. Продолжаем изучение и практику. Не соревнуясь. Вы сомневаясь, я - отбрасывая всякие сомнения. Бравый русский йогин уверен, что находится на правильном пути. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы