Дхьяна - это сосредоточение внимания на одном объекте ( = концентрация ума в одной точке).
Нет. Если не слушаете меня, то послушайте хотя бы монаха:
Бханте Хенепола Гунаратана пишет:
Использование слова «поглощённость» для обозначения состояния глубокой медитации в джхане очень часто вводит в заблуждение. В любой джхане присутствует много факторов ума и медитирующий знает о них. Когда ты осведомлён об этих умственных факторах, ты не поглощаешься ими, но остаешься к ним осознанным и внимательным. Если ты поглощён объектом, то ты ничего не поймёшь и не запомнишь.
Последний раз редактировалось: Adzamaro (Вс 12 Фев 17, 22:32), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Если мы говорим что одно это отсутствие другого, но не обьясняем конкретно что каждо есть, то это игра с неизвестными, особенно выше стадии безконечного пространства.
Вы же понимаете значение фразы "пространство безгранично"? Вот это концептуальное понимание и есть объект арупа сферы безграничного пространства. Мы не говорим что одно это отсутствие другого, мы говорим что когда мыслиться одно, оно пусто от всего остального.
Эту стадию мы еще может представить поэтому я сказал (особенно выше стадии безконечного пространства). А как делать с viññāṇañcāyatanaṃ? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№314077Добавлено: Вс 12 Фев 17, 22:05 (8 лет тому назад)
Бханте Хенепола Гунаратана пишет:
Использование слова «поглощённость» для обозначения состояния глубокой медитации в джхане очень часто вводит в заблуждение. В любой джхане присутствует много факторов ума и медитирующий знает о них. Когда ты осведомлён об этих умственных факторах, ты не поглощаешься ими, но остаешься к ним осознанным и внимательным. Если ты поглощён объектом, то ты ничего не поймёшь и не запомнишь.
Верно. Описание джхан такое что оно исключает супер-катотанические состояния транса.
Интересная цитата:
Цитата:
According to Richard Gombrich, the sequence of the four rupa-jhanas describes two different cognitive states:
I know this is controversial, but it seems to me that the third and fourth jhanas are thus quite unlike the second.[59][note 9]
Alexander Wynne further explains that the dhyana-scheme is poorly understood.[58] According to Wynne, words expressing the inculcation of awareness, such as sati, sampajāno, and upekkhā, are mistranslated or understood as particular factors of meditative states,[58] whereas they refer to a particular way of perceiving the sense objects:[58]
Thus the expression sato sampajāno in the third jhāna must denote a state of awareness different from the meditative absorption of the second jhāna (cetaso ekodibhāva). It suggests that the subject is doing something different from remaining in a meditative state, i.e. that he has come out of his absorption and is now once again aware of objects. The same is true of the word upek(k)hā: it does not denote an abstract 'equanimity', [but] it means to be aware of something and indifferent to it [...] The third and fourth jhāna-s, as it seems to me, describe the process of directing states of meditative absorption towards the mindful awareness of objects Link
Получается что джхана 1 и 2 это типа сидячая медитация "концентрации", а джхана 4 вроде бы Saṅkhārupekha ñaṇa стадия випассаны. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Последний раз редактировалось: Alex123 (Вс 12 Фев 17, 22:12), всего редактировалось 1 раз
Это не концептуальное понимание, это ощущение/ведание.
Ведана это приятное/не-приятное/нейтральное чувство. А "пространство безгранично" это концепция.
Вы имеете в виду, что в арупа-дхъяне присутствуют концепции типа " пространство безгранично"? Или все-таки это ярлык, указывающий на вне-концептуальный опыт?
Дхьяна - это сосредоточение внимания на одном объекте ( = концентрация ума в одной точке).
Нет. Если не слушаете меня, то послушайте хотя бы монаха:
Бханте Хенепола Гунаратана пишет:
Использование слова «поглощённость» для обозначения состояния глубокой медитации в джхане очень часто вводит в заблуждение. В любой джхане присутствует много факторов ума и медитирующий знает о них. Когда ты осведомлён об этих умственных факторах, ты не поглощаешься ими, но остаешься к ним осознанным и внимательным. Если ты поглощён объектом, то ты ничего не поймёшь и не запомнишь.
А если ты не поглощен объектом, отвлекаешься на другие "места" - ты потерял дхьяну.
Именно неотвлечение ума от одной "точки" - дхьяна. Сопутствующие факторы (восторг радость и тд) "исчезая", сигнифицируют о высоте дхьяны; отсутствие "однонаправленности" - это переключение внимания, это выход из дхьяны - "постмедитативные размышления"
Уже в 4-й рупа-дхьяне для нас он исчез, для нас остался только "чурбан" - дыхания почти нет
Его опыт в эти моменты нашими понятиями "не исчисляется", о каких-либо пониманиях (правильных/неправильных) речь может идти лишь по выходе из дхьяны
Это элементарно _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№314126Добавлено: Пн 13 Фев 17, 02:54 (8 лет тому назад)Re: Критерии для последовательности арупа-дхьян
Alex123 пишет:
Эту стадию мы еще может представить поэтому я сказал (особенно выше стадии безконечного пространства). А как делать с viññāṇañcāyatanaṃ?
Мы думаем: "пространство безгранично", следовательно сознание этого пространства тоже должно быть безгранично, так как осознать безграничное можно соответственно только таким же безграничным сознанием. Так мы понимаем: "сознание безгранично" - тем самым пребывая в сфере безграничного сознания. Я так это представляю. Здесь, я думаю, и не должно быть некоего цельного представления как объекта. Не все понятия определяются непосредственным указанием на опыт.
Alex123 пишет:
Получается что джхана 1 и 2 это типа сидячая медитация "концентрации", а джхана 4 вроде бы Saṅkhārupekha ñaṇa стадия випассаны.
Согласен. Возможно даже не столько еще и вторая, сколько даже только первая. В первой джхане ведь присутствуют факторы витакка и вичара - возникновение и развитие мысли (об объекте). А во второй их уже нет, то есть об объекте уже специально не думается для сосредоточения.
Samantabhadra пишет:
Вы имеете в виду, что в арупа-дхъяне присутствуют концепции типа "пространство безгранично"? Или все-таки это ярлык, указывающий на вне-концептуальный опыт?
Не просто присутствуют, я имею в виду что мысль: "пространство безгранично", наряду с "с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами чувств, с не-вниманием к восприятиям множественности" - и есть сфера безграничного пространства.
Любая концепция каким-либо образом указывает на опыт. Другой вопрос, указывает ли она на некоторое представление/образ напрямую или нет. Однако даже если нет, это не значит что она не верна и мы не можем ею оперировать. Может не очень удачный пример, но мы не можем себе представить 4-х мерное пространство. Все же, несмотря на эту невозможность, мы вполне можем понимать что оно означает.
Си-ва-кон пишет:
Отсутствие "однонаправленности" - это переключение внимания, это выход из дхьяны - "постмедитативные размышления"
Его опыт в эти моменты нашими понятиями "не исчисляется", о каких-либо пониманиях (правильных/неправильных) речь может идти лишь по выходе из дхьяны
Давайте еще послушаем Бханте Гунаратана:
Цитата:
В Махакасулудайи сутте (МН 77) говорится о том, что медитирующий даже в самых утончённых состояниях джханы видит и знает то, что происходит в его уме. Глаголы в сутте используются в настоящем времени, а не в прошедшем. Сутта ясным образом показывает, что медитирующий видит и знает, пока находится в состоянии джханы.
Цитата:
Мысль о том, что медитирующий должен выходить из джханы, чтобы развить сверхчеловеческое знание или уничтожить загрязнения и достичь просветления, строится на предположении о том, что сосредоточенный ум становится единым с объектом медитации и поглощённым этим объектом. По этой причине некоторые переводят джхану или саматху как сосредоточение поглощённости. Если ум поглощён объектом, он парализован и не способен делать что-либо.
Цитата:
Когда мы достигаем какой-либо джханы, мы не становимся едиными с объектом. Объекты для медитации подобны стартовым площадкам. Мы используем их для тренировки ума, чтобы достичь правильного сосредоточения, которое, как мы уже выяснили, является однонаправленностью ума, а не однонаправленностью объекта медитации
Если ум не отвлечен от одной точки, то он не сможет заметить исчезновение сопутствующих факторов - ведь он не отвлечен от одной точки, некогда замечать.
№314152Добавлено: Пн 13 Фев 17, 15:21 (8 лет тому назад)
Надо более пристально проанализировать Чуласунньята сутту: Малую лекцию о пустотности
МН 121, ведь именно этому посвящен обзор восприятия в рупа и арупа сферах.
Более того, Будда утверждает, что нет и не будет иного способа, пути как установить непревзойденную пустотность и таковость, и достигнуть освобождения.
В сутте указана последовательность, чтобы очистить восприятие от субъективных факторов (якобы укоренившаяся привычка взгляда или мнения) и объективных факторов (представление о якобы имеющем быть самостоятельном существовании объекта).
В частности сказано:
Цитата:
Далее, Ананда, монах – не обращая внимания на восприятие леса, не обращая внимания на восприятие земли – обращает внимание на единственность, зависящую от восприятия сферы безграничного пространства. Его ум входит в это восприятие сферы безграничного пространства и обретает уверенность, устойчивость, решительность. Он понимает так: «Любые возмущения, которые могли бы зависеть от восприятия леса, не присутствуют здесь. Любые возмущения, которые могли бы зависеть от восприятия земли, не присутствуют здесь. Здесь наличествует только вот такое-то количество возмущения, то есть, единственность, зависящая от восприятия сферы безграничного пространства».
Очевиден перенос, обращение внимания от множества факторов, таких как восприятие леса и земли к единичному, к восприятию сферы безграничного пространства.
И далее:
Цитата:
Он понимает: «Это поле восприятия пусто от восприятия леса. Это поле восприятия пусто от восприятия земли. Здесь наличествует только эта не-пустотность, то есть, единственность, зависящая от восприятия сферы безграничного пространства». Так он считает это пустым от того, чего здесь нет, а что касается того, что остаётся, он понимает, что это наличествует: «Это наличествует». Ананда, это также его подлинное, неискажённое, чистое погружение в пустотность.
То есть наличие присутствия при погружении в пустотность очевидно при анализе восприятия.
И т. д. по тексту сутты - до освобождения.
№314164Добавлено: Пн 13 Фев 17, 17:01 (8 лет тому назад)
"С прекращением контакта с ...." - вот основа сосредоточения арупадхьян.
Отстранение позволяет углубить самадхи.
Если Вы контактируете с бумажной книгой, Вы еще не контактируете с буквами этой книги. Если Вы контактируете с буквами, Вы еще не контактируете со словами. Если Вы контактируете со словами, Вы еще не контактируете с историей, написанной автором, с персонажами и их ситуациями.
Факторы дхьян не что-то произвольное. Это очень точная последовательность различимых качеств прекращения контакта.
Сначала прекращается контакт с пятью препятствиями. Вследствие этого обнаруживаются пять факторов первой дхьяны. Обнаруживается спокойный ум
Когда они достаточно ясно обнаружены, исследование прекращается, и остаются три фактора второй дхьяны. Обнаруживается стабильный ум.
Когда восторг насыщен, контакт с ним прекращается, и остаются факторы третьей дхьяны. Обнаруживается объединенный ум.
Когда счастье безгранично, контакт с ним прекращаются и остается безмятежность и однонаправленность четвертой дхьяны. Обнаруживается направленный ум.
Далее, с насыщением направленности, прекращается контакт с направленностью и обнаруживается фактор безграничного пространства
Далее, с насыщением безграничностью пространства прекращается контакт с безграничным пространством и обнаруживается фактор безграничного сознания.
Далее, с насыщением безграничность сознания, прекращается контакт с безграничным сознанием и обнаруживается фактор "ничего нет".
Далее, с насыщением отсутствием всего, прекращается контакт с отсутствием всего и обнаруживается фактор "нет восприятия", который при этом не является прекращением восприятия. Поэтому такое странное название "сфера ни восприятия, ни не-восприятия".
Однако, Дхарма Будды основана на четвертой дхьяне - направленный ум. Прекращение направленности - это уже неправильное сосредоточение. Можно совершенно не исследовать арупадхьяны, в них нет пользы для благородного пути, для правильного сосредоточения.
Направленный ум следует использовать для обнаружения омрачений, обнаружения семян омрачений, обнаружения удобрения омрачений и пресечения корней омрачений.
Направленный ум обладает такой силой, что его можно использовать для обнаружения трех знаний, для развития сверхсил.
Но это так же не является правильным сосредоточением. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Мы думаем: "пространство безгранично", следовательно сознание этого пространства тоже должно быть безгранично, так как осознать безграничное можно соответственно только таким же безграничным сознанием.
Маленький человек может увидеть огромного слона. Это не значит что человек по размерам равен слону. Мы можем подумать, почитать о том что было миллиарды лет назад. Это не значит что сегодняшнее сознание продолжительностью в миллиары лет.
С ākāsānañcāyatanaṃ еще как то понятно. В "глубокой версии", 5 видов восприятия нету, кроме иногда телесной боли которая может вывести человека из медитации,
Так мы понимаем: "сознание безгранично" - тем самым пребывая в сфере безграничного сознания.
Ещё как то можно предположить что сознание которое воспринимает безграничное пространство само безгранично. Здесь это сознание все таки имеет обьект. А в сфере безграничного сознания? Должен быть "внешний" обьект отличен от самого сознания так же как лезвие не может порезать само себя а глаз не может сам себя увидеть.
Кстати в Вимуттимагге есть интересное учение о аруппах:
Цитата:
The rising from concentration is conditioned by five causes, namely, painfulness of posture; many bonds; arising of hindrances; unequal skill; and inclination.
When a man enters formless concentration, he does not "rise" owing to "many bonds", because he dwells in imperturbability. If he enters the attainment of dissolution and the attainment of fruition,1 he can "rise" through previous action and not through any other cause. " - Vimutimagga pg 120-121
То есть загрязнения не могут вывести медитатора из арупы, но боль сидения может. То есть тело ещё ощущается. Только в ниродхе или в пхала самапатти выход из состояния зависит только от прошлого намерения.
Цитата:
It is, Ananda, only when the Tathagata, disregarding external objects, with the cessation of certain feelings, attains to and abides in the signless concentration of mind, that his body is more comfortable. DN16
В ДН16 пожилой Будда страдающий многими телесными болями говорит что его тело больше в комфорте когда он в анимитта четосамадхи которое в суттах числится после nevasaññānāsaññāyatanaṃ (4я арупа). _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№314180Добавлено: Пн 13 Фев 17, 18:57 (8 лет тому назад)
Пожалуй что единственное правильное сосредоточение это переход от множественности к единичности, именно то, что указано в сутте, и которое влечет за собой уверенность, устойчивость и решительность.
Правильное знание, которое возникает при правильном сосредоточении, как бы подталкивает нас к освобождению.
Критерием рупа и арупа дхьян служит, как говорилось ранее, являются возникающие; базирующееся на чувстве, знание пустотности (освобождения ума от пятна чувственного желания, пятна существования, пятна невежества) и таковость (присутствие), которое связана с шестью сферами чувств, которые, в свою очередь, зависят от тела и обусловлены жизнью.
Если вопрос с критерием ясен, то он сводится к тому: а имеется ли у вас подобный опыт множественности и единичности, выкристаллизовался ли он в понятиях и различимы ли пустотность и таковость?
Это не концептуальное понимание, это ощущение/ведание.
Ведана это приятное/не-приятное/нейтральное чувство. А "пространство безгранично" это концепция.
Прекращение контакта с границами в пространстве - это вполне когнитивный опыт. Концепция возникает не просто на потенциальной возможности этого, потому что "ум распахнулся" - это вполне себе достижимый опыт. Зачастую гораздо проще, чем может показаться в результате изучения текстов по правильному сосредоточению (и сосредоточению вообще). _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Мы думаем: "пространство безгранично", следовательно сознание этого пространства тоже должно быть безгранично, так как осознать безграничное можно соответственно только таким же безграничным сознанием.
Маленький человек может увидеть огромного слона. Это не значит что человек по размерам равен слону. Мы можем подумать, почитать о том что было миллиарды лет назад. Это не значит что сегодняшнее сознание продолжительностью в миллиары лет.
С ākāsānañcāyatanaṃ еще как то понятно. В "глубокой версии", 5 видов восприятия нету, кроме иногда телесной боли которая может вывести человека из медитации,
Так мы понимаем: "сознание безгранично" - тем самым пребывая в сфере безграничного сознания.
Ещё как то можно предположить что сознание которое воспринимает безграничное пространство само безгранично. Здесь это сознание все таки имеет обьект. А в сфере безграничного сознания? Должен быть "внешний" обьект отличен от самого сознания так же как лезвие не может порезать само себя а глаз не может сам себя увидеть.
Кстати в Вимуттимагге есть интересное учение о аруппах:
Цитата:
The rising from concentration is conditioned by five causes, namely, painfulness of posture; many bonds; arising of hindrances; unequal skill; and inclination.
When a man enters formless concentration, he does not "rise" owing to "many bonds", because he dwells in imperturbability. If he enters the attainment of dissolution and the attainment of fruition,1 he can "rise" through previous action and not through any other cause. " - Vimutimagga pg 120-121
То есть загрязнения не могут вывести медитатора из арупы, но боль сидения может. То есть тело ещё ощущается. Только в ниродхе или в пхала самапатти выход из состояния зависит только от прошлого намерения.
Цитата:
It is, Ananda, only when the Tathagata, disregarding external objects, with the cessation of certain feelings, attains to and abides in the signless concentration of mind, that his body is more comfortable. DN16
В ДН16 пожилой Будда страдающий многими телесными болями говорит что его тело больше в комфорте когда он в анимитта четосамадхи которое в суттах числится после nevasaññānāsaññāyatanaṃ (4я арупа).
Уже в первой дхьяне отстранен контакт с телесными чувствами и с недоброжелательностью (которая очень тесно связана с нежеланными телесными чувствами). От этого и обнаруживается восторг и счастье.
Что касается "кости пространства" - она не обязательно именно телесная боль. Это просто жизнь, которая неподвластна уму, вдруг врывается в сосредоточение любой глубины и вырывает из сосредоточения. Просто часто это именно боль. Больше примеров связано с болью.
анимитта четосамадхи связано с выходом из сферы ни восприятия, ни невосприятия. Это обратное вхождение в сферу "ничего нет". _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Пожалуй что единственное правильное сосредоточение это переход от множественности к единичности,
Я понимаю Учение что нужно сосредоточиться на Мудрости, или внимание на аничча/дуккха/анатта а не просто на одном обьекте. В самом обьекте концентрации ничего пробуждающегося нет. Также просто отключка где медитатор "не видит и не слышит" к развитию не ведет.
Цитата:
As he was sitting there, the Blessed One said to him: "Uttara, does the brahman Parasiri teach his followers the development of the faculties?"
"Yes, master Gotama, he does."
"And how does he teach his followers the development of the faculties?"
"There is the case where one does not see forms with the eye, or hear sounds with the ear [in a trance of non-perception]. That's how the brahman Parasiri teaches his followers the development of the faculties."
"That being the case, Uttara, then a blind person will have developed faculties, and a deaf person will have developed faculties, according to the words of the brahman Parasiri. For a blind person does not see forms with the eye, and a deaf person does not hear sounds with the ear." MN152
Проблема в страсти (chandarāgo) а не сами обьекты. И я считаю что джаны в Буддийском смысле должны соответствовать Учению Будды.
Цитата:
The eye is not the fetter of forms, nor are forms the fetter of the eye. Whatever desire & passion arises in dependence on the two of them: That is the fetter there. The ear is not the fetter of sounds... The nose is not the fetter of aromas... The tongue is not the fetter of flavors... The body is not the fetter of tactile sensations... The intellect is not the fetter of ideas, nor are ideas the fetter of the intellect. Whatever desire & passion arises in dependence on the two of them: That is the fetter there. SN35.191
_________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Последний раз редактировалось: Alex123 (Пн 13 Фев 17, 23:41), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Филсоф, Философ
Уже в первой дхьяне отстранен контакт с телесными чувствами и с недоброжелательностью (которая очень тесно связана с нежеланными телесными чувствами). От этого и обнаруживается восторг и счастье.
При переходе от 4й джханы в сферу безконечного пространства, тогда превосходится фактор восприятия сопротивления (paṭighasaññānaṃ) к восприятиям формы (rūpasaññānaṃ) и восприятию множества (nānattasaññānaṃ). _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы