Любителям отождествлять сознание и ум,
Например, в СН 52.6:
Цитата:
я пребываю в созерцании...
ума как ума...
Расскажите плз - что (кто) здесь созерцает ум?
Думаю, нет никакого смысла, приводить что-то без полного контекста. Можно рандомно сейчас открыть любую сутту, рвануть первый попавшийся кусок и сказать - "ну, чё думаете"?
Ж ЖБ
Атман конечно. Кто же ещё может наблюдать ум?Тем более там упоминается "я" ) Самое забавное, что эта сатипаттхана как раз для того, что бы "убедиться" в том, что никакого наблюдателя ума кроме как дхарм самого ума нет.
Но вот что то не складывается по буддистски, раз люди такие вопросы задают.
Мне кажется, ум (кого) наблюдает сознание (что}.
Это ум параноидалит "я" (чем) - сознание безличностно в корне.
Про атмана, я так понимаю, это была шутка
У вас тут запутанность в трактовке термина "созерцает, наблюдает". Трактуйте в соответствии с понятием випассана-чара - "исследует". И тогда всё на месте: он исследует телесное как телесное, ... он исследует умственное как умственное - не смешивая и не путая их между собой.
Почему это важно? Потому, что только так можно действительно познать дукху, а не угодить в кучу миччхадиттхи - misconceptions.
Не нужно искать онтологию там, где её нет. Это ещё одно misconception.
Исследует, наблюдает - какая разница? Ясно, что наблюдение первично - назовите это умом, рефлексией или как угодно.
Если только вы не имеете ввиду, что кроме ума больше ничего нет (что совсем скучно).
Я сторонник мнения Будды признания рупы полноценным участником процесса.
Наблюдение - это вхождение в контакт с чем то за пределами, не важно чего
Это если думать.
Если же не думать, и так всё прозрачно:
Свет, звук, вкус, запах, боль-удовольствие - что может быть прозрачней
Есть еще умственные феномены и основная проблема с ними - научится на них правильно реагировать. Просто устранением ума (стать амебой) не решается задача избавления от неведения. Ум должен стать чистым, лучезарным. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Я сторонник мнения Будды признания рупы полноценным участником процесса.
Наблюдение - это вхождение в контакт с чем то за пределами, не важно чего
Тут ведь вот какое дело: рупа - вовсе не эквивалент греческому понятию материя. Рупа - это феномен восприятия.
Так что, как ни крути, а учение Будды - оно только про восприятие, а не про "материю и сознание". _________________ нео-буддист
Может интереснее тональность - от непрозрачности к прозрачности.
Да, если понимать панчаскандху как прогрессию от рупы к нае - от непрозрачного к прозрачному.
Интересно: слово "непрозрачный" ведь буквально означает "то, что не поддаётся зрению, не проглядывается" (корень -зра- тот же, что и в словах "зрачок, зрить, зримое". Непрозрачное = непрозримое, непроглядное.
И здесь вполне можно увидеть соответствие между рупой и гуной тамас. _________________ нео-буддист
Зеркало(ум) изначально пусто, откуда там может взяться пыль и грязь ?
Аллюзия к знаменитому стиху Хуэйнена
А вот если так подумать: зеркало выходит из под рук мастера "изначально чистым"; однако, попав во владение того, кому мастер передал это зеркало, оно скоро становится пыльным и загрязнённым.
Сохраняет ли зеркало под слоем были и пятнами загрязнений свою "изначальную" чистоту?
В стихе Хуэйнена имеется намёк на то, что сохраняет и даже более того: истинное пустое (чистое) никогда не загрязняется, ибо грязь имеет иную природу.
Однако это утверждение больше соответствует воззрению даосов, а не буддистов: в индийском буддизме нет такого понятия, как "возвращение к изначальной чистоте", однако именно такое воззрение было у джайнов, а нам известно, что доктрины джайнов оказали влияние на развитие индийского буддизма. Будда же в Дхаммападе много раз говорит о "достижении чистоты", но никогда о "возвращении к чистоте".
Согласно буддийской доктрине, мы рождаемся грязными, так что наше "зеркало ума" изначально загрязнено, нечисто. Так как рождение происходит именно по причине этой загрязнённости. Достижение чистоты, вернее очищенности - висуддха - освобождает от перерождений. _________________ нео-буддист
Зеркало(ум) изначально пусто, откуда там может взяться пыль и грязь ?
Аллюзия к знаменитому стиху Хуэйнена
Чё ?
Цитата:
А вот если так подумать: зеркало выходит из под рук мастера "изначально чистым"; однако, попав во владение того, кому мастер передал это зеркало, оно скоро становится пыльным и загрязнённым.
Сохраняет ли зеркало под слоем были и пятнами загрязнений свою "изначальную" чистоту?
В стихе Хуэйнена имеется намёк на то, что сохраняет и даже более того: истинное пустое (чистое) никогда не загрязняется, ибо грязь имеет иную природу.
Однако это утверждение больше соответствует воззрению даосов, а не буддистов: в индийском буддизме нет такого понятия, как "возвращение к изначальной чистоте", однако именно такое воззрение было у джайнов, а нам известно, что доктрины джайнов оказали влияние на развитие индийского буддизма. Будда же в Дхаммападе много раз говорит о "достижении чистоты", но никогда о "возвращении к чистоте".
Согласно буддийской доктрине, мы рождаемся грязными, так что наше "зеркало ума" изначально загрязнено, нечисто. Так как рождение происходит именно по причине этой загрязнённости. Достижение чистоты, вернее очищенности - висуддха - освобождает от перерождений.
А если не-подумать, то увидишь зеркало таким какое оно есть
Я сторонник мнения Будды признания рупы полноценным участником процесса.
Наблюдение - это вхождение в контакт с чем то за пределами, не важно чего
Тут ведь вот какое дело: рупа - вовсе не эквивалент греческому понятию материя. Рупа - это феномен восприятия.
Так что, как ни крути, а учение Будды - оно только про восприятие, а не про "материю и сознание".
Ненада приписывать Будде несвойственное ему.
Будда учил о четырёх параматтхах,
Где рупа обладает своей безусловной сущностью, как её ни назови,
Не сводимой ни к сознанию, ни к восприятию ни еще к чему бы то ни было
Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Ср 22 Янв 25, 17:51), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ, Горсть листьев
Я сторонник мнения Будды признания рупы полноценным участником процесса.
Наблюдение - это вхождение в контакт с чем то за пределами, не важно чего
Тут ведь вот какое дело: рупа - вовсе не эквивалент греческому понятию материя. Рупа - это феномен восприятия.
Так что, как ни крути, а учение Будды - оно только про восприятие, а не про "материю и сознание".
Ненада приписывать Будде несвойственное ему.
Будда учил о четырёх параматтхах,
Где рупа обладает своей безусловной сущностью, как её ни назови,
Не сводимой ни к сознанию, ни к восприятию ни еще к чему бы то ни было
Например, рупа обоняния\запаха. Вы полагаете, что речь идет о чем-то вне восприятия и сознания? Индрия обоняния - некое бытийствующее вне сознания обоняние? _________________ Буддизм чистой воды
Я сторонник мнения Будды признания рупы полноценным участником процесса.
Наблюдение - это вхождение в контакт с чем то за пределами, не важно чего
Тут ведь вот какое дело: рупа - вовсе не эквивалент греческому понятию материя. Рупа - это феномен восприятия.
Так что, как ни крути, а учение Будды - оно только про восприятие, а не про "материю и сознание".
Ненада приписывать Будде несвойственное ему.
Будда учил о четырёх параматтхах,
Где рупа обладает своей безусловной сущностью, как её ни назови,
Не сводимой ни к сознанию, ни к восприятию ни еще к чему бы то ни было
Например, рупа обоняния\запаха. Вы полагаете, что речь идет о чем-то вне восприятия и сознания? Индрия обоняния - некое бытийствующее вне сознания обоняние?
Сознание обоняния невозможно без внешнего источника, рупы.
Когда ум вспоминает такое сознание, он оперирует опять таки чем то из источника, всего лишь запомненного им и интерпретируемого.
Обоняние не то чтобы бытийствует вне сознания, но
Сознание обоняния невозможно без бытийствования нечта вне и помимо сознания
Обоняние не бытийствует вне сознания, так же как и
Обоняние не бытийствует вне рупы.
А рупа - параматтха, существующая вне и помимо сознания.
Уберите рупу - не будет никакого обоняния
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы