Я бы интуитивно сказал бы, что
Ниббана - это сознание, не запятнанное умом.
Но я не уверен, извините
Надо сделать в двух вариантах, как на таможне, тем более, если речь о путешествии в нирвану:
Точные эквиваленты на пали - "сознание", "ум"(без серии синонимов), если уж вы этот язык выбрали. И точное же определение.
Там уж посмотрим, пропускать или не пропускать.
Я сторонник того что суть дырочку сама найдёт - не важно на каком ума языке
Ну надо же элементарно понимать о чём речь, какое содержание в эти термины вкладывается.
Ага, содержание в терминах вашего стиля, как ниже?
Цитата:
У вас просто стиль "возмущения дискуссии" постпровокативно-посттроллолольный, уже старинный жанр на просторах сети, этакая криптодискурсивность - обречённая попытка уклониться от "диктатуры" конвенционального языка, что-то вроде пародийно-оракульного граффити (все эти капслокные "НЕ", "жрецы скрывают", мне НЕ нужно, но я скажу, такое - псевдодельфийское юродство, пафосная глоссолальность), но это не есть плюс, никак не спасает, напротив - откровенно раздевает. Естественно, пользователь, не приветствующий такой стиль - теряет желание углубляться в предметную дискуссию))
Я бы интуитивно сказал бы, что
Ниббана - это сознание, не запятнанное умом.
Но я не уверен, извините
Надо сделать в двух вариантах, как на таможне, тем более, если речь о путешествии в нирвану:
Точные эквиваленты на пали - "сознание", "ум"(без серии синонимов), если уж вы этот язык выбрали. И точное же определение.
Там уж посмотрим, пропускать или не пропускать.
Я сторонник того что суть дырочку сама найдёт - не важно на каком ума языке
Ну надо же элементарно понимать о чём речь, какое содержание в эти термины вкладывается.
Ага, содержание в терминах вашего стиля, как ниже?
Цитата:
У вас просто стиль "возмущения дискуссии" постпровокативно-посттроллолольный, уже старинный жанр на просторах сети, этакая криптодискурсивность - обречённая попытка уклониться от "диктатуры" конвенционального языка, что-то вроде пародийно-оракульного граффити (все эти капслокные "НЕ", "жрецы скрывают", мне НЕ нужно, но я скажу, такое - псевдодельфийское юродство, пафосная глоссолальность), но это не есть плюс, никак не спасает, напротив - откровенно раздевает. Естественно, пользователь, не приветствующий такой стиль - теряет желание углубляться в предметную дискуссию))
Стиль можно оставить ваш (дверной), просто пояснить, что имеете в виду под "сознанием" и "умом", в чём их различие.
Я бы интуитивно сказал бы, что
Ниббана - это сознание, не запятнанное умом.
Но я не уверен, извините
Надо сделать в двух вариантах, как на таможне, тем более, если речь о путешествии в нирвану:
Точные эквиваленты на пали - "сознание", "ум"(без серии синонимов), если уж вы этот язык выбрали. И точное же определение.
Там уж посмотрим, пропускать или не пропускать.
Угу только на этом (поиске аналогов этих терминов на европейских языках) сломали копья люди, которые посвятили буддологии всю свою жизнь и некоторые из них пришли к выводу о том, что полноценной замены санскритским (палийским) терминам нет. А любые попытки оперировать "умом", "сознанием" и т.п. приводят к появлению собственного "буддизма". Что мы наглядно наблюдаем на этом и соседних форумах.
Вопрос только в том, как убедиться в правильности понимания санкскритских или палийских терминов в нужном контексте. И это очень серьезная проблема, учитывая то, что даже в разных индийских учениях одни и те же слова имеют разное значение.
Можно ли перевести буддизм на русский? Наверное можно, раз уж на тибетских как то перевели.
Но для этого нужно сделать системный анализ работы ума на русском языке в соответствующем сотериологическом контексте и аналитически выделить те же компоненты что и в абхидхарме, доказав при этом то, что речь идет об одних и тех же процессах. Что само по себе не просто. Возможно, в настоящее время англоязычный аппарат такого анализа более продвинулся в подобном описании. Но не факт.
Еще вопрос - а нужно ли это для европейской и тем более для русской философии? Узкие специалисты поймут контекст санскрита или пали, а зачем это нужно нашей культуре в целом?
Впрочем, всегда можно сказать, что "манас (ум) - это читта (сознание) предыдущего момента" и самоудовлетворенно на этом остановиться
Я бы интуитивно сказал бы, что
Ниббана - это сознание, не запятнанное умом.
Но я не уверен, извините
Надо сделать в двух вариантах, как на таможне, тем более, если речь о путешествии в нирвану:
Точные эквиваленты на пали - "сознание", "ум"(без серии синонимов), если уж вы этот язык выбрали. И точное же определение.
Там уж посмотрим, пропускать или не пропускать.
Угу только на этом (поиске аналогов этих терминов на европейских языках) сломали копья люди, которые посвятили буддологии всю свою жизнь и некоторые из них пришли к выводу о том, что полноценной замены санскритским (палийским) терминам нет. А любые попытки оперировать "умом", "сознанием" и т.п. приводят к появлению собственного "буддизма". Что мы наглядно наблюдаем на этом и соседних форумах.
Вопрос только в том, как убедиться в правильности понимания санкскритских или палийских терминов в нужном контексте. И это очень серьезная проблема, учитывая то, что даже в разных индийских учениях одни и те же слова имеют разное значение.
Можно ли перевести буддизм на русский? Наверное можно, раз уж на тибетских как то перевели.
Но для этого нужно сделать системный анализ работы ума на русском языке в соответствующем сотериологическом контексте и аналитически выделить те же компоненты что и в абхидхарме, доказав при этом то, что речь идет об одних и тех же процессах. Что само по себе не просто. Возможно, в настоящее время англоязычный аппарат такого анализа более продвинулся в подобном описании. Но не факт.
Еще вопрос - а нужно ли это для европейской и тем более для русской философии? Узкие специалисты поймут контекст санскрита или пали, а зачем это нужно нашей культуре в целом?
Впрочем, всегда можно сказать, что "манас (ум) - это читта (сознание) предыдущего момента" и самоудовлетворенно на этом остановиться
Вопросов бы не было, но человек с лёгкостью раздаёт умозаключения, оперируя неопределёнными словами. Вполне закономерный интерес - "для-себя-определение" хоть имеется? Ведь я не понимаю о чём речь. Никто не просит ломать копья, чисто технически, своё определение.
Зачем культуре нужно "наше"? И главное - зачем останавливаться и прекращать ломать копья?
№648615Добавлено: Сб 11 Янв 25, 16:41 (17 дней назад)
Нет никакой физической частицы или явления «нирвана». А абстрактный объект в уме (нирвана - это аламбана пратьяя/объект условие) типа «свобода слова», например, может быть «только что прочитанным», выведенным, в разной степени понятым или самим же умом, когда его бэкграунд соответствует содержанию понятия (сферический образованный американец в вакууме). Ум же это познание. Познание не бывает без объекта.
«Дверь ума» - это то же самое сознание, но в начале восприятия чего-то. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Нет никакой физической частицы или явления «нирвана». А абстрактный объект в уме (нирвана - это аламбана пратьяя/объект условие) типа «свобода слова», например, может быть «только что прочитанным», выведенным, в разной степени понятым или самим же умом, когда его бэкграунд соответствует содержанию понятия (сферический образованный американец в вакууме). Ум же это познание. Познание не бывает без объекта.
«Дверь ума» - это то же самое сознание, но в начале восприятия чего-то.
Так с любым термином, он не может браться "как таковое", а только в отношении. Поэтому-то и - по-ваххабитски что-ли, - считываются такие заключения как
№648632Добавлено: Вс 12 Янв 25, 12:03 (16 дней назад)
В тему Парибок подбросил:
Цитата:
Читавшим Эрика Берна - психолога, предложившего "анализ по типам взаимодействий" (transactional analysis). Трем позициям, введенным в его первой книге "Игры, в которые играют люди", а именно ребенка, взрослого и родителя, точно соответствуют три модальности (trivarga) классического брахманизма. Ребенку - kāma = приятное, взрослому - artha = полезное/реальное, родителю - dharma = нормативное, опорное. Им же, конечно, соответствует и триада Фрейда. Es - Ich - Überich. Если уж мыслящие индийцы на что-то обращали внимание, то, скорее всего, предлагали чрезвычайно емкую смысловую схему.
Я бы ещё добавил стадии Кьеркегора: эстетическая, этическая, религиозная.
Здесь уже предписывающая модель - как положительно воспользоваться своим регрессом. По идее, эстетический (кама/ид) должен пробудиться в религиозном (кама/суперэго/родитель), а этический (артха/эго) - это вот как раз болезненная, терминальная стадия раскрытия сильных васан, ночь оборотня, безумия в смирительной рубашке полезного.
Читавшим Эрика Берна - психолога, предложившего "анализ по типам взаимодействий" (transactional analysis). Трем позициям, введенным в его первой книге "Игры, в которые играют люди", а именно ребенка, взрослого и родителя, точно соответствуют три модальности (trivarga) классического брахманизма. Ребенку - kāma = приятное, взрослому - artha = полезное/реальное, родителю - dharma = нормативное, опорное. Им же, конечно, соответствует и триада Фрейда. Es - Ich - Überich. Если уж мыслящие индийцы на что-то обращали внимание, то, скорее всего, предлагали чрезвычайно емкую смысловую схему.
Я бы ещё добавил стадии Кьеркегора: эстетическая, этическая, религиозная.
Здесь уже предписывающая модель - как положительно воспользоваться своим регрессом. По идее, эстетический (кама/ид) должен пробудиться в религиозном (кама/суперэго/родитель), а этический (артха/эго) - это вот как раз болезненная, терминальная стадия раскрытия сильных васан, ночь оборотня, безумия в смирительной рубашке полезного.
Эти триады можно сопоставлять в произвольном порядке элементов и каждый раз находить соответствие. _________________ Буддизм чистой воды
№648638Добавлено: Вс 12 Янв 25, 13:24 (16 дней назад)
"Игры ума" в значении, которое использует LS_rus78 - мерещатся связи, кажущаяся умность. То, что связи можно усмотреть при любом порядке элементов, говорит о том, что действительной связи нет вовсе ни при каком их порядке. И речь только о творчестве - создании смыслов при связывании. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы