Все дхаммы прекращаются, кроме дхаммы ниббаны. Иначе получается опять фантазирование некого "мира" без авидьи, но с продолжением обычных контактов, восприятий, умствований.
“Now these touches and the other four
Ete pacchimakā dāni,
are the last to be experienced by the sage;
munino phassapañcamā;
nor will there be other phenomena
Nāññe dhammā bhavissanti"
https://suttacentral.net/thag16.9/en/sujato?lang=en&layout=linebyline&reference=none¬es=asterisk&highlight=false&script=latin _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
В раннем буддизме нет такой идеи. В обсуждаемой сутте (МН 22) в явном виде идея прекращения "игры": "Монахи, зная, что Дхамма похожа на плот, оставляйте даже (умелые) качества (дхаммы), не говоря уже об остальных ."
Когда Будда говорит "оставьте даже кусала-дхаммы, не говоря уже об акусала-дхаммах", он имеет в виду общепринятые идеи о добре и зле, то есть догматы. Быть выше догм - вот чему учит Будда как высшему достижению. Как вы этого не понимаете?
Плот, который надо оставить по завершении переправы на другой берег - это значит ровно то же самое, что говорит профессор: вот когда вы получите диплом, вы сможете отложить в сторону все ваши учебники. Но это вовсе не значит, что вы теперь сможете забыть всё, чему вас учили в учебниках. Прямо наоборот - теперь вы сами становитесь учебником для других.
Я понимаю о чем Вы пишите. Понимаю на каком основании делаете вывод. Но я думаю, что это упрощение изначальной идеи - подгонка под желание, чтобы это было так. Кроме того, получается что человек лишенный догм - освобожден. Но безнравственный человек тоже лишен догм, но мы не считаем его освобожденным. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Возьмите ту же ДН 16 перевод Суджато:
"Here the Realized One became fully extinguished through the natural principle of extinguishment, without anything left over!"
В палийском тексте : "'Idha tathāgato anupādisesāya nibbānadhātuyā parinibbuto". Корявый подстрочник примерно такой: "здесь Татхагата полностью завершился элементом (реальностью) безостаточного угасания". То есть осталась только ниббана, никакой святости или факторов пути не осталось.
Что тут надо "взять"? Тут ничего не сказано по теме. "Остаток" - это не "что угодно". "Полностью освобожден" - это не "гикнулся как материалист". У всех этих терминов иные значения.
Передергиваете. Я пишу, что осталась только ниббана и телесные останки как в СН 12.51, а Вы мне приписываете позицию материалиста.
"They understand: ‘When my body breaks up and my life has come to an end, everything that’s felt, since I no longer take pleasure in it, will become cool right here. Only bodily remains will be left.’ СН 12.51 _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Возьмите ту же ДН 16 перевод Суджато:
"Here the Realized One became fully extinguished through the natural principle of extinguishment, without anything left over!"
В палийском тексте : "'Idha tathāgato anupādisesāya nibbānadhātuyā parinibbuto". Корявый подстрочник примерно такой: "здесь Татхагата полностью завершился элементом (реальностью) безостаточного угасания". То есть осталась только ниббана, никакой святости или факторов пути не осталось.
Что тут надо "взять"? Тут ничего не сказано по теме. "Остаток" - это не "что угодно". "Полностью освобожден" - это не "гикнулся как материалист". У всех этих терминов иные значения.
Передергиваете. Я пишу, что осталась только ниббана и телесные останки как в СН 12.51, а Вы мне приписываете позицию материалиста.
"They understand: ‘When my body breaks up and my life has come to an end, everything that’s felt, since I no longer take pleasure in it, will become cool right here. Only bodily remains will be left.’ СН 12.51
В цитате ничего не написано про отсутствие святости. _________________ Буддизм чистой воды
Возьмите ту же ДН 16 перевод Суджато:
"Here the Realized One became fully extinguished through the natural principle of extinguishment, without anything left over!"
В палийском тексте : "'Idha tathāgato anupādisesāya nibbānadhātuyā parinibbuto". Корявый подстрочник примерно такой: "здесь Татхагата полностью завершился элементом (реальностью) безостаточного угасания". То есть осталась только ниббана, никакой святости или факторов пути не осталось.
Что тут надо "взять"? Тут ничего не сказано по теме. "Остаток" - это не "что угодно". "Полностью освобожден" - это не "гикнулся как материалист". У всех этих терминов иные значения.
Передергиваете. Я пишу, что осталась только ниббана и телесные останки как в СН 12.51, а Вы мне приписываете позицию материалиста.
"They understand: ‘When my body breaks up and my life has come to an end, everything that’s felt, since I no longer take pleasure in it, will become cool right here. Only bodily remains will be left.’ СН 12.51
В цитате ничего не написано про отсутствие святости.
В цитате сказано что прекращается все что чувствуется (everything that’s felt). Допустим что святость (факторы пути) это другое. Но тут все равно казус возникает, так как Будда говорит нельзя определить хоть как-то того кто отошел. Вы же определяете его как человека с факторами пути.
“One who has come to an end cannot be defined,”
“Atthaṅgatassa na pamāṇamatthi,
replied the Buddha.
(upasīvāti bhagavā)
“They have nothing by which others might describe them.
Yena naṁ vajjuṁ taṁ tassa natthi;
When all things have been eradicated,
Sabbesu dhammesu samohatesu, Variant: samohatesu → samūhatesu (cnd5:397 [Pucchāniddesa/ Upasīvamāṇavapucchāniddesa])
eradicated, too, are all ways of speech.”
Samūhatā vādapathāpi sabbe”ti.
https://suttacentral.net/snp5.7/en/sujato?lang=en&layout=linebyline&reference=none¬es=asterisk&highlight=false&script=latin _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Вы - другой и говорите про сознание араханта после париниббаны, что у него сохраняются факторы пути. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Вы - другой и говорите про сознание араханта после париниббаны, что у него сохраняются факторы пути.
Не отличаете личность от дхарм. Не могут описать личность. Когда больше нет дхарм, которые представлялись как личность для других в этом мире, то описать уже ничего не могут. Святые дхармы этим другим не даны в познании. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Сб 22 Фев 25, 10:17), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: СлаваА
Вы - другой и говорите про сознание араханта после париниббаны, что у него сохраняются факторы пути.
Не отличаете личность от дхарм. Не могут описать личность.
Читайте внимательно - все дхармы вырваны с корнем (искоренены, прекращены)
"When all things have been eradicated,
Sabbesu dhammesu samohatesu" _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
В раннем буддизме нет такой идеи. В обсуждаемой сутте (МН 22) в явном виде идея прекращения "игры": "Монахи, зная, что Дхамма похожа на плот, оставляйте даже (умелые) качества (дхаммы), не говоря уже об остальных ."
Когда Будда говорит "оставьте даже кусала-дхаммы, не говоря уже об акусала-дхаммах", он имеет в виду общепринятые идеи о добре и зле, то есть догматы. Быть выше догм - вот чему учит Будда как высшему достижению. Как вы этого не понимаете?
Плот, который надо оставить по завершении переправы на другой берег - это значит ровно то же самое, что говорит профессор: вот когда вы получите диплом, вы сможете отложить в сторону все ваши учебники. Но это вовсе не значит, что вы теперь сможете забыть всё, чему вас учили в учебниках. Прямо наоборот - теперь вы сами становитесь учебником для других.
Я понимаю о чем Вы пишите. Понимаю на каком основании делаете вывод. Но я думаю, что это упрощение изначальной идеи - подгонка под желание, чтобы это было так. Кроме того, получается что человек лишенный догм - освобожден. Но безнравственный человек тоже лишен догм, но мы не считаем его освобожденным.
Благодарю, это весьма хорошее рассуждение.
Хорошее в и в том смысле, что я могу повернуть его зеркально: а не подгоняете ли вы учение под своё желание?
И кроме того, освобождение от догмы - это не то же самое, что незнание догмы. Человек, не умеющий играть на скрипке, не равен тому, кто умеет, но не опирается в своей игре на догмы учебника. Умеющий играть без опоры на учебник обретает способность к импровизации. Человек, не умеющий играть, не способен и импровизировать - просто потому, что для этого нужно сначала научиться играть гаммы.
Безнравственный человек лишён нравственности. Нравственный человек лишён догм в отношении нравственности. Разве вы не замечаете кардинальной разницы?
Помните тот анекдот про двух китайских монахов, один из которых перенёс девушку через ручей, а второй тащил эту девушку в своей голове ещё много миль? По-моему, этот анекдот всё очень хорошо объясняет. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Про догматику и свободу от догм - вспомнился такой пример: в середине прошлого века жил такой гениальный джазовый музыкант Телониус Монк. Он был гений фортепиано, поскольку освоил игру на этом инструменте, не посещая музыкальную школу. Можно сказать, что он был свободен от догм музыкальной школы. Поэтому обладал способностью производить удивительное восхищение среди слушателей, имевших хоть какое-то музыкальное образование.
Однако... однажды Монку предоставилась возможность поучаствовать в записи пластинки супер-знаменитого джазового трубача Майлза Дэвиса. Оба эти чернокожих музыканта очень тонко чувствовали музыку. Но Дэвис был музыкально образован, а вот Монк был настоящим музыкальным "дикарём", абсолютным самоучкой.
Этот опыт их совместной работы оказался удручающим. После нескольких пробных записей Дэвис взбеленился и отказался играть с Монком. Аргумент: он совершенно не понимает то, что я играю - сказал Дэвис.
Телониус Монк ответил ровно то же самое: Майлз Дэвис просто меня не понял.
Два гения не поняли друг друга.
Тем не менее, Дэвис включил часть записей с Монком в свой альбом.
Телониус никогда не мог сделать того же самого - он не был тем музыкантом, что может пригласить Майлза Дэвиса поиграть с ним на записи своего альбома.
Вспоминается мне в связи с этим один китайский коан, в котором настоятель монастыря спрашивает молодого гения: что будет, когда Великое Зеркало встретится с Чистым зеркалом? Молодой гений ответил: всё разлетится вдребезги.
Тогда настоятель храма указал ему на дверь: тебе пора уйти и не возвращаться. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Возьмите ту же ДН 16 перевод Суджато:
"Here the Realized One became fully extinguished through the natural principle of extinguishment, without anything left over!"
В палийском тексте : "'Idha tathāgato anupādisesāya nibbānadhātuyā parinibbuto". Корявый подстрочник примерно такой: "здесь Татхагата полностью завершился элементом (реальностью) безостаточного угасания". То есть осталась только ниббана, никакой святости или факторов пути не осталось.
Что тут надо "взять"? Тут ничего не сказано по теме. "Остаток" - это не "что угодно". "Полностью освобожден" - это не "гикнулся как материалист". У всех этих терминов иные значения.
Передергиваете. Я пишу, что осталась только ниббана и телесные останки как в СН 12.51, а Вы мне приписываете позицию материалиста.
"They understand: ‘When my body breaks up and my life has come to an end, everything that’s felt, since I no longer take pleasure in it, will become cool right here. Only bodily remains will be left.’ СН 12.51
Я вижу в этой цитате самый важный момент вот в этой фразе: since I no longer take pleasure in it _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы