Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос КИ (и другим не-прасангикам) про атман

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30599

646090СообщениеДобавлено: Вт 05 Ноя 24, 18:59 (9 дней назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
Или это лишь признается концептуально в силу неведения?
Не могли бы вы мне объяснить вот что: если я, глядя на Далай Ламу, думаю "это Далай Лама", то я так думаю в силу своего невежества?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: чайник2
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13323

646091СообщениеДобавлено: Вт 05 Ноя 24, 20:37 (9 дней назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
Думать можно вообще все что угодно - любой бред.

Атман как тело только у локаятиков рассматривался, которых за людей не считали. По комментарию Сюаньцзана, у самкхьи за атман был осознающий пуруша, у вайшешики - безманасовое нечто, оба не локализованные. У пашупатов-шиваитов - маленькое бинду-зернышко в теле.

Атман индивида (пудгалы) - это наличие индивида (единичного предмета, который и является индивидом, определяется признаком индивида) вне ума, познающего индивида, т. е. вне концепта индивида. Это наличие - объект неведения. Так в прасангике и, как выяснилось мной недавно (год, два назад?), так же считает и КИ. Но в прасангике это понимание легко переносится и на все остальное, включая мельчайшее и кратчайшее. И вопрос в том, можно ли перенести это понимание на все остальное и в других системах? Если нет, то почему?

Атма ведь и так почти во всех даршанах недоступна познанию. О ней говорят только несозданные вибрации Вед, авторитет которых признается. То есть задача опровержения решается теорией познания. Не нужно ведь доказывать в логическом позитивизме, что в 0.0001 наномиллиметра (и далее) нет Бога. Эффективный отказ от метафизики произошел задолго до этого.

Теоретических препятствий называть аспект рупы «ниришварой» я не могу придумать.

Другой вопрос, что закапываться в натурфилософское деление материи, времени и пространства - это опасное дело. Все результаты науки - промежуточные и привязаны к эксперименту.

Я вам просто пример приведу разных высказываний: в сарвастиваде нет движения на уровне дхарм. Там моменты сознания в цепи создают его видимость (читтавипраюкту или праджняпти «движения»). «Физический слой» не рассматривается. А для макро-обьектов физики это неадекватное описание. Не совсем понятно, с какой позиции и с какими целями прасангика идет в подобие апории Зенона. Про материю они не могут делать высказывания. Т.е. это что-то про логику должно быть.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4005

646150СообщениеДобавлено: Пт 08 Ноя 24, 08:35 (6 дней назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
чайник2 пишет:
На "мельчайшее" переносится так, что это мельчайшее не является мной, не принадлежит мне, и т.п. Но не так, что у этого мельчайшего есть некие свои собственные маленькие атманчики. Вместо этого отрицается реальность - что это мельчайшее имеет такое же бытие вне ума, как оно было умом познано.

Тогда можно ли провести такую аналогию:
Как вне ума нет ничего, что являлось бы индивидом, как он был познан умом, так вне ума нет ничего, что являлось бы мельчайшим, как оно было познано умом. И поскольку вне ума нет такого мельчайшего (и поскольку нет того индивида), постольку оно не является мной, не принадлежит мне, и т.п.?

Вы перевернули и изменили тезис на противоположный. НЕ обсуждается нечто, что вне ума. Обсуждается то, что В УМЕ.

Вы написали:
Цитата:
отрицается реальность - что это мельчайшее имеет такое же бытие вне ума, как оно было умом познано
Т. е., говоря в общем, вы отрицаете нечто вне ума.

НЕТ. Еще раз - рассуждать можно только о том, что познано\познаваемо, то есть о том, что "в уме".

чайник2 пишет:
Тогда можно ли провести такую аналогию:
Как индивид, как он был познан умом, имеется\существует\явлен\представлен ТОЛЬКО в уме, так и мельчайшее, как оно было познано умом, имеется\существует\явлено\представлено ТОЛЬКО в уме?

Про индивид тут говорить не нужно. Так как уже сказано про нереальность всего познаваемого.

Я вижу здесь противоречие:
Если рассуждать можно только о том, что познано\познаваемо, то есть о том, что "в уме", то невозможно отрицать нечто вне ума - что нечто имеет такое же бытие вне ума - «отрицать реальность - что это мельчайшее имеет такое же бытие вне ума, как оно было умом познано», так как это отрицание и является таким рассуждением.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4005

646151СообщениеДобавлено: Пт 08 Ноя 24, 08:39 (6 дней назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
чайник2 пишет:
Или это лишь признается концептуально в силу неведения?
Не могли бы вы мне объяснить вот что: если я, глядя на Далай Ламу, думаю "это Далай Лама", то я так думаю в силу своего невежества?

Там речь шла об атмане. Если Его Святейшество воспринимается с атманом, то восприятие атмана - в силу неведения.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49263

646154СообщениеДобавлено: Пт 08 Ноя 24, 08:45 (6 дней назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
Я вижу здесь противоречие:
Если рассуждать можно только о том, что познано\познаваемо, то есть о том, что "в уме", то невозможно отрицать нечто вне ума - что нечто имеет такое же бытие вне ума - «отрицать реальность - что это мельчайшее имеет такое же бытие вне ума, как оно было умом познано», так как это отрицание и является таким рассуждением.

Отрицается то, что познано нечто, что имеется вне познания. Провели анализ и поняли, что всё познанное имеет причину внутри ума.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: чайник2
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4005

646155СообщениеДобавлено: Пт 08 Ноя 24, 08:54 (6 дней назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
Я вижу здесь противоречие:
Если рассуждать можно только о том, что познано\познаваемо, то есть о том, что "в уме", то невозможно отрицать нечто вне ума - что нечто имеет такое же бытие вне ума - «отрицать реальность - что это мельчайшее имеет такое же бытие вне ума, как оно было умом познано», так как это отрицание и является таким рассуждением.

Отрицается то, что познано нечто, что имеется вне познания. Провели анализ и поняли, что всё познанное имеет причину внутри ума.
Так это и есть отрицание этого познанного вне познания.

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49263

646156СообщениеДобавлено: Пт 08 Ноя 24, 09:00 (6 дней назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
чайник2 пишет:
Я вижу здесь противоречие:
Если рассуждать можно только о том, что познано\познаваемо, то есть о том, что "в уме", то невозможно отрицать нечто вне ума - что нечто имеет такое же бытие вне ума - «отрицать реальность - что это мельчайшее имеет такое же бытие вне ума, как оно было умом познано», так как это отрицание и является таким рассуждением.

Отрицается то, что познано нечто, что имеется вне познания. Провели анализ и поняли, что всё познанное имеет причину внутри ума.
Так это и есть отрицание этого познанного вне познания.

Это отрицание не требует знания о том, о чем не может быть известно.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: чайник2
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4005

646159СообщениеДобавлено: Пт 08 Ноя 24, 09:24 (6 дней назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
чайник2 пишет:
Я вижу здесь противоречие:
Если рассуждать можно только о том, что познано\познаваемо, то есть о том, что "в уме", то невозможно отрицать нечто вне ума - что нечто имеет такое же бытие вне ума - «отрицать реальность - что это мельчайшее имеет такое же бытие вне ума, как оно было умом познано», так как это отрицание и является таким рассуждением.

Отрицается то, что познано нечто, что имеется вне познания. Провели анализ и поняли, что всё познанное имеет причину внутри ума.
Так это и есть отрицание этого познанного вне познания.

Это отрицание не требует знания о том, о чем не может быть известно.

Можно ли свести это познание только к концептуальному уму (познанию), познающему только праджняпти (а больше он ничего познавать не может)?


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49263

646160СообщениеДобавлено: Пт 08 Ноя 24, 10:00 (6 дней назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
чайник2 пишет:
чайник2 пишет:
Я вижу здесь противоречие:
Если рассуждать можно только о том, что познано\познаваемо, то есть о том, что "в уме", то невозможно отрицать нечто вне ума - что нечто имеет такое же бытие вне ума - «отрицать реальность - что это мельчайшее имеет такое же бытие вне ума, как оно было умом познано», так как это отрицание и является таким рассуждением.

Отрицается то, что познано нечто, что имеется вне познания. Провели анализ и поняли, что всё познанное имеет причину внутри ума.
Так это и есть отрицание этого познанного вне познания.

Это отрицание не требует знания о том, о чем не может быть известно.

Можно ли свести это познание только к концептуальному уму (познанию), познающему только праджняпти (а больше он ничего познавать не может)?

Это вопрос терминологии. Если ощущение, что в руку втыкают иголку, у вас называется "концептуальным умом", и больше не содержит ничего - то да.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30599

646175СообщениеДобавлено: Пт 08 Ноя 24, 16:20 (6 дней назад)     Ответ с цитатой

чайник2 пишет:
Горсть листьев пишет:
чайник2 пишет:
Или это лишь признается концептуально в силу неведения?
Не могли бы вы мне объяснить вот что: если я, глядя на Далай Ламу, думаю "это Далай Лама", то я так думаю в силу своего невежества?

Там речь шла об атмане. Если Его Святейшество воспринимается с атманом, то восприятие атмана - в силу неведения.
А восприятие Его Святейшества?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Diver



Зарегистрирован: 04.05.2023
Суждений: 159

646327СообщениеДобавлено: Ср 13 Ноя 24, 13:40 (вчера, 21ч. назад)     Ответ с цитатой

Атман - это просто понятие используемое в философии. Так же как и понятие - ум, например. Понятие вроде есть, а что стоит за ним ухватить умом невозможно.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.739) u0.018 s0.002, 18 0.010 [259/0]