Моё личное мнение, зафиксированное древними тхеравадинами в традиционном комментарии?
Нету комментария о том, что обхаса "имеет переносное значение - небеса богов". Напротив, в приведенной вами ранее сутте сказано, что способность видеть божеств - следующая ступень после способности видеть свет.[/quote]
То есть, вы такие сутты читаете так, что "свет" в них вовсе не означает небеса? Типа, "свет" это глюк в голове, а формы и общение с богами нечто отдельное, вовсе на другую тему?
https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an8_64-gayasisa-sutta-sv.htm[/quote] Я так понимаю, что обещанный древний "традиционный комментарий" мы тут так и не увидим. А в сутте свет - это свет, а формы божеств - формы божеств. Есть, если вы помните, в МН еще сутта про свет, где про божеств вообще нету ни слова.
В тексте перевода говорится: "я воспринимал свет, а также видел формы, но, всё же, я не общался с этими божествами, не беседовал с ними, не вовлекался с ними в разговоры.". То есть, "видеть свет и формы" = "видеть божеств", так как ясно из текста, что видел, но не вступал в общение.
Если вырвать фразу про "видел свет и формы" из этого контекста, то можно додумать что угодно про свет и формы, однако в данном контексте (если переводчик, конечно, ничего не напортачил) ничего додумывать не надо: свет и формы = божества (небесное сияние и ангелы)
Вообще-то вначале там ясно сказано - свет видел, а формы не видел. Т.е. "видеть свет" ну никак не равно "видеть божеств". И почему? Потому что можно видеть только свет, а формы божеств так и не увидеть.
Это значит, по вашей же логике (увидеть свет, но не увидеть райские миры, из которых этот свет исходит), свет исходит от богов. Как я и сказал: сияние ангелов + сияющие фигуры (формы) ангелов _ сияющие ангелы).
Всё равно получается, что тут не просто свет (как от лампы или от солнца в небе), а божественный свет - то есть особый, который видится только духовным оком. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Обращаясь к Ануруддхе и его товарищам, Будда, исходя из личного опыта, чётко расписал одиннадцать изъянов, которые могут возникнуть в медитативном восприятии чистых форм, и объяснил, как можно их преодолеть (МН 128).
Когда Ануруддха всё больше и больше развивал джханы и эти утончённые медитативные восприятия, он, однажды, отправился к достопочтенному Сарипутте и сказал: «Брат Сарипутта, с Божественным Глазом, который считается сверхъестественным умением, я вижу тысячи мировых систем. Моё усердие в практике мощное и неодолимое. Моя осознанность остра и несбивчива. Моё тело спокойное и невозбуждённое. Мой ум собран и объединён. И всё же ум ещё не освобождён от цепляний и от омрачений (асава)».
Тогда Сарипутта ответил: «Когда, брат Ануруддха, ты думаешь, что с помощью Божественного Глаза можешь видеть тысячи мировых систем, то это твоё самомнение. Когда ты думаешь, что твоё усердие мощное и неодолимое, твоя осознанность остра и несбивчива, твоё тело спокойное, а ум сосредоточен - то это твоя взволнованность. Когда ты думаешь, что твой ум всё ещё не освобождён от загрязнений, то это твоё колебание. Было бы хорошо, если бы уважаемый Ануруддха отбросил эти три вещи, не уделял бы им внимания, а вместо этого направил бы свой ум на бессмертный элемент (ниббана)».
Получив совет от Сарипутты, Ануруддха вновь отправился в затворничество и настойчиво работал над устранением этих трёх помех в уме (АН 3.128).
_________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
В тексте перевода говорится: "я воспринимал свет, а также видел формы, но, всё же, я не общался с этими божествами, не беседовал с ними, не вовлекался с ними в разговоры.".
Вот только нигде в этой сутте не говорится, что до этого Бодхисатта пребывал в джханах. Т.е. вполне возможно, что в этой сутте речь идет о свете от лампы (от божеств), а в других - о свете от свечи (от видения чистого ума). По логике же КИ, если в одной сутте речь идет о свете от лампы (от божеств), то никакого другого источника света в суттах быть уже не может.)) Опять же - комментария о том, что свет - это исключительно свет божеств, КИ не привел.
№632167Добавлено: Вс 23 Июл 23, 09:21 (1 год тому назад)
When a person who meditates is dominated by desire, thirst (tṛṣṇā), he develops a taste for dhyāna (āsvādasamāpatti); when he is dominated by view (dṛṣṭi), he falls into the wrong view that his dhyāna is eternal (śaśvata); when he is dominated by pride (māna) he thinks: ‘I have dhyāna but others do not’; when he is dominated by ignorance (avidyā), he falls into doubt (vicikitsa) and wonders whether the path where he finds himself is true or false, etc.
В тексте перевода говорится: "я воспринимал свет, а также видел формы, но, всё же, я не общался с этими божествами, не беседовал с ними, не вовлекался с ними в разговоры.".
Вот только нигде в этой сутте не говорится, что до этого Бодхисатта пребывал в джханах. Т.е. вполне возможно, что в этой сутте речь идет о свете от лампы (от божеств), а в других - о свете от свечи (от видения чистого ума). По логике же КИ, если в одной сутте речь идет о свете от лампы (от божеств), то никакого другого источника света в суттах быть уже не может.)) Опять же - комментария о том, что свет - это исключительно свет божеств, КИ не привел.
По смыслу сутты вроде очевидно, что это не свет от лампы. В медитации физические проявления могут быть похожи, что например, как будто входишь в ярко освещенную комнату - открываешь глаза, чтобы проверить, а в комнате полумрак, например. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
В Санкхья-Карике тоже сказано, что "свет" - это небеса богов. То есть, "видеть свет" - видеть местообитания богов. Это явно расхожее общеиндийское словоупотребление. То есть, когда речь про "обхаса" - это не про световую галлюцинацию в голове.
Осталось понять, где там сома.
Разве в месте обитания богов света нет? То есть понимания обхаса и как видимый свет, и как местообитание богов взаимодополняющие. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
В Санкхья-Карике тоже сказано, что "свет" - это небеса богов. То есть, "видеть свет" - видеть местообитания богов. Это явно расхожее общеиндийское словоупотребление. То есть, когда речь про "обхаса" - это не про световую галлюцинацию в голове.
Осталось понять, где там сома.
Разве в месте обитания богов света нет? То есть понимания обхаса и как видимый свет, и как местообитание богов взаимодополняющие.
Дхьянин видит небеса - в этом смысл. Это явно иное, чем "как свет в комнате". И не важно, светло там или нет. Вероятно, что светло, но не в этом смысл. _________________ Буддизм чистой воды
№632371Добавлено: Пт 28 Июл 23, 09:06 (1 год тому назад)
Странно, что никто не обращает внимание на то, как в обсуждаемом тексте достижение Ниббаны описано как восприятие божеств во всех качествах. _________________ Буддизм чистой воды
Странно, что никто не обращает внимание на то, как в обсуждаемом тексте достижение Ниббаны описано как восприятие божеств во всех качествах.
Это может серьезно разрушить бытцющий на Западе миф о буддизме как о чистой философии спасения вне религии. Все же знают что одержимым христианам в их молениях ангелы и архангелы являются. Очень неоднозначная параллель получается.
Странно, что никто не обращает внимание на то, как в обсуждаемом тексте достижение Ниббаны описано как восприятие божеств во всех качествах.
Ну, не так же буквально.
Цитата:
...когда моё знание и видение в отношении дэвов с его восемью гранями было тщательно очищено, то тогда я заявил, что пробудился... Знание и видение возникли во мне: «Непоколебимо моё освобождение ума. Это моё последнее рождение. Не будет более нового существования.
Достиг ниббаны при жизни = пробудился и осознал "всё, finita la tragedia". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Странно, что никто не обращает внимание на то, как в обсуждаемом тексте достижение Ниббаны описано как восприятие божеств во всех качествах.
Это может серьезно разрушить бытцющий на Западе миф о буддизме как о чистой философии спасения вне религии. Все же знают что одержимым христианам в их молениях ангелы и архангелы являются. Очень неоднозначная параллель получается.
В Б8П входит правильное самадхи 1-4 дхьяны. Если нирвана комбинируется с ними, то включает и результаты этого сосредоточения.
AKB пишет:
When persons in the realm of desire enter into meditative attainments [samāpatti], enter into meditation (dhyāna), they see visible forms; they hear sounds; their body is favored, comforted (anugrah) by a certain tangible that accompanies the bodily pliancy (praśrabdhi) produced by the meditation (viii. 9b).476 It can be concluded from this fact that, in the celestial abodes of the realm of fine-materiality that bear the name meditation (dhyāna; i.e., meditation as birth [upapattidhyāna], iii. 2; viii. 1), there are [only] visible form, sound, tangible, but not taste and odor.
Цитата:
Очень неоднозначная параллель получается.
Так полно же визионерской литературы. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Странно, что никто не обращает внимание на то, как в обсуждаемом тексте достижение Ниббаны описано как восприятие божеств во всех качествах.
Ну, не так же буквально.
Цитата:
...когда моё знание и видение в отношении дэвов с его восемью гранями было тщательно очищено, то тогда я заявил, что пробудился... Знание и видение возникли во мне: «Непоколебимо моё освобождение ума. Это моё последнее рождение. Не будет более нового существования.
Достиг ниббаны при жизни = пробудился и осознал "всё, finita la tragedia".
Что тут не буквально? _________________ Буддизм чистой воды
Странно, что никто не обращает внимание на то, как в обсуждаемом тексте достижение Ниббаны описано как восприятие божеств во всех качествах.
В том числе. Пробуждение предполагает видение всего, как оно есть, в т.ч. и божеств (ну просто по той причине, что божества есть).
Нет, там не написано "ну просто заодно и богов". Сказано именно про развитие видения богов, как средство достижения Ниббаны Буддой. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы