Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

"Перерождения" - ещё раз об эмпирических свидетельствах

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

441766СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 13:26 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:

Ёжик, насколько я понял, вы согласны с тем, что благое поведение: воздержание от убийства и причинения вреда, воровства, сексуального насилия, лжи (как минимум перед собранием (судом) когда решается чья-то судьба), оскорбления людей, омрачения ума пьянством и безрассудством и т.д. - помогает избежать множества бед уже в этой самой жизни. И для того, чтобы избегать неблагого - совершенно не обязательно становится отшельником, монахом или даже следовать какой-то религии. Вы не верите в камму и перерождения. Нет проблем! Продолжайте следовать вектору воздержания от неблагих поступков в рамках светского гуманизма, и все у вас будет ровно в этой жизни, по сравнению с тем вариантом, что вы бы не воздерживались от неблагого поведения. А если камма и следующие рождения все же существует, (ведь теория эволюции животных форм, их нисколько не опровергает, так как это вообще не связанные процессы, и вы не можете быть уверенным на 100%, что каммы и перерождений не существует) - то вы обретете двойное благо, в виде менее страдательного рождения. И не важно, что то существо, уже не будет Ёжиком, а не будет иметь памяти о жизни Ёжика, т.к. меньшая страдательность любого существа и рождение существ в более разумной среде - ценны сами по себе.

Но теперь посмотрите, что вы делаете негативного, опять же с позиции светского гуманизма. Есть люди, которые воздерживаются от неблагого поведения, только лишь в силу веру, а вы занимаетесь тем, что пытаетесь разрушить их веру, которая является для них важным фактором воздержания от неблагого и фундаментом для возрастания в благом. Вы наверняка мотивируетесь правильным, на ваш взгляд стремлением рассеять "религиозное мракобесие". Но даже если оставить за скобками то, что таким образом вы накапливаете очень много неблагой каммы, стремясь разрушить веру людей, т.к. в камму вы конечно же не верите, то посмотрите на это с другой стороны: возможно вы разрушите веру некоторых людей с религиозным складом ума, но не укрепившихся в вере, и это приведет к их нравственному падению, вплоть до совершения тяжких преступления в отдаленном будущем, ведь такого нельзя исключать. Ведь совершенно не обязательно, что эти люди, так же как и вы, примут идеи светского гуманизма (если я правильно понял), и будут воздерживаться от неблагого по таким соображениям. Вполне возможно, что вера в камму и перерождения (или в иные формы посмертного существования) - единственная вещь, которая удерживает некоторых людей от совершения неблагого. И в этом благо этой идеи для социума с позиции светского гуманизма. Крепко подумайте об этом, прежде чем идти в очередную атаку на бастионы "средневекового мракобесия".
Тут у вас несколько тезисов в постинге. Отвечу также тезисно.
Разумное поведение да помогает избежать бед. Относительно конечно, потому что стихийные бедствия, войны, и тд приносят беды не зависимо от разумности поведения. Но в общем и относительно - да разумное поведение помогает. Кто ж спорит? Но зачем из этого делать религию?
Далее верить или что то делать "на всякий случай" - глупо. Так можно и на всякий случай верить в леприконов и Деда-Мороза, и делать благие поступки в расчете что чем черт не шутит, может и зачтется потом.
Разочаровывать людей конечно не хорошо. Но ведь тогда получается что и ученые разочаровывают людей, например разоблачая какие ни будь церковные фокусы. Или скажем верит человек в жертвоприношения - не будем ему в этом мешать, а то вдруг он разуверится и перестанет боятся, и начнет грабить и убивать.
Но я не стремлюсь кого то разочаровывать или просвещать, мои мотивы достаточно эгоистичные - разобраться самому, возможно и эпатируя при этом кого то, чтобы вынудить привести аргументы, которые я возможно упускаю.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

441768СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 13:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana,
Судя по вашему тексту вы считаете высшим благом (если исключить перерождения имеющие в конце достижение нирваны) долгую жизнь без бед, или по возможности без бед. Без нервных потрясений, болезней и тд. Например в тепличных условиях монастыря. Но зачем?
 Если мы вводим феномен перерождений - то понятно, чтобы иметь возможность обучиться Дхарме, достичь джхан идя от одной жизни к другой, если не получается достичь за одну. А если перерождения мы исключаем? Тогда зачем? Ну проживешь до 90 лет в тиши и благости, и помрешь и что? Мало того, что это массово невозможно, так как социальные противоречия неизбежны, так и для одного бессмысленно.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

441769СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 13:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик

Судя по Вашим словам, Вы когда-то восприняли буддийскую картину мира с перерождениями, адами, богами, бодхисаттами, и т.д. - как нечто захватывающее, воодушевляющее, открывающее перед человеком новые перспективы. А когда Вы осознали, что современные естественные науки с этой картиной мира уже/ещё расходятся, у Вас возник внутренний конфликт - возникла опасность, что любимый леденец просто приснился. Некоторые в такой ситуации ударяются в фундаментализм - а у Вас обратная реакция: нет, так нет! Доктор сказал в морг - значит в морг! И нечего дразнить меня рассказами, что это, возможно, всё-таки есть. Или, если уж говорите, то дайте железобетонные доказательства, которые бы все приняли.

Но буддийская-то установка в отношении перерождений совсем другая. Повторю то, что написал Вам выше: буддийская картина мира - это зависимое возникновение: ментальный поток, который стремится вперед, от рождения к старости и смерти, без смысла и цели, движимый влечением и отторжением. Блуждание ума, порабощённого влечением и отторжением.

Так что никакие это не "новые перспективы", а перспективы повторения кошмара снова и снова. При этом Будда неоднократно говорил, что человек, у которого внимание направлено правильно, который понимает зависимое возникновение и три характеристики существования, перестаёт интересоваться перерождениями - понимает праздность рассуждений о том, кем я был прежде, кем буду после, и т.п. То, что важно - это избавление, или хотя бы ослабление алчности, злобы и неведения, ввергающих в этот бессмысленный поток, вне зависимости от того, сколько этот поток, сколько этот кошмар продолжается.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

441770СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 13:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Antaradhana,
Судя по вашему тексту вы считаете высшим благом (если исключить перерождения имеющие в конце достижение нирваны) долгую жизнь без бед, или по возможности без бед. Без нервных потрясений, болезней и тд. Например в тепличных условиях монастыря. Но зачем?
 Если мы вводим феномен перерождений - то понятно, чтобы иметь возможность обучиться Дхарме, достичь джхан идя от одной жизни к другой, если не получается достичь за одну. А если перерождения мы исключаем? Тогда зачем? Ну проживешь до 90 лет в тиши и благости, и помрешь и что? Мало того, что это массово невозможно, так как социальные противоречия неизбежны, так и для одного бессмысленно.

А прожить 90 лет, или 80 лет, или 40 лет - без тиши и благости, чем лучше, с Вашей точки зрения?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Ёжик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

441771СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 13:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Но буддийская-то установка в отношении перерождений совсем другая. Повторю то, что написал Вам выше: буддийская картина мира - это зависимое возникновение: ментальный поток, который стремится вперед, от рождения к старости и смерти, без смысла и цели, движимый влечением и отторжением. Блуждание ума, порабощённого влечением и отторжением.

Где тут страдание? Если все то, что имеет обусловленную природу, все страдание

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

441777СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 14:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Может быть есть другой буддизм. Не такой где Вася раньше был Петей. Но у Оле Нидала, Кармапы, да и у многих традиционных тибетских учителей именно такой, пусть я и немного утрирую.
 Так, философски можно объяснить и любое противоречие в Библии, в Торе, в любой религиозной системе, что надо понимать иносказательно, что есть несколько уровней истины, на первом этапе Вася был Петей, а на втором - и Петя и Вася это абстракции, и никто никем не был, Далай Лама это Авалокитешвара в тот момент кода он дает учение, а когда ходит в туалет, то нет. Словом Ленин и сейчас живее всех живых.

 Картину насчет меня вы описали верно. Насчет какого то возможного изощренного объяснения перерождений может вы и правы. Что оно есть. Но я слышал и читал первоначально не такое, а буквальное - этот домохозяин раньше был министром, а эта собака - его слугой, и тд и итп.
И отделаться от этого, забыть про это мне трудно. Если есть перерождения, то они есть, если нет, то их нет. И ведь топик то этот начался именно со случаев подтверждения  буквального перерождения - дети вспоминали что они были конкретными людьми в конкретном месте.

 И почему это праздность рассуждения, когда мы думаем о нашем будущем рождении? Зачем Будда вспоминал (праздно) все свои рождения после просветления? Или все это сказка про просветление Будды? Но тогда простите уж слишком много сказок.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

441778СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 14:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

А прожить 90 лет, или 80 лет, или 40 лет - без тиши и благости, чем лучше, с Вашей точки зрения?

Можно не заморачиваться не только сроком жизни, но и ее тихостью и благостью. Делать что хочется, как будет, так и будет.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

441780СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 14:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

А прожить 90 лет, или 80 лет, или 40 лет - без тиши и благости, чем лучше, с Вашей точки зрения?

Можно не заморачиваться не только сроком жизни, но и ее тихостью и благостью. Делать что хочется, как будет, так и будет.

Если хочется делать, что даже не когда-то в следующих существованиях, а прямо в этом существовании, принесет страдание - и если хочется также и это страдание испытать, то конечно. Но на практике обычно хочется как-то так устроиться, чтобы кататься, а саночки при этом не возить.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

441781СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 14:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Как критерий для сравнения разных стратегий и стилей жизней можно взять критерий длительности желаемой эмоциональности.
То есть выделить произвольно те эмоциональные состояния которые кажутся привлекательными например:
1. чувство симпатии к кому то или чему то
2. чувство нежности
2. чувство силы, физической радости
3. азарт борьбы
4. чувство тайны
3. увлеченность исследованием
4. желание путешествия
5. чувство сплоченности в команде
6. желание разгадать головоломку
7. узнавать новое
8. умиротворенность

и непривлекательные:
1. страх
2. уныние
3. беспокойство
4. стыд
5. агрессия
6. тупость
7. апатия
8. слабость

И простым арифметическим действием подсчитать сколько суммарно по времени ты испытывал привлекательные чувства, сколько непривлекательные.

И так можно сравнивать и оценивать жизни двух людей, свою на протежении этого года и прошлого, этого дня или месяца, с другими.

Да и еще можно проставлять баллы например по 10-балльной шкале. И назвать интенсивностью.

И тогда если кто то прожил 40 лет но испытывал много привлекательных для него эмоциональных состояний с высокой интенсивностью, а кто то прожил 90 лет, но испытывал мало привлекательных и много непривлекательных, то жизнь того кто прожил 40 лет - лучше.
Он был более счастлив, чем тот кто прожил 90 лет.
И также можно оценивать свое прошлое и планировать свое будущее - какие эмоции и какой силы испытывал и  будешь испытывать.


Последний раз редактировалось: Ёжик (Вс 23 Сен 18, 14:42), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

441783СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 14:42 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

И умиротворенность как привлекательное эмоциональное состояние - одно из нескольких, а не единственное.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

441786СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 14:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
empiriocritic_1900
Может быть есть другой буддизм. Не такой где Вася раньше был Петей. Но у Оле Нидала, Кармапы, да и у многих традиционных тибетских учителей именно такой, пусть я и немного утрирую.
 Так, философски можно объяснить и любое противоречие в Библии, в Торе, в любой религиозной системе, что надо понимать иносказательно, что есть несколько уровней истины, на первом этапе Вася был Петей, а на втором - и Петя и Вася это абстракции, и никто никем не был, Далай Лама это Авалокитешвара в тот момент кода он дает учение, а когда ходит в туалет, то нет. Словом Ленин и сейчас живее всех живых.

 Картину насчет меня вы описали верно. Насчет какого то возможного изощренного объяснения перерождений может вы и правы. Что оно есть. Но я слышал и читал первоначально не такое, а буквальное - этот домохозяин раньше был министром, а эта собака - его слугой, и тд и итп.
И отделаться от этого, забыть про это мне трудно. Если есть перерождения, то они есть, если нет, то их нет. И ведь топик то этот начался именно со случаев подтверждения  буквального перерождения - дети вспоминали что они были конкретными людьми в конкретном месте.

 И почему это праздность рассуждения, когда мы думаем о нашем будущем рождении? Зачем Будда вспоминал (праздно) все свои рождения после просветления? Или все это сказка про просветление Будды? Но тогда простите уж слишком много сказок.

Что касается "буквальных" и "изощренных" объяснений, то в буддизме нет такого, чтобы сначала (например, в наиболее ранних текстах) было буквальное понимание, а потом комментаторы объясняют его как иносказание (что действительно происходит, например, с Торой). В одних и тех же Никаях (одинаково древних, насколько можно судить) Будда в одних суттах говорит слушателям, что в прошлых существованиях он или они были теми или этими, а в других суттах объясняет, что это нельзя понимать так, что одно и то же существо переходит из жизни в жизнь. Почему нельзя? Потому что даже в течение одной жизни нет одного и того же, неизменного существа, а есть поток изменчивых ментальных состояний, сцепление автоматических реакций, причин и следствий; есть безличный ментальный процесс, который, правда, не прекращается со смертью - но ничего радостного и вдохновляющего в этом - это как продолжение кошмарного сна, который видишь, а власти над событиями, в нём разворачивающимися, не имеешь. Поэтому и бессмысленно задаваться праздными вопросами, кем я был, и кем я буду - а имеет смысл думать, как этот сон прекратить. Почему один и тот же Будда говорит в разных случаях по-разному? Очевидно, потому, что ориентируется на конкретную аудиторию (отсюда вся эта тема об упайях).

Ниже - обширные цитаты.

SN15.1:

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам: «Монахи!»

«Учитель!»—ответили монахи. Благословенный сказал:

«Монахи, эта сансара не имеет постижимого начала. Первого момента не увидеть, когда бы существа начали блуждать и скитаться в круговерти перерождений, скованные невежеством и спутанные жаждой. Представьте, монахи, как если бы человек срезал бы всю траву, ветви, листья, что есть на этой Джамбудипе и собрал бы всё это вместе в одну кучу. Сделав так, он стал бы разбирать эту кучу, говоря: «Вот это—моя мать, это—мать моей матери». Череда матерей и бабушек этого человека не подошла бы к концу, тогда как вся трава, ветви и листья, что есть на этой Джамбудипе, израсходовались бы и истратились. Почему? Потому что, монахи, эта сансара не имеет постижимого начала. Первого момента не увидеть, когда бы существа начали блуждать и скитаться в круговерти перерождений, скованные невежеством и спутанные жаждой.

Вот так долго, монахи, вы переживали страдания, боль, несчастье и наполняли кладбища. Достаточно долго для того, чтобы ощутить разочарование по отношению ко всем формациям, достаточно для того, чтобы стать беспристрастными по отношению к ним, достаточно для того, чтобы освободиться от них»
.

 https://suttacentral.net/sn15.1/ru/sv

MN38

Тогда Благословенный обратился к некоему монаху так: «Ну же, монах, скажи монаху Сати, сыну рыбака, от моего имени, что Учитель зовёт его».

«Да, Учитель»—ответил он, отправился к монаху Сати и сказал ему: «Учитель зовёт тебя, друг Сати».

«Да, друг»—ответил он, отправился к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Затем Благословенный спросил его: «Сати, правда ли, что такое пагубное воззрение возникло в тебе: «Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое»?

«Именно так, Учитель. Насколько я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, именно это же самое сознание скитается и блуждает по круговерти перерождений, а не другое».

«Что это за сознание, Сати?»

«Учитель, это то, что говорит, чувствует, переживает здесь и там плоды хороших и плохих поступков».

«Глупый ты человек, кого же я обучал Дхамме таким образом? Глупый ты человек, разве не говорил я различными способами, что сознание возникло зависимо, так как без условия нет возникновения сознания?
Но ты, глупый человек, исказил сказанное нами своим неправильным схватыванием [Дхаммы], навредил себе, накопил много неблагих заслуг. Это приведёт к твоему вреду и страданию на долгое время».

Затем Благословенный обратился к монахам так: «Монахи, как вы думаете? Зажёг ли этот монах Сати, сын рыбака, хотя бы искру мудрости в этой Дхамме и Винае?»

«Как такое возможно, Учитель? Нет, Учитель».

Когда так было сказано, монах Сати, сын рыбака, замолк, смутился, сидел с опущенными плечами и поникшей головой, ушёл в себя и не мог что-либо ответить. И тогда, увидев это, Благословенный сказал ему: «Глупый ты человек, тебя запомнят за твоё пагубное воззрение. [А теперь] я расспрошу монахов на эту тему
».

....

Так, монахи:

   С невежеством как условием, формирователи [возникают].
   С формирователями как условием, сознание [возникает].
   С сознанием как условием, ментальность-и-материя [возникает].
   С ментальностью-и-материей как условием, шесть сфер [возникают].
   С шестью сферами как условием, контакт [возникает].
   С контактом как условием, чувство [возникает].
   С чувством как условием, жажда [возникает].
   С жаждой как условием, цепляние [возникает].
   С цеплянием как условием, существование [возникает].
   С существованием как условием, рождение [возникает].
   С рождением как условием, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние возникают.

Таково происхождение всей этой груды страданий.

....
Но с безостаточным угасанием и

   прекращением невежества происходит прекращение формирователей.
   С прекращением формирователей [происходит] прекращение сознания.
   С прекращением сознания [происходит] прекращение ментальности-и-материи.
   С прекращением ментальности-и-материи [происходит] прекращение шести сфер.
   С прекращением шести сфер [происходит] прекращение контакта.
   С прекращением контакта [происходит] прекращение чувства.
   С прекращением чувства [происходит] прекращение жажды.
   С прекращением жажды [происходит] прекращение цепляния.
   С прекращением цепляния [происходит] прекращение существования.
   С прекращением существования [происходит] прекращение рождения.
   С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние прекращаются.

Таково прекращение всей этой груды страданий.

Монахи, зная и видя этот путь, стали бы вы убегать в прошлое так: «Были ли мы в прошлом? Не было ли нас в прошлом? Чем мы были в прошлом? Какими мы были в прошлом? Будучи чем мы стали такими в прошлом?»

«Нет, Учитель».

«Зная и видя этот путь, стали бы вы убегать в будущее так:

«Будем ли мы в будущем? Не будет ли нас в будущем? Чем мы будем в будущем? Какими мы будем в будущем? Будучи чем мы будем такими в будущем?»

«Нет, Учитель».

«Зная и видя этот путь, стали бы вы внутренне запутанными в отношении настоящего: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялось это существо? Куда оно уйдёт?»

«Нет, Учитель».


https://suttacentral.net/mn38/ru/sv

SN12.20

Когда, монахи, ученик Благородных чётко увидел правильной мудростью в соответствии с действительностью зависимое возникновение и эти зависимо возникшие феномены, то не может быть такого, чтобы он убегал в прошлое с такими думами: «Был ли я в прошлом? Не было ли меня в прошлом? Чем я был в прошлом? Каким я был в прошлом? Будучи чем я был таким в прошлом?» Или же убегал бы в будущее с такими думами: «Буду ли я в будущем? Не будет ли меня в будущем? Чем я буду в будущем? Каким я буду в будущем? Будучи чем я буду таким в будущем?» Или же вместо этого чтобы он был бы внутренне запутан в настоящем: «Есть ли я? Нет ли меня? Что я? Каков я? Откуда взялось это существо, которое и есть я? Куда оно уйдёт?»

И почему же такого не может быть? Потому что, монахи, ученик Благородных чётко увидел правильной мудростью в соответствии с действительностью это зависимое возникновение и эти зависимо возникшие феномены


https://suttacentral.net/sn12.20/ru/sv

SN12.61

...однажды Благословенный пребывал рядом с Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам:

«Монахи, необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него. Почему? Потому что очевидны развитие и упадок, подхватывание при рождении и отбрасывание при смерти этого тела, состоящего из четырёх великих элементов. Поэтому необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него.

Но что касается того, что называется «умом», «интеллектом», «сознанием»—то необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого. Почему? Слишком долгое время необученный заурядный человек это лелеял, удерживал и ухватывал таким образом: «Это—моё, я таков, это моё «я». Так необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого.

Было бы лучше, если бы необученный заурядный человек считал бы «собой» тело, состоящее из четырёх великих элементов, нежели ум. Почему? Потому что видно, как это тело, состоящее из четырёх великих элементов, держится год, два, три, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто лет или более. Но то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием»—днём и ночью возникает как одно, а исчезает как иное. Подобно обезьяне, что хватается за ветку, пробираясь через джунгли. Отпуская одну, она хватается за другую ветку. Отпуская ту, она хватается за следующую. Отпуская следующую, она хватается за ещё одну. Точно также и то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием»—днём и ночью возникает как одно, а исчезает как иное.

Однако обученный ученик Благородных тщательно и правильно обращает внимание на зависимое возникновение: «Когда есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то.

Когда этого нет, нет и того. С прекращением этого, прекращается то». Другими словами: «С невежеством как условием, волевые формирователи возникают…  …Таково происхождение всей этой груды страданий. Но с безостаточным угасанием и прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей… С прекращением рождения, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, недовольство и отчаяние прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страданий».

Видя так, обученный ученик Благородных разочаровывается в форме, разочаровывается в чувстве, разочаровывается в восприятии, разочаровывается в формациях ума, разочаровывается в сознании. Отбросив очарованность, он становится беспристрастным. Через беспристрастность он полностью освобождается. С полным освобождением приходит знание: «Полностью освобождён». Он видит: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования».



https://suttacentral.net/sn12.61/ru/sv

SN12.12

«Учитель, кто делает контакт?»

«Это неправильный вопрос»—ответил Благословенный. «Я не говорю «делает контакт». Если бы я сказал «делает контакт», тогда бы вопрос «Кто делает контакт?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я не говорю так, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого условия возникает контакт?» И правильный ответ таков: «Из шести сфер чувств как необходимого условия возникает контакт. Из контакта как необходимого условия возникает чувство».

«Учитель, кто чувствует?»

«Это неправильный вопрос»—ответил Благословенный. «Я не говорю «чувствует». Если бы я сказал «чувствует», тогда бы вопрос «Кто чувствует?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я не говорю так, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого условия возникает чувство?» И правильный ответ таков: «Из контакта как необходимого условия возникает чувство. Из чувства как необходимого условия возникает жажда».

«Учитель, кто жаждет?»

«Это неправильный вопрос»—ответил Благословенный. «Я не говорю «жаждет». Если бы я сказал «жаждет», тогда бы вопрос «Кто жаждет?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я не говорю так, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого условия возникает жажда?» И правильный ответ таков: «Из чувства как необходимого условия возникает жажда. Из жажды как необходимого условия возникает цепляние».

«Учитель, кто цепляется?»

«Это неправильный вопрос»—ответил Благословенный. «Я не говорю «цепляется». Если бы я сказал «цепляется», тогда бы вопрос «Кто цепляется?» был бы верным. Но я не говорю так. Поскольку я не говорю так, то правильный вопрос таков: «Из какого необходимого условия возникает цепляние?» И правильный ответ таков: «Из жажды как необходимого условия возникает цепляние. Из цепляния как необходимого условия возникает приход к существованию. Из прихода к существованию как необходимого условия возникает рождение. Из рождения как необходимого условия возникает старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, беспокойство и отчаяние. Таково возникновение всей этой груды горя и страдания.

И с безостаточным угасанием и прекращением шести сфер чувств происходит прекращение контакта. С прекращением контакта происходит прекращение чувства. С прекращением чувства происходит прекращение жажды. С прекращением жажды происходит прекращение цепляния. С прекращением цепляния происходит прекращение прихода к существованию. С прекращением прихода к существованию происходит прекращение рождения. С прекращением рождения происходит прекращение старения и смерти, печали, стенания, боли, беспокойства и отчаяния. Таково прекращение всей этой груды горя и страдания»
.

https://suttacentral.net/sn12.12/ru/sv

_________________
Границы мира - это границы языка


Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Вс 23 Сен 18, 15:15), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30625

441788СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 15:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА
Это чьё развёрнутое толкование четырёх благородных оснований Буддадхаммы вы привели?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

441791СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 15:10 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Как критерий для сравнения разных стратегий и стилей жизней можно взять критерий длительности желаемой эмоциональности.
То есть выделить произвольно те эмоциональные состояния которые кажутся привлекательными

и непривлекательные:


И простым арифметическим действием подсчитать сколько суммарно по времени ты испытывал привлекательные чувства, сколько непривлекательные.

И так можно сравнивать и оценивать жизни двух людей, свою на протежении этого года и прошлого, этого дня или месяца, с другими.

Да и еще можно проставлять баллы например по 10-балльной шкале. И назвать интенсивностью.

И тогда если кто то прожил 40 лет но испытывал много привлекательных для него эмоциональных состояний с высокой интенсивностью, а кто то прожил 90 лет, но испытывал мало привлекательных и много непривлекательных, то жизнь того кто прожил 40 лет - лучше.
Он был более счастлив, чем тот кто прожил 90 лет.
И также можно оценивать свое прошлое и планировать свое будущее - какие эмоции и какой силы испытывал и  будешь испытывать.

ИМХО, Вы упускаете из виду, что эти состояния не суммируются по мере течения жизни - не добавляются в какую-то копилку, где мы их храним, и откуда можем по желанию вынуть (память не хранит сами эти переживания, а реконструирует воспоминания о них). Скорее, они вычитаются.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Ёжик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30625

441793СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 15:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Очень верно насчёт буддийской картины мира.
Мне вспоминается такое объяснение "отношения к теории перерождения" одного современного наставника дзен:
- Если вы не верите (вам не верится) в то, что, умерев, возродитесь в новом теле, обладая таким же складом сознания, что и сейчас, но не будете помнить об этом, то просто попробуйте задать себе вопрос "хотел бы я, чтобы мой внук или правнук испытал все те же невзгоды, горести, печали и страдания, что уже испытал я и ещё испытаю.

А Ёжик, как я понимаю, рассказывает о том, что в период своего обращения к буддийской тусовке и объединяющей её вере наслушался много разных сказок, которые поначалу развлекали, но очень скоро стали казаться просто детскими сказками. Верим ли мы в детские сказки? А понимаем ли мы те смыслы, что заложены в наших детских сказках и закреплены ими в нас?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 24 Сен 18, 01:41), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

441796СообщениеДобавлено: Вс 23 Сен 18, 15:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
СлаваА
Это чьё развёрнутое толкование четырёх благородных оснований Буддадхаммы вы привели?
А что Вас смутило? Это насколько я понимаю, слова из сутт. А свое дополнение в конце я понятно обозначил.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35  След.
Страница 32 из 35

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.038 (0.826) u0.017 s0.001, 18 0.021 [266/0]