№432853Добавлено: Пн 30 Июл 18, 18:05 (6 лет тому назад)Ещё раз о развитии випассаны - простыми словами
Постараюсь максимально простыми словами (для собеседников – буддистов и не буддистов) суммировать то, что уже неоднократно говорилось о практике развития прозрения (випассаны).
Возможно, не лишним будет напомнить, что под «прозрением» в буддийской философии и в практике имеется в виду не получение каких-то эзотерических видений, а ясное распознавание тех ментальных процессов, к которым мы в обычной жизни привыкли относиться как к своему «я». Цель этого распознавания – увидеть, что на самом деле «наши» ментальные состояния непостоянны (быстро возникают и исчезают) и безличны (возникают как автоматическая реакция друг на друга). Когда видно, что они непостоянны и безличны, видно и то, что процесс их смены весьма утомителен, тягостен.
Конечно, если человек не является буддийским монахом, который всю жизнь посвящает практике очищения ума, однажды достигнутое понимание непостоянства, безличности и тягостности ментальных процессов не будет всё время переживаться с неизменной яркостью и отчётливостью. Мы будем вести обычную мирскую жизнь, а об опыте созерцания ментальных процессов едва помнить. Но если в этом созерцании тренироваться более или менее регулярно, вы скоро заметите, что и среди обычной жизни, со всеми её интересами, проблемами, заботами, тревогами, удовольствиями и неприятностями, вас не покидает некоторая сдержанность – некоторая доля понимания, что все страсти, которым мы уделяем столько внимания, в конечном счёте, всего лишь спонтанные психические реакции, которые возникают и исчезают.
Знатоки смогут меня упрекнуть, что в моём изложении эклектично перемешаны элементы методов двух авторитетных бирманских учителей XX века – Махаси Саядо, и Могока Саядо. Это обвинение я охотно принимаю и признаю. В своё оправдание могу сказать лишь то, что оба метода, различаясь некоторыми техническими деталями, очень близко следуют за тем описанием развития випассаны, которое дано в трактате «Висуддхимагга» (те практики, о которых речь идёт здесь – конкретно в главе XX), и за каноническим (данным в суттах DN22, MN10, в Самъютте 47, и в ряде других текстов Сутта-питаки) описанием четырёх сатипаттхан.
I Предварительные условия
А) Первое предварительное условие
В первую очередь, нужно хорошо запомнить учение о "зависимом возникновении", особенно те звенья зависимого возникновения, которые происходят здесь и сейчас.
Итак, сначала (не в списке звеньев зависимого возникновения вообще, но в списке тех звеньев, возникновение которых повторяется здесь и сейчас) идёт "контакт" (на пали - phassa). Контакт - это восприятие каких-либо объектов с помощью органов чувств, или же представление каких-либо объектов одним только умом, без участия органов чувств. Слово "объект" здесь используется в самом широком смысле слова - любое содержание мыслей, образов, восприятий, представлений, воспоминаний, воображения, и т.п., и т.д.
Как заметить возникновение нового контакта (контакта с новым объектом)? Теоретически, это просто (а практически, требуется изрядная тренировка). В канонических текстах контакт имеет три необходимых аспекта: орган восприятия (соответствующий орган чувств или ум), воспринимаемый объект, и сознание, регистрирующее контакт (откуда и название) первых двух. Поэтому, как только возникает представление (на пали - citta) определенного объекта (то есть, как только виден какой-то внешний предмет, или как только слышен звук, или запах, или как возникает тактильное ощущение, или вкус, или как в сознании всплывает какое-то представление, воспоминание, образ, и т.п.) - это и значит, что возник новый контакт.
Второе звено - это переживание (другой часто встречающийся перевод - чувство; на пали – vedana). Здесь важно обратить внимание, что оно второе не во временном, а в логическом порядке. Переживание возникает не после контакта и представления, а вместе с ними. Речь идёт о том, что воспринимаемые объекты переживаются как приятные, или неприятные, или же как нейтральные - ни приятные, ни неприятные.
Третье звено – это жажда (на пали - taṇhā). Когда происходит восприятие чего-либо приятного, это приятное восприятие сразу же порождает автоматическую реакцию – желание продлить это приятное переживание, или возобновить его, если оно прервалось; в общем, удержать его. Неприятное переживание, в свою очередь, столь же автоматически порождает отвращение (paṭigha) – желание поскорее прервать это переживание, не допускать его возобновления, в общем – избавиться от него.
Четвертое звено – это цепляние (на пали – upādāna). Возникшая жажда захватывает доминирование над вниманием, направляет внимание на объект, воспринимаемый как источник приятного или неприятного переживания, побуждает задержаться на этом объекте.
Пятое звено – это действия воли (kamma-bhava). Когда внимание, направляемое жаждой, зацепилось за объект, воспринимаемый как источник приятного или неприятного переживания, возникают волевые импульсы, которые приводят к действию. Это действие может быть только мысленным – например, продолжить думать о том, что нам приятно, что нас радует, интересует; рассматривать это во всех деталях, воображать это приятное во всё более радужных красках; мечтать о том, как овладеешь этим. Или, в случае с неприятным, пытаться отвлечься от этого как можно скорее, забыть, что оно существует; а если нет такой возможности, пылать раздражением и яростью, направленными на неприятный объект, воображать, как его уничтожаешь, и т.п. А при благоприятных обстоятельствах (или даже при неблагоприятных обстоятельствах – но тогда, когда человек уже настолько разжёг страсть или ярость умственным рассмотрением приятного/неприятного объекта, что не может сдерживаться) волевые импульсы, порожденные цеплянием, выражаются также в словах и телесных действиях.
Б) Второе предварительное условие
Прежде чем отслеживать ментальные процессы, нужно научиться удерживать внимание на предмете рассмотрения – иначе ничего не получится.
Поэтому весьма полезно начинать с того, чтобы научиться отслеживать вдохи и выдохи. Не форсировать дыхание, а именно отслеживать, как оно происходит. Выбрать определенные моменты в процессе вдоха и в процессе выдоха (например, прохождение воздуха через ноздри, или сокращение и растягивание брюшной стенки, или просто момент начала вдоха и момент начала выдоха, и т.п.), и отслеживать эти моменты.
II Развитие випассаны как таковое
Итак, вы до некоторой степени освоили навык устойчивости внимания, научившись возвращать его к моментам вдоха и выдоха. Именно эта техника и будет основой для отслеживания ментальных феноменов.
Вы уже заметили, что, когда вы отслеживаете вдохи и выдохи, в промежутках внимание отвлекается на множество различных внешних предметов, а также на телесные ощущения и на разнообразные представления, образы, воспоминания, и т.п., всплывающие в сознании. Несмотря на их появление, вы снова и снова (спокойно, без раздражения) возвращаете внимание к отслеживаемым моментам вдохов и выдохов.
Что вы делаете каждый раз, как возвращаете внимание? Вы пресекаете развитие ментальных процессов по цепочке контакт/переживание-жажда-цепляние-волевое действие. Теперь, пресекая их, обращайте внимание – какие именно звенья процесса зависимого возникновения вы пресекаете? И какие звенья успевают возникнуть в промежутке между моментом, когда вы обратили внимание на вдох или выдох, и тем моментом, когда вы вернули внимание к следующему вдоху или выдоху?
Nota bene! Не нужно бросаться за восприятиями, представлениями, эмоциями, возникающими в промежутке между вдохом и выдохом, как за разбегающимися тараканами (говорю об этом специально, поскольку по словам некоторых собеседников видно, что они рекомендацию отслеживать феномены воспринимают именно в таком – совершенно ошибочном – ключе). Не нужно пытаться сразу же распознать и мысленно пометить ярлычком каждое из них. Это всё равно не получится, а вдохи и выдохи вы почти наверняка из виду потеряете. Что заметили, то заметили – и возвращайте внимание назад, к вдохам и выдохам. Установка на постоянное возвращение внимание к определенным моментам вдоха и выдоха тренирует постоянную (поддерживаемую и в промежутках между этими моментами) бдительность, внимательность (sampajañña). Тренировка этой бдительности со временем приведет к тому, что вы и без «ловли тараканов» будете замечать контакт органов чувств с внешними предметами, или телесное ощущение, или всплывающее в сознании представление/образ сразу же, как только они возникают.
Вы будете замечать, что они возникли, что они приятны (привлекательны, интересны) или неприятны. Вы будете замечать, как их появление сразу же вызывает спонтанную реакцию – внимание будет обращаться к ним, как к источникам ментального удовлетворения, которые хочется смаковать, или как к источникам беспокойства, которые хочется устранить. Однако вместо того, чтобы позволять вниманию залипать на этих объектах, хотя бы на секунду, вы будете, едва заметив их появление и реакцию на них, возвращать внимание к следующему вдоху или выдоху (в зависимости от того, что в это время должно быть следующим – вдох или выдох).
По мере того, как у вас станет получаться разглядеть вышеописанные феномены (возникающие между вдохом и выдохом, или между выдохом и следующим вдохом), момент их распознания будет вызывать у вас некоторое воодушевление, некоторую радость. И это воодушевление, эта радость сами будут мотивировать вас продолжать практику наблюдения, чтобы видеть ещё лучше, ещё яснее. А к этому моменту (если на предыдущем этапе пресекать поползновения «ловить тараканов») у вас будет ясное понимание, что «продолжать практику» – это значит возвращать внимание к вдохам и выдохам.
Таким образом, распознание ментальных феноменов будет вызывать радость, радость будет вызывать желание возобновить моменты, доставляющие радость, а желание возобновить радость будет само подталкивать внимание вернуться к вдохам и выдохам. И если внимательность к этому моменту уже основательно натренирована, то эта последовательность феноменов будет тоже видна.
В итоге, здесь получается такой цикл: в промежутке между вдохом и выдохом происходит какой-либо контакт (то есть возникает чувственное восприятие какого-то внешнего предмета, или телесное ощущение, или в сознание всплывает какое-то представление, или образ). Объект, воспринимаемый в ходе этого контакта, переживается как приятный (интересный) или отталкивающий, и это вызывает спонтанную реакцию на него, спонтанное движение внимания. Но в этот момент «включается» натренированная внимательность – и возникает осознание того, что только что в ментальном процессе происходили эти события. Это осознание приятно (именно потому, что означает достижение определенного успеха в практике - а успех приятен) – и в качестве реакции на это приятное переживание возникает желание вернуть внимание к отслеживанию вдохов и выдохов. В результате внимание само возвращается к следующему вдоху или выдоху (в зависимости от того, вдох или выдох должен идти следующим).
Теперь виден весь этот цикл. А когда он виден, то вспыхивает понимание, что весь этот ментальный процесс, включая и саму практику, само наблюдение за феноменами – безличен. Его стадии возникают, как автоматические реакции одна на другую, и молниеносно сменяют друг друга. В этом процессе нет никакого субъекта, никакого «меня».
Понимание, что весь ментальный процесс – это сцепление быстрых, непрестанно следующих друг за другом, совершенно автоматических реакций; что тут не за что уцепиться, не на чем остановиться, вызывает отторжение, протест, а может вызвать даже страх. Может быть так, что этот страх переживается довольно серьезно, и остаётся, даже если прерываешь сессию. В этом случае его надо погасить, мысленно сосредоточившись на каком-нибудь позитивном, воодушевляющем представлении (например, на образе Будды, или на благих качествах Брахмы, и т.п. – в общем, на том образе, который вас наиболее затрагивает эмоционально, наиболее воодушевляет).
Но при продолжении тренировок к видению безличности ментального процесса довольно быстро привыкаешь. Страха уже нет, ощущение протеста тоже уже не возникает, в виду его (протеста) очевидной бессмысленности. Поэтому теперь вместе с видением безличности ментального процесса возникает просто понимание бессмысленности этого процесса, возникает отстраненность от него. Момент, когда возникает эта отстраненность – это момент непередаваемой ясности, непередаваемого покоя.
Стоит сказать, что эта отстраненность тоже переживается, как приятная – и тоже вызывает жажду продлить/возобновить её, продолжая практику. Но это возникновение жажды уже легко отслеживается.
III О внешних обстоятельствах
Сначала тренироваться можно в течение коротких сессий: минут по десять. Потом увеличивать; и, в общем, если вы со временем станете посвящать этой тренировке хотя бы полчаса, тем более час в сутки - это уже позволит вам в течение дня, среди повседневных дел, интересов, страстей, забот и беспокойств сохранять тот след, то послевкусие практики, о котором говорилось в начале этой заметки. _________________ Границы мира - это границы языка
№432860Добавлено: Пн 30 Июл 18, 18:28 (6 лет тому назад)
По своему опыту могу сказать, что лучше начинать с 30 минут. Довольно скоро станет понятно, что и этого маловато, но постепенно выработается свой режим, и затем станут эффективными даже меньшие сессии. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
По своему опыту могу сказать, что лучше начинать с 30 минут. Довольно скоро станет понятно, что и этого маловато, но постепенно выработается свой режим, и затем станут эффективными даже меньшие сессии.
Если у кого получается сразу "начинать с 30 минут" - это, наверное, прекрасно. Но ключевые слова тут "если получается" _________________ Границы мира - это границы языка
№432867Добавлено: Пн 30 Июл 18, 18:40 (6 лет тому назад)
Все же нельзя не отметить, что хотя бы в начале очень хорошо посетить медитационный центр, в котором априори созданы все условия для практики. Самое главное - это снижение количества контактов: не нужно ни с кем общаться, работать, готовить пищу и т.д. В Бирме часто даже убирать территорию не нужно, чтобы человек 100% сконцентрировался на своей медитации и говорил только со своим учителем. Нельзя даже смотреть туда-сюда, только себе под ноги. И в таких условиях гораздо быстрее развивается сати и самадхи, а за ним, если повезет, и випассана.
№432868Добавлено: Пн 30 Июл 18, 18:44 (6 лет тому назад)
В целом ваши рекомендации очень дельные о обстоятельные. Я начинал с дзадзен, но познакомившись с випассаной, понял, что в дзенской практике мне не хватало именно вот этой обстоятельности. Хотя, наверно, это, как говорится, "дело вкуса". В дзен ты можешь довольно быстро ощутить "вкус Дхармы", но именно это может оказаться "ловушкой для ума". Випассана же хорошо отрезвляет от этого и позволяет лучше "узреть" многое из того, что раньше лишь ощущалось. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Все же нельзя не отметить, что хотя бы в начале очень хорошо посетить медитационный центр, в котором априори созданы все условия для практики. Самое главное - это снижение количества контактов: не нужно ни с кем общаться, работать, готовить пищу и т.д. В Бирме часто даже убирать территорию не нужно, чтобы человек 100% сконцентрировался на своей медитации и говорил только со своим учителем. Нельзя даже смотреть туда-сюда, только себе под ноги. И в таких условиях гораздо быстрее развивается сати и самадхи, а за ним, если повезет, и випассана.
Да, с этим, разумеется, не спорю. _________________ Границы мира - это границы языка
Я начинал с дзадзен, но познакомившись с випассаной, понял, что в дзенской практике мне не хватало именно вот этой обстоятельности. Хотя, наверно, это, как говорится, "дело вкуса".
Да, "обстоятельность" - хорошее слово. Я это качество метода (называем ли мы его "випассаной", "сатипаттханой", "сатипаттхана-бхаваной", или ещё как-то) для себя называю "детальностью" и "техничностью". Подразумеваю именно то, что метод представляет собой подробную схему, состоящую из многих элементов, причём каждый элемент - определенное, точно названное и достаточно ясно описанное действие. Допускаю, что подобная "схематичность" кого-то может отталкивать. А кому-то так наоборот лучше. Важно только понимать, что даже правильное выполнение схемы даст лишь очень небольшой эффект на фоне беспокойного, тем паче безнравственного образа жизни. В применении к человеческой психике никакая отдельно взятая технология не может быть "серебряной пулей" - даже эта. _________________ Границы мира - это границы языка
Я начинал с дзадзен, но познакомившись с випассаной, понял, что в дзенской практике мне не хватало именно вот этой обстоятельности. Хотя, наверно, это, как говорится, "дело вкуса".
Да, "обстоятельность" - хорошее слово. Я это качество метода (называем ли мы его "випассаной", "сатипаттханой", "сатипаттхана-бхаваной", или ещё как-то) для себя называю "детальностью" и "техничностью". Подразумеваю именно то, что метод представляет собой подробную схему, состоящую из многих элементов, причём каждый элемент - определенное, точно названное и достаточно ясно описанное действие. Допускаю, что подобная "схематичность" кого-то может отталкивать. А кому-то так наоборот лучше. Важно только понимать, что даже правильное выполнение схемы даст лишь очень небольшой эффект на фоне беспокойного, тем паче безнравственного образа жизни. В применении к человеческой психике никакая отдельно взятая технология не может быть "серебряной пулей" - даже эта.
Да, безусловно. Именно поэтому Бхагаван уделял так много внимания этической (preliminary) стороне Дхаммы. Какой бы простой или даже схематичной не казалась эта его система, всё начинается с ещё более простого - обуздания "норовистого коня" с помощью пяти-восьми-десяти видов усилий. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№433161Добавлено: Ср 01 Авг 18, 09:50 (6 лет тому назад)
P.S. к первому посту, где я не написал об одном немаловажном аспекте. Восполню это упущение, скопировав сюда часть своей сегодняшней реплики из другой темы:
Чуть более подробно остановлюсь на вопросе о сознании. В тот момент, когда в результате тренировки памятования и внимательности испытывается (непродолжительная, разумеется) отрешенность, внимание пребывает в покое, не увлекается жаждой туда и сюда. И благодаря тому, что внимание не увлекается жаждой, в этот момент можно наблюдать сознание, не находящееся на службе у той или иной жажды, но предоставленное само себе. Точнее говоря, в момент, когда жажда замерла, такое сознание существует - а рефлексивным наблюдением этого сознания является уже сознание следующего момента. Но суть дела от этого уточнения не меняется. Заключается же эта суть в том, что делается видно: сознание, свободное от обслуживания жажды, предоставленное само себе - это нечто совершенно пассивное - просто отражение объекта, который в данный момент воспринимается. Никакого собственного содержания, отличного от воспринимаемого объекта, у этого сознания нет; никакой собственной "субъектности", никакого "активного начала" - тоже нет. Сознание полностью обусловлено воспринимаемым объектом и способностями восприятия (органами чувств и умом). Так делается очевидной, непосредственно видимой, ещё и та истина, о которой Будда говорил, например, в MN148: "cakkhuñca paṭicca rūpe ca uppajjati cakkhuviññāṇaṃ" ("при условии [наличия] глаза и зрительно воспринимаемых объектов возникает сознание глаза") - и далее то же самое, с соответствующими изменениями, о каждом из шести видов сознания. _________________ Границы мира - это границы языка
Никакого собственного содержания, отличного от воспринимаемого объекта, у этого сознания нет; никакой собственной "субъектности", никакого "активного начала" - тоже нет.
Вот о том же самом учат и в дзен-буддизме, где для этого используется метафора "чистого зеркала". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Никакого собственного содержания, отличного от воспринимаемого объекта, у этого сознания нет; никакой собственной "субъектности", никакого "активного начала" - тоже нет.
Вот о том же самом учат и в дзен-буддизме, где для этого используется метафора "чистого зеркала".
Да, когда мне доводилось читать чаньские тексты или тексты о чань, тоже неоднократно мелькала мысль: "это о том же самом, только объясняется с помощью других понятий и образов и, видимо, достигается с помощью других техник". Но, очень мало зная о чань, я это предположение никак не могу ни подтвердить, ни развить. Так оно и остаётся на уровне предположения. _________________ Границы мира - это границы языка
Заключается же эта суть в том, что делается видно: сознание, свободное от обслуживания жажды, предоставленное само себе - это нечто совершенно пассивное - просто отражение объекта, который в данный момент воспринимается.
Очень верно. И как в этот момент ведет себя стремительный ливень из дхамм?
Заключается же эта суть в том, что делается видно: сознание, свободное от обслуживания жажды, предоставленное само себе - это нечто совершенно пассивное - просто отражение объекта, который в данный момент воспринимается.
Очень верно. И как в этот момент ведет себя стремительный ливень из дхамм?
Брахма помилуй, далась же Вам эта метафора
Хорошо, давайте говорить строго и точно: читты и четасики быстро прекращаются и возникают снова (но уже другие). Применительно к спокойному состоянию, в котором жажда на мгновение замерла, это тоже верно - хотя бы потому, что тело-то продолжает функционировать, и подавать сигналы. Вот видна стена, а мгновение спустя слышен детский крик из-за окна - и это две разные читты. Они могут не вызывать жажды и цепляния - стремления на них задержаться вниманием и как-то на них реагировать, хотя бы мысленно. Тем не менее, эти вещи видны/слышны, и регистрируются сознанием. _________________ Границы мира - это границы языка
Хорошо, давайте говорить строго и точно: читты и четасики быстро прекращаются и возникают снова (но уже другие). Применительно к спокойному состоянию, в котором жажда на мгновение замерла, это тоже верно - хотя бы потому, что тело-то продолжает функционировать, и подавать сигналы. Вот видна стена, а мгновение спустя слышен детский крик из-за окна - и это две разные читты. Они могут не вызывать жажды и цепляния - стремления на них задержаться вниманием и как-то на них реагировать, хотя бы мысленно. Тем не менее, эти вещи видны/слышны, и регистрируются сознанием.
Никакого собственного содержания, отличного от воспринимаемого объекта, у этого сознания нет; никакой собственной "субъектности", никакого "активного начала" - тоже нет.
Вот о том же самом учат и в дзен-буддизме, где для этого используется метафора "чистого зеркала".
Да, когда мне доводилось читать чаньские тексты или тексты о чань, тоже неоднократно мелькала мысль: "это о том же самом, только объясняется с помощью других понятий и образов и, видимо, достигается с помощью других техник". Но, очень мало зная о чань, я это предположение никак не могу ни подтвердить, ни развить. Так оно и остаётся на уровне предположения.
Техника по своей сути та же самая: shut up and sit, watch your mind; make it as clear as the sky, which is always clear, even if there are clouds floating by; the clear mind is like the Great mirror.
Есть ещё одно интересное наставление в дзен.
There is the Great Mind whis is the Great Mirror; ten thousand worlds are just a reflection in the Great Mirror.
Примерно так учил один из знаменитых средневековых китайских учителей медитации.
Однажды эту его проповедь услышал один монах, будущий партриарх чань-буддизма в линии Линь-цзы.
Он спросил наставника:
- What happens when The Clear Mirror meets the Great Mirror.
- Ten thousand worlds become just that, - ответил старый наставник.
- No, - воскликнул будущий партиарх. - Ten thousand worlds shutter in countless pieces!
И, громко крикнув, он навсегда покинул то место. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы