Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Об оценке учителя (Т.кэе есть ли подробное руководство с описанием?)


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Вопрос
Гость


Откуда: Kuban


435295СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 11:36 (6 лет тому назад)    Об оценке учителя (Т.кэе есть ли подробное руководство с описанием?) Ответ с цитатой

Интересный вопрос возник. В суттах сказано,что оценить наставника можно прожив с ним долгое время,но четких критериев оценки его достижений не указано. Допустим если он не просто нравственный и соблюдает правила,но и никогда не раздражается (не говоря уже про более острые проявления досы),то можно ли считать такого достигшим арийских плодов (в данном случае скорее всего не возвращающегося)?Т.е допустим ты живешь с ним рядом, он никогда не раздражается,говорит всегда мягким и добрыми голосом,его невозможно уязвить,задеть как-то,он никого не критикует,жёстко не осуждает,учит учтиво,если случается что-то очень неприятное,то он непоколебим.Т.е список каких-то критериев по которым можно отличить учителя-благородную личность от просто хорошего человека,не имея способностей к чтению ума. Не то чтобы это было так невероятно важно,но с другой стороны в тайне явно все хотят учиться у лучших учителей.Т.кэе есть ли в суттх или комментариях подробное руководство с описанием возможного поведения наставников и корреляцией этого поведения с высшими достижениями?

Ответы на этот пост: aurum
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435304СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 12:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Посмотрите сутту MN108, там этот вопрос раскрывается.

https://suttacentral.net/mn108/ru/sv

Но не отчаивайтесь, если вокруг такого учителя не обнаруживается. Это не исключает прогресса в изучении Дхаммы, в развитии нравственности, собранности ума, мудрости, в формировании и укреплении убежденности в Дхамме.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Вопрос
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Вопрос
Гость


Откуда: Kuban


435343СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 14:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Посмотрите сутту MN108, там этот вопрос раскрывается.

https://suttacentral.net/mn108/ru/sv

Но не отчаивайтесь, если вокруг такого учителя не обнаруживается. Это не исключает прогресса в изучении Дхаммы, в развитии нравственности, собранности ума, мудрости, в формировании и укреплении убежденности в Дхамме.
Эта сутта хорошая,но обычный человек вряд ли может проверить даже первые 2 качества.Проверить джханы,и т.д он точно не в состоянии.Неужели не было сутт для обычных людей,в которых есть критерии доступные для проверки теми кто не обладает сверхсилами?

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435345СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 14:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Посмотрите сутту MN108, там этот вопрос раскрывается.

https://suttacentral.net/mn108/ru/sv

Но не отчаивайтесь, если вокруг такого учителя не обнаруживается. Это не исключает прогресса в изучении Дхаммы, в развитии нравственности, собранности ума, мудрости, в формировании и укреплении убежденности в Дхамме.
Эта сутта хорошая,но обычный человек вряд ли может проверить даже первые 2 качества.Проверить джханы,и т.д он точно не в состоянии.Неужели не было сутт для обычных людей,в которых есть критерии доступные для проверки теми кто не обладает сверхсилами?

Как минимум первые три качества вполне можно проверить и без умения читать умы других людей. Но, конечно, для того, чтобы их распознавать, нужно самому изучать Дхамму. Хотя про нравственность человека многое делается понятным и без изучения Дхаммы, просто за счёт продолжительного общения. Но какой смысл искать учителя, а Дхамму при этом не изучать?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Вопрос
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
aurum



Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6891

435347СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 14:55 (6 лет тому назад)    Re: Об оценке учителя Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
Интересный вопрос возник. В суттах сказано,что оценить наставника можно прожив с ним долгое время,но четких критериев оценки его достижений не указано. Допустим если он не просто нравственный и соблюдает правила,но и никогда не раздражается (не говоря уже про более острые проявления досы),то можно ли считать такого достигшим арийских плодов (в данном случае скорее всего не возвращающегося)?Т.е допустим ты живешь с ним рядом, он никогда не раздражается,говорит всегда мягким и добрыми голосом,его невозможно уязвить,задеть как-то,он никого не критикует,жёстко не осуждает,учит учтиво,если случается что-то очень неприятное,то он непоколебим.Т.е список каких-то критериев по которым можно отличить учителя-благородную личность от просто хорошего человека,не имея способностей к чтению ума. Не то чтобы это было так невероятно важно,но с другой стороны в тайне явно все хотят учиться у лучших учителей.Т.кэе есть ли в суттх или комментариях подробное руководство с описанием возможного поведения наставников и корреляцией этого поведения с высшими достижениями?

Есть сомнения — не доверяйте учителю. Нет сомнений — доверяйте учителю.
Рецепт прост.
Важно еще смотреть на учеников этого самого учителя. Чего они достигли, как себя ведут, насколько адекватны и т.п.

_________________
I see you now!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Вопрос
Гость


Откуда: Kuban


435348СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 14:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Вопрос пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Посмотрите сутту MN108, там этот вопрос раскрывается.

https://suttacentral.net/mn108/ru/sv

Но не отчаивайтесь, если вокруг такого учителя не обнаруживается. Это не исключает прогресса в изучении Дхаммы, в развитии нравственности, собранности ума, мудрости, в формировании и укреплении убежденности в Дхамме.
Эта сутта хорошая,но обычный человек вряд ли может проверить даже первые 2 качества.Проверить джханы,и т.д он точно не в состоянии.Неужели не было сутт для обычных людей,в которых есть критерии доступные для проверки теми кто не обладает сверхсилами?

Как минимум первые три качества вполне можно проверить и без умения читать умы других людей. Но, конечно, для того, чтобы их распознавать, нужно самому изучать Дхамму. Хотя про нравственность человека многое делается понятным и без изучения Дхаммы, просто за счёт продолжительного общения. Но какой смысл искать учителя, а Дхамму при этом не изучать?
Тогда ведь не отличить просто хорошего человека знающего сутры от благородной личности,а читать сутты можно и самому.Т.е как я понял реально достигших благородных плодов и на своём опыте знающих как их достичь можно только умея читать умы людей,ну или просто доверять их рассказам (или уже нет тут по желанию).

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435352СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:25 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вопрос пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Вопрос пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Посмотрите сутту MN108, там этот вопрос раскрывается.

https://suttacentral.net/mn108/ru/sv

Но не отчаивайтесь, если вокруг такого учителя не обнаруживается. Это не исключает прогресса в изучении Дхаммы, в развитии нравственности, собранности ума, мудрости, в формировании и укреплении убежденности в Дхамме.
Эта сутта хорошая,но обычный человек вряд ли может проверить даже первые 2 качества.Проверить джханы,и т.д он точно не в состоянии.Неужели не было сутт для обычных людей,в которых есть критерии доступные для проверки теми кто не обладает сверхсилами?

Как минимум первые три качества вполне можно проверить и без умения читать умы других людей. Но, конечно, для того, чтобы их распознавать, нужно самому изучать Дхамму. Хотя про нравственность человека многое делается понятным и без изучения Дхаммы, просто за счёт продолжительного общения. Но какой смысл искать учителя, а Дхамму при этом не изучать?
Тогда ведь не отличить просто хорошего человека знающего сутры от благородной личности,а читать сутты можно и самому.Т.е как я понял реально достигших благородных плодов и на своём опыте знающих как их достичь можно только умея читать умы людей,ну или просто доверять их рассказам (или уже нет тут по желанию).

В современной, последних десятилетий, Тхераваде были учителя, которых ученики характеризовали как анагаминов или арахантов. Но они судят "просто" на основании долгого знакомства с этими людьми и их качествами - верить в это никто не обязан. Каких-то формальных критериев/процедур, которые бесспорным для любого (хотя бы для любого приверженца Тхеравады) способом подтверждали бы - да, именно этот человек арахант - нет. В некоторых других буддийских традициях таким формальным критерием считается подтверждение достижения учителем. То есть, например, если о Петрове известно, что его учитель Иванов подтвердил его достижение - то оно (достижение) считается наличным. Но и в этой системе тоже всё упирается в веру. Тут ведь нужно, чтобы и сам Иванов имел подтверждение у своего учителя Сидорова, и так далее, вплоть до самого Будды. И в теории так и утверждается - а на практике, конечно, проверить, что все эти линии передач не были выдуманы из головы много столетий спустя после смерти Будды, невозможно.

Но хорошая сторона всего этого состоит в том, что начинающему последователю гораздо важнее не арийские плоды "благого друга", а как раз таки 1) хорошее знание им Канона и комментаторской литературы, 2) житейская адекватность 3) обыкновенная человеческая порядочность.    

Если же Вы уже на таком уровне, что готовы достигать арийских плодов, то отличить учителя, который их уже достиг, сможете.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

435370СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 16:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"Та Дхамма, та Виная, что я провозгласил, установил для вас – да будут они вашим Учителем после того как я отойду". ДН 16

Какой-то специальной сутты, насчет оценки учителя не припомню, но есть много сутт, о различных благих и не благих качествах, видах поведения и образа жизни монахов. Могу примерно описать критерии и качества, почерпнутые, как из сутт, так и из других источников. Чтобы понять человека, нужно длительное время прожить рядом, наблюдая за ним в различных ситуациях, слушая, что и как он говорит другим, быть внимательным при беседах с ним.

Нравственность:

Есть правила Винаи, и чем совершеннее нравственность - тем меньше нарушений. Думаю, что безнравственного человека, при долгом общении с ним, станет видно непременно.

Довольствование монашеской жизнью:

Тут надо смотреть, как монах относится к четырем необходимостям. Довольствуется ли поношенной чиварой, или нет. При приеме еды: жаден до пищи, или испытывает отвращение к ней. Довольствуется ли простым жестким ложем, или нет. Не имеет ли множества различных вещей, не положенных монаху. Не падок ли он до денег, материальных ценностей и власти. Мало ли спит. Много ли времени уделяет затворничеству и медитации.

Состояния ума:

Ум напрямую, конечно простой ученик не увидит, но можно увидеть ум в ситуациях (поведение) и телесных проявлениях (выражения лица и прочая мелкая моторика). Нужно смотреть, бывает ли человек в гневе, бывает ли человек раздражен, бывает ли он расстроен и депрессивен, бывает ли лицемерен и лжив, не проявляет ли бурных эмоций вроде громкого смеха, слез, раздраженных выкриков и т.д.

Мудрость:

Говорит ли человек, когда он учит, то, что соответствует Дхамме и Винае, или его слова расходятся с Дхаммой и Винаей. Нужно сверять его слова с Дхаммой и Винаей, в соответствии с четырьмя великими отношениями. Это - самое важное. Также смотреть, мудро или немудро поступает человек при обучении и в разных ситуациях.

Учительские умения:

Даже полностью пробужденный Арахант, может не обладать учительскими навыками, такими как умение ясно излагать, умение четко выстраивать структуру лекции, ораторскими талантами, умением чувствовать аудиторию, умением правильно подбирать примеры, умением вдохновить на практику и т.д. Ну и умение в обучаемой сфере: если учитель учит медитации, то он сам должен любить медитировать, делать это не только когда обучает, но и в другое время, быть умелым в этом.

P.S. Cутта об образцовом Араханте http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn124-bakkula-sutta-sv.htm
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.024 (0.372) u0.012 s0.002, 18 0.010 [254/0]