Тут просто два значения. В одном, "принц" и "король" это титулы, и человек переходя в другой статус, утрачивает предыдущий. А другое значение - "сын (короля)", и оно не утрачивается. Если нет такого контекста или инклюзивной (встроенной в текст) дефиниции, позволяющей строго утверждать использование конкретного значения, то нельзя и утверждать, что именно одно значение было использовано, но не другое.
Можно выделить значение через рассуждения, логику, анализ.
Для чего нам выделять эти значения? Для того, чтобы сделать их правильный перевод? Но весь спор возник по поводу одного слова "бодхисатта", перевод которого, вроде бы, не вызывает проблем... Впрос, по сути, только в том, соответствует ли палийское "бодхисатта" санскритскому "бодхи-саттва". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Странный спор. В рамках сутт часто идет деление:
- невежественный человек
- ученик благородных
- Арахант
- Татхагата
В рамках спора получается, что к "качеству" невежественный человек добавляется качество ученик благородных, потом к двум предыдущем качествам добавляется качество "арахант", ну и наконец сверху ставиться печать "Татхагата". Получается что "Татхагаты" это такой просветленный подвид "невежественных людей".
Или бодхисаттва это вид существ, как есть человек, есть животные, есть духи, есть боги, а есть бодхисаттвы? Или бодхисаттва это одиночное качество, которое может относиться и к "обычному" человеку, так и к араханту? Или бодхисаттва - это просто сборный "конструкт", как автомобиль или "патриотизм"?
Да, как я понимаю, именно из-за неустановленности однозначного понимания того, что же обозначают слова бодхисатта/бодхи-саттва, спор и возникает. А в основе его утверждение адептов махаяны, что Бодхисаттва = Будда, с чем последователи ортодоксального буддизма как не были согласны две тысячи лет назад, так и сейчас не согласны.
+ спор же этот имеет вовсе не чисто схоластический характер, хотя так может показаться, а глубоко-доктринальный: если Будда = Бодхисаттва, то учения, полученные от Майтрейи и Манджушри - это такое же учение Будды, как и то, что хранят в своём каноне ортодоксы. Вот где собака порылась-то! Ити писо багавато! _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
А в основе его утверждение адептов махаяны, что Бодхисаттва = Будда
А кто именно так утверждает?
Ну, вот ТМ написал выше, что я скопировал из шастры только начало фрагмента, посвящённого этому вопросу - действительно, там далеп идёт весьма пространный текст, объясняющий, что ортодоксы неправы, и что Бодхисаттва = Будда. Шастре этой две тысячи лет. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Вт 29 Июн 21, 12:33), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Йцу
Зарегистрирован: 20.11.2020 Суждений: 1265 Откуда: Москва
№581805Добавлено: Вт 29 Июн 21, 12:31 (3 года тому назад)
Горсть листьев
Я вижу совсем другую причину. "Обет боддхисатты" придуман чтобы избежать Ниббаны. За тем же придуман и Будда, который ныне пребывает и улыбается, просто "в другой сфере бытия"
Человечек боится, выдумывает оправдания, это нормально. Учение старцев, оно для избранных, благородных. _________________ Upāsaka
Горсть листьев
Я вижу совсем другую причину. "Обет боддхисатты" придуман чтобы избежать Ниббаны. За тем же придуман и Будда, который ныне пребывает и улыбается, просто "в другой сфере бытия"
Человечек боится, выдумывает оправдания, это нормально. Учение старцев, оно для избранных, благородных.
Это очень примитивная, с моей точки зрения, трактовка, не учитывающая сложной истории этого основополагающего махаянского концепта.
Подсказка: он окончательно формируется в период тысячелетия буддизма, когда всеобщим было убеждение, что "мы живём в век угасания Дхармы Будды", то есть "всё плохо и будет только хуже; архатов больше нет и не будет; чистой Дхармы больше нет, а знатоки текстов все сплошь спорщики и софисты; есть лишь одна надежда - на высшие силы". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Вт 29 Июн 21, 12:41), всего редактировалось 1 раз
А в основе его утверждение адептов махаяны, что Бодхисаттва = Будда
А кто именно так утверждает?
Ну, вот ТМ написал выше, что я скопировал из шастры только начало фрагмента, посвящённого этому вопросу - действительно, там далеп идёт весьма пространный текст, объясняющий, что ортодоксы неправы, и что Бодхисаттва = Будда. Шастре этой две тысячи лет.
Тут просто два значения. В одном, "принц" и "король" это титулы, и человек переходя в другой статус, утрачивает предыдущий. А другое значение - "сын (короля)", и оно не утрачивается. Если нет такого контекста или инклюзивной (встроенной в текст) дефиниции, позволяющей строго утверждать использование конкретного значения, то нельзя и утверждать, что именно одно значение было использовано, но не другое.
Можно выделить значение через рассуждения, логику, анализ.
Для чего нам выделять эти значения?
Для чего это нужно вам, вы должны решить сами. _________________ Буддизм чистой воды
Горсть листьев
Я вижу совсем другую причину. "Обет боддхисатты" придуман чтобы избежать Ниббаны. За тем же придуман и Будда, который ныне пребывает и улыбается, просто "в другой сфере бытия"
Человечек боится, выдумывает оправдания, это нормально. Учение старцев, оно для избранных, благородных.
Из Вималакирти Нирдеша сутры: "бодхисаттва достигает Чистой Земли исключительно ради пользы всех живых существ." Чистая Земля = Ниббана.
Я так понимаю, что последователи Тхеравады определяют Бодхисаттву исключительно как того, кто станет Буддой, а Будду определяют исключительно как того, кто учит, то есть открывает Восьмеричный Путь снова и снова. А раз Будд в нашей эпохе должно быть тысяча, значит бесчисленные существа не могут стать Буддами, и обет Бодхисаттвы не укладывается в эту парадигму. Правильно?
А в основе его утверждение адептов махаяны, что Бодхисаттва = Будда
А кто именно так утверждает?
Ну, вот ТМ написал выше, что я скопировал из шастры только начало фрагмента, посвящённого этому вопросу - действительно, там далеп идёт весьма пространный текст, объясняющий, что ортодоксы неправы, и что Бодхисаттва = Будда. Шастре этой две тысячи лет.
Дайте плиз ссылку на эту шастру, если не сложно.
Я читаю pdf - английский перевод текста Этьена Ламотта. В сети можно найти бесплатно. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Зарегистрирован: 20.11.2020 Суждений: 1265 Откуда: Москва
№581811Добавлено: Вт 29 Июн 21, 13:21 (3 года тому назад)
Цитата:
Это очень примитивная, с моей точки зрения, трактовка, не учитывающая сложной истории этого основополагающего махаянского концепта.
Подсказка: он окончательно формируется в период тысячелетия буддизма, когда всеобщим было убеждение, что "мы живём в век угасания Дхармы Будды", то есть "всё плохо и будет только хуже; архатов больше нет и не будет; чистой Дхармы больше нет, а знатоки текстов все сплошь спорщики и софисты; есть лишь одна надежда - на высшие силы".
Ну, не буду тут спорить. Возможно, я просто сужу по себе, меня с ранних лет не устраивала концепция существа, у которого нужно что-то просить и это для меня немыслимо. Возможно поэтому я вижу причины боддхисатства именно в страхе перед Ниббаной.
Цитата:
обет Бодхисаттвы не укладывается в эту парадигму. Правильно?
Нет такой парадигмы, в которую бы подобный обет укладывался, если человек пребывает в дружественных отношениях со здравым смыслом.
И да, все эти истории об аскетах-суммендхах шиты белыми нитками, хотя и включены в канон. _________________ Upāsaka
Горсть листьев
Я вижу совсем другую причину. "Обет боддхисатты" придуман чтобы избежать Ниббаны. За тем же придуман и Будда, который ныне пребывает и улыбается, просто "в другой сфере бытия"
Человечек боится, выдумывает оправдания, это нормально. Учение старцев, оно для избранных, благородных.
Из Вималакирти Нирдеша сутры: "бодхисаттва достигает Чистой Земли исключительно ради пользы всех живых существ." Чистая Земля = Ниббана.
Я так понимаю, что последователи Тхеравады определяют Бодхисаттву исключительно как того, кто станет Буддой, а Будду определяют исключительно как того, кто учит, то есть открывает Восьмеричный Путь снова и снова. А раз Будд в нашей эпохе должно быть тысяча, значит бесчисленные существа не могут стать Буддами, и обет Бодхисаттвы не укладывается в эту парадигму. Правильно?
Мне со стороны видится примерно так, позиция Тхеравады примерно соответствует написанной выше, более менее общая для всей Тхеравады и по важности находиться где то на дальних местах, т.е. не считается принципиально важным для учения. Позицию Махаяны по этому вопросу сложнее определить, как мне видится единой позиции у Махаяны просто нет, разные школы придают несколько разные значения, в том числе и по важности, давая свои, несколько отличающиеся определения этому понятию. Вообще многие сутты Махаяны сложно уложить в некую единую "целостность", как у Тхеравады, многие сутты сильно отличаются друг от друга по стилю, концепциям, базовым терминам и т.д. поэтому говорит о единой, ясной и четкой позиции не приходится, все остальное просто "игры разума". _________________ один шаг до горизонта
№581814Добавлено: Вт 29 Июн 21, 13:45 (3 года тому назад)
ДмитрийБ
А что такое "страх перед ниббаной", как вы это понимаете? Предполагаю, что в этом страхе заключено представление "нирвана - это смерть". Верно ли моё предположение? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Зарегистрирован: 20.11.2020 Суждений: 1265 Откуда: Москва
№581819Добавлено: Вт 29 Июн 21, 14:12 (3 года тому назад)
Цитата:
ДмитрийБ
А что такое "страх перед ниббаной", как вы это понимаете? Предполагаю, что в этом страхе заключено представление "нирвана - это смерть". Верно ли моё предположение?
Небытие, аннигиляция, как хотите назовите.
Чтобы человек увидел притягательность Ниббаны, ему нужно сперва понять 1БИ. А действительно сделать это может ничтожно малый процент людей. Кто достиг такого плода, тому более не мерещатся улыбающиеся будды, и обеты боддхиссат. Такому человеку то, что мы знаем как "всё" ни на что не сдалось и никуда не упёрлось, ни шло ни ехало ни в каком виде. Вместе с этими образами. _________________ Upāsaka
ДмитрийБ
А что такое "страх перед ниббаной", как вы это понимаете? Предполагаю, что в этом страхе заключено представление "нирвана - это смерть". Верно ли моё предположение?
Он не знает, что у его Гуру ланкийское воззрение, где Нирвана отнюдь не аннигиляция
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы