№180831Добавлено: Пт 03 Янв 14, 15:18 (11 лет тому назад)
Тема действительно непростая.
Во-первых стоит сказать, что различается загрязнённая и незагрязнённая мудрость.
И в данном случае речь идёт о незагрязнённой, она же Мудрость с большой буквы "М".
Можно так же сказать, что загрязнённая мудрость - недоразличение, т.к. не различает загрязнённости сознания, благого и неблагого.
Отсюда "различение благого и неблагого" - частный (и по-буддийски Правильный) случай различающего постижения вообще.
Второе. У Васубандху "праджня" - функция сознания, а "джняна" - содержание сознания при доминирующей "праджня".
В свою очередь условием "праджня" являются правильные воззрение и намерение.
Т.е. Правильные Воззрение и Намерение приводят к доминированию в сознании различающей Мудрости.
А последующее Сосредоточение сознания приводит к Знанию, которое уже освобождает от Неведения.
№181090Добавлено: Вс 05 Янв 14, 12:41 (11 лет тому назад)
При чём тут номинальность. 8БП делится на три скандхи.
(11a) “Sister, are the three aggregates (khandha) (of sīla, samādhi and paññā) composed of the noble eightfold path, or are the noble eightfold path composed of the three aggregates?”
“The three aggregates, avuso Visākha, are not composed of the noble eightfold path, but, avuso Visākha, the noble eightfold path is composed of the three aggregates.14
(11b) Right speech, right action, and right livelihood—these dharmas comprise the aggregate of moral virtue. Right effort, right mindfulness and right concentration—these dharmas comprise the aggregate of concentration. Right view and right thought—these dharmas comprise the aggregate of wisdom.” (M 44.9-11/1:300 f)
№181091Добавлено: Вс 05 Янв 14, 12:50 (11 лет тому назад)
Кстати, причина самадхи (как скандхи) - дисциплина, а самадхи причина праджни (см. D 10), но при этом в 8БП все факторы обуславливают следующие, то есть праджня причина всех остальных (см. MN 117). Замкнутый круг.
Последний раз редактировалось: test (Вс 05 Янв 14, 12:52), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Вася П
№181092Добавлено: Вс 05 Янв 14, 12:51 (11 лет тому назад)
Я и спрашиваю - "воззрение" и "намерение" составляют группу "мудрость", значит "мудрость" - составное (как колесница), номинальное, обозначение группы ?
№181093Добавлено: Вс 05 Янв 14, 12:55 (11 лет тому назад)
Надо не путать скандху с фактором (чайтасикой). Скандха составная, но фактор праджня нет. Фактор праджни входит в скандху праджни, (как и фактор самадхи входит в скандху самадхи).
Кстати, причина самадхи (как скандхи) - дисциплина, а самадхи причина праджни (см. D 10), но при этом в 8БП все факторы обуславливают следующие, то есть праджня причина всех остальных (см. MN 117). Замкнутый круг.
Ну да, символ Пути - колесо с восьмью спицами, наличие каждой из спиц - условие наличия остальных семи. Замкнутость круга - признак "правильности" колеса
Цитата:
Надо не путать скандху с фактором (чайтасикой). Скандха составная, но фактор праджня нет. Фактор праджни входит в скандху праджни, (как и фактор самадхи входит в скандху самадхи).
Да, но ведь в скандху "самадхи" действительно входит "самадхи", а в скандху "праджни" входят только "дришти" и "санкальпа", где сама "праджня" ? Это и путает.
№181769Добавлено: Чт 09 Янв 14, 16:55 (11 лет тому назад)
Хорошая статья, толковая, спасибо.
Получается что всякое (не только "верное") "воззрение" есть "мудрость", но не всякая "мудрость" есть "воззрение".
Это опять же соответствует утверждению, что "мудрость" - различение дхарм.
В этом смысле "воззрение" - специфическое, однобокое (не всестороннее) различение. То что называется "kuprajna".
And, bhikshus, what is the right view that is noble, without influx, supramundane, a path factor?
It is the wisdom, the faculty of wisdom, the power of wisdom, the awakening-factor of dharma-discernment, the right view as a path factor, of one whose mind is noble, whose mind is without influxes, conversant with the noble path, cultivating the noble path—this, bhikshus, is the right view that is noble, without influx, supramundane, a path factor.
Да, тут есть пересечение, которое говорит в пользу того, что пання=виджа, то есть противоположность авидже, но это скорее исключение из правила. Возможно, есть комментарий на этот момент, который всё разруливет, но я его, увы, не читал. Обычно это не синонимы. Так же, может быть, второй список это вообще не список синонимов, так как там не сказано vevacana, как в первом.
№259764Добавлено: Сб 24 Окт 15, 16:15 (9 лет тому назад)
"Клишта-манас смотрит на алаявиджняну и видит атмана" - то есть, "осознание я" это омраченный ум, видящий в алаявиджняне то, чего там нет. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы