№553852Добавлено: Вт 03 Ноя 20, 16:51 (4 года тому назад)А в тибетском буддизме дхьяна пользуется популярностью, или нет?
Сдается мне, что путь дхьян, это преимущественно в тхераваде точно, а вот в тибетском буддизме, там вектор иного пути, с выстраиванием каналов (энергетической структуры), получением сиддх, то есть практика как бы акцентирвана на продолжении сансарного бывания, но в прокаченном состоянии, чтобы к тому-же, контролировать форму рождения, место и время, плюс мотивация всякой там относительной бодхичитты, чтобы не прекращалась сансара. Может быть поэтому нет заточенности на дхьянах, а практики совершенно другого вектора? Господа и дамы, что вы думаете?
№553858Добавлено: Вт 03 Ноя 20, 17:16 (4 года тому назад)
В дхьяны уже никто не мог во времена Наропы\Тилопы. Есть знаменитый отрывок: "...те, кто не может в дхьяну, должны упражняться в пранаяме..."
Это не значит, что 1 на 100 000 не мог, не значит, что в нее совсем бесполезно, даже если не получается. Это про очень медленный результат и редкость способных.
Йога каналов и ветров повторяет эффект от дхьян для тела. Преимущественно 1-й.
Цитата:
акцентирвана на продолжении сансарного бывания
Это махаяна-ваджраяна. Ее бодхисаттвы из камалоки и не вылезают. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
В дхьяны уже никто не мог во времена Наропы\Тилопы. Есть знаменитый отрывок: "...те, кто не может в дхьяну, должны упражняться в пранаяме..."
Это не значит, что 1 на 100 000 не мог, не значит, что в нее совсем бесполезно, даже если не получается. Это про очень медленный результат и редкость способных.
Что-то не нашел этого отрывка.
Я думаю, что спокойно можно освоить джханы среднестатистическому человеку, может быть не все, но достаточно. Ученики Па-Аук Саядо это делают и даже литературу по джханам издают.
№553863Добавлено: Вт 03 Ноя 20, 17:52 (4 года тому назад)
В Будд Дхарме сохранённой в Тибете, сохранено и традиционное буддийское понимание дхйан,
если в двух словах:
1) Это уровни продвинутых созерцателей, достигаемые лишь в полнейших уединениях
Если например некто говорит, что достигает дхйан, практикуя в обычных бытовых условиях (когда надо и в магазин сходить и покушать приготовить и комуналку оплатить и куча прочей бытовухи) или временами проводя короткие ритриты, то можно лишь улыбнуться и пожелать удачи
2) При этом дхйаны это самсарные уровни небуддийских Святых и Йогинов.
Без буддийской випашйаны к Будд Дхарме отношения не имеющие.
А дхйаны глубже четвёртой вообще не пригодны к випашйана и традиционно считаются бессмысленной потерей времени.
Когда же в Махаяне используется понятие дхйана или описываются уровни\бхуми самадхи арйа-бодхисаттв, то это не о самсарных дхйанах, а о практике объединения шаматха и випашйана, о единстве дхйана и праджня парамит и далее к парамите джняна.
Здесь то или иное самадхи всегда связано с углублением постижения вплоть до ануттара-самйак-постижения и раскрытием потенциала\сил\способностей Будд
Это не самсарные зависания в ступорах.
Конечно Арйи редкое явление.
Обычные буддисты линий Будд Дхармы сохранённой в Тибете практикуют шаматху часто входящую как аспект включённый в практики, практикуют для випашйаны аспект которой также включён в повседневные практики. Плюс данные практики имеют и другие разносторонние аспекты способствующие углублению шаматха и випашйана, как то накопления благотворных следов\отпечатков в уме, устранения вредоносных и тд.. Времена при необходимости проходя и уединения по шаматха, но шаматхи именно для випашйана. Есть и специальные практики объединяющие шаматха випашйану, в Махамудре на основе пути сутр и т.д. _________________ na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||
Последний раз редактировалось: В.Н. (Вт 03 Ноя 20, 18:27), всего редактировалось 3 раз(а) Ответы на этот пост: Чэн
В дхьяны уже никто не мог во времена Наропы\Тилопы. Есть знаменитый отрывок: "...те, кто не может в дхьяну, должны упражняться в пранаяме..."
Это не значит, что 1 на 100 000 не мог, не значит, что в нее совсем бесполезно, даже если не получается. Это про очень медленный результат и редкость способных.
Что-то не нашел этого отрывка.
Он в закрытой лит-ре. Цитаты есть в книге ННР "Адзом Другпа 7-мь упражнений ума". И вообще вся ваджраяна - это ответ на ухудшение способностей людей к сутре.
Я думаю, что спокойно можно освоить джханы среднестатистическому человеку, может быть не все, но достаточно. Ученики Па-Аук Саядо это делают и даже литературу по джханам издают.
Думать вы можете все, что угодно. Освоенная дхьяна - это когда вы с дэвами общаетесь, слышите звуки, видите цвета и пр. рупалоки. А ученики П.А.Саядо проводят ретриты по дзогчен аж. Что как бы намекает, что никакой освоенной дхьяны ни у кого не случается. Это просто было бы не нужно. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
№553866Добавлено: Вт 03 Ноя 20, 18:34 (4 года тому назад)
Если мне не изменяет память, то в Ламрим Ченмо Дж. Цонкапы есть про дхьяны. Просматривал еще две книжки про классич. сосредоточение из гелук. Одна русском, в переводе А.М. Донца и вторая - перевод на англ. какого-то трактата. Это стандартная тема в ТБ, но ее мало использовали, т.к. эффект был слабый. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Освоенная дхьяна - это когда вы с дэвами общаетесь, слышите звуки, видите цвета и пр. рупалоки
Нет, освоение дхьян, узнается по их факторам, например: удержание ума на объекте медитации, однонаправленность, восторг (до третьей дхьяны). В третьей появляется фактор невозмутимости. И прочее. Ни про какие миры, как факторы дхьян, не сообщается.
Последний раз редактировалось: Чэн (Вт 03 Ноя 20, 18:44), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: ТМ
Это уровни продвинутых созерцателей, достигаемые лишь в полнейших уединениях
Если например некто говорит, что достигает дхйан, практикуя в обычных бытовых условиях (когда надо и в магазин сходить и покушать приготовить и комуналку оплатить и куча прочей бытовухи) или временами проводя короткие ритриты, то можно лишь улыбнуться и пожелать удачи
А вот Вималакирти, не представляет ли его образ революцию отбрасывания отречения?
Это уровни продвинутых созерцателей, достигаемые лишь в полнейших уединениях
Если например некто говорит, что достигает дхйан, практикуя в обычных бытовых условиях (когда надо и в магазин сходить и покушать приготовить и комуналку оплатить и куча прочей бытовухи) или временами проводя короткие ритриты, то можно лишь улыбнуться и пожелать удачи
А вот Вималакирти, не представляет ли его образ революцию отбрасывания отречения, уединения? Переосмысление в городской образ.
Не знаю как с такого ракурса, для меня Арйа Вималакирти исходный образ йогина-бодхисаттвы.
И не забывайте, что это Махаяна, здесь в полной мере раскрывается отсутствие самосуществования и о какомто абсолютном вечном самосущем уединении не может идти и речи. Даже образ жизни бхикшу является ученическим, когда обучение закончено, существо помогает будучи полезным другим с которым оно взаимосвязано и которые взаимосвязаны с ним.
Это как после студенческой жизни переходишь во взрослую жизнь зрелого достойного полезного и другим человека. Для этого и практикуется
А конкретно шаматха практикуется для подготовки к випашйана, это как научиться правильно внимательно и собрано сидеть за партой. Можно конечно с этого сделать и самоцель идеально научится сидеть за партой и углублять уровни внимательности, но так можно углубиться и до поглощённости сидением так что и способности учится не будет, а можно направить внимательность и прочее - на учение, тренировку и развитие\раскрытие потенциала Будд. _________________ na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||
Не знаю как с такого ракурса, для меня Арйа Вималакирти исходный образ йогина-бодхисаттвы.
А с такого, что в махаянской мысли, отречение связывается с хинаяной, а махаяна открывает доступ более широкому кругу, не ставя ему условием совершенствования отречение, тот-же Вималакирти предстает мирянином, который превзошел шраваков. В этой же сутре, обыгрывается и ситуация с двумя монахами, которые первоначально пришли к архату Упали, которого потом наставляет Вималакирти, как тому нужно правильно мыслить. Возможно в данном направлении буддийской мысли, дхьяна уже не имеет особого значения, а имеет праджня.
№553879Добавлено: Вт 03 Ноя 20, 20:12 (4 года тому назад)
Интересно, а есть ли именно буддийские линии где самйак самадхи есть нечто иное чем соответствующее праджне направление усилия и внимательности с последующим раскрытием именно джняна ?
или например, где бхавана это нечто иное чем культивирование позитивного в уме ?
а практика созерцания\випашйана не есть рассмотрение для постижения и свыкания с постигнутым ? _________________ na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||
Освоенная дхьяна - это когда вы с дэвами общаетесь, слышите звуки, видите цвета и пр. рупалоки
Нет, освоение дхьян, узнается по их факторам, например: удержание ума на объекте медитации, однонаправленность, восторг (до третьей дхьяны). В третьей появляется фактор невозмутимости. И прочее. Ни про какие миры, как факторы дхьян, не сообщается.
Не "сообщается" в том отрывке, что вы прочитали? Это как в дзогчене "берешь и самоосвобождаешься". А всё сопутствующее не уточняется, потому что предполагается известным... Почему вы решили, что ваш "восторг" - это дхьянический восторг? Почему вы решили, что не сбиваетесь в сосредоточении, если дхьянические эффекты для тела отсутствуют? Пратитьясамутпада вам зачем дана? Если говорят, что в Америку улетают, садясь на самолет, то американцы, американская еда, англ. язык, климат, изменения тела от климата и пр и пр подразумевается. Если говорят, что, прилетев в Америку, вы испытаете восторг, то это не противоречит тому, что восторг у вас будет от американцев, климата и пр и пр.
Ученики Будды в дхьянах находили там тех, кто сделал подношение Учителю Мира, но уже умер и родился в верхних локах.
AKB пишет:
When persons in the realm of desire enter into meditative
attainments [samāpatti], enter into meditation (dhyāna), they see visible forms; they hear sounds; their
body is favored, comforted (anugrah) by a certain tangible that accompanies the bodily pliancy
(praśrabdhi) produced by the meditation (viii. 9b).476 It can be concluded from this fact that, in the
celestial abodes of the realm of fine-materiality that bear the name meditation (dhyāna; i.e., meditation
as birth [upapattidhyāna], iii. 2; viii. 1), there are [only] visible form, sound, tangible, but not taste and
odor.
Освоенная дхьяна - это очень крутая штука. А не "я решил, что это дхьяна, потому что я решил". _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Не знаю как с такого ракурса, для меня Арйа Вималакирти исходный образ йогина-бодхисаттвы.
А с такого, что в махаянской мысли, отречение связывается с хинаяной, а махаяна открывает доступ более широкому кругу, не ставя ему условием совершенствования отречение, тот-же Вималакирти предстает мирянином, который превзошел шраваков.
Бодхисаттвы преодолевают препятствия к становлению монахом только к 4-му бхуми. А Вималакирти - это так то будда уже, скорее всего, в образе бодхисаттвы. Он из Абхирати Акшобхьи и с Манджушри на равных говорит.
Будды могут не соблюдать Винайю в зависимости от ситуации. Они не все ее вводили.
В этой же сутре, обыгрывается и ситуация с двумя монахами, которые первоначально пришли к архату Упали, которого потом наставляет Вималакирти, как тому нужно правильно мыслить. Возможно в данном направлении буддийской мысли, дхьяна уже не имеет особого значения, а имеет праджня.
Высокие махаянские бодхисаттвы в Акаништхе. Это 4-я дхьяна. Вперед двигаются и сосредоточением и мудростью, поскольку они являются факторами ума, но в разном соотношении. Сосредоточение может не быть на уровне дхьян. Где то между камалокой и рупалокой, например. Тоже называется дхьяна, "сосредоточение на умелом". _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы