Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

А в тибетском буддизме дхьяна пользуется популярностью, или нет?

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Чэн



Зарегистрирован: 25.08.2020
Суждений: 521

553852СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 16:51 (3 года тому назад)    А в тибетском буддизме дхьяна пользуется популярностью, или нет? Ответ с цитатой

Сдается мне, что путь дхьян, это преимущественно в тхераваде точно, а вот в тибетском буддизме, там вектор иного пути, с выстраиванием каналов (энергетической структуры), получением сиддх, то есть практика как бы акцентирвана на продолжении сансарного бывания, но в прокаченном состоянии, чтобы к тому-же, контролировать форму рождения, место и время, плюс мотивация всякой там относительной бодхичитты, чтобы не прекращалась сансара. Может быть поэтому нет заточенности на дхьянах, а практики совершенно другого вектора? Господа и дамы, что вы думаете?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12664

553858СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 17:16 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

В дхьяны уже никто не мог во времена Наропы\Тилопы. Есть знаменитый отрывок: "...те, кто не может в дхьяну, должны упражняться в пранаяме..."

Это не значит, что 1 на 100 000 не мог, не значит, что в нее совсем бесполезно, даже если не получается. Это про очень медленный результат и редкость способных.

Йога каналов и ветров повторяет эффект от дхьян для тела. Преимущественно 1-й.

Цитата:
акцентирвана на продолжении сансарного бывания

Это махаяна-ваджраяна. Ее бодхисаттвы из камалоки и не вылезают.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Чэн
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Чэн



Зарегистрирован: 25.08.2020
Суждений: 521

553860СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 17:31 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

В дхьяны уже никто не мог во времена Наропы\Тилопы. Есть знаменитый отрывок: "...те, кто не может в дхьяну, должны упражняться в пранаяме..."

Это не значит, что 1 на 100 000 не мог, не значит, что в нее совсем бесполезно, даже если не получается. Это про очень медленный результат и редкость способных.

Что-то не нашел этого отрывка.

Я думаю, что спокойно можно освоить джханы среднестатистическому человеку, может быть не все, но достаточно. Ученики Па-Аук Саядо это делают и даже литературу по джханам издают.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
В.Н.



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 518

553863СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 17:52 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

В Будд Дхарме сохранённой в Тибете, сохранено и традиционное буддийское понимание дхйан,
если в двух словах:

1) Это уровни продвинутых созерцателей, достигаемые лишь в полнейших уединениях
Если например некто говорит, что достигает дхйан, практикуя в обычных бытовых условиях (когда надо и в магазин сходить и покушать приготовить и комуналку оплатить и куча прочей бытовухи) или временами проводя короткие ритриты, то можно лишь улыбнуться и пожелать удачи

2) При этом дхйаны это самсарные уровни небуддийских Святых и Йогинов.
Без буддийской випашйаны к Будд Дхарме отношения не имеющие.
А дхйаны глубже четвёртой вообще не пригодны к випашйана и традиционно считаются бессмысленной потерей времени.


Когда же в Махаяне используется понятие дхйана или описываются уровни\бхуми самадхи арйа-бодхисаттв, то это не о самсарных дхйанах, а о практике объединения шаматха и випашйана, о единстве дхйана и праджня парамит и далее к парамите джняна.
Здесь то или иное  самадхи всегда связано с углублением постижения вплоть до ануттара-самйак-постижения и раскрытием потенциала\сил\способностей Будд
Это не самсарные зависания в ступорах.
Конечно Арйи редкое явление.
Обычные буддисты линий Будд Дхармы сохранённой в Тибете практикуют шаматху часто входящую как аспект включённый в практики, практикуют для випашйаны аспект которой также включён в повседневные практики. Плюс данные практики имеют и другие разносторонние аспекты способствующие углублению шаматха и випашйана, как то накопления благотворных следов\отпечатков в уме, устранения вредоносных и тд.. Времена при необходимости проходя и уединения по шаматха, но шаматхи именно для випашйана. Есть и специальные практики объединяющие шаматха випашйану, в Махамудре на основе пути сутр и т.д.

_________________
na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||


Последний раз редактировалось: В.Н. (Вт 03 Ноя 20, 18:27), всего редактировалось 3 раз(а)
Ответы на этот пост: Чэн
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12664

553865СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 18:25 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Чэн пишет:
В дхьяны уже никто не мог во времена Наропы\Тилопы. Есть знаменитый отрывок: "...те, кто не может в дхьяну, должны упражняться в пранаяме..."

Это не значит, что 1 на 100 000 не мог, не значит, что в нее совсем бесполезно, даже если не получается. Это про очень медленный результат и редкость способных.

Что-то не нашел этого отрывка.

Он в закрытой лит-ре. Цитаты есть в книге ННР "Адзом Другпа 7-мь упражнений ума". И вообще вся ваджраяна - это ответ на ухудшение способностей людей к сутре.

Чэн пишет:
Я думаю, что спокойно можно освоить джханы среднестатистическому человеку, может быть не все, но достаточно. Ученики Па-Аук Саядо это делают и даже литературу по джханам издают.

Думать вы можете все, что угодно. Освоенная дхьяна - это когда вы с дэвами общаетесь, слышите звуки, видите цвета и пр. рупалоки. А ученики П.А.Саядо проводят ретриты по дзогчен аж. Что как бы намекает, что никакой освоенной дхьяны ни у кого не случается. Это просто было бы не нужно.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Чэн
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12664

553866СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 18:34 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Если мне не изменяет память, то в Ламрим Ченмо Дж. Цонкапы есть про дхьяны. Просматривал еще две книжки про классич. сосредоточение из гелук. Одна русском, в переводе А.М. Донца и вторая - перевод на англ. какого-то трактата. Это стандартная тема в ТБ, но ее мало использовали, т.к. эффект был слабый.
_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Анабхогин
Гость


Откуда: Volgograd


553867СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 18:40 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Упражнения в сосредоточении и отрешении внимания универсальны.
Наверх
Чэн



Зарегистрирован: 25.08.2020
Суждений: 521

553868СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 18:43 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Освоенная дхьяна - это когда вы с дэвами общаетесь, слышите звуки, видите цвета и пр. рупалоки

Нет, освоение дхьян, узнается по их факторам, например: удержание ума на объекте медитации, однонаправленность, восторг (до третьей дхьяны). В третьей появляется фактор невозмутимости. И прочее. Ни про какие миры, как факторы дхьян, не сообщается.


Последний раз редактировалось: Чэн (Вт 03 Ноя 20, 18:44), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Анабхогин
Гость


Откуда: Volgograd


553869СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 18:44 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Особенность ваджраяны в том, что в качестве объекта для тренировки устойчивого сосредоточения может выступать всё без исключения.
Наверх
Чэн



Зарегистрирован: 25.08.2020
Суждений: 521

553870СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 18:51 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

В.Н. пишет:
Это уровни продвинутых созерцателей, достигаемые лишь в полнейших уединениях
Если например некто говорит, что достигает дхйан, практикуя в обычных бытовых условиях (когда надо и в магазин сходить и покушать приготовить и комуналку оплатить и куча прочей бытовухи) или временами проводя короткие ритриты, то можно лишь улыбнуться и пожелать удачи

А вот Вималакирти, не представляет ли его образ революцию отбрасывания отречения?


Ответы на этот пост: В.Н.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
В.Н.



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 518

553873СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 19:24 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Чэн пишет:
В.Н. пишет:
Это уровни продвинутых созерцателей, достигаемые лишь в полнейших уединениях
Если например некто говорит, что достигает дхйан, практикуя в обычных бытовых условиях (когда надо и в магазин сходить и покушать приготовить и комуналку оплатить и куча прочей бытовухи) или временами проводя короткие ритриты, то можно лишь улыбнуться и пожелать удачи

А вот Вималакирти, не представляет ли его образ революцию отбрасывания отречения, уединения? Переосмысление в городской образ.
Не знаю как с такого ракурса, для меня Арйа Вималакирти исходный образ йогина-бодхисаттвы.
И не забывайте, что это Махаяна, здесь в полной мере раскрывается отсутствие самосуществования и о какомто абсолютном вечном самосущем уединении не может идти и речи.  Даже образ жизни бхикшу является ученическим, когда обучение закончено, существо помогает будучи полезным другим с которым оно взаимосвязано и которые взаимосвязаны с ним.
Это как после студенческой жизни переходишь во взрослую жизнь зрелого достойного полезного и другим человека. Для этого и практикуется
А конкретно шаматха практикуется для подготовки к випашйана, это как научиться правильно внимательно и собрано сидеть за партой. Можно конечно с этого сделать и самоцель идеально научится сидеть за партой и углублять уровни внимательности, но так можно углубиться и до поглощённости сидением так что и способности учится не будет, а можно направить внимательность и прочее - на учение, тренировку и развитие\раскрытие потенциала Будд.

_________________
na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||


Ответы на этот пост: Чэн
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Чэн



Зарегистрирован: 25.08.2020
Суждений: 521

553877СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 19:51 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

В.Н. пишет:

Не знаю как с такого ракурса, для меня Арйа Вималакирти исходный образ йогина-бодхисаттвы.

А с такого, что в махаянской мысли, отречение связывается с хинаяной, а махаяна открывает доступ более широкому кругу, не ставя ему условием совершенствования отречение, тот-же Вималакирти предстает мирянином, который превзошел шраваков. В этой же сутре, обыгрывается и ситуация с двумя монахами, которые первоначально пришли к архату Упали, которого потом наставляет Вималакирти, как тому нужно правильно мыслить. Возможно в данном направлении буддийской мысли, дхьяна уже не имеет особого значения, а имеет праджня.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
В.Н.



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 518

553879СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 20:12 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Интересно, а есть ли именно буддийские линии где самйак самадхи есть нечто иное чем соответствующее праджне направление усилия и внимательности с последующим раскрытием именно джняна ?

или например, где бхавана это нечто иное чем культивирование позитивного в уме ?
а практика созерцания\випашйана не есть рассмотрение для постижения и свыкания с постигнутым ?

_________________
na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12664

553885СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 22:50 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Чэн пишет:
Освоенная дхьяна - это когда вы с дэвами общаетесь, слышите звуки, видите цвета и пр. рупалоки

Нет, освоение дхьян, узнается по их факторам, например: удержание ума на объекте медитации, однонаправленность, восторг (до третьей дхьяны). В третьей появляется фактор невозмутимости. И прочее. Ни про какие миры, как факторы дхьян, не сообщается.

Не "сообщается" в том отрывке, что вы прочитали? Это как в дзогчене "берешь и самоосвобождаешься". А всё сопутствующее не уточняется, потому что предполагается известным... Почему вы решили, что ваш "восторг" - это дхьянический восторг? Почему вы решили, что не сбиваетесь в сосредоточении, если дхьянические эффекты для тела отсутствуют? Пратитьясамутпада вам зачем дана? Если говорят, что в Америку улетают, садясь на самолет, то американцы, американская еда, англ. язык, климат, изменения тела от климата и пр и пр подразумевается. Если говорят, что, прилетев в Америку, вы испытаете восторг, то это не противоречит тому, что восторг у вас будет от американцев, климата и пр и пр.

Ученики Будды в дхьянах находили там тех, кто сделал подношение Учителю Мира, но уже умер и родился в верхних локах.

AKB пишет:
When persons in the realm of desire enter into meditative
attainments [samāpatti], enter into meditation (dhyāna), they see visible forms; they hear sounds; their
body is favored, comforted (anugrah) by a certain tangible that accompanies the bodily pliancy
(praśrabdhi) produced by the meditation (viii. 9b).476 It can be concluded from this fact that, in the
celestial abodes of the realm of fine-materiality that bear the name meditation (dhyāna; i.e., meditation
as birth [upapattidhyāna], iii. 2; viii. 1), there are [only] visible form, sound, tangible, but not taste and
odor.

Освоенная дхьяна - это очень крутая штука. А не "я решил, что это дхьяна, потому что я решил".

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12664

553887СообщениеДобавлено: Вт 03 Ноя 20, 23:55 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Чэн пишет:
В.Н. пишет:

Не знаю как с такого ракурса, для меня Арйа Вималакирти исходный образ йогина-бодхисаттвы.

А с такого, что в махаянской мысли, отречение связывается с хинаяной, а махаяна открывает доступ более широкому кругу, не ставя ему условием совершенствования отречение, тот-же Вималакирти предстает мирянином, который превзошел шраваков.

Бодхисаттвы преодолевают препятствия к становлению монахом только к 4-му бхуми. А Вималакирти - это так то будда уже, скорее всего, в образе бодхисаттвы. Он из Абхирати Акшобхьи и с Манджушри на равных говорит.
Будды могут не соблюдать Винайю в зависимости от ситуации. Они не все ее вводили.

Чэн пишет:
В этой же сутре, обыгрывается и ситуация с двумя монахами, которые первоначально пришли к архату Упали, которого потом наставляет Вималакирти, как тому нужно правильно мыслить. Возможно в данном направлении буддийской мысли, дхьяна уже не имеет особого значения, а имеет праджня.

Высокие махаянские бодхисаттвы в Акаништхе. Это 4-я дхьяна. Вперед двигаются и сосредоточением и мудростью, поскольку они являются факторами ума, но в разном соотношении. Сосредоточение может не быть на уровне дхьян. Где то между камалокой и рупалокой, например. Тоже называется дхьяна, "сосредоточение на умелом".

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14  След.
Страница 1 из 14

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (0.098) u0.013 s0.003, 18 0.015 [264/0]