Канон любой школы формировался столетия. Это нормально. За один Собор не сформировался ни один закрытый канон. Тексты формировались, формулировались и добавлялись столетия. Абхидхарма-питака была у всех ранних школ.
Абхидхамма могла формироваться и формулироваться сколько угодно столетий, но проповеди Будды, как и Виная, оставались неизменными. Сутты совпадают с агамами и содержат много инфы, невыгодной для монашества (вроде того, что одна только щедрость не может привести к благородным плодам). Так что переформулировать Слово Будды рука у переписчиков всё-таки не поднималась.
Сутты Никай содержанием своих текстов, так чтоб полностью, то не совпадают с Агамами.
Например в соответствии Суттами Никай нужно проверять истинность сверяясь с Дхаммой и Винаей, а в соответствии с Сутрами Агам истинность проверяется сверяясь с Дхармой, Винаей и Дхарматой(реальностью).
Есть и немало других несоответствий, например уже както упоминаемое: отношение к женщинам. В Сутрах Агам оно не такое так сказать "презрительное\преуменьшительное\.." в тех текстах где такое может читаться в Суттах Никай. и т.д.
Винайи вообще разные варианты, и если в условно "тибетских" и "тхеравадинских" упасампадах сохранены по одному варианту Винай, то на китайском сохранены тексты ещё и других разных вариантов.
Да и даже в более современных публикациях текстов, это публикация либо одного варианта из имеющихся либо так называемые "критические" издания.
И например в принятой на последнем Шестом Соборе редакции Типитаки:
https://www.tipitaka.org/romn/
Вы можете открыть практически любую Сутту и увидите вставки в квадратных скобка (в веб публикации подсвечено синим цветом), это другие имеющиеся варианты в принятых редакциях Типитаки на Ланке, в Тайе, Камбодже ...
А сколько есть вариантов официально сейчас не принятых редакций. Не говоря уже о том сколько таких было. И те древние рукописи, что находят, они также не полностью соответствуют современным редакциям соответствующих текстов, а также разнятся и между собой.
Вообще любой текст он всегда имел хождение во многих редакциях.
И чем древней текст тем больше редакций было в ходу. Тоже касается и уровня собрания\сборника текстов, компоновки, состава.
(и это не только буддийских текстов касается) _________________ na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||
К тому же, если учесть, что "путь бодхиисаттв" в первоначальной своей форме, судя по историческим документам, адресовался правителям и царям (вспоминаем Индрабодхи), то парИнирвана для царя - не главная цель, а вот становление буддой - гораздо главнее.
На днях видел материал о том, что нирвана во времена становления буддизма считалась ступенью предшествующей ступени бодхи. Вам не встречалось такое?
Дескать, нирвана это состояние, степень при котором ум перестал испытывать вожделение, гнев, омрачения ума и чувств.
А бодхи - это степень более глубокой проработки ума, когда устранены заблуждения и ложные воззрения.
Вроде бы у Андосова такая версия была.
Нет, такого я не встречал, и учитывая, что раннебуддийское объяснение нирваны как однозначный the end of suffering, предполагаю, что описанные вами спекуляции сильно более позднего происхождения. В традиции дзен-буддизма, опирающегося на праджняпарамиту, бодхи - это как раз "врата нирваны", а не что-то, что следует после. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Понятно, что для записи была причина - распространение и популярность *дополняющих и расширяющих текстов* ветуллавады
Откуда такая версия? Кто автор?
Их несколько, в частности знаменитый тайский автор и учитель палийского буддизма бхикку Паюто, плюс это и моё мнение на основе изученного.
Вы весьма сомнительное мнение озвучиваете, как факт. Так не принято поступать в кругах разумных людей.
Для записи текстов была причина, это не могло произойти без причины. Это разумное утверждение.
Причиной было то, что появились тексты и распространились тексты, не соответствующие преданию. Так было в многих других случаях, в частности в христианской ортодоксии - буддизм отнюдь не исключение. Кроме того, указание на распространение ересей содержится в самих ортодоксальных буддистских текстах, так что это утверждение столь же разумно.
Вы в своём утверждении неправы.
Так есть же причина, которая зафиксирована в хрониках. И она совсем другая - голод, малое количество монахов, что являлось угрозой потери текстов при устной передаче. Поэтому, приняли решение записать. _________________ Буддизм чистой воды
Зависит от информации, которая добавляется/убирается, но не суть. Виная сарвастивады строже тхеравадинской на 26 заповедей, внимание вопрос, почему тхеры похерили винаю? )) Ну или вот пример попроще, в П.К. входит такой знаменитый текст, как Dhammapada и этот палийский текст является самым коротким их всех известных текстов дхармапады на санскрите и пракритах, внимание вопрос, почему тхеры похерили дхаммападу? ))
Вообще примеров можно накидать много, но тема не об этом.
Дхаммапада входит в ПК, да не одна, а с джатаками в виде комментариев (к каждой строфе прилагается одна-две джатаки). Винайных правил в тхераваде более двухсот, многие явно устарели, что говорит в пользу их неизменности.
Сутты Никай содержанием своих текстов, так чтоб полностью, то не совпадают с Агамами.
Ещё бы они слово в слово совпадали при том, что не было никаких средств связи для сверки. Тем не менее сутты в обоих списках вполне узнаваемы. Это говорит о том, что переписчики текста, никак не контактируя между собой, старались каждый свой список донести максимально точно, без цензуры и правок.
Понятно, что для записи была причина - распространение и популярность *дополняющих и расширяющих текстов* ветуллавады
Откуда такая версия? Кто автор?
Их несколько, в частности знаменитый тайский автор и учитель палийского буддизма бхикку Паюто, плюс это и моё мнение на основе изученного.
Вы весьма сомнительное мнение озвучиваете, как факт. Так не принято поступать в кругах разумных людей.
Для записи текстов была причина, это не могло произойти без причины. Это разумное утверждение.
Причиной было то, что появились тексты и распространились тексты, не соответствующие преданию. Так было в многих других случаях, в частности в христианской ортодоксии - буддизм отнюдь не исключение. Кроме того, указание на распространение ересей содержится в самих ортодоксальных буддистских текстах, так что это утверждение столь же разумно.
Вы в своём утверждении неправы.
Так есть же причина, которая зафиксирована в хрониках. И она совсем другая - голод, малое количество монахов, что являлось угрозой потери текстов при устной передаче. Поэтому, приняли решение записать.
Да, краткая официальная версия гласит: because of famine and social disruption, lack of authentic reciters... Я обратил внимание на этот момент - недостаток аутентичных декламаторов и заметил, что в к этому же времени относятся сведения о массовом распространении "не аутентичных". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Понятно, что для записи была причина - распространение и популярность *дополняющих и расширяющих текстов* ветуллавады
Откуда такая версия? Кто автор?
Их несколько, в частности знаменитый тайский автор и учитель палийского буддизма бхикку Паюто, плюс это и моё мнение на основе изученного.
Вы весьма сомнительное мнение озвучиваете, как факт. Так не принято поступать в кругах разумных людей.
Для записи текстов была причина, это не могло произойти без причины. Это разумное утверждение.
Причиной было то, что появились тексты и распространились тексты, не соответствующие преданию. Так было в многих других случаях, в частности в христианской ортодоксии - буддизм отнюдь не исключение. Кроме того, указание на распространение ересей содержится в самих ортодоксальных буддистских текстах, так что это утверждение столь же разумно.
Вы в своём утверждении неправы.
Так есть же причина, которая зафиксирована в хрониках. И она совсем другая - голод, малое количество монахов, что являлось угрозой потери текстов при устной передаче. Поэтому, приняли решение записать.
Да, краткая официальная версия гласит: because of famine and social disruption, lack of authentic reciters... Я обратил внимание на этот момент - недостаток аутентичных декламаторов и заметил, что в к этому же времени относятся сведения о массовом распространении "не аутентичных".
Эпидемия в то время свирепствовала на Ланке и голод.
В этом причина. _________________ na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||
Понятно, что для записи была причина - распространение и популярность *дополняющих и расширяющих текстов* ветуллавады
Откуда такая версия? Кто автор?
Их несколько, в частности знаменитый тайский автор и учитель палийского буддизма бхикку Паюто, плюс это и моё мнение на основе изученного.
Вы весьма сомнительное мнение озвучиваете, как факт. Так не принято поступать в кругах разумных людей.
Для записи текстов была причина, это не могло произойти без причины. Это разумное утверждение.
Причиной было то, что появились тексты и распространились тексты, не соответствующие преданию. Так было в многих других случаях, в частности в христианской ортодоксии - буддизм отнюдь не исключение. Кроме того, указание на распространение ересей содержится в самих ортодоксальных буддистских текстах, так что это утверждение столь же разумно.
Вы в своём утверждении неправы.
Так есть же причина, которая зафиксирована в хрониках. И она совсем другая - голод, малое количество монахов, что являлось угрозой потери текстов при устной передаче. Поэтому, приняли решение записать.
Да, краткая официальная версия гласит: because of famine and social disruption, lack of authentic reciters... Я обратил внимание на этот момент - недостаток аутентичных декламаторов и заметил, что в к этому же времени относятся сведения о массовом распространении "не аутентичных".
Эпидемия в то время свирепствовала на Ланке и голод.
В этом причина.
Почему в блокадном Ленинграде никто не бросился записывать сборник рассказов о Сталине?
К тому же, согласно тем же историческим источникам, записанный текст в те времена имел гораздо меньший авторитет перед устным преданием. То есть, решение о записи устного предания - читай, об "умерщвлении" живого языка - было очень непростым. Только лишь голод и болезни были тому причиной? Раньше не случалось ни голода, ни болезней? Или это был настолько чёрный год в истории Синхаладипы, что казалось будто весь мир гибнет, и унижение священного живого предания уже не так страшно?
Как-то это сомнительно. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№543167Добавлено: Вт 30 Июн 20, 11:56 (4 года тому назад)
Вот два более подробных (чем в процитированной вами, Историк, строке) описания записи канона. В обоих первой причиной называется долгий голод. В них пишут, что монашеская сангха вообще чуть не исчезла частично (the Order of monks was almost decimated partly). И что возникли опасения, что может случиться так, если такое повторится, что какие-то тексты могут быть утеряны вообще. Но также пишут и о других причинах (выделил курсивом в цитатах).
https://www.budsas.org/ebud/begin/begin4.htm#conclusions
Цитата:
About 450 years after the Buddha a famine struck Ceylon. For twelve years food was so scarce that the Order of monks was almost decimated partly, we are told, due to some of the laity turning to cannibalism. Some of the Suttas were in danger of being lost. Monks who were too weak to stand rehearsed the texts where they lay. When at last the famine ended, it was realized that the texts needed to be put into writing for their greater protection.[47] Not only the famine but -- according to Adikeram (op. cit., p. 79) -- the danger of frequent invasions from South India, the entry into the Order of irresponsible and irreligious people (on which point see Mahavamsa 33,101), and the fickle favour of kings also played a part in this decision. Accordingly, a Fourth Council was convened, wherein this was accomplished.
It was seen how, during the famine that broke out in the time of King Vattagaamani Abhaya, a great strain was put on the continuance of this form of preserving the teachings of the Tipitaka. When conditions became normal, the members of the Order considered that they could lose the teachings if any similar calamity or calamities were to occur in the future, and they decided that the time had arrived for committing these teachings to writing so that they might be preserved for future generations. The advent of schisms about this time might also have weighed strongly in favor of this decision.
Thus the members of the Order assembled at the Mahaavihaara at Anuraadhapura, took counsel together, and with the permission and encouragement of the king a convocation was held. The teachings were recited and scribes were engaged to commit to writing, on palm leaves, the Pali canonical texts (the Tipitaka) consisting of Vinaya, Sutta and Abhidhamma, and the Sinhalese commentaries. According to the Nikaaya Sangraha, a Sinhalese work of the fourteenth century dealing with the history of the Buddhist order, after the convocation at the Mahaavihaara at Anuraadhapura, the selected number of reciters and scribes, 500 in all, went to Alulena (Aluvihaara) cave temple close to Matale, in the central province. There in retirement they completed the work assigned to them and thus for the first time brought out in book form the teachings of the Buddha.
P.S. Кстати, в первой работе пишут, что после записи тексты все равно сохранялись и устно, на протяжении столетий.
Цитата:
In the centuries after this Council the texts continued to be preserved as much by recital as by manuscript, for making even one handwritten copy of the five Nikayas, of the Vinaya, and of all the material that had evolved and survived alongside them, the Abhidhamma, the Commentaries, the Chronicles, and so forth, would have been a labour of many years and then the manuscript had to be preserved against the manifold dangers of destruction. But by this time the Suttas were firmly embedded in the minds of those who learned them as being sacred and unalterable by as much as a single syllable.
№543182Добавлено: Вт 30 Июн 20, 18:40 (4 года тому назад)
Wu
Благодарю. Да, картина живописная - трудные времена, да ещё вторжение иноверцев и ереси среди своих...
А что здесь за entry into the Order of irresponsible and irreligious people? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№543191Добавлено: Вт 30 Июн 20, 19:23 (4 года тому назад)
Еще одна возможная причина - это то, что благосклонность, короля в то время, вроде как, была направлена, скорее, в сторону новосформировавшейся школы Абхаягири. Так, запись происходила в удаленной от столицы вихаре, при содействии местного вождя, а не короля, как можно было бы ожидать.
Еще одна возможная причина - это то, что благосклонность, короля в то время, вроде как, была направлена, скорее, в сторону новосформировавшейся школы Абхаягири. Так, запись происходила в удаленной от столицы вихаре, при содействии местного вождя, а не короля, как можно было бы ожидать.
Да, уместное замечание, и ведь именно из Абхая-гири шло распространение ветуллавады - апокрифических преданий. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы